Алматинцы опасаются, что ЕАЭС принесет «дорогую жизнь»
2014 ж. 23 мамыр
1904
1
До подписания главного документа о создании Евразийского экономического союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией остается чуть меньше недели. В Астане 29 мая главы трех стран должны будут поставить свои подписи на стратегическом соглашении. Новый экономический союз должен заработать с 1 января 2015 года.
Еще в далеком 1994-м Нурсултан Назарбаев в Москве предложил создать этот альянс. На протяжении 20 лет идея создания «общего рынка» обсуждалась в высших эшелонах власти. Проект договора о создании ЕАЭС пересматривался несколько раз, и постоянно всплывали встречные претензии и неточности.
С казахстанской стороны Назарбаев регулярно заявлял своим будущим партнерам по новому союзу о "недопустимости политизации ЕАЭС". «Договор о его создании должен содержать только экономические положения, и задача Комиссии ЕАЭС не допускать включения в договор о создании союза положения, выходящие за пределы интеграции. Охрана границ, единый уголовный кодекс – это уже политика и потеря суверенитета», - заявлял Назарбаев. Дело в том, что в РК болезненно воспринимают идею воссоздания СССР. О подобной теории политологи как России, так и Казахстана говорят на протяжении нескольких лет. Масла в огонь подливают и выпады со стороны главы ЛДПР Владимира Жириновского и председателя Верховного совета Хакасии Владимира Штыгашева, которые заявляли о территориальных претензиях к Казахстану.
Однако главный показатель, который действительно беспокоит казахстанского президента, - низкий уровень экспорта казахстанских товаров на рынке Таможенного союза. К примеру, товарооборот России со странами ТС на 2013 год составил почти $60 млрд, тогда как Казахстан поставил продукции почти в 3 раза меньше - всего на $24 млрд. Выйдя на новый рынок, республика остается зависимой от нефти. Самым «ходовым товаром» в союзе является сырье. В 2013 году 76% экспорта Казахстана пришлось на нефть и газ, остальная часть - на металлы (10%) и зерно (3%).
Но, несмотря на подобные пессимистические прогнозы, Казахстан делает ставку на новый союз. По мнению аналитиков, через несколько лет республика нарастит уровень экспорта в несколько раз.
Редакция Total.kz решила узнать, какие перспективы видят в новом союзе обычные казахстанцы и что они вообще знают об ЕАЭС.
По нашей просьбе алматинцы – студенты, пенсионеры, учителя и военные - подробно рассказали о том, что они знают или не знают о союзе и на надеются ли увидеть что-то более реальное и ощутимое уже после подписания договора.
В нашем опросе участвовало свыше 30 жителей города. Большая половина опрошенных честно признались, что ничего не знают о Евразийском экономическом союзе (большинство из этой категории опрошенных составила молодежь). Часть участников опроса отметила, что они поверхностно знакомы со стратегическими планами Казахстана.
Но нашлись и те, кто действительно испытал на себе изменения после вступления Казахстана в Таможенный союз, который стал своего рода прообразом ожидаемого ЕАЭС и его логической трансформацией. При этом не сообщается, что с начала работы Евразийского экономического союза прекратит свое существование ТС. Ниже мы приводим самые интересные высказывания жителей города.
Куралай, 50 лет, предпринимательница
По моему мнению, в Евразийский экономический союз входят все бывшие страны СНГ. После того как страна вступила в Таможенный союз, я не заметила особых изменений в жизни. Какие раньше были условия, такие и остались. Я все-таки считаю, что каждая страна должна быть экономически независимой и идти по собственному пути.
Лев, 60 лет, бывший военный
Я считаю, что этот союз нам невыгоден ни в политическом, ни в экономическом смысле. Мне сейчас 60 лет, и 20 из них я занимаюсь бизнесом. После того как Казахстан вступил в Таможенный союз, моя жизнь изменилась в худшую сторону. И я сейчас говорю не эмоциями, а стараюсь оценивать события и последствия. Новый союз должен стать локомотивом экономики, но я опасаюсь, что мы упадем. Прежде чем создавать союз, нам нужно привести собственную экономику в порядок, учитывая все реалии жизни. Союз мог бы быть нам выгодным, если бы у нас в стране не было высокого уровня коррупции.
Айдын, 37 лет
В Евразийский союз пока входят Казахстан, Россия и Белоруссия. После того как мы начали тесно взаимодействовать в рамках Таможенного союза, в наших магазинах появилось больше различных товаров и продуктов из этих соседних стран. Теперь есть из чего выбирать. Я думаю, что было бы хорошо, если бы в новый союз также вступили Кавказские государства - Армения, Грузия, Азербайджан. Нам будет проще путешествовать.
Баглан, 21 год, студент
Я не знаю ни про Евразийский, ни про Таможенный союз. Мне это неинтересно.
Назиля, 54 года
В Евразийский союз входят Белоруссия, Киргизия и Казахстан. Думаю, что в скором будущем войдет и Узбекистан, и остальные соседние республики. Не могу сказать, что жизнь изменилась. Как всегда было, что на все не хватает зарплаты, так и есть. Но я думаю, что это произошло из-за февральской девальвации.
Алишер, 23 года, безработный
Я думаю, что в Евразийский союз входят те страны, которые и находятся на евразийском материке. Мне кажется, что жизнь меняется в лучшую сторону, потому что укрепляются отношения с соседями.
Кайныш, 67 лет
Я точно не скажу, какие страны входят в этот союз, но точно скажу, что он будет полезным и выгодным. В первую очередь мы будем развивать наши экономики, традиции наших стран. Нам представится мирная и благополучная жизнь. Я думаю, что после того как союз заработает на полную мощь, мы сами убедимся в этом. У нас качественно поднимется уровень образования, медицины и других социальных показателей.
Дмитрий, 42 года
Знаю, что новый союз создается между тремя государствами - Казахстаном, Россией и Белоруссией. Несмотря на возможные плюсы, думаю, Казахстану нужно действовать и развиваться самостоятельно. Такие выводы я смог сделать, после того как мы вступили в Таможенный союз. Мне от него не стало ни хорошо, ни плохо.
Ирина, пенсионерка, 62 года
Кто же не знает, что такое Евразийский экономический союз? Туда входят три страны - Россия, Казахстан и Белоруссия. В ближайшие годы собираются вступить Азербайджан и Киргизия. Я думаю, что обычные казахстанцы не видят особенных изменений в жизни. За то время, что мы вошли в Таможенный союз, наши цены только росли. Но при этом уровень доходов остался тот же. Я пенсионерка, мне особых вещей не нужно. Больше, чем за себя переживаю за нашу молодежь, которой еще учиться и воспитывать детей.
Джамиля, 30 лет, учитель
Я думаю, что любая интеграция и дружба пойдут нам на пользу. В мире происходит много страшных вещей, и в этот момент важно иметь друзей.
Ирина Ярунина