«Ак жол» в своем депутатском запросе просит правительство с особым вниманием относиться к МСБ в ходе реализации антикризисных мер.
Премьер-министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Фракция Демократической партии «Ак жол» выражает поддержку усилиям государства по преодолению кризисной ситуации, сложившейся вследствие обвала цен на нефть на мировых рынках 9 марта т.г.
Эти события, как и другие торговые войны последних лет, в очередной раз создают неблагоприятные условия для роста и макроэкономических процессов в странах с сырьевой ориентацией экономик.
Тем не менее, оперативная реакция на изменения глобальной конъюнктуры со стороны руководства государства и правительства, и прежде всего – наличие подушки безопасности в лице созданного первым президентом Национального фонда – позволяют Казахстану значительно снизить негативный эффект кризиса и гарантировать выполнение социальных обязательств перед обществом.
В этой связи мы положительно оцениваем создание Штаба оперативного реагирования и принимаемые им первоочередные меры, готовы оказывать необходимое содействие правительству.
В то же время, считаем, что некоторые шаги нуждаются в уточнении.
Так, в совместном заявлении правительства и Нацбанка, в частности, говорится:
– о предотвращении необоснованного роста цен, особенно на социально-значимые товары и услуги;
– о жестком контроле за недопущением сокращения работников;
– о повышении базовой ставки Нацбанка, которая затем была резко увеличена с 9,25% до 12%.
Заявленные направления вызывают определённые вопросы в бизнес-сообществе, прежде всего, среди малых и средних предприятий.
Например, каким образом будет определяться обоснованность или необоснованность цен? Будет ли при этом учитываться вся цепочка стоимости, или опять крайними окажутся лишь непосредственные производители товаров и магазинчики у дома?
Между тем, даже не говоря об импортных товарах и сырье, оплате кредитов банкам, повторном налогообложении и т.д., значительную долю себестоимости составляют тарифы монополистов в энергетике, водоснабжении, владельцев подъездных путей, всевозможных управляющих компаний над ними, созданных, в том числе, самими акиматами.
Их аппетиты, миллионные зарплаты и бонусы сидят в хлебе, молоке, крупах, макаронных изделиях, детской одежде и т.д.
Цены на эти товары акиматы будут контролировать в первую очередь, а поборы монополистов с их производителей, как правило, остаются без должного внимания.
Относительно жёсткого контроля за недопущением сокращения работников – крайне важная мера, когда речь идёт о сырьевых гигантах, эксплуатирующих природные богатства Казахстана.
Однако распространение того же подхода на все отрасли, включая малые и средние предприятия, является неоднозначным, особенно учитывая, как наши чиновники понимают выражение «жёсткий контроль». Они и без того о «мягком» контроле никогда не слышали.
Совершенно очевидно, что на фоне происходящего объективно снизится покупательская способность населения.
А значит, сократятся и доходы предприятий, работающих с населением, которым к тому же запретили повышать цены вопреки объективным тенденциям. Из чего платить зарплату, если бизнес станет убыточным?
Маленькие трудовые коллективы нередко становятся одной семьёй, и с пониманием относятся к необходимости сократить зарплату, чтобы избежать сокращений или даже закрытия бизнеса.
В том и сила малого и среднего бизнеса, что при ухудшении конъюнктуры он может сократить издержки, а при восстановлении оборотов – снова набрать скорость. Если лишить МСБ этой возможности, он просто разорится, потому что запас прочности у него очень небольшой.
Что касается повышения базовой ставки Нацбанка, то это решение не учитывает правила контрцикличности, которое предписывает повышать проценты при росте экономики, а в кризис, напротив, делать кредиты дешевле.
И без того при нынешних ставках выживает преимущественно торговля чужими товарами. Собственное производство при таких процентах по кредитам никогда не станет рентабельным. А зависимость от импорта означает и ещё большую зависимость от валютных колебаний и цен на сырьё. Получается замкнутый круг.
Считаем, что в нынешних условиях нужно не ограничивать инвестиции, а напротив, ускорить программу несырьевой индустриализации, выделить дополнительные средства и скорее запустить работу Фонда развития промышленности, предоставить дешёвые и долгосрочные средства производству готовой продукции, прежде всего, товаров массового потребления, обеспечить честную конкуренцию и прозрачные условия на рынке. Сдерживать цены нужно у монополистов, висящих на шее у производителей и населения, а не у МСБ; максимально сократить любые непроизводственные, кредитные и коррупционные издержки предпринимателей, которые ложатся дополнительным грузом в себестоимость товаров. В дальнейшем нужны срочные меры по уходу от нефтяной зависимости и построению современной диверсифицированной экономики. Лучшим инструментом для этого является открытость и прозрачность власти и её решений перед обществом.
Демократическая партия «Ак жол» считает, что экономические реформы уже невозможны без реформирования политической системы, поэтапного внедрения институтов и принципов парламентской республики.
На основании вышеизложенного, просим в ходе реализации антикризисных мер учитывать системные причины происходящего, с особым вниманием относиться к взаимодействию с предприятиями малого и среднего бизнеса.
С уважением,
депутаты фракции Демократической партии «Ак жол»