Азат Перуашев: Регулярные ошибки не позволяют адекватно оценить экономические процессы

0
1043

Выступление А.Перуашева на пленарном заседании Мажилиса 23 октября 2013 г.

Уважаемые коллеги!

Рассматривая данный законопроект, депутаты фракции «Ак жол» обращают внимание на ряд регулярно сохраняющихся проблем методологического характера, которые не позволяют оценить реальный рост экономики и экономическую обоснованность производимых затрат.

Использование дефлятора

Так, в пояснительной записке к проекту в Прогнозе основных показателей, динамика номинального роста валовой добавленной стоимости (ВДС) сельского хозяйства (2014г. – 103,9%; 2015г.-104,2%; 2016г.- 104,2%), промышленности (2014г. – 102,7%; 2015г.-106,0%; 2016г.- 104,4%), строительства (2014г. – 101,8%; 2015г.-103,6%; 2016г.- 103,3%) и т.д., приводится без учета дефлятора, величина которого (2014г.- 105,8; 2015г.- 107,4%;, 2016г.- 107,0%) превышает показатели ожидаемого роста в этих секторах.  Возможно, именно потому, что применение дефлятора выявило бы не рост, а падение показателей.

Некорректное использование ВВП и ВДС

В доходной части бюджета, в качестве обоснования ее увеличения на 371 млрд.тг указан ожидаемый номинальный рост ВВП в 2014 г. на 12,1% (с учётом дефлятора 5,8%),

Безусловно, ВВП – один из ведущих показателей экономической активности в стране и регулярно используется для демонстрации наших достижений. Однако он не даёт истинного представления о качестве жизни населения и уровне благосостояния, поскольку в него включается стоимость всей произведённой в стране продукции, независимо от принадлежности предприятий. Но ведь очевидно, что основная часть прибыли, получаемой иностранными компаниями, перераспределяется за пределами Казахстана, не участвует в  экономическом обороте нашей страны и существенно не влияет на уровень жизни рядовых граждан.

С этих позиций основным показателем, характеризующем экономическую деятельность общества и его благосостояние, считается Валовый национальный доход (ВНД). В отличие от ВВП, Валовый национальный доход — это стоимость национальной экономики независимо от местонахождения национального предприятия. ВНП отличается от ВВП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев).

Таким образом, рост ВВП не может служить обоснованием увеличения бюджетных затрат, так как в нашей стране его значительную часть составляют доходы иностранных предприятий, которые вывозятся из Казахстана и не имеют такого прямого влияния на экономическую ситуацию, как национальный бизнес.

Кроме того, анализ валового национального дохода методом добавленной стоимости позволяет выявить степень участия отдельных отраслей в создании валового продукта. И нам необходимо производить подобные расчеты, поскольку как и в прошлом году в бюджете отсутствует выделение доли обрабатывающего сектора как в ВВП, ВНП, так и в структуре общих доходов

Вывоз капитала

В связи с необходимостью адекватной оценки экономики, тенденций социального неравенства, важно отслеживать динамику оттока капитала за рубеж, с учетом характера его дальнейшего использования – в виде инвестиций либо непроизводительного потребления, а также уровня исполнения налоговых обязательств по данным денежным средствам в Казахстане, о чём постоянно ставит вопрос депутатская фракция «Ак жол»..

Эти сведения должны стать составной частью планов правительства по социально-экономическому развитию.

Для справки: в 2013г. ввоз капитала составил 7,7 млрд. дол США, а вывоз 4 млрд. дол. США. Причем вывоз осуществляется банковским сектором, а ввоз за счет других секторов.

О внешнем долге

В июле месяце на запрос фракции ДПК «Ак жол» Премьер-Министром РК о валовом внешнем долге был предоставлен ответ, где говорилось, что начата работа по совершенствованию процесса управления государственным, гарантированным государством и квазигосударственным долгом.  В нем также указано, что согласно Концепции новой бюджетной политики РК, предусмотрено поддержание государственного долга и долга квазигосударственного сектора на безопасном уровне и на первом этапе (2014-2017гг.), планируется внедрение системы мониторинга и контроля за государственным долгом и долгом квазигосударственного сектора.  При этом говорится, что дефицит государственного бюджета будет снижен к 2020г. до 1,4% к ВВП, госдолг не превысит 13,9% к ВВП, а долг государства и квазигосударственного сектора 22% к ВВП.

Однако в проекте Закона «О республиканском бюджете на 2014-2016гг.», как и ранее отсутствуют параметры, свидетельствующие о наличии управления валовым внешним долгом. Для оценки уровня рискованности внешнего долга частного небанковского сектора следует вычленять долю прямых инвестиций в сырьевой и несырьевой сектора. Поскольку, как заявляется Правительством, в структуре такого долга преобладает межфирменная задолженность, когда кредитор прямой инвестор непосредственно участвует в управлении хозяйственной деятельностью заемщика, очень важно предотвратить возможность вывода капитала из страны в рамках данных схем.

