Место и значение декабрьского восстания: внутренние и международные аспекты

Исходя из темы Конференции, конкретизируя её в первую очередь мы должны, хотя бы в кратце и обобщённо ответить па следующии круг вопросов: Что хотели и сказали участники декабрьского (1986г.) восстания в Казахстане? Против чего и кого они выступали? Что требовали? Чью волю и желания выражали повстанцы? Социальная база и состав участников восстания? В каких регионах Казахстана имели место выступления? Объективные и субъективные причины восстания? И что эти события показали, каких результатов добились?  И ряд других вопросов! Однако, исходя из того, что со времени восстания прошло четверть века, в течение которого многое устоялось, но и многое изменилось, произошли грандиозные события, как в жизни и истории народов бывшего Советского Союза, так и других государств я полагаю наряду с повесткой конференции, поскольку Казахстан является активным субъектом международных отношении сказать и о роли, месте и значении этого восстания в международном плане. И ещё раз коротко обозначить и обратить внимание на проблемы связанные с этими событиями, которые мы в Казахстане не могли решить. Итак, 17-18 декабря 1986 г. в г. Алматы проходят массовые политические выступления народа, формальным поводом, последней каплей переполнившей чашу терпения послужило назначение Москвой Первым Руководителем Казахстана Г.Колбина, ранее руководившего Ульяновской областью России. Сам факт назначения Москвой своего ставленника, из-за пределов Республики, было воспринято населением как диктат, насилие над волей и стремлением народа к свободе. Оскорбляло национальные чувства казахского народа. Коллективную волю-протест выразили жители тогдашней  столицы Казахстана- Алматы. В руках демонстрантов были плакаты, требующие немедленного прекращения насилия над казахским народом, лозунги гласили:  «Мы хотим сами управлять собою», «Каждому народу – своего вождя», «Не надо повторения 1937 года», «Ни одной привилегии, ни одному народу». Молодые парни и девушки несли транспаранты с надписями «Да, здравствует Казахстан!», «Мы требуем независимой политики», «Нет диктатуре Москвы!», «Свободу Казахстану!» «Требуем уважения ленинских принципов  национальной политики!», «Да здравствует ленинские идеи о самоопределении!», «Да здравствует дружба народов»  и т.д. В последующие дни по всему Казахстану распространились десятки, сотни  тысяч и листовок и плакатов, требующих соблюдения национальных прав казахского народа, прекращения диктата над Республикой. Содержание лозунгов показывает политическии характер демонстрации. Студенческая молодежь, рабочие и интеллигенция Алматы демонстрировали стремление казахского народа и всех казахстанцев к независимости, свободе, равенству, уважению прав народа, самим определять свою судьбу. В этих лозунгах находила свое отражение вековая мечта казахского этноса к государственному суверенитету. В них выразился протест народа против насилия тоталитарной советской системы управления, которая десятилетиями подавляла естественное стремление народов к обновлению  и прогрессу национальной жизни и национальных ценностей. Повстанцы Алматы в течении трёх морозных декабрьских дней стойко и мужественно противостояли широкомасштабным карательным акциям подавления восстания. Более 60 процентов движущей силы восставших составляли молодые рабочие и представители интеллигенции. Уважаемые участники конференции, в истории каждого народа бывают моменты, когда он проходит испытание на способность защитить честь, права и интересы нации, право иметь своё лицо, свою суверенную государственность. Если нация не способна ответить вызову времени, то её будущее не определённа. И если же этот народ выдерживает такое испытание то этот момент или событие, как показывает история других народов, становится историческом в её судьбе. Именно декабрьское (1986г.) восстание впервые в условиях советской системы выразило единую волю народа к самостоятельности и независимости Казахстана. Желтоксановцы достойно ответили вызову времени. Каһарманы Желтоксана несмотря на массовое их избиение и обливание в мороз холодной водой, использование против них собак, БТР, особых отрядов милиции, курсантов и солдат специальных войск, вооружённых сапёрными лопатами и дубинками, также избиение так называемыми «дружинниками» железными прутьями и арматурами, массовые аресты и т.д. в течение нескольких дней по всему Казахстану где открыто, а где скрыто, выражая волю и чаяния народа мучительно продолжили борьбу за идеи самостоятельности, свободы и суверенитета Республики. Они жертвовали своими здоровьем, благополучием, судьбой и даже жизнью! Например, о мужестве  и героизме наших девушек в народе ходят легенды. Рабочая и студенческая молодежь Алматы стойко и героически отстаивала свои цели в течение трех  дней, надеясь на поддержку ООН, международных организации. Исследования показывают, что народные выступления в Алматы, Целинограде, Аркалыке, Актюбинске, Джезказгане, Караганде, Кокшетау, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Талды-Кургане,   Шымкенте и других населённых пунктах не были направлены против представителей русского или других наций, проживающих в Казахстане. Они выступали за политическую и социальную справедливость, и имели цель защитить честь и свободу родного Казахстана. Более того, настоящие патриоты Казахстана, представители других национальностей, такие как И.Г.Дауранов, в том числе и русские, как Н.К.Фокина, и многие другие, отважно встали на защиту повстанцев. Были представители других национальностей и среди привлечённых к уголовной и административной ответственности, к комсомольско-партийным взысканиям, исключённых из учебных заведений, уволенных с работы, избитых, выселенных из мест проживания. Погибшие Е.Спатаев, С.Савицкий, Л.Асанова и другие, а также раненные милиционеры и солдаты – это тоже жертвы близорукой политики тогдашнего партийного режима, независимо от того в каком качестве они участвовали. Об этом есть неоспоримые доказательства в материалах Конституционного Суда. Уважаемые участники конференции. Одной из непосредственных причин восстания, как многие помнят, явилось активное нежелание первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д.Кунаева уходить с поста первого руководителя Республики, на котором он находился четверть века. Я называю это трагедией Кунаева, приведшей к трагедии, крови, горю, страданиям и слезам десятков тысяч людей, которые уважали его и верили ему, где-то даже боготворили. Почему трагедия? По присущей ему толерантности, скромности, по тому, что он сделал для Казахстана, особенно в социально-экономической сфере, Димаш Ахмедович навсегда мог остаться в народной памяти, например, тем, кем является Ататюрк для Турции, если бы сделал что-то существенное для защиты национальных интересов, возрождению свободы и независимости Казахстана. Однако, объективно он загнал себя в трагическую ситуацию: он не смог добровольно расстаться с властью и воспитать себе преемника. Тогда о демократических выборах и речи не могло быть. Более того, когда вчерашние его воспитанники и подчинённые, потенциальные претенденты на его кресло, стали выступать против него, Кунаев посчитал это предательством и не смог им это просить. На приёме у Горбачёва по поводу его ухода на пенсию он сам предложил направить в Казахстан человека со стороны, поскольку достойной кандидатуры на его место, по его мнению, в нашей стране не было. В моём распоряжении имеется целая система доказательств, подтверждающих этот факт. Кунаев не смог подняться выше личных  амбиций и обид, оказался в плену своих стереотипов. Интересы родного народа, будущее Казахстана, не говоря о его подлинной свободе и государственной независимости, оказались в критический момент второстепенными по сравнению с жаждой мести к своим оппонентам. Сегодня его сторонники говорят только о заслугах, не хотят анализировать, показывать его ошибки. Надо говорить одновременно о заслугах и о явных ошибках, особенно, когда речь идёт о судьбе родного народа, о его интересах и будущем. Но это опять неправда, это опять наша беспринципная казахбайщина. Так мы не сможем воспитать руководителей, ставящих интересы своего народа выше своих. Объективными политическими причинами восстания были: длительное и тотальное ущемлениенациональных прав казахского народа, тотальная русификация всех сфер жизнедеятельности рядового человека, системное унижение национального достоинства и чувств, протест против массовой искуственной миграции других народов в Казахстан, унижение и искажение истории, культуры, языка и т.д. На конференции, посвящённой 10-летнему юбилею декабрьских событий, я обосновал  и дал политическую оценку этим событиям, как массовому демократическому, национально-освободительному восстанию народа. Я надеялся, что это определение найдёт поддержку и развитие в научных и общественных кругах. Выступая на этой конференции 10 лет назад я говорил: «Декабрьские (1986г.) события в Казахстане войдут в мировую историю как первые массовые национально-освободительные выступления в советской империи за последние полвека её существования. Это был мощный удар не только против политического режима, они одновременно опровергли утвердившиеся каноны советской науки о беспроблемности национальных отношений, якобы о доверии масс и полной поддержке национальной политики КПСС.». Информация об этом восстании дошла до мировой общественности раньше, оказалась доступной и объективной, чем до других республик Советского Союза, чем внутри советской империи. Беспощадный разгром мирной демонстрации молодёжи, выдвинувшей только демократические и законные требования, показала всему миру, что Москва боится роста национальных движений окраин. Декабрьское (1986г.) восстание в Казахстане положило начало свободолюбивым порывам народов, приведших к образованию новых независимых государств, распаду социалистического лагеря, что в  конечном счёте, привело к изменению баланса сил в мире в пользу демократии. Но для того, чтобы мир признал пальму первенства за Казахстаном, мы у себя в стране должны дать полноценную оценку по международным стандартам. Признание международным сообществом очевидного факта повысит имидж и авторитет Казахстана. Это событие всемирного значения, поднять которое на должный уровень должны мы с вами. Именно на политической элите и интеллигенции лежит ответственность по поддержке и возглавлении реализации этой идеи. Степень решения этого вопроса будет испытанием и показателем нашей демократии, важнейшей составляющей в реализации Государственной программы патриотического воспитания, которое провозглашает наше государство. Между тем зарубежные специалисты, да и многие казахстанские, начиная со школьников и кончая аксакалами, как публично, так и кулуарно, «на кухне», обсуждая эту проблему, не понимают и не довольны тем, что до сих пор за 20 лет государственной независимости и 25 лет этому массовому подвигу в Казахстане не дана полноценная политико-правовая оценка. Это говорит о том, что органы власти суверенного Казахстана, отдельные чиновники от политики до сих пор не могут освободиться от прежних политических идеологических стереотипов. Это тоже доказывает, что нам необходима системная деидеологизация общественной и политической жизни, науки и сознания. Мы оценили героизм К.Рыскулбекова: наградили посмертно «Халык Каһарманы». А если бы его не убили? Кстати, до сих пор не установлены истинные обстоятельства его убийства. При всей трагедии, уважении и преклонении перед Кайратом, его семьёй, возникает вопрос: почему признали героем только его одного? А дали ли мы хоть какую-то оценку на уровне государства массовому героизму тысяч, даже десятков тысяч наших парней и девушек, которые не побоялись партийно-полицейского советского режима и, зная, что последуют жесточайшие наказания и репрессии, встали на защиту чести нашего народа и всего Казахстана? Почему 25 лет молчит, уходит от официального признания этого подвига народа наша независимая государственная власть? Следует сказать, что когда Президиум Верховного Совета КазССР принимал половинчатое решение по результатам расследования первой комиссии, Казахстан ещё был в составе Советского Союза, поэтому он  объективно не мог  дать полноценной политической и юридической оценки принятым тогдашней властью решениям, определить роль и место этого восстания в борьбе за независимость нашей Родины. Конституционному суду же, несмотря на то, что дело по этим событиям было готово к слушанию, по надуманным и мелочным мотивам чиновники не дали возможности рассмотреть и принять ожидаемые обществом решения. Но Родина должна чтить, дорожить своими героями, гордиться ими, как другие народы и на их примере воспитывать будущих патриотов. Родина должна поднять их на такую высоту, которую они заслуживают. Каждый населенный пункт, каждый коллектив должен гордиться, что у них живет или работает участник декабрьского - 1986 года - восстания. Каждый участник должен быть окружен вниманием и заботой, а не обивать пороги акиматов и тем более не быть изгоем и попрошайкой в собственной стране, ради интересов которой они жертвовали собой, своей судьбой, благополучием и здоровьем. Такое отношение тем более удручающее и кощунственно, когда видят, знают, как жируют за счет Казахстана различного рода проходимцы, лица, имеющие двойное или тройное гражданство, олигархи и коррупционеры. Мы должны исходить из того, что именно это народное выступление впервые в условиях советской системы выразило единую волю нашего народа к самостоятельности и независимости Казахстана. Желтоксановцы за весь народ достойно ответили вызову времени. Что мы сделали за эти 20 лет  Государственной независимости Казахстана для восстановления полной правды, полноценной оценки и реабилитации героев Желтоксана? Да, в результате нашей работы сделано не мало. Президиумом Верховного Совета КазССР была создана, работала и обнародовала свои выводы комиссия, еще в советское время своим Постановлением ЦК КПСС снял обвинение со всего казахского народа в национализме, был принят Указ Главы государства о реабилитации лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности, единицы участников событий награждены государственными наградами, некоторым из них выделены квартиры, возмещен моральный и материальный ущерб, в отдельных городах и поселках улицам присвоено название Желтоксан. Как правило, наше Правительство обращало внимание на проблемы участников событий, оказывало разовую минимальную помощь в преддверии очередного юбилея, подготовки к слушанию дела в Конституционном суде, в случаях объявления участниками событий голодовок. Желтоксановцев, к сожалению, использовали в политических кампаниях и в политических целях. А что следовало бы сделать после обретения Казахстаном государственной независимости? Во-первых, Постановлением Парламента или Указом Главы государства признать антинародным, незаконным, недействительным с момента их издания решения ЦК КПСС, его Политбюро, ЦК (бюро) Компартии, ЦК Комсомола Казахстана, обкомов, горкомов и райкомов партии, связанные с политической оценкой и принятием широкомасштабных организационных, правовых и идеологических мер, направленных на насильственное подавление, наказание участников тех событий, преследованием лиц казахской и других национальностей за национализм. Поскольку это их акты лежали в основе репрессии, считались политическими и государственными актами, имевшими обязательную юридическую силу, беспрекословно исполненные всеми государственными органами на всей территории Казахстана. Надо исходить из того, что политическая и юридическая сила была основой для исполнительных и правоохранительных органов, поэтому они подлежали и подлежат оценке и признанию недействительными высшими органами государственной власти Республики Казахстан. Во-вторых,  Верховный Совет (Парламент) должен был признать незаконными и недействительными с момента их принятия все нормативные и ненормативные (разовые) акты, направленные ни реализацию мер, принятых ЦК КПСС и ЦК Компартии Казахстана. Речь идет о законодательных мерах, а также законодательной реабилитации лиц, преследовавшихся в связи с их участием в декабрьских событиях, об отмене решения об отказе в помиловании осужденных и приговоренных к расстрелу, отмене награждения более 4 тысяч солдат и так называемых «дружинников», сотрудников КГБ за массовое физическое избиение, за активное участие в кампании по подавлению восстания и т.д. Кроме того, Парламент должен был принять Закон «О статусе участников декабрьского 1986 года восстания в Казахстане и реабилитации жертв, пострадавших в связи с последовавшими массовыми политическими репрессиями», где они - участники - были бы признаны борцами за свободу и независимость Казахстана. В этом случае окончательно решился бы вопрос об их правовом статусе. В-третьих, Верховный Суд решением своего Пленума, Генпрокуратура, КГБ, министерства и ведомства, главы-акимы областей и районов независимой Республики Казахстан решениями своих коллегий должны были признать незаконными, недействительными с момента их принятия прежние, связанные с политическими, правовыми, идеологическими, кадровыми преследованиями граждан в связи с их участием в декабрьских событиях в своих ведомствах и территориях, что и требуют сами участники. В четвёртых, После обретения нашей страной независимости следовало бы правоохранительным органам, спецслужбам возбудить и тщательно расследовать уголовные дела по преступлениям, которые были совершены в отношении участников и других лиц в ходе подавления восстания и последовавших за ним массовых репрессий. В пятых, Академия наук Казахстана, Министерство науки и "образования, научные центры, творческие союзы, академики, профессора (особенно из сферы истории, права, политологии) должны были своевременно дать подлинно научную оценку событиям 1986 года по международным стандартам, а также «научным изыскам» своих коллег перевертышей-хамелеонов, которые служили для идеологического и пропагандистского обеспечения репрессии, выводам и рекомендациям проведенных тогда конференций, предложениям, послужившим основанием для преследования и репрессий в духовной сфере. И главное. Компетентные государственные органы совместно с научной и творческой общественностью обязаны были добиться признания этого восстания на международном уровне как положившего начало освободительной борьбы народов бывшей советской империи и распада системы соцлагеря. Т.е. сделать то, что фактически имело место, восстановить историческую справедливость. В частности необходимо было давно провести международные конференции с приглашением известных ученых Европы, стран Прибалтики СНГ, таких личностей, как Елена Боннер, Борис Ельцин, Рой Медведев, Чингиз Айтматов, Олжас Сулейменов, Салык Зиманов, многих других, которые давно признают пальму первенства за Казахстаном. По их результатам организовать международную пропаганду места, роли и значения декабрьского (1986г.) восстания в Казахстане. Вот неполный перечень того, чего мы не сделали в течение 25 лет независимости Казахстана, этого мы не смогли добиться и к 20-летнему   юбилею восстания. Накануне 20-летия восстания мы организовали Обращение к Главе государства, под которым подписались около 80 процентов депутатов  Парламента, известные общественные деятели, в том числе и русскоязычные с просьбой дать, наконец-то,   политическую оценку на государственном уровне, принять специальный закон, поднять его до уровня  и значения до международного масштаба. Было поручение Президента страны, кое-что было намечено и сделано, но не более. Конечно,  мы довольны памятнику, возведённом в честь 20-летия декабря в Алматы. Как говорится в народе: лучше поздно, чем никогда. Этот памятник должен был поставлен давно. Он должен был возведен если не сразу, то хотя бы в первые годы после обретения Казахстаном государственной независимости. Эти памятники должны быть и в других областных центрах, населённых пунктах Казахстана. Но тогда и в последующие  десятилетия наше общество, наша власть не смогли дорасти своим сознанием, своим патриотизмом до уровня каһарманов Желтоксана. Мы давно добиваемся, чтобы массовому героизму желтоксановцев на  государственном уровне возвели политический и идеологические памятники, т.е. приняли необходимые государственные акты. Мы добиваемся, чтобы наше общество, интеллигенция, зиялы қауым, наша власть осознали свою вину за то, что они предали их тогда, признали и поклонились перед мужеством героев. Это покаяние, это очищение общества и каждого из нас послужит залогом и примером для молодежи, которой дальше строить независимый Казахстан, исходя из интересов нашего народа. Сабыр Касымов, заслуженный деятель Казахстана, кандидат юридических наук