Партия «Ак жол» считает недопустимым «проедать» Национальный фонд

logoВыступление А.Перуашева на пленарном заседании Мажилиса 23 октября 2013 г.

 Уважаемые коллеги! Рассмотрев проект данного законопроекта, фракция партии «Ак жол» считает необходимым отметить следующие моменты. Необходимо обеспечить транспарентность использования средств Национального фонда в рамках планирования и осуществления бюджетных расходов, поскольку его основными целями Президентом утверждены сбережение накоплений и стабилизация бюджета от колебаний на мировых сырьевых рынках (ст.3 Концепции формирования и использования средств Национального фонда РК, утверждена указом президента РК 2.04.2010 г.). Таким образом, использование средств Фонда на иные задачи не соответствует его стратегическому предназначению. О гарантированном трансферте из Национального фонда РК Объективными основаниями ежегодных изъятий из Национального фонда в виде гарантированного трансферта могут быть: Во-первых, необходимость исполнения социальных обязательств перед гражданами РК (пенсии, социальные пособия, гарантированная медицинская помощь и т.п.) вследствие дефицита ненефтяных доходов бюджета; Во-вторых, реализация крупных инвестиционных проектов, способных реально улучшить структуру экономики и снизить зависимость от нефтяных поступлений, являющихся по сути,  инвестиционными накоплениями будущих поколений. При этом, международные эксперты считают, что «Если масштабы государственных инвестиций увеличиваются слишком быстро, неэффективность только возрастет, благодаря ограниченной поглощающей способности экономики одной страны.» (Как избежать ресурсного проклятья, под.ред. М Хамфиса, Д. Сакса и Д. Стиглица, М.: Изд. Институт Гайдара, 2011, 464с., с. 208) В последние годы происходит рост трансфертов из Национального фонда. В 2012г. темп прироста к предыдущему году составлял 14%, в 2013г. – 1,8%, в 2014г. - 8,8%. За счет гарантированного трансферта в 2013 и 2014гг. планируется профинансировать 23,8%, общего объема расходов республиканского бюджета. Однако в настоящее время конкретизации направления расходов проводится только в отношении целевого трансферта и то в самом укрупненном виде, что свидетельствует об отсутствии результативной системы контроля за расходованием данных средств. В этой связи следует установить на законодательном уровне выделение в бюджете специального раздела, в котором подробно должны указываться направления расходования как гарантированного, (в том числе в разрезе областей), так и целевого трансфертов  с конкретизацией объектов, мероприятий и бюджетных администраторов. Следует также законодательно упорядочить и конкретизировать порядок возврата денежных средств, полученных банками, квазигосударственными структурами из Нацфонда в период кризиса, а также ежегодное выделение средств из Нацфонда на пополнение уставного фонда государственных холдингов. Данные расходы носят долгосрочный характер и до настоящего времени отсутствует четко регламентированная система контроля за их целевым и эффективным использованием. Размеры трансфертов из Национального фонда Важным условием сохранения бюджетной сбалансированности при использовании нефтяных доходов на финансирование текущих расходов государства является определение оптимальной величины допустимого трансферта. Теоретически оптимальная величина трансферта в бюджет за счет нефтяных доходов должна быть равна доходности дисконтированной стоимости нефтяного богатства.  Это требует соответствующего изменения действующего подхода к установленным параметрам неснижаемого остатка. При рассмотрении бюджета важно утверждать объем прироста Национального фонда по двум параметрам: за счет роста налоговых поступлений в абсолютном выражении и за счет прироста инвестиционного дохода. В перспективе вообще следует отказаться от расходования основного капитала, используя современную схему функционирования аналогичного фонда Норвегии («государственный пенсионный фонд-Зарубежье»), когда государственная часть прибыли от добычи нефти и газа скапливается в фонде. Правительство не может расходовать основной капитал фонда и отправляет в государственный бюджет только часть ежегодной прибыли в пределах инвестиционного дохода. При этом в расчет принимается чистый доход, т.е. доход, скорректированный на индекс инфляции,  за вычетом издержек по (расходов) по управлению. Такой подход обеспечивает внедрение принципа полного сбережения, предполагает сохранение всех поступлений от нефти и не требует оценки нефтяного богатства. С 1996 г. в фонде Норвегии накоплено 456 млрд. долларов. При населении в 4,7 млн. человек (0,1% - один промилле населения мира), страна владеет 0,8% (8 промилле) стоимости всех мировых ценных бумаг. Накопления в Фонде Норвегии сегодня превышают ВВП страны в 1,3 раза. Предполагается, что их достаточно для того, чтобы финансировать возможный дефицит в размере 15% госбюджета страны в течение предстоящих 10 лет. О транспарентности размещения активов фонда Деятельность Фонда должна обладать необходимой степенью прозрачности для широкой общественности. Так, Центральный банк Норвегии, отвечающий за операции Фонда, ежегодно публикует отчёты обо всех инвестициях фонда, а также о том, каким образом проведено голосование по акциям, находящимся в собственности Фонда. На специальном сайте размещается перечень специализированных иностранных компаний, принимающих участие  во внешнем управлении активами Фонда. Открытость фонда также предполагает открытое декларирование принципов инвестирования средств нефтяных фондов. В Норвегии стратегия инвестирования НФ основывается на диверсификации вложений и минимизации риска. 