О НАЦИОНАЛЬНОМ ГЕРОЕ А.БОКЕЙХАНА

Усилиями демократической общественности, ряда учёных, активности таких людей как Султан Акку-улы, средств массовой информации сделано немало для возвращения доброго имени и политического наследия великого сына Казахского народа Алихана Букейханова. В ряде городов и населённых пунктов его именем названы улицы, школы, проводятся конференции, издаются его произведения. Но встаёт закономерный вопрос: что сделали мы, его потомки, дожившие до его великой мечты, чтобы по достоинству оценить его государственную и общественную деятельность, выдающегося политического деятеля, безусловного лидера казахского народа первой трети 20-го века Алихана Букейханова. Ведь он отдал всё для своего народа: и здоровье, и знания, благополучие своё и семьи,  и даже жизнь, подверг смертельной опасности и репрессиям близких себе людей. Оказались ли мы достойными, хотя бы  в условиях государственной независимости понять и оценить ту огромную любовь Алихана Букейханова к своему народу, тот высокий бескорыстный патриотизм, тот бесценный пример, который он продемонстрировал, как надо бороться за  интересы родного народа. В 1911 году известный общественный деятель, депутат Гоударственной Думы Росийской империи Бахытжан Каратаев сказал, что только Алихан Букейханов достоин быть лидером казахского народа. Его ценили, признавали лидером народа такие выдающиеся личности как Ахмед Байтурсынов, Мухтар Ауэзов, Мыржакып Дулатов, Шакарим Кудайбердиев и другие. В качестве лидера казахского народа он был признан  и в росийском обществе, российской прогрессивной интеллигенцией. Поэтому, учитывая, что Алихан Букейханов стоял у истоков возрождения нашей национальной государственности, если допустимо говорить о месте, значении и вкладе великих личностей в нашей истории, то эта личность нами должна восприниматься наравне с Абылай ханом ,  Абаем, Кереем и Жанибеком. И вот такую личность, так называемый советский режим, а точнее сталинско-брежневская тоталитарная  система управления империей полностью исключила из нашей  политической, научной жизни, запрещали его идеи и  его произведения. Официальные идеологи  и советская наука говорили о нём  как о преступнике, о враге казахского народа и т.д. Анализируя  практическую деятельность Алихана Букейханова ещё раз убеждаемся, что главная его цель – это возрождение национальной государственности, построение для родного народа, на своей Родине- демократического, независимого  и свободного Казахского государства. Точнее и глубже сказать: они, эти позиции, были глубоко враждебны, антогонически не примиримы друг с другом. Поэтому его преследовали,  в конце-концов убили. Но тут, видимо, следует сказать, что под эти жернова репрессии и обвинении попали не только казах Алихан Букейханов, но и лучшие представители-патриоты народов некогда входивших в «единый и неделимый» Советский Союз. Но там в бывших советских Республиках всех после объявления независимости в полном объёме реабилитировали, увековечили память, подняли на ту высоту, которую они заслуживают. На их подвиге воспитывают молодёжь. Но 20 лет назад в результате естественных и неизбежных законов природы и  политики распалась советская империя. Казахстан провозгласил свою государственную независимость. Сбылись не только многовековая мечта казахского народа, но сбылось всё то за что боролся Алихан Букейханов и его соратники. Многие исследователи, да и простые наши граждане задаются вопросом: почему мы в условиях отсутствия политического и идеологического диктата империи не решаем подобные проблемы. Ответ, на мой взгляд в том, что у нас в общественной сфере продолжает преобладать постколониальное сознание, не выработана и не реализуется соответствующая национальная идеология. И для полноценного построения независимого и демократического общества и государства в Казахстане необходимо провести деколонизацию (отарсыздандыру) общественного сознания, науки, государственной и общественной  жизни. Необходимость реализации Программы «Деколонизация» можно отчётливо проследить на примере отношения к судьбе, оценке общественно-полититической деятельности Алихана Букейханова наших учёных, политической элиты, отдельных государственных органов. В начале 1991 года в ЦК Компартии Казахстана по требованию общественности и велению времени была создана  и работала Комиссия  по реабилитации известных деятелей пострадавших в ходе сталинских репрессии в 20-30-ых годах прошлого века. Хотя я не входил в состав Комиссии, но как работник идеологического отдела и исследователь этих проблем живо интересовался, был в курсе вопросов, обсуждавшихся в ходе её работы. Одним, тогда ещё молодым учёным историком Мамбетом Койгельдиевым, была подготовлена «Справка о жизни и деятельности А.Букейханова», в которой он обоснованно предлагал необходимость восстановления в полном объёме исторической правды об общественно-политической, просветительской и литератерно-публицистической деятельности А.Букейханова, ещё тогда предлагал издать его научные труды, дать всестороний анализ его деятельности, роли в освободительном движении казахского народа и возрождении национальной государственности. Но против этого предложения выступили два наших известнейших академика, можно сказать по казахстанским меркам классиков от науки, один из них ныне здравствующии философ. Мы все уважаем этого аксакала за интеллигентность, доброту. Мне кажется, что наше обществопоняло и простило бы его, если рассказал, рскаялся сегодня, как он будучи знаком с политической деятельностью А.Букейханова, его трудами, зная о его великом вкладе в борьбе за интересы казахского народа, трагической судьбе, в угоду политической коньюктуре предал не только Алихана Букейханова, но и святые научные истины, принципы справедивости и объективности и  обратиться  к молодым учёным, с тем что так поступать нельзя и недостойно. Лично я стал бы намного больше его уважать, чем сейчас. И только председательствующий на заседании Комиссии, тогда Первый секретарь Целиноградского обкома партии, Андрей Браун наверное, лучше поняв чем академики необратимость демократических перемен, поддержал молодого учёного. Но Комиссия приняла другое решение. Некоторые наши неофициальные идеологи-аксакалы, которых мы уважаем, и знаем как радетелей казахского народа «Алаш – орданың рухын, олардын көсемдерін Астанаға жібермеу үшің.», оказывается специально занимались. Осы тірлікті айтуға, мақтануға бола ма? А сами между тем увековечивают в нашей новой столице идеологов и рьяных исполнителей сталинско-брежневской политики. Я против них ничего не имею. Но это люди другой эпохи, они служили другому государству, реализовывали другую политику и другие цели. Это я говорю только потому, что, во-первых, и тогда и сегодня хамелеонов и перевёртышей в науке и  общественной жизни предостаточно, во-вторых, со всех, не взирая на заслуги и звания, должен быть спрос, когда речь идёт об интересах народа или о судьбах выдающихся людей, отдавших свою жизнь в борьбе за права родного народа. Учёный Койгельдиев вот уже четверть века продолжает заниматся исследованием научного наследия лидеров Алаш-Орды, издал первый  сборник трудов Алихана Букейханова. Под его руководством подготовлен сборник материалов в 5-ти томах о движении «Алаш». Все предложения общественности, учёных о принятии Правительством Постановления об оценке общественно-политической деятельности Букейханова, определении его места и роли в нашей истории, о присвоении его имени одной из центральных улиц г.Караганды, не нашли поддержку. Причиной, якобы, было выступление в СМИ некоторых приверженцев прежних режимов и сталинской идеологии, фактически ратующих за восстановление приговора «тройки», объявившего Букейханова врагом народа  и террористом. Хотя этот приговор был давно отменён Верховным Судом СССР. И опять демократическая и патриотическая общественность, наши академики и доктора, писатели   мнящие себя радетелями нации, требующие к себе особого внимания не захотели, не осознали ситуацию, чтобы дать отпор этим старым и огульным выпадам и доказать очевидное, закономерное и естественное решение в любом цивилизованном обществе и государстве. Мне известны эти подробности, можно сказать своеобразной борьбы Койгельдиева, поскольку  с конца 80-ых годов прошлого века сотрудничаю с ним по вопросам реабилитации жертв политических репрессии, восстановлении справедливости и доброго имени борцов за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана. Сегодня, его почему-то не вижу на конференции. Для объективности надо  сказать то, что он сделал в отношении Алаш-Орды, и, продолжает делать заслуживает высокой оценки. И вообще, уважаемые участники нашего форума, предлагаю от имени данной конференции в Год 20-летия независимости Мамбета Койгельдиева, Кенеса Нурпеисова (посмертно), Таласа Омарбекова и Дихана Камзабекулы (за исследование литературного наследия), которые в отсутствие государственной поддержки длительное время вели  системные научные исследования национально-освободительного движения «Алаш», занимались научным анализом общественно-политической деятельности и творческого наследия видных лидеров этого движения за огромный труд выдвинуть на соискание Государственной премии в области науки. Это будет не только признанием безусловных заслуг этих учёных, но и  показателем того, что наше государство и общественность по достоинству оценивает роль и место этого движения в нашей истории, воздаёт должное и стимулирует  научные исследования в этом направлении. Кстати, мы на государственном уровне мы не дали политической оценки и не реабилитировали движение и партию «Алаш». Почему такое несправедливое отношение к казахам у себя на Родине?! Где лежат корни этого явления? Когда мы научимся уважать свой народ? Разве не заслуживают реабилитации тысячи и тысячи рядовых членов партии, солдат войск Правительства «Алаш-Орды». А мы, как истуканы, из выступления в выступление, из одной статьи в другую только повторяем имена пары десятков реабилитированных лидеров «Алаш Орды». А судьбы основной массы людей, составивших основу движения Алаш, мы не касались, их судьба нас не волновала. Они до сих пор числятся «бандитами», «националистами», «врагами народа», «шпионами» иностранных разведок и т.д. Я перед этим выступлением поинтересовался с состоянием научной разработки истории движении Алаш. И натолкнулся на такой факт: за период нашей государственной независимости не было государственного заказа на фундаментальное исследование истории движения Алаш. Единственным государственным решением принятым по поручению Главы государства на уровне Правительства было Постановление Правительства РК от 26 июня 2008 г. «О проведении 90-летия движения Алаш», после которого в некоторых регионах были проведены временные кампании и разовые мероприятия: конференции, выставки, посвящённые известным лидерам движения. У нас с 2006 года реализуется  государственная программа «Культурное наследие» в рамках, которой были опубликованы десятки  серийных изданий позволивших по-новому взглянуть на Отечественную историю. Движение Алаш является, крупной проблемой, которая нуждается в комплексном изучении, отсутствие гос.заказа  на которую  воспринимается как недоразумение. Как известно, состоялись два этапа судебных процессов над лидерами движения «Алаш», в 1930 и  1932 годах. Оба этих судебных процесса были начаты в Казахстане и   завершены в Москве ( в Бутырской тюрьме).  В свое время сталинский режим старался поставить между Алашовской интеллигенцией и казахским народом не преодолимую стену и до сих пор мы остаемся в плену изживший себя давно ложной и вредной идеологии. Иначе как понять, недоступность материалов этих судебных процессов не только для научных  исследователей  не говоря  о широкой общественности. Интересно отметить, что французское государство выдало нам копию архива М.Чокая, за что им большое спасибо. В то же время  у нас в Казахстане до сих пор исследователи не могут получить копию материалов судебного процесса над алашордынцамиё  для публикации. На наш взгляд наступило время для открытия доступа к этим материалам  исследователей. Как Вы видите, уважаемые участники конференции, каждый пункт  моего выступления требует проведения системной деколонизации. В завершении предлагаю включить в Рекомендации Конференции следующие пункты:
  1. Правительству принять Государственный Акт о исторической роли движения «Алаш», её лидеров в возрождении национальной государственности. Принять комплекс мер по достойной встрече 150-летию Алихана Букейханова
  2. Принять Государственную программу направленную на  деколонизацию (отарсыздандыру) общественного сознания, науки, государственной и общественной  жизни.
Сабыр Касымов, заслуженный деятель Казахстана, кандидат юридических наук