КОГДА МЫ СТАНЕМ КАЗАХАМИ?

4
1678

С 1994 года в Казахстане идут жаркие дискуссии о значении термина «на­ция», становлении и развитии нации. Именно с этого года впервые стали употреблять понятие «казахстанская нация», которое должно было «перекрыть» существовавшее с советских времен обозначение «казахская нация». С принятием Доктрины национального единства эти споры пошли на убыль, хотя до сих пор слышны их отголоски. Этому способствует перспектива вхождения Казахстана в состав Евразийского союза. Последний всплеск пришелся на окончание летней Олимпиады, в которой медали принесли в основном представители некоренной национальности. К тому же в новых биометрических удостоверениях личности может отсутствовать графа «национальность»: сведение о национальности дается по желанию владельца документа. То есть, информация о национальной принадлежности не обязательна.

Олимпийское
определение нации
Лондонская Олимпиада, как ни странно, вывела в нашей стране на первую полосу национальную тематику, особенно в социальных сетях: мол, золотые медали заработали неказахи, а казахстанцы, и посему быть казахстанской нации.
«Политолог Айдос Сарым говорит,
что никакого противоречия в этих двух при­мерах – Олимпиада и «паспортный» спор – не видит. По его мнению, слово «ка­зах» превращается в понятие, означающее гражданскую национальность. «В Казахстане есть только одна национальность. Это казахская национальность. Этот этнический показатель свойственен не только нам, давайте рассматривать его как название единого государства. Зару­беж­ный журналист или политолог о каждом гражданине Казахстана говорит как о казахе. Следовательно, похоже на то, что сами казахи до сих пор страдают таким дуализмом. В такой момент берем то, что выгодно для себя, в другое время – начинаем разделять. Нужно признать это», – го­ворит Айдос Сарым. Сарым считает, что через 10 лет понятие «казахстанец» полностью себя изживет и его место займет по­нятие «казах».
Политолог Рустем Кадыржанов много лет изучает национальные проблемы, и он говорит, что сценарий создания гражданской национальности будет эффективен в том случае, если народ будет говорить на одном языке. «Для этого нужна «культурная ассимиляция». К примеру, возьмем турок. В Турции все этнические группы говорят на турецком языке. Их объединяет язык, культура. У них произошла ассимиляция. Или возьмите поляков. В Польше живут бывшие украинцы и белорусы. Они ассимилировались, говорят по-польски, стали поляками. И у нас должен произойти этот процесс. Казахский язык и культура должны стать общими для всех. Тогда мы станем единой нацией», – говорит Рустем Кадыржанов. По его словам, в первую очередь сами казахи должны стопроцентно говорить на казахском языке и тогда представители других национальностей начнут говорить на нем. В Казахстане, говорит политолог, есть первоначальные признаки этого, многие топонимы уже звучат по-казахски. Однако, по мнению Кадыржанова, это долгий процесс» (Макпал Муканкызы. Многогранный национализм, проявившийся во время Олимпиады. 21.08.2012, http://rus.azattyq.org).

