Что за внебюджетный механизм с миллиардными обязательными платежами?

Очередной внебюджетный механизм с миллиардными обязательными платежами раскритиковали в «Ак жоле». Соответствующий депутатский запрос фракции по обращению компаний по утилизации автомобильных шин с жалобой на нарушение их прав был озвучен 20 сентября на пленарном заседании Мажилиса Данией Еспаевой.

Речь идет о вступившем в силу с января этого года принципе расширенных обязательств производителей (импортеров) – РОП, оператором которого является частное ТОО «Оператор РОП». В Экологический кодекс РК внесена целая глава, регулирующая деятельность РОП и направленная на сокращение объемов загрязнения окружающей среды техническими отходами. В феврале т.г. на заседании Отраслевого комитета Минэнергетики было принято решение о финансировании сбора, транспортировки, обезвреживания, переработки, утилизации использованных шин на основании заключаемых с переработчиками прямых договоров.

«Однако, согласно обращению, «Оператор РОП» в настоящий момент не заключает прямые договора с переработчиками, а проводит тендеры, при том, что совокупная мощность предприятий по утилизации (40 тыс. тонн) в 7,5 раз меньше ежегодного объёма выбрасываемых автошин (300 тыс. тонн). Для чего проводить тендеры среди 20 предприятий, когда объём работы хватит ещё на 150 таких же заводов? – говорится в запросе. – И при этом, на момент обращения предприятий, ещё не было заключено ни одного договора и не уплачено ни одного тенге. Хотя в сам РОП обязательные платежи уплачиваются импортёрами наряду с налогами, с той разницей, что налоги идут государству, а эти платежи – не совсем понятно: кому именно».

Даже сама оплата искусственно разделена на две части: за переработку (утилизацию) шин и услуги по их транспортировке, хотя предприятия-переработчики могли бы услуги транспортировки обеспечить самостоятельно.

За утилизацию отходов оплата предусмотрена в размере менее 10% от всей суммы, а стоимость транспортировки, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг составляет более 90%.

Получается, что заводы-переработчики, которые являются главным субъектом данной отрасли, получают мизерную часть оплаты, тогда как львиная доля достаётся каким-то другим лицам.

Но и при этом компенсация за переработку автошин производится только при условии убыточности предприятия-переработчика. Таким образом заранее создаются условия для целенаправленной ликвидации предприятий.

В связи с отсутствием прозрачности во взаимоотношениях РОП с предприятиями-переработчиками отходов возникают и обоснованные опасения по поводу эффективности данной программы в целом и её практического влияния на защиту окружающей среды от технических отходов.

В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит Правительство дать обоснованное разъяснение по следующим вопросам:

1. С чем связана позиция Правительства, отказавшегося от права участия в качестве акционера при создании «Оператора РОП», в нарушение пункта 4-1) ст. 16 Экологического кодекса РК?

2. Как Правительство намерено обеспечить прозрачность и эффективное использование поступаемых на счета «Оператора РОП» обязательных платежей от импортёров товаров, учитывая, что (по данным открытых источников) запланированы поступления в размере 140 млрд. тенге.

3. Предусматривается ли принятие нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение «Оператора РОП» и статус собираемых им денежных средств? Что это, если не налог? А если это налог, то почему им распоряжаются в частном порядке и в обход бюджетных процедур?

Кроме того, депутаты «Ак жола» предлагают:

1. Создать открытую и прозрачную систему взаимодействия между всеми участниками системы РОП.

2. Решить вопрос о заключении с заводами-переработчиками отходов шин прямых долгосрочных договоров, без проведения тендеров.

3. Объединить стоимость услуг по переработке (утилизации), транспортировке, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг.

4. Провести анализ деятельности ТОО «Оператор РОП» в части обоснованности расходования средств, собранных им от импортеров (производителей) товаров.

qazaquni.kz