Дожили! Страной управляет детский сад?
2016 ж. 27 тамыз
3477
2
Во многих ведомствах в основном трудятся молодые люди: «на приличных должностях сидят ребятишки, которые даже не понимают, для чего они туда посажены». Известная «политика и экономика племянников и зятьев» за последние годы расширилась. У большинства крупных чиновников «подпирает плечо» или брат, или сват, или сын, или племянник, или зять – это имеет системный характер. Это одна из основных причин кризиса в экономике, социальной сфере, безработицы, заметного отъезда молодежи за рубеж и т.д.
Страной управляет детский сад?
Весной прошлого года в СМИ появилась новость о том, что Казахстан занял 37 место по показателю развития человеческого капитала среди 124 стран мира. Если кратко, то человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производственный труд, качество жизни.
Трудно судить об объективности этого показателя, но, к примеру, по охвату средним образованием Казахстан занял в последние годы 29 и 41 места. Уровень грамотности казахстанцев сейчас составляет 99,6%. По этому показателю мы занимаем 14-ое место среди 177 стран мира и 1-ое место в Азии. В рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2013 и 2014 годах наша страна заняла 50-е место среди 140 стран мира. По итогам исследования 2015 года в общем рейтинге конкурентоспособности на 2015-2016 годы Казахстан занял 42-е место среди 140 стран мира.
Казалось бы, имея вышеуказанные данные, интеллектуальный потенциал, несметные богатства в виде различных полезных ископаемых, сравнительно небольшое население, огромную территорию, значительный рост ВВП на душу населения, Казахстан реально мог стать процветающей страной с состоятельными гражданами. Однако этого не произошло – несостоятельность многих экономических позиций «весомо, грубо, зримо» проявилась в «свободном плавании» в ЕАЭС и в нынешний экономический кризис.
Не сказать, что у нас развитие экономики не планируется – одних Стратегий и Государственных программ огромное количество, однако большая часть из этих планов громадье осталась лишь на бумаге. Некоторые из них превратились в чисто пропагандистские тренды, в которых «шершавым языком плаката» примеривался и сингапурский, и финский, и канадский и другой опыт. Не говоря о «центральноазиатском барсе», который вроде бы должен потеснить «азиатских тигров», но он остался в программах, «где забытый мяукал котенок».
Конечно, возникают вопросы: кто пишет «докладные записки», те же планы громадье, кто отслеживает их экономическую целесообразность, прагматизм, окупаемость, соответствие с законами и их практическую реализацию? Немало прорывных проектов после их воплощения в жизнь по разным причинам оказывались нежизнеспособными. Лишь в последнее время на официальном уровне стали говорить о необходимости выполнения принятых госпрограмм.
Не секрет, что во многих министерствах и департаментах в основном трудятся молодые люди, которые начинали работу не с «низов». Есть отрасли, где опыт работы имеет исключительное значение для ее управления, например в сельском хозяйстве: управленец на деле должен знать, чем и как кормят скот, как его содержат, как организовывают отгонное животноводство, зачем нужно лиманное орошение, чем отличается орошение крупных хозяйств от мелких и т.д. Судя по проектам, программам Минсельхоз, сомнительно, что в управлении сельским хозяйством есть бывшие «колхозники». Поэтому даже законопроекты пишутся «не по теме», например, проект закона «О сельхозкооперации» в свое время был скопирован с действующего закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью.
О «детском саде» в ведомствах говорил и президент Нурсултан Назарбаев в начале 2010 года. «Сегодня в наших ведомствах на приличных должностях сидят ребятишки, которые даже не понимают, для чего они туда посажены. Я недавно давал поручение по «КазМунайГазу»: разобраться, какие жалобы были. Сидят ребята, которые не знают, что они там делают. Как их подбирали?» – возмутился тогда глава государства. По его словам, «15-20 процентов молодых специалистов достойно работают на своих местах, учатся, бывают на местах, разбираются в производстве», «а у остальных, кроме понтов, кто к какой клановой группе относится, и желания перепрыгнуть на большое теплое место, нет», в министерствах и ведомствах «поощряют таких людей». Следует добавить, что 15-20 процентов реальных трудяг не определяют стратегию развития ведомств, тем более – финансовые потоки.