Принцип «и-и»,
а не принцип «или-или»
В этих дискуссиях столкнулись точки зрения двух типов формирования нации: гражданского и этнокультурного. Эти типы взаимосвязаны, отчасти взаимообус­ловлены. Рассуждая о языковом, национальном строительстве, у нас «модно» «открывать Америку»: приводить в качестве примера разные страны, забывая, что в каждой стране формирование и развитие нации имеет свои особенности – оно «индивидуально». Не говоря о таких различиях в устройстве государства, как унитарное, федеративное, конфедеративное и т.д., а также мононациональное, многонациональное, особенности исторического развития и другие факторы. Например, в Казахстане, возможно, не было бы такого явления как шовинизм или национализм, если не было бы колониализма. Траектория развития нашей страны после получения независимости во многом связана корнями с колониальным прошлым.
Конечно, в какой-то стране может пре­обла­дать этнокультурный тип, в дру­-
гой – гражданский тип, а в третьей – симбиотический или неопределенный. Например, во Франции любой ее гражда­-
нин – француз. Франция известна своим «жестким» языковым законодательством, согласно которому каждый французский гражданин, независимо от происхождения, обязан учиться в школе на французском языке, обязательно употребление французского языка в тех сферах, где он может испытывать конкуренцию с английским. А в США – совсем другая система национального ориентира.
С самых первых дней независимости в основу казахстанской идентичности властью был заложен принцип не этничности, а гражданственности. А что говорит казахстанская наука об этом? Профессор Рустем Кадыржанов считает, что во многих государствах «в решении этого противоречия доминирует принцип «и-и», а не прин­цип «или-или». Этим способом является концепция и практика формирования единой нации как гражданского сообщества вокруг крупнейшего по численности и наиболее влиятельного в политическом отношении казахского этноса» (сб. «Казахстанская модель межэтнического согласия: проблемы и перспективы». Ал­маты. КИСИ, 2007).
Как говорит Дос Кошим: «Это стратегическая ошибка – противопоставлять гражданскую общность этнической. Это разноплановые понятия. Этническая общность может быть и гражданской, если в стране развиты гражданские общество, институты, например в Японии. И наоборот, гражданская общность может состоять из этнических сообществ, как в Великобритании».
Тем не менее, в течение нескольких лет многочисленные русскоязычные авторы разрабатывали, пропагандировали «казахстанскую нацию», конкурентоспособность нации, слияние культур, реквием по «нациям» и т.д. Но вы тщетно будете искать в этой «нации» языковую, культурную, идеологическую основу. А ведь это не абстрактное понятие: «казахстанская нация» должна говорить на каком-то языке, иметь какую-то идеологию, культуру. Но именно эти «мелочи» наши идеологи «искусно» обошли по очень простой причи­-
не – игнорирования казахского языка, культуры, истории.
Эти проблемы – проблемы национального развития – были актуальны у нас и сто лет назад. Деятели «Алаш Орды» выступали против русификации казахов, за казахский язык обучения, за национальную культуру, за единство нации. Еще Ахмет Байтурсынов писал:
Халықпыз күншіл, бірлігі осал,
Білімсіз, ойсыз, тірлігі нашар.
Ру-ру болып, шуылдап жүрміз –
Ұлт болмасақ береке қашар.
Хотя об этом стараются не говорить, однако основным признаком нации является язык. Разве во Франции таковым не является французский язык? У противников казахской нации языковая основа национальной идентичности оказалась «невостребованной». Мол, не надо заострять внимание на этом, язык не является глав­ным признаком нации, русский язык был и останется в Казахстане надолго и т.д. Вообще-то разговор идет не о русском языке, не о его ограничении, а об этно­обра­зующем языке: вся этническая информация, которая формирует нацию, поступает, естественно, на национальном языке, а не на языке соседнего государства. Ведь даже такая страна на основе гражданства, страна иммигрантов, как США, имеет официальный язык – английский, хотя это не зафиксировано в Конституции страны, и соответственно англоязычную культуру.

Истина в тавтологии?
Есть в мировой практике соотнесение термина «нация» с понятием «государство» (ср. Организация Объединенных Наций). В этом контексте необходимо учитывать одно важное обстоятельство: насколько грамотно и исторически верно нынешнее название страны. Лингвистический анализ обнаруживает в нем повторение терминов, т.е. тавтологию. Тавтология (греч. tauto – то же самое и logos – слово) – сочетание или повторение одних и тех же слов или близких по смыслу слов. В географическом обозначении «Казахстан» уже присутствует политическая организация общества – «Государство казахов». Смысловое содержание наименования «Республика Казахстан» – «Республика Государства казахов». Республика и есть государство (с выбранными на определен­ный срок органами власти).
Да, обозначение «Казахстан» использовалось и в советское время, но как географическое. С обретением независимости из юридического названия республики «Казахская ССР» убрали бы политическую составляющую, определения уходящего союзного государства – «Советская Социалистическая» и оставили бы определение республики – «Казахская Республика» (ср. Казахстанская Республика). Раз в названии страны присутствует тавтология, то выводимое из него обозначение гражданства «казахстанская нация» является неграмотным и по языковым нормам, и по законам логики, который гласит: вывод из неверного посыла является неверным.
Кстати, когда «возвращали» настоящее имя степнякам – вместо названия «киргиз» стали говорить «казак», с 19 апреля 1925 года Степной край стал называться Казакская Автономная Советская Социалистическая Республика. А географическое название Казахстан появилось намного позже.
Несомненно, несуразная «казахстанская нация» противоречит «Декларации о государственном суверенитете КазССР» (от 25.10.1990) и «Конституционному закону РК» (от 16.12.1991). В них оговорено: «Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства (важнейших задач государственности КазССР)». Это фундаментальные доку­мен­ты государственности Казахстана. Как написано в «Конституционном законе РК»: «Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики». На этой базе строилась независимость республики, и граждане страны жили все прошедшее время на этой основе.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ
[email protected]

4 ПІКІРЛЕР

  1. Дастан мырза,өзекті мәселені сәтті аша білдіңіз.Алайда «Қазақстан»деген елдің атауы Совет Одағы пайда болмайынша,оның аты да, заты да жоқ кезде,ХVI ғ. парсы деректерінде тұңғыш мәрте ұшырасты. :bala: :jap:

  2. русский марш это иншеаллах последний крик российский империя православная Россия наследник византийский империя не зря ка жди год аллах Россия наполняют маслим нес колко исламский халифат так что казахи русский марш это после дни крик Россия жидовский Влас их ни в Израиль а китаистом дал восток и Сибирь интересует чем казахский степ

  3. В народе говорят: «Если бы каждый из сбежавших за кордон казнокрадов-олигархов, договорившись с властями, построил завод или фабрику в Казахстане, сдав объект под ключ государству, то искупительная чаша перевесила бы чашу вины».

  4. Русский марш.
    Казахи!
    Ваши правила в интернет-сообществах, против дела Букейханова и Мустафы Шокая. Вы играете на руку России и подпеваете ей, из ложной солидарности с русскими в Казахстане. Вы на прямом пути к предательству интересов казахского народа.
    Поймите же, наконец! Не мы лезем с великодержавными амбициями в Россию, а она пытается навязать нам, свои правила игры: политический и экономический контроль.
    4 ноября 2012 года, Русские нацисты, совместно с нашими доморощенными атаманами и казаками, приняли участие в Русском марше.
    Скины и прочие русские фашисты не миф, а реальность современной России. Почему их не осуждаете? Почему атамана и казаков в Алмате, поддержавших Русский марш в Москве, не требуете к ответу?
    А между тем, статья 5, закона РК «Об общественных объединениях» запрещает организацию военно-политических объединений на территории страны.
    Помня трагические страницы истории своей страны, мы не должны забывать, что Семиреченское, Оренбургское, Сибирское казачество, почти двести лет исполняло карательные функции против коренного населения Казахстана, подавляя с большой кровью, национально-освободительные движения казахов.
    Так почему же, казачьи организации находят поддержку у казахского правительства и действуют официально? А нам, казахам, запрещают организацию военно-патриотических организаций, наподобие мамлюков. В самой России немцам, проживающим там, не позволят организацию СС или СА?! Это абсурд!
    Как и абсурд, само существование Семиреченского, Уральского, Сибирского казачества на земле Казахстана, где они пролили столько крови мирного казахского населения. Закон должен быть для всех один! Казачеству не быть!
    Братья-мусульмане! Где найти правду и справедливость? Стоит нам завести разговор о необходимости своей национальной партий Казахстана – Россия и свои же казахи! – в штыки: «казахи создают радикальную организацию, подрывающую безопасность Китая и России». Свои предают своих!
    И это притом бесправном положений, в каком оказались наши кровные братья в России, которые ходят вдоль стеночки, молча, став людьми подконтрольными и подневольными, т.е. на положении гастербайтеров.
    Казахи! Вы в интернет-сообществах хотите, чтобы казахи, в недалёком будущем, стали молчаливыми тенями в Казахстане? Так станут, если потакать казакам и их атаманам.
    Казахи! Одумайтесь, вас снова дурачат старой еврейской сказкой об Интернационале! Стряхните с себя эту вредную сказку сочинённую хитроумным народом, для ограбления стран третьего мира. Примите правильное решение, пока не лишились Родины.
    Помните! Русский марш – это преступная выходка русских нацистов против: татар, якутов, хакасов, калмыков, башкир, казахов и других малых народностей. Лозунги Русского марша: «Россия для русских!», «Инородцы, вон из России!»
    Задумайтесь братья! Ваши политические и экономические права не защитят, американцы и арабы. Вы сами, должны объединиться в настоящую национальную партию, чтобы защитить будущее своих детей и внуков. Никто кроме вас!
    Примите личное участие в созданий и укреплений национально-патриотической тюрко-казахской партий «Шанырак».
    Запомните! Чтобы не пропустить русский фашизм в Туркестан, нужна сильная политическая организация. Для этого нужны деньги и поддержка всего населения Туркестана. Мы на своей земле живём и чужих городов и селений, нам не нужно! Не трогайте нас! И мы никого не тронем.
    Электронный адрес: [email protected]
    Турсынгазы

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз