ЯЗЫК СТРАТЕГИИ

В последнее время в республиканской печати поднимается актуальная проблема: как сделать, чтобы Казахстан стал общей родиной для диаспор, проживающих у нас. Однако в обществе нет четкого понимания того, в каком государственном строе страна живет. Его называют то демократическим, то светским, то многонациональным и т.д. На самом деле, по классификации ООН от 1992 года, Казахстан отнесен к национальному государству с авторитарным правлением.

Национальные государства в Европе начали появляться 5 веков тому назад и стали достоянием всего человечества. Ныне более 90% государств в мире являются национальными. Казахстан является именно национальным государством, а не федеративным, конфедеративным или соединенными штатами и др.

В Казахстане государствообразующей нацией является казахи, как французы во Франции, узбеки в Узбекистане и т.д. Значит, все диаспоры, проживающие в нашей стране, должны объединяться вокруг казахского народа. Это основа национальной государственности, и она является объединяющей идеей всех граждан республики. Их не нужно разделят по национальным, этническим, религиозным и другим признакам, и нет необходимости искать какие-то сверхидеи.

Следующая искусственно созданная проблема – это тезис о том, что «казахи не сформировались как народ», «история казахской государственности начинается с 1991 года». Первое казахское государство – Казахское ханство – образовалось в 1456 году (М.Х.Дулати) султанами Керей и Жанибек параллельно с образованием национальных государств в Европе. В тот период и был образован казахский народ. Его идейными основателями были Асан Сабитулы (Асанкайгы), Казтуган, Досмамбет и др. В советское время оно называлось Казахской ССР.

Из-за этой и другой путаницы, как «идентификация народа», «казахстанский народ», «трехязычие», «в Казахстане проживают 140 народов» и др., понятие «государственный строй» превратилось в «дом Обломова», где нет элементарного порядка и искажены понятия Родины, государства и государственного интереса, которые должны быть священными для граждан суверенной страны. После 19 лет суверенитета, когда официальные органы хотят внедрить государственный язык, некоторые руководители этнокультурных центров заявляют: «если будут внедрять государственный язык, то мы уедем из страны». Абсурднее не придумаешь. Вместе с тем, молодежь с удовольствием изучает казахский, русский, английский, даже китайский и другие языки.

На данном этапе для страны наиболее важным является поиск путей развития или определение правильной стратегии.

В XIX в. ученые доказали, что среди всех сфер общества, как мораль, философия, экономика, искусство и т.д., наиболее важной является языковая сфера. Язык – это не только средство общения. Язык является также зашифрованным кодом, синтезом и формой проявления национальной идеи. Например, автомобиль «Тойота» – это реализация идеи японцев, «Мерседес» – немцев, высокая мода и парфюмерия – французов и т.д.

Опыты великих реформ показывают, что именно родной язык является одним из решающих факторов успеха развития государств (более широкий анализ дан в монографии автора «Түркі өркениеті негізіндегі қазақ идеясы», www.massagan.com). Например, основной целью реформы Петра I было «открытие окна в Европу», т.е. учиться и перенять у Европы всего, начиная от табака, картошки до кораблестроения и языка. В результате пренебрежительного отношения к русскому языку, традициям это великая реформа в целом не дала желаемых результатов. Через 3 века после этой реформы самая богатая страна в мире по полезным ископаемым остается в числе развивающих.

Реформа Ататюрка в Турции начиналась с изменения арабского алфавита на латиницу и всей государственной системы, включая парламент, под европейскую. В результате этого турки фактически потеряли 800-летнюю письменность. Начатая в 1923 году эта реформа через 30 лет была закончена формированием двухпалатного парламента. Результаты данной реформы показывают, что Турция не добилась ожидаемого результата. Сегодня основным аргументом непринятия Турции в Евросоюз является отсталость страны: средний доход граждан в 7-8 раза меньше, чем доход жителей Западной Европы.

Реформой в Японии добились противоположных результатов. В отличие от России и Турции, которые увлеклись принятием чужих опытов и достижений, Япония опиралась на родной язык, традицию и менталитет коренного народа. В начале реформы японцы для удобства в употреблении хотели перейти на латинский алфавит. Но после 11-летнего изучения они поняли, что это отрицательно влияет на психику населения и остались со своим алфавитом. Кроме родного языка, ключевым моментом японской реформы или японского чуда является разработка на основе восточного менталитета «теории Z» или коллективной системы управления производством и компанией. Это система управления коренным образом отличается от западной системы, которая исходит от католицизма и опирается на личность. Благодаря этой системе управления, которая соответствует духу и менталитету народа, Япония сделала огромный скачок в своем развитии и за 60-70 лет из отсталой страны превратилась в самую передовую страну в мире. По производству товаров на душу населения и по продолжительности жизни сегодня Япония занимают первое место в мире. По производству автомобилей и электроники доля Японии в мировом рынке 30-33%, в новой технологии – 25% (это больше чем вся Западная Европа). Сравнение вышеуказанных реформ показывает, что успеха добиваются те страны, которые опираются на родной язык коренного народа, на его менталитет и традицию.

В последнее десятилетие хорошими темпами развиваются Китай и Индия. В Китае менее 5% населения знают английский язык. А в Индии английский является одним из государственных языков и около 90% населения знают этот язык. Вместе с тем это не дает преимущества Индии в отношении развития. Сейчас во всем мире признают, что XXI век – это век Китая. После 2020 года Китай станет мировым лидером. И здесь наиболее важным фактором развития страны является родной язык, нежели другой язык, пусть он самый распространенный в мире и удобный в применении, как английский. Потому что родной язык – это дух народа, в нем заложена энергия народа – его носителя. Родной алфавит – это код, через который люди познают мир и творят. Поэтому Ф.М.Достоевский в 1880 году при открытии памятника А.С.Пушкину говорил: «у Шекспира английский национализм, а у Гете немецкий национализм». Поэтому источником развития искусства, литературы, экономики – в целом культуры (в широком смысле цивилизации) являются национальные черты или принадлежность к определенной культуре или религии.

В XIX в. турецкий писатель М.Кемаль писал: «Если бы мы могли создать одну великую картину и написать один великий роман, то были бы другим народом». Об эпопее М.О. Ауэзова классик французской литературы писал: «кто не знает «Путь Абая», не знает ничего». К сожалению, не все казахи могут читать этот шедевр мировой литературы на родном языке. Незнание родного языка приводит к непониманию проблем своего народа.

Две тысячи лет тому назад Сым Цянь писал: «душа народа в его песне. Боль, радость, трагедию народа можно понять через его песни». Например, китайские казахи за последнее два года пополнили два рекорда Гиннеса: более 13 тысяч человек как один оркестр сыграли кюй «Кеңес» и более 10 тысяч человек одновременно станцевали «Қара жорға». В культурном отношении за 20 лет суверенный Казахстан пока не смог сделать ничего подобного.

Зато российские казахи за последние 50 лет не сочинили ни одного кюя или песни на родном языке. Это говорит о том, что российские казахи, забывая родной язык (в 80-ые годы прошлого века 700 казахских школ в России были закрыты), отрываются от родной культуры, как дерево от своих корней. Это последствия продолжающейся имперской политики северного соседа, стратегического партнера и вечного друга Казахстана. Хотя руководители наших стран в течение года встречаются несколько раз, проблема открытия школ и детских садов, а также филиалов казахских университетов в России для российских казахов еще ни разу не обсуждалась. Наше правительство не может перенять опыт даже российского правительства по оказанию всесторонней помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, не говоря о Германии, которая ежегодно выделяет по 100 млрд. евро для восточной Германии или Израиля, соотечественники которого в любой точке мира находятся под защитой государства. 

Когда один или несколько человек не знает родного языка – это их личная трагедия. Когда определенная часть народа не знает родного языка – это уже становится трагедией данного народа, не сумевшего воспитать новое поколение на родном языке, традициях и обычаях. Когда не говорящие на родном языке начинают учить народ, как ему жить – это уже Ақырзаман (Апокалипсис) для данного народа. Великий Абай завещал: «надандарға дес берме!». На последнем совещании Ассамблеи народов Казахстана незнающих родного языка Н.Назарбаев назвал несчастными («сорлы»). В последнее время таких граждан становится больше, и это становится опасной тенденцией для общества.   

«Русский мир», который занимается распространением русского языка во всем мире, заявляет, что в пространстве СНГ количество носителей русского языка уменьшилось с 280 млн. до 144 млн. Действительно, переход на родной язык в суверенных республиках Прибалтики, на Украине, Грузии, Азербайджане, Армении, республиках Средней Азии является естественным и закономерным процессом. Суверенитет для бывших союзных республик – это, прежде всего, освобождение от идеологии тоталитарной системы, приобретение свободы для развития родного языка коренных народов, их культуры, традиций.

К сожалению, Казахстан в этом отношении является исключением. Идеология Казахстана напоминает, с одной стороны, продолжение видоизмененной формы коммунистической системы, ориентированной на Россию (более 80% информационного пространства заполнено российскими СМИ, около 90% печатных изданий на русском языке, таможенный союз и др.), с другой стороны, проамериканское направление (распространение многочисленных религиозных сект и т.д.).

Одним из доказательств этого является скрытие от общества российских испытательных полигонов, занимающих миллионы гектаров (по некторым данным до 11 млн.) земли, переданной в аренду на 90 лет. Это территория начинается с Западных границ Казахстана (полигон Капустин Яр или Азгир) и заканчивается на берегу Балхаша (Сарычаган). По данным независимой экологической организации, в прилегающем к полигону Азгир Букейординском районе Западно-Казахстанской области около 10% населения являются инвалидами и в этих регионах заболеваемость (в основном раковые болезни) в 12 раз больше, чем среднереспубликанские показатели. Почему общество не поднимает эти проблемы? Коррумпированная власть больше заинтересована в распродаже природных богатств страны Китаю, России и другим странам и транснациональным корпорациям.