Почему не развивается МСБ
Неудивительно, что АО НК «КазМунайГаз» под руководством «ребятишек» наделал долгов на 18 млрд долларов (!). И, чтобы погасить часть долга, КМГ продает 50% акций KMG Kashagan B.V. своей материнской компании ФНБ «Самрук-Казына» за 4,7 млрд долларов, где тоже полно «детского сада». За что летом 2014 года президент Назарбаев подверг критике: «И в «Самруке» кого только не принимают и еще главными менеджерами называют. Девчонок, которые только школу окончили».
По словам депутата Азата Перуашева, 88,3% внешнего долга Казахстана (более 157 млрд долларов) приходится на долю квазигосударственного сектора (а ФНБ «Самрук-Казына» является субъектом этого сектора), который продемонстрировал просто удручающие темпы прироста (31,3%).
Азат Перуашев также поведал о степени ответственности в квазигосударственном секторе. Оказывается, каждая конкретная компания на основе правил устанавливает собственные требования. Более того, за нарушение предусмотренных правил отсутствует какая-либо ответственность должностных лиц, кроме дисциплинарной. Наглядный пример: по данным АЗК, в 2012 году за нарушения в сфере госзакупок было наказано 2509 чиновников, из них 1026 привлечены к административной и уголовной ответственности. А за тот же период в квазигосударственном секторе за нарушения при закупках были наказаны лишь 118 менеджеров и все они отделались только дисциплинарными взысканиями. Хотя объемы закупок в указанный год здесь были в 5 раз больше. Разница между действенностью Закона и Типовых правил налицо.
Не секрет, что родственники в крупных организациях «прикрывают тылы» друг другу, поэтому они не несут никакой ответственности и остаются безнаказанными. Этому способствуют и Типовые правила, о чем сказал депутат. Это является причиной того, что нет ответственности за деятельность кадров. Само тестирование чиновников вызывает уже коррупцию.
Следует также отметить, что львиная доля инвестиций, налоговые льготы, миллиардная помощь государства и другие преференции достаются опять-таки квазигосударственному сектору. А малый и средний бизнес, сельское хозяйство, разнообразное производство и т.д. лишены этого.
Покойный архитектор сингапурского чуда Ли Куан Ю отмечал: «В вопросах демократии важно помнить, что для создания открытой политической конкуренции и свободных СМИ нужно, чтобы 40-50% населения принадлежали к среднему классу, т. е. имели доход выше $5000 в месяц и были хорошо образованны».
Судя по всему, нам не видать ни свободных СМИ, ни развитого МСБ, ни демократии, ибо это противоречит идеологии и практике «детского сада».
Казахстанское «воспроизводство» чиновников
Чтобы убедиться в патронажно-клановой системе, достаточно взять кадровый состав национальных компаний и проанализировать фамилии, имена, отчества на родство. Об этом, кстати, немало статей в СМИ.
Излишне говорить, что выстроенная «политика и экономика племянников и зятьев» порождает коррупцию и сводит на нет суть меритократии, которая у нас афишируется. Меритократия состоит в том, что властвовать должны наиболее талантливые люди, невзирая на их социальную, половую, этническую принадлежность. И этих талантливых людей во властные органы необходимо привлекать на основе справедливой системы отбора, чего у нас нет. Если в советское время способные дети из простых семей становились лидерами, то сейчас они во вторых и третьих ролях или уезжают в другие страны.
По данным социологического исследования Казахстанского института стратегических исследований одним из основных механизмов отбора кадров для органов власти Казахстана являются родственные или дружеские отношения (54,2%). По мнению общественности, место в госслужбе можно получить благодаря профессионализму (47,6%), а также «купив» должность (41,1%).
Несмотря на критику президента Назарбаева, кровно-родственно-клановая (клиентно-патронажная) основа нашей кадровой политики как была, так и осталась доминирующей – как говорится, родственник на родственнике сидит и родственником погоняет, и это поставлено на «промышленный поток». У большинства крупных чиновников «подпирает плечо» или брат, или сват, или сын, или племянник, или зять – это имеет системный характер.
Не сказать, что в других странах чиновники не «воспроизводятся», но Казахстан в этом плане «впереди планеты всей». Это подтверждает не только кадровый состав, но и высокий уровень коррупции, сказочные состояния крупных чиновников, рекордный отток капитала за рубеж, огромный внешний долг: ведь большой долг для развивающейся страны означает одно – из нее вывозят капитал. Об этом свидетельствуют и отдельные судебные процессы, и бывшие крупные чины, по разным причинам покинувшие Казахстан и др.
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz