Реакция депутата на волне водной проблемы

                                                                                  ОТКЛИК

                 На электронную почту редакции поступило письмо от члена Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию  Андрея Бегенеева. В нем отмечается: «Уважаемая редакция газеты «Қазақ үні»! С большим удовлетворением прочитал статью «Ислам Абишев: выход из водного кризиса через модернизацию и централизацию», опубликованную в газете 29 января 2013 года №4 (568). Поэтому весьма благодарен за ее публикацию. Считаю, что статья актуальна и созвучна с моим депутатским запросом, поддержанным моими коллегами. Полагаю, что это заинтересует Вас и Вы сочтете нужным опубликовать запрос с ответом на страницах Вашей газеты. Полагаю, что мы тем самым продолжим освещение и внесем совместный вклад в решение водного вопроса. 1 февраля 2013 года». Редакция, в свою очередь, признательна депутату Андрею Бегенееву за оперативную реакцию на нашу публикацию, всецело солидарна со словами народного избранника о важности и необходимости решения водного вопроса и желает успехов в законодательной работе.

Своевременный запрос по актуальной теме

В последние десятилетия проблема обеспечения водой вышла на первые позиции во всем мире – прогнозируется, что дефицит воды будет существенно влиять на экономическое развитие многих стран и усилит противоречия между ними. Например, в Центральной Азии значительно ухудшились отношения между отдельными республиками из-за водной проблемы. А Казахстан по водообеспеченности занимает последнее место среди стран СНГ: здесь на 1 кв. км приходится всего 37 тыс. кубометров воды, а на одного человека всего 6 тыс. кубометров воды в год. Значительные потери в водопользовании в Центральной Азии вызваны устаревшей системой земледелия, когда расход воды на единицу продукции в 3, а иногда и в 5-10 раз превосходит мировые показатели. Именно по этой причине председатель Комитета по водным ресурсам Ислам Абишев видит выход из водной проблемы в совмещении модернизации водной системы, новых технологий, централизованного управления водными ресурсами с экономным использованием воды и выделяемого бюджета. Теперь обратимся к депутатскому запросу Андрея Бегенеева от 26 декабря 2012 года, в котором так же звучит проблема рационального использования воды. «Премьер-Министру Республики Казахстан Ахметову С.Н.  Депутатский запрос. Уважаемый Серик Ныгметович! С каждым годом вопрос эффективного использования водных ресурсов в Республике Казахстан становится все более злободневным. На фоне растущего влияния изменения климата на суше, особенно в засушливых районах планеты, все острее встает вопрос водообеспечения населения и развития секторов экономики, зависящих от воды. Актуальность темы подтверждают итоги Круглого стола по  проблемам трансграничных рек, проведенного в декабре текущего года Комитетом по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая провозгласила 2013 год Международным годом водного сотрудничества. Одним из соавторов резолюции является  Казахстан. О необходимости эффективного использования водных ресурсов сказано в Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства». На основании вышеизложенного, просим предоставить информацию о планируемых Правительством мерах (вопросы депутатов приведены ниже – в ответе главы правительства – ред.). Считаем, что освещение данных вопросов целесообразно в рамках Правительственного часа в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, проведение которого депутаты Комитета по вопросам экологии и природопользованию – члены фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, просят предусмотреть в предстоящем 2013 году. С уважением, Андрей Бегенеев, А.Милютин, Ш.Утемисов, Н.Ашим, Е.Дошаев, Ж.Дюсенгалиев, Е.Капель, В.Киянский, А.Мурадов, А.Пепенин, А.Самакова, И.Умурзаков, О.Киколенко, М.Бегентаев, У.Садибеков, А.Кожахметов».

