КРИТИКА ИЗ-ЗА УГЛА ИЛИ НОУ-ХАУ ЕРИМБЕТОВА

В газете «Свобода слово» от 27 октября 2011 года вышло интервью Айгуль Омаровой с политологом, модератором клуба «АйтПарк» Нурланом Еримбетовым под названием «Проблема казахского языка – социально-политическая». Н.Еримбетов пра­вильно поставил диагноз – это не лингвистический вопрос, проблема государственного языка – это политика. Согласен с автором, когда он пишет об «ответственности тех, кто обязан по долгу службы заботиться о развитии государственного языка и кто уничтожал казахские школы, культуру. Те же люди, которые когда-то (в 70-80 годы правили Республикой) делали все, чтобы казахи забыли о родном языке и культуре, сегодня среди уважаемых людей. На тоях сидят на почетных местах, их именами называют улицы. Пока не будет ответственности за сказанное и содеянное, ситуация с казахским языком не изменится». Я первый подписываюсь под его текстом. А вот конкретные пути выхода из этого кризиса, должен ли глава правительства РК нести ответственность за положение казахского языка и культуры, Н.Еримбетов не указывает. Он пошел по пути критиканства людей, выступающих за развитие государственного языка, за единство и дружбу всех граждан Казахстана на основе общего для страны государственного языка. Деятели, подписавшие «Обращение 138», хотят, чтобы все государственные служащие говорили на государственном языке, а не уподобились разноязычным жителям Вавилона, которые развалили Вавилонскую башню, не понимая друг друга. Кто-кто, а Еримбетов, как политолог, должен был понимать, что единство и будущее Казахстана в конечном счете будет определяться государствообразующей нацией и его языком. Мы, подписанты Обращения, выступаем за развитие и применение языков всех народов, которые проживают в нашей стране. Здесь нет даже и речи об ущемлении русского или других языков, мы ставим только задачу поднятия статуса казахского языка и прекращения засилия со стороны инородных языков. Господин Еримбетов хотел или нет, но данное интервью получилось провокационным по отношению к государственному языку. Журналистка и политолог умышленно пугают читателей и стараются нагнетать обстановку в обществе, противопоставляя казахский и русский языки – якобы подписанты «Обращения 138» хотят вытеснить русский язык. Это неправда, русский язык – это язык мировой культуры, этот язык уважаем, и граждане Казахстана вправе пользовться им. Мы за знание и употребление обеих языков одновременно всеми гражданами РК. Нам хотелось бы обратиться с вопросами к Нурлану Еримбетову. В вашей речи прозвучала мысль о том, что идет раскол общества по языковому признаку. Ваши слова не обоснованны. Нет никакого раскола, а идет естественный процесс укрепления государственного языка на основе роста национального самосознания. Это произошло в республиках Центральной Азии, в странах Прибалтики, Украине, Азербайжане, Грузии и других республиках. Естественно, Казахстан не останется в стороне от прогресса. У нас нет раскола общества, а есть определенное меньшинство, не желающее признавать закрепленный Конституцией РК государственный язык. У нас в мире и согласии живут представители около 70 диаспор. Конституция даровала им равные права. Что касается деятельности движения «Мемлекеттік тіл» и сторонников государственного языка, то они, используя законные и мирные пути, уже 23 года ждут, когда правительство выполнит свое обещание. Говоря о митингах, Н.Еримбетов призывает наших граждан «лучше умереть на площади «Астана» в Алматы, чем болтать там два часа». Какая-то путаница: призывает «умереть за казахский язык» и здесь же участников многотысячного митинга обзывает «болтунами». Казахи толерантны, они не прибегали к экстремальным методам в решении этого вопроса и не пойдут на его провокацию «лучше умереть», но всегда будут твердо отстаивать свои права (вспомните Декабрьское восстание 1986 года). Автор, плохо зная казахский язык, прикрывается громкими лозунгами. Особенно непростительно «известнейшему» политологу приклеивать участникам митинга такие эпитеты, как «националисты», «крикуны», «прилипалы», «провокаторы», «мелюзга», «нагнетатели страстей вокруг языка», «люди пользующиеся услугами проституток» и тому подобные. Где культура, политкоректность? Также Еримбетов говорит, что те, кому не безразлична роль казахского языка, «ничего в этой жизни не сделали ни для семьи, ни для страны». Возникает вопрос: это в компетенции Нурлана давать оценку деятельности других людей? Как говорится, если оппонент переходит на личности, то у него закончились аргументы. Нам непонятно, почему политолог сравнивает применение казахского языка в государственных органах с «казахскими проститутками, заполонившие Алматы и Астану». По Еримбетову выходит, что казашки, приехавшие из аулов и незнающие русский язык. становятся «казахскими проститутками». К вашему сведению, закончившие казахскую школу даже в аулах знают русский язык. Официальная статистика МВД Республики говорит обратное: среди женщин, занимающихся древнейшей профессией есть все национальности, и большинство из них не казашки, а русские, узбечки, таджички, киргизки и др. Поэтому ваше умозаключение является просто вымыслом и издевательством над своими соотечественниками: о «наших сестренках, чьих-то дочерях». Как политолог, почему не ставите вопрос перед правительством о высокой безработице в стране из-за закрытия заводов и фабрик, приведшей к появлению проституции? Вы голословно обвиняете в этом участников митинга, а также социально уязвимых людей в Алматы. Далее вы беспардонно пишете, что «ими же пользуются казахи, возможно те самые, кто посещает эти митинги, да и во власти такие же сидят, а вечером идут с этими девочками развлекаться». Откуда у вас такая ненависть к людям, откуда такие сведения? Интересно и то, как Еримбетов делит инициаторов Обращения: в ком-то видит национал-патриотов, а в ком-то – разжигателей раскола общества. Однако митингующие преследовали одну цель – консолидацию общеста на основе государственнного языка, о чем говорил Президент РК Н.Назарбаев. Еримбетов кого-то оправдывает, а кого-то осуждает(?) за подписание Обращения. В интервью Еримбетов вынужден признать патриотизм М.Шаханова и пишет, что «вокруг Мухтара Шаханова собрались люди, пользующиеся его авторитетом поэта и гражданина». И в то же время его сподвижников и других болеющих людей за престиж родного языка он называет прилипалами и провокаторами. Мы считаем, что в действительности политолог сам является инициатором провокаций, направленных на неисполнение конституционного закона о государственном языке . Авторы Обращения законно ставят вопрос об исключении пункта 2 статьи 7 Конституции РК, так как в ней говорится «наравне с казахским официально употребляется русский язык», т.е. фактически получается два государственных языка. Касательно ярлыка, навешанного патриотам: якобы они хотят изгнать другие народы и сделать Казахстан «мононациональным» государством. Это вымысел автора. Казахи составляют 63,5 %, и у нас не действуют националистические организации, которые будоражат общество, не увидишь надпись «Казахстан для казахов». Политолог пытается запугать представителей других национальностей и противопоставить их казахам. Последнее «открытие» Ерим­бетова про тухлые яйца. Он даже не понял выражение «бір шіріген жұмыртқа» – это не означает бросаться тухлыми яйцами. Автор буквально понимает словосочетание «шириген жумыртка». Это свидетельствует о плохом знании языка. Автор огульно охаивает инициаторов письма 138: якобы они ничего конкретного не делают для казахского языка. Конечно, критиковать других очень легко, а вот что сам политолог внес в развитие казахского языка? Почему бы Еримбетову не выучить казахский язык, что послужило бы хорошим примером для других космополитов и нигилистов. В интервью газете и телевизионном ток-шоу Еримбетова прослеживается мысль «что может дать казахский язык для других народностей?». Дальше идет подтекст: если красивое лицо, то можно стать диктором, как будто государственный язык больше ничего не дает. Неужели он не понимает, что в любой стране мира граждане одной страны в государственных органах говорят на одном государственном языке. Если советник Президента Е.Ертысбаев и поэт О.Сулейменов открыто выступают против казахского языка и добиваются введение государственным – русский, то «интернационалист» Н.Еримбетов из-за угла дает подножку государственному языку, записанному в Конституции РК. Знание государственного языка даст всем гражданам быть равными в приеме на работу, занимать высокие правительственные посты, знать и обогащаться культурой, историей казахского народа, быть полноправным членом нашего общества, иметь уважение и заботу казахского народа, сохранить свою идентичность и национальность, знать родной язык и быть настоящим патриотом страны. Разве этого мало? Касательно «ноу-хау» политолога: «митинговщина вообще неказахское понятие. Это привнесеннное. На митинге я не увидел ничего казахского – типично европейский митинг». Человек, владеющий русским, должен знать, что в русском литературном языке нет слова «митинговщина», а есть «митинг». Митинги проводятся не только в Европе, они проводятся во всем мире, и это нормальное явление в цивилизованных странах. Еримбетова «унизило то, что он (митинг) проводился на задворках города Алматы... Представьте себе, что говорить о судьбе русского языка станут не на Манежной площади (в Москве), а где-нибудь в Мытищах, в лесу». Нам не понятно, почему политолог обвиняет участников митинга, а не акима г. Алматы А.Есимова, который загнал людей в эту задворку. Еримбетов пишет, что «о казахском языке можно и нужно говорить языком театра, музыки, языком романа, языком спорта». Как можно говорить о высокопарных, возвышенных вещах, когда человек не владеет даже элементарной разговорной речью на языке матери? Далее в сайте он пишет: «Государственный язык не изучают не потому, что пренебрегают им, а потому, что нет реальной мотивации. Не нужны будут никакие курсы, ни «оголтелые» политики, ни митинги и призывы, ни мятежи, когда казахский станет языком науки и новых технологий, высокого бизнеса, политики, градостроительства и т.д. Не будем себя обманывать. Изучать казахский, записывать себя казахом будут тогда, когда это будет престижно». У политолога не логическое мышление, а лозунговое мышление. Не нужно блефовать и призывать к тому, чему сами не верите. Для того, чтобы приблизить этот день, работают учителя, интелигенция, ученые, молодежь, все патриоты. Мы боремся, чтобы подобные Еримбетову знали свой родной язык. А вышеназванные мероприятия нужны, чтобы образумить «манкуртов», образ которых хорошо обрисовал Ч.Айтматов. Если господин Еримбетов никак не хочет признавать наших выдающихся деятелей культуры и науки, то может он прислушается к русскому поэту К.Паустовскому, который говорил, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Человек, равнодушный к родному языку, не уважает свой народ. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим невежеством к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Хотят или нет сулейменовы, ертысбаевы, еримбетовы и другие, казахский язык все равно в будущем займет свое достойное место в стране. С.БАТЫРШАУЛЫ, профессор, доктор экономических наук, председатель движения «Мемлекеттік тіл» г. Астаны