Доисламские духовные покровители казахского народа

Казахи издревле поклонялись так называемым неведомым таинственным силам: Көк – Небо, Жер-Су – Земля-Вода, солнце называли Тенгри. Поклонялись Ұмай ана (мать Умай) – богине, охранявшей детей от плохих духов. В надписи VIII века «Тоныкук» есть такие строки: Тәңірі Ұмай, қасиетті Жер-Су Бізді қорғайды, ойлану керек, Тенгри Умай, священная Земля-Вода Нас оберегает, надо думать. Ученая Рабига Сыздыкова в книге «Қазақ әдеби тілінің тарихы» («История казахского литературного языка») пишет, что слово «пір» (пир) в казахском языке распространилось благодаря хикметам Ходжа Ахмеда Ясави и Бакыргани. Казахи называли пиров также «ата» (дед, отец), «әмірші» правитель, «дос» (друг), «жаратушы» (создатель), «ие» (хозяин), «патша» (царь), «сәуегей ата» (святой прорицатель). Все эти понятия объединены одним словом «пір» (покровитель, обладатель невидимых сил). Люди верили, что у всего есть свои пиры. Самыми широко распространенными являются имена покровителей домашних животных: Ойсылкара, Камбар ата, Шопан ата, Шекшек ата. О пире коров Зенги баба писал известный собиратель и исследователь казахского культурного наследия Абубакир Диваев: «Настоящее имя Зенги баба было Амин баба, на вид он был очень смуглым (чернокожим – Б. О.) поэтому его и прозвали Зеңги баба, его отца звали Тозқожа, он родился и умер в Шаше (Ташкент – Б. О.). Зенги ата был муридом, пятым последователем Ходжа Ахмета Ясави. В давние времена в Янгиюльском районе Узбекистана ему было возведено памятное сооружение». Писатель Сабит Муканулы в книге «Халық мұрасы» («Народное наследие») об этнографии казахов приводит интересную информацию: «На севере джайляу Устюрт, на краю глубокой ложбины есть многотысячное кладбище, которое носит название «Шопан-ата». Также он пишет: «Казахи признают Атымтая предком щедрости, но Касыма таковым не признают. Потому что по понятиям казахов, Касым был не как Атымтай, он является покровителем не щедрости, а богатства». В народе верили, что у одного явления бывает несколько пиров. Например, если Шегирбаян – отец птиц, то Кызылкан – правитель птиц и создатель гусей. Адольф Янушкевич, поляк по национальности, проведший многие годы в казахской степи, оставил в своих записях сведения, что есть Айдагыр, или царь змей, молочно-белого цвета. Ученый Алькей Маргулан в книге «Ежелгі жыр аңыздар» («Древние эпосы и легенды») привел следующие стихотворные строки: Жыраудың үлкен пірі Қорқыт ата, Бата алған тамам бақсы асқан ата. Таң қалып жұрттың бәрі тұрады екен, Қобыз алып Қорқыт ата күй тартқанда. Старший пир сказителей Коркыт ата, У которого многие шаманы получили благословение. Многие замирали в удивлении, Когда играл Коркыт ата на своем кобызе. Из этого можно сделать заключение, что Коркыт был покровителем как сказителей, так и шаманов-баксы. Если во время камлания пиром баксы был Жирентай, то некоторые из них таковым считали Карамана. Авторитетный тюрколог Алтай Аманжолов приводит информацию, что одним из покровителей баксы был Акмарал. Писатель Сабит Муканулы в своем исследовании об ученом Ш. Валиханове пишет: «…Шокан, повествуя о сказках про Койлыбая баксы, выходце из Баганалинской земли близ Улытау, делает заключение, что он был «пиром всех баксы». После пашни, когда приходило время посева, люди обращались к Дихан баба (отец-сеятель): «Дихан баба, все, что останется после муравьев, червей и животных – мое. Пошли дождь, извлеки из недр земли, донеси, что полагается детям». Улбике Жанкелдыкызы во время айтыса с акыном Маделиходжа Жүсипход­жаулы задала ему вопрос: Ответь-ка ей, Мадели, если знаток ты, На вопрос, как зовут отца всех птиц? – На что Маделиходжа ответил без запинки: Кем ақыл сен білмесең мен айтайын, Болады құс атасы Шегірбаян. Глупышка, ты не знаешь ответ, Шегирбаян – отец птиц, это знает весь свет. В бескрайней степи было привычным делом совершать многодневные переходы, поэтому казахи верили, что и у путника есть свой заботливый защитник и покровитель. В записанном Шоканом Валихановым эпосе «Козы Корпеш – Баян сулу» есть примечание к строкам: Құлдан өлген болар ма мұндай ғайып, Үндемеді ол бастан бабам Қайып. Есть ли на свете кто более пропащий, чем раб, С самого начала молчал предок Кайып. «Баба Кайып, Қайып-ерен» – в народном эпосе друг, протягивающий руку помощи путнику, которому трудно в пути. Из этого можно узнать, что пира иногда называют другом. В эпосе «Кыз Жибек» покровителем влюбленных называется Зылиха-Жусип. Такие покровители и защитники были и у правителей. Например, пиром хана Тауке был Мусирали. Известно, что пир хана Абылая звался Жаланаяк Аздер. О покровителе Абылай хана можно подробнее узнать из сказаний и легенд. Его настоящее имя Калмухаммед Бакмухаммедулы, известный в степи как святой Аз Жалаңаяқ – Жалаңаяқ Аздер – Жалаңаш баба. Поэт Шади Жангирулы пишет о нем в своем дастане «Тарихат»: Қолдаушың жалаңаяқ пірім болсын, Бар! – деді Абылай сонда бетін басып, Пусть будет жаланаяк покровителем моим, Иди! – сказал тогда Абылай, прикрыв лицо. Акын Суюмбай однажды обратился в стихах к султану Тезеку, там были такие слова: Хан тезек, төремін деп дүрілдейсің, Қожаны ақ сәлделі пірім дейсің. Хан Тезек, ты хвалишься, что ты чингизид, И ходжей почитаешь, называя своим пиром. Люди верили, что у искусства тоже есть свои пиры. В поэме Ильяса Жансугурулы «Күйші» (исполнитель кюев), написанном в 1934 году, поэт написал имя покровителя исполнителей кюев. В пятой главе поэмы есть строки: Бұл сорлы күйді неге үйренді екен? Күйата бұған дарып жүрген бе екен? Почему несчастный этот научился кюи играть? Неужели отец кюев будет его защищать? Казахские поэты тоже духовно поклонялись своим пирам. Акын Кулыншак Кемелулы один из своих стихов начинает так: Бісміллә деп бастайын Медет тілеп пірлерден. Начну, сказав я бисмилля, У пиров поддержки прося. Некоторые люди искусства покровителями считали своих учителей. Акын Бактыбай Жолбарысулы при удобном случае всегда называл имя своего учителя Каблиса Асанулы, известного в народе как Кабан, который приснился ему во сне и указал путь к поэзии: Қабан атам дейтұғын, Менің пірім болады. Наставник Кабан Является моим пиром. Акын Жамбыл в двадцать лет так сказал о своем учителе, у которого получил благословение: Менің пірім – Сүйімбай, Сөз сөйлемен сыйынбай. Моим пиром является Суюмбай, Не поклонясь ему, я не скажу ни слова. Жамбыл во время айтыса с акыном Бактыбаем близ города Талдыкорган в 1874 году назвал несколько имен и сказал о том, что у него было несколько покровителей: Қаздай қалқып ерінбей, Өлең тердім жасымнан. Майлықожа, Құлыншақ – Пірім еді бас ұрған, Как гусь плывущий, не ленясь, Собирал стихи я с младых лет. Майлыходжа и Кулыншак Были покровители мои. Пир-покровитель есть и у казахской национальной одежды. Об этом рассказала великая танцовщица Шара Жиенкулкызы, вспоминая, как приняла участие в традиционном смотре танцев Востока, который проходил в Египте: «И вот до меня донесся звук красивого казахского кюя. Не помню, как вырвалась в центр сцены! Шапка с перьями филина, развевающееся платье с красивыми подгибами в несколько рядов понесли меня, как крылья. Веселые звуки металлических украшений-шолпы, что были прикреплены на концах моих двух длинных кос, будто развернули напор моего танца. Я годами наблюдаю – у казахской одежды свой пир, он будто приходит на помощь во время танца, берет под руку и приподнимает высоко-высоко». Считается, что есть покровители разных профессий. В регионах Казалы и Тургая сохранились стихи о пирах чигиря, которым черпали воду, и их изготовителях. Зачастую им пользовались животноводы и пахари: Шығырдың шын атасы Әлі-Шынар, Шынарға сиғызбаса шығыр сынар. Әліге шынар менен хуп сыйынар, Қашан да тәңір оңғарып ісің тынар. Чигиря настоящий отец Али Шынар, Если не пользоваться правильно, сломается чигир. Благодаря поддержке Али Шынара, При поддержке тенгри спорится дело. Также в народе известен покровитель серпа, косы и косильщика азирет Жалман. По некоторым сведениям, его называют пророк Салык. Когда же просеивали пшеницу на ветру, громко звали покровителя ветра: «Мирхайдар, приди, Мирхайдар». Казахи нижнего русла реки Сырдарья покровителем пира ветра считали Жаланаш ата. О том, что о пирах было известно и раньше, свидетельствует книга «Шипагерлік баяны» («Книга врачевания») лекаря Отебойдака Тилеукабылулы, жившего пять веков назад. В своем труде он назвал имена 92 покровителей, общих для трех казахских жузов. Он называет их «отцы-свидетели». Есть они у сирот, населенных пунктов и т.д. Пусть не как прежде, но поклонение пирам-покровителям продолжается и по сей день. Например, до сих пор не прерывается поток поклонения к месту захоронения покровителя города Шымкента – Дервиш ата, а также к другим подобным местам. Духовные наставники современности Наши современники тоже почитают своих духовных наставников. Казыбек би, известная личность в казахской истории, покровитель первого казахского космонавта Токтара Аубакирова. Другая наша современница, талантливая танцовщица Шугыла Сапаргаликызы на вопрос журналиста, кого считает своим пиром из великих танцовщиц мира, ответила: «В мире немало ярких представителей танцевального искусства. Но сколько я себя помню, для меня нет искусней казахской танцовщицы Шары Жиенкулкызы». Таким образом, у казахов и сегодня сохраняется одна из самых древнейших традиций.

Бердалы ОСПАН

qazaquni.kz