                          Ответ главы правительства

«Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Уважаемые депутаты! На Ваш депутатский запрос относительно эффективного использования водных ресурсов в республике сообщаем следующее. По водообеспечению населенных пунктов Казахстана. Вопросы водообеспечения городских и сельских населенных пунктов в настоящее время решаются в рамках Программы «Ақ бұлақ» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства № 570 от 24 мая 2011 года. В Программе предусмотрены меры по внедрению системного подхода при строительстве новых объектов водоснабжения и водоотведения и реконструкции действующих. На реализацию Программы в 2012 году было выделено из республиканского бюджета 123,8 млрд. тенге (в2011 г. – 106,7 млрд. тенге). На эти средства реализованы 337 проектов по городскому и сельскому водоснабжению и водоотведению, реконструированы 5,3 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения. В результате принятых мер доступ к централизованному водоснабжению в городских населенных пунктах увеличился с 82% в 2011 году до 84%, по сельским населенным пунктам с 42,5% до 43%. Наряду с этим пунктом 22 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» предусмотрена разработка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана.  При этом на первом этапе до 2020 года решаются проблемы обеспечения населения питьевой водой, на втором этапе до 2040 года – обеспечение потребностей орошаемого земледелия. Планируется ли Правительством в одни руки регулирование управлением водных ресурсов в Республике Казахстан как поверхностными, так и подземными источниками? Указом Главы государства от 16 января 2013 года № 466 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Министерству охраны окружающей среды переданы функции охраны и надзора за рациональным использованием природных ресурсов, формирования государственной политики управления водными ресурсами, а также функций и полномочий по управлению водными ресурсами, за исключением вопросов мелиорации. Решение проблем трансграничных рек. Есть ли механизм мониторинга выполнения межгосударственных обязательств по данному вопросу? В целом международные обязательства по стоку (вододелению) трансграничных рек регулируются соответствующими соглашениями со всеми сопредельными странами, за исключением Китайской Народной Республики (далее – КНР). Вопросы вододеления с КНР находятся на стадии проработки. Мониторинг выполнения обязательств по трансграничным водам проводится на основании данных государственной сети гидрологического мониторинга поверхностных вод РГП «Казгидромет», а по межгосударственным водохозяйственным сооружениям ведомственными гидропостами Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства. Насколько изучены, разведаны и подтверждены запасы подземных вод? И насколько они перспективны на будущее? В настоящее время в республике разведано 1552 месторождений (1967 участков) подземных вод. Утвержденные запасы подземных вод, находящиеся на государственном балансе, составляют 42,2 млн. м3/сут, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения – 13,7 млн. м3/сут, производственно-технического водоснабжения – 2,1 млн. м3/сут, орошения земель – 18,0 млн. м3/сут, хозяйственно-питьевого                  и               производственно-технического водоснабжения – 2,1 млн. м3/сут, хозяйственно-питьевого водоснабжения и орошения земель – 1,1 млн. м3/сут и комплексного использования – 4,3 млн. м3/сут. Запасы подземных вод оценены при условии 95%-ной их обеспеченности, что отвечает 1 категории систем водоснабжения по надежности подачи извлекаемой воды в требуемых количествах и качестве. Разведанные запасы подземных вод формируются за счет восполняемых естественных ресурсов (атмосферные осадки, речной сток и др.) и утверждаются на 25 лет, после которых требуется их переоценка. Гидрогеологические особенности страны предопределили неравномерность территориального распределения ресурсов хозяйственно-питьевых подземных вод, что влияет на водообеспеченность отдельных регионов: около 50% ресурсов сосредоточено на юге страны, 30% – в центральном, северном и восточном регионах, и менее 20% – на западе. В целом, ресурсами пресных подземных вод (млн. м3/сут) обеспечены Алматинская (16,50), Восточно-Казахстанская (6,45), Павлодарская (3,8), Южно-Казахстанская (2,06), Актюбинская (1,9) области, другие области частично обеспечены. Крайне ограничены ресурсами (млн. м3/сут) Акмолинская (0,42), Западно-Казахстанская (0,35), Атырауская (0,22) и Мангистауская (0,26) области. Общий отбор подземных вод составил 2,3 млн. м3/сут. Наибольший водоотбор осуществляется (млн. м3/сут) в Алматинской (0,63), Восточно-Казахстанской (0,27), Костанайской (0,26) и Южно-Казахстанской (0,26) областях, наименьший – в Атырауской (0,005), Акмолинской (0,018) и Западно-Казахстанской (0,033). Республика имеет большие перспективы по 3-х кратному приросту запасов подземных вод. Так, по результатам гидрогеологических исследований, в 2004 году прогнозные ресурсы составили 100,5 млн. м3/сут, в том числе пресных подземных вод – 63 млн. м3/сут.  Ведется ли мониторинг состояния малых рек и озер? Каков их потенциал в экономике нашей стран? В Казахстане имеется около 8 300 малых рек длиной 10-200 км, не считая водотоков длиной менее10 км, число которых превышает 76 тысяч. В целях оценки экологического состояния водных объектов ведется мониторинг качества воды на 71 реке. Из них более половины водотоков (58% или 41 река) являются малыми реками, в том числе 11 – трансграничные. Осуществляется учет количества водных ресурсов на 254 гидрологических постах, расположенных на крупных, средних и малых водотоках. Ведется постоянная работа по расширению государственной сети пунктов гидрологических наблюдений. Так с января 2012 года начали функционировать 7 новых гидрологических постов, расположенных на малых реках, в том числе на одной трансграничной (река Саргоу – на границе с Кыргызской Республикой). Учитывая хрупкий экологический баланс малых рек и озер, пунктом 3 статьи 121 Водного кодекса регламентировано, что водозабор из них может производиться лишь после изучения уполномоченным органом последствий такого водопользования на их состояние и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В этой связи их потенциал в основном используется для рекреационных целей, разведении рыб и других водных животных. Проводятся ли научные исследования и как они финансируются в области рационального использования водных ресурсов, в том числе нормы полива сельскохозяйственных культур? В республиканском бюджете на 2013-2015 годы в рамках расходов по бюджетной программе 211 «Регулирование использования и охраны водного фонда, обеспечение функционирования водохозяйственных систем и сооружений и мелиорация земель» предусмотрены средства в сумме 0,7 млрд. тенге, в том числе на 2013 год – 0,5 млрд. тенге, на разработку методической документации и проведение исследований в области использования водных ресурсов. Кроме того, в текущем году запланированы средства 7,0 млн. тенге на пересмотр действующего норматива удельных затрат воды при орошении сельскохозяйственных культур на системах регулярного и лиманного орошения с учетом современных и перспективных водосберегающих технологий и технических средств. В этих нормативах планируется уточнить существующие агроклиматические, эколого-мелиоративные и гидромодульное районирование орошаемых земель в пределах каждого водохозяйственного бассейна. С. Ахметов». Как можно заметить по ответу Премьер-Министра, правительство уделяет огромное внимание вопросу эффективного использования водных ресурсов нашей страны. С изменением климата и ростом экономического развития республики проблема воды со временем будет возрастать. По мнению ряда экспертов, необходимо создание Агентства водных ресурсов РК, что дало бы этому ведомству больше полномочий, возможностей и средств для разрешения водной проблемы.

                                                          Подготовил Дастан ЕЛЬДЕСОВ