40% инвестиций осуществляется в облигации (60% – в европейские и 35% в американские) и 60% – в акции (50% – в европейские и 35% в американские). В каждом из двух направлений вложений риск распределяется по многим видам ценных бумаг. Установлен предельный размер вложений в акции отдельной компании – инвестиции не должны превышать 5% её акционерного капитала. В Казахстане официально размещаемый ежегодный отчет о формировании и использовании Нацфонда представляет фактически стандартную финансовую отчётность (отчет о поступлениях и расходах, бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, а также движении денежных средств, отчет об изменениях в чистых активах в денежном выражении). Структура активов фонда дается агрегировано без каких либо расшифровок, по стабилизационному и сберегательным портфелям представлено только процентное распределение в самом общем виде. Правила осуществления инвестиционных операций Национального фонда содержат в основном общие положения и отсылочные нормы. Общая стратегия управления предполагает только выделение стабилизационных и сберегательных портфелей без каких-либо  конкретных ограничителей. В последний год вышеуказанный объем отчетности претерпел еще большее сокращение. Важно перейти к более транспарентным схемам освещения системы управления Фондом путем   размещения на интернет ресурсах уполномоченных органов основополагающих принципов инвестирования, публикования перечней управляющих компаний, а также ценных бумаг и иных активов, в которые инвестированы средства. Их перечни должны быть открыты для свободного доступа любому гражданину Казахстана. Партия «Ак жол» считает, что в настоящее время важно не «проедать» Национальный фонд через постоянную подпитку бюджета, а перейти к практике ежегодных сокращений ненефтяного дефицита, а соответственно – и к сокращению трансфертов из Национального фонда. В случае несоблюдения прогнозируемых параметров, следует установить в качестве обязательного требования предоставление специальных пояснений Правительства при утверждении бюджета или отчета об итогах его исполнения объективных причин такого несоблюдения. До перехода к расходованию средств фонда по принципу полного «сбережения» возможно финансирования дефицита путем установления объема трансферта за счет нефтяных доходов в % к ненефтяному ВВП. Это соответствует принципу «постоянного потребления», соблюдение которого должно стимулировать поступательное увеличение доли несырьевого ВВП в совокупном ВВП при постепенном истощении сырьевых ресурсов. Спасибо за внимание. al'>�����A���абочих мест, необходимо также указывать и данные о числе закрытых рабочих мест. Без чёткого понимания баланса созданных и закрытых рабочих мест, односторонняя отчётность только по новым рабочим местам создаёт иллюзию успеха и приводит к недооценке существующих проблем в комплексе экономического развития. И такие явно неэффективные программы можно назвать по многим другим администраторам в лице министерств и ведомств. Хотя нельзя отрицать и более проработанные примеры. Стратегический план МСХ РК В этом смысле отличается проект Стратегического плана Министерства сельского хозяйства на 2014-2018 годы, где проблемы чётко увязаны с запланированными мероприятиями и целевыми индикаторами. Например, указывая на наличие таких проблем в растениеводстве как низкий уровень внедрении агротехнологий сельхозпроизводителями, низкий уровень урожайности основных культур и низкое качество семенного материала, недостаток финансовых средств при проведении полевых работ, отсутствие ликвидных залогов, высокая кредитная задолженность - План предусматривает субсидирование страховых выплат, испытание сортов, агрохимическое обследование пахотных земель и оказание научно методических услуг по определению состава почв, возмещение ставки вознаграждения по кредитам, субсидирование процентной ставки по лизингу. В качестве целевых индикаторов указаны  - валовая добавленная стоимость сельского хозяйства, производительность труда, доля экспортного потенциала АПК в общем объеме экспорта, доля переработки. Но данный подход скорее исключение, чем правило. Необходимо отметить, что как уже сказала Дарига Нурсултановна, при прохождении данного проекта бюджета появилась новая практика более длительного обсуждения его депутатами, что позволило не только обсудить заложенные цифры, но и обратить внимание на вышеуказанные методологические недостатки. Фракция ДПК «Ак жол» предлагает правительству взять такую практику за правило, для более эффективной и плодотворной работы над бюджетом. Благодарю за внимание.