В последнее время в некоторых сайтах и газете «Время» были опубликованы серии статей, как «Казус Кунанбаева», «Нацию формирует русскоязычные» и др., унижающие национальные чувства казахов. Интересно, о них знает Президент и его аппарат?

В Казахстане главным локомотивом развития страны является казахский язык. Остальные языки могут сыграть вспомогательную роль. Этой аксиоме нет альтернативы. К сожалению, часть чиновников, лжеоппозиционеры, часть русскоязычных казахов и представители некоторых диаспор не хотят понять этой азбуки государственного строя и развития страны. Вечные государства придерживается принципа: «Один язык, одна религия, одна мораль, одно государство!». Остается один путь. Это развивать государственный язык, свою культуру, познавать свою историю, воспитывать детей на основе национальной традиции.

В этом отношении 30-60-ые годы прошлого века были более прогрессивными, чем 20 лет суверенитета. В те годы были созданы все основные ВУЗы Казахстана и была образована Национальная Академия наук, которая в 1996 году стала общественной организацией. Для развития казахской культуры работали представители всех народностей, проживающие в Казахстане и та часть русской интеллигенции, которая была эвакуирована во время ВОВ. Например, А.Затаевич собрал «1000 песен и 500 кюев казахов». Е.Брусиловский написал оперу «Кыз Жібек», которая не сходит со сцены до сих пор, Л.Хамиди написал «Қазақ вальсі» и т.д.

Для развития казахского языка и истории огромный вклад внесли В.В.Радлов, П.М.Мелиоранский, В.В.Бартольд, А.М.Бернштам, С.Е.Малов, С.П.Толстов, Л.Н.Гумилев и другие. Это целая плеяда интеллигентов – основатели современной казахской культуры, литературы и науки. Их благородные дела продолжали и продолжает М.Симашко, Д.Снегин, Г.Бельгер, Н.Надиров, М.Ахмадиев, Н.Лушникова и др. Многие из них в совершенстве владели казахским языком, и творили на этом языке, и это было нормой жизни. Это был золотой век казахской культуры, науки, языка и литературы. Это настоящие патриоты казахской земли, которые помогали познавать и другие культуры.

К сожалению, в годы суверенитета на фоне искусственно созданного политического этикета и мнимой эйфорий мы растеряли эту десятилетиями приобретенную бесценную традицию. Наше общество больше напоминает позднюю античность – та же циничность, презрение к истине, терпимость ко всему, жадность до материальных богатств, распущенность нравов. Это смертельно для общества.

В результате сегодня наука, искусство, литература, медицина, в целом культура по престижности занимает последние места. За годы суверенитета не было создано ни одного национального театра традиционной культуры, национального кукольного театра, круглосуточного телеканала на государственном языке, а меры, принимаемые программой «Культурное наследие» не оказывают существенного влияния для формирования общественного мнения и развития культуры.

АНК фактически отстранилась от такого важного для государства мероприятия, как развитие государственного языка, хотя для содержанияя этого общественного объединения из республиканского бюджета выделяются огромные деньги.

У нас есть возможность наверстать упущенное. Нельзя отрицать успехи республики, достигнутые за счет продажи сырья. Но это, во-первых огромные потери (по данным аналитиков за годы суыеренитета республика потеряла около 400 млрд. долларов США), во-вторых, это временное явление и экстенсивный путь, который не может обеспечить развитие страны и быть стратегией развития.

По данным Индекса человеческого развития ООН Казахстан сегодня занимает 60-61 место. В середине 80-х годов прошлого века по этому показателю республика занимала 54-57 место. В результате правильно выбранной стратегии Малайзия и Сингапур за 20-30 лет достигли огромных результатов, и из отсталой страны превратились в развитую. Дорогу осилит идущий. Теперь надо продолжит прерванный путь.

О казахском языке В.В.Радлов писал: «Казахи от других народов отличается искусством красноречья, удивительным ораторством и находчивостью... Казахский язык мысли передает очень точно и ясно. Даже при обычном разговоре строение и слаженность предложении становится похожим на стихи». «Все исследователи утверждают, что казахский язык самый чистый и самый богатый среди тюркских языков. Этот язык удобный для импровизации, а также очень богатый и разносторонний», писал ученый П.М.Мелиоранский. Кроме того, специалисты отмечает универсальность казахского языка, а также это язык великих эпосов, дастанов, жыр-толғау, айтысов.

Родина, как родители, бывает такой, какая она есть. Она не бывает ни хорошой, ни плохой. Нет смысла его критиковать. Его надо любить и бороться за его будущее. 

  Жанұзақ ӘКІМ