О повышении эффективности бюджетного процесса

Проблемы повышения эффективности бюджетного процесса, актуализированные в ходе обсуждения отчета Правительства за2012г., к сожалению, остались нерешенными, и не нашли отражения в представленном проекте бюджета на 2014-2017гг.

Поскольку в представленной информации остается невыделенной доля ВВП, полученная за счет ненефтяного сектора, это не позволяет реально оценить результаты финансируемых государственных программ. Хотя такой опыт уже есть на территории стран СНГ в Азербайджане.

Депутаты фракции ДПК «Ак жол» также вынуждены констатировать, что не произошло концептуальных изменений и в действующей системе ведомственного планирования. Как правило, задачи, мероприятия и целевые индикаторы исполнения программ слабо взаимосвязаны, а порой и вовсе составлены формально.

Стратегический план МТСЗ РК

Так, в проекте Стратегического плана Министерства труда и социальной защиты населения на 2014-2018 годы указывается проект Программы Дорожная карта занятости 2020.

В ее рамках предусматривается что «… стимулирование предпринимательства и повышение экономической активности будет осуществляться через организацию или расширение собственного дела, комплексное развитие опорных сельских населенных пунктов».

Каким же образом будет реализовано содействие развитию предпринимательства на селе в рамках этой программы?  Путем выдачи кредитов по 2 млн.тенге (12 тыс. -2014 г, 13 тыс -2015 г., 15 тыс. – 2016 г). Если сделать расчет ежегодно выделяемых средств на средний размер прогнозируемых кредитов то их число будет 9, 11 и 12 тыс. в 2014, 15 и 16 г.г. соответственно.

Насколько это эффективно? При расходах в размере 77,7 млрд. тг в 2014 г. Министерством предполагается повысить квалификацию 81 тыс. чел., содействовать 12,3 тыс предпринимателей на селе, повысить мобильность 9 тыс чел., переселить 1,7 тыс чел.обеспечить работу гражданских служащих центров занятости в количестве около 2 тыс. чел.

Мы уже говорили, что кредит в 1-2 млн тгенге – это не бизнес, а натуральное хозяйство. Отдельный вопрос – сколько из 81 тыс. чел., прошедших т.н. «повышение квалификации» на курсах минтруда, найдут работу? По данным социально-культурного комитета мажилиса, этот показатель не превышает 58%.

Но даже при 100%-ном трудоустройстве, все охваченные данной программой люди в совокупности составят лишь 5% от уже занятого населения в с/х (2 квартал 2013 г. в с/х, лесном и рыбном хозяйстве занято 2,083 млн.чел.). Даже численность трудоспособного населения в сельской местности растёт быстрее. Какой смысл финансировать такие мероприятия?

Кроме того, депутаты партии «Ак жол» считают, что для получения реальной картины занятости, в отчёте об исполнении бюджета правительству, наряду с данными о создании новых рабочих мест, необходимо также указывать и данные о числе закрытых рабочих мест. Без чёткого понимания баланса созданных и закрытых рабочих мест, односторонняя отчётность только по новым рабочим местам создаёт иллюзию успеха и приводит к недооценке существующих проблем в комплексе экономического развития.

И такие явно неэффективные программы можно назвать по многим другим администраторам в лице министерств и ведомств.

Хотя нельзя отрицать и более проработанные примеры.

Стратегический план МСХ РК

В этом смысле отличается проект Стратегического плана Министерства сельского хозяйства на 2014-2018 годы, где проблемы чётко увязаны с запланированными мероприятиями и целевыми индикаторами. Например, указывая на наличие таких проблем в растениеводстве как низкий уровень внедрении агротехнологий сельхозпроизводителями, низкий уровень урожайности основных культур и низкое качество семенного материала, недостаток финансовых средств при проведении полевых работ, отсутствие ликвидных залогов, высокая кредитная задолженность – План предусматривает субсидирование страховых выплат, испытание сортов, агрохимическое обследование пахотных земель и оказание научно методических услуг по определению состава почв, возмещение ставки вознаграждения по кредитам, субсидирование процентной ставки по лизингу. В качестве целевых индикаторов указаны  – валовая добавленная стоимость сельского хозяйства, производительность труда, доля экспортного потенциала АПК в общем объеме экспорта, доля переработки. Но данный подход скорее исключение, чем правило.

Необходимо отметить, что как уже сказала Дарига Нурсултановна, при прохождении данного проекта бюджета появилась новая практика более длительного обсуждения его депутатами, что позволило не только обсудить заложенные цифры, но и обратить внимание на вышеуказанные методологические недостатки.

Фракция ДПК «Ак жол» предлагает правительству взять такую практику за правило, для более эффективной и плодотворной работы над бюджетом.

Благодарю за внимание.

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз