Сенсация: казахскому языку свыше 70 тысяч лет?!

…Доктора филологических наук, члена-корреспондента АН Казахской ССР Сарсена Аманжолова большевики «убили» в 1958 году. За фразу в книге «Вопросы диалектологии и истории казахского языка» – о том, что казахский язык развивался с первобытных времен и к тому же на собственной основе… Эта фраза была открытым выступлением против положений базового учебника «История Казахской ССР» от 1943 года (и следующих за ним учебников), написанного эвакуированными в Алма-Ату москвичами, о котором при обсуждении рукописи 10 октября 1942 года один из казахских ученых Е.Исмаилов заявил: «…в этом учебнике, в 15 веке, словно с неба, появляется казахский народ» (журнал «Алаш», 2006, № 2, с. 112)… Филологическая казнь… В предисловии автора к книге стоит дата, когда он ее закончил: 22 января 1958 года. А через 6 дней, 28 января 1958 года автор вдруг умирает. Сын лингвиста и тоже лингвист Алтай Аманжолов: «…отец был сильным человеком… его вынудили уйти из Академии наук, решено было удалить и из пединститута, отправив в Семипалатинск… обвинили в национализме… придя на собрание, отец попросил слова, ему его не дали. Почувствовав себя плохо, он полчаса отлеживался в деканате, затем зашел в аудиторию, где шло собрание, со всеми попрощался… Врачи сказали, что у нашего отца случились инфаркт и инсульт одновременно» (Г.Шимырбаева. Кирилл и Мефодий казахского алфавита//Казахстанская правда, 30.11.2007). При леднике «Солнце видеть»: означало – «жить»!.. …И вот, держу ее в руках, эту книгу «Вопросы диалектологии и истории казахского языка». Легко читается, ничего вроде и нет против линии тогдашней правящей партии. Но вдруг на стр. 342 упираешься во фразу, которую я прочел, наверное, разов шесть, не улавливая сначала, что же меня в ней зацепило: «Казахский язык богат идиомами и устойчивыми фразеологическими сочетаниями… идиоматические и фразеологические сочетания могут служить прекрасными объектами исследования этапов развития мышления казахского народа… Берем, например, фразу-идиому қарным ашты (букв. живот мой открыл, а по смыслу она означает: я проголодался)». Ну, что же такого тут необычного в приведенных выше словах?.. Кстати, о термине: «идиома – это свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например, русские выражения остаться с носом, собаку съел и т.д.» (Словарь иностранных слов, 1965). Цитируем С.Аманжолова дальше: «Понятно, у первобытного человека главным чувствительным и потребляющим местом был живот. Когда нужна была пища, он открывал рот, как часть всего чувствительного тела. Недаром ребенок каждую вещь тянет в рот. В процессе развития звуковой речи это конкретное действие оформилось определенным выражением, как отражение определенного периода мышления. Недаром в древнерусском языке «живот» означает и «жизнь». Такими же древними являются идиомы «ол мені көзіне ілмеді», «оның сөзіне құлақ аспады» и т.д. То есть лингвист приводит примеры, практически намечая контуры исследования этапов развития языка и мышления казахского народа! Начиная с первобытных эпох – с каменного века!.. То есть эта книга и об этногенезе, первый раздел – об этническом составе казахского народа, второй – о древних племенных диалектах, третий – история образования языка и т.д. Главное в книгу не вошло! Остановили... Чего же боялись и боятся те, кто не давал и не дает народам узнать истину о древнейшей истории, себя и всего человечества? Что же есть там такое важное, в древности спрятанное? Как датировать тот период, когда, в частности, и возникли те выражения «қарным ашты», «оның сөзіне құлақ аспады» и другие? Видимо, эти словосочетания возникли в периоды, когда основным занятием людей была охота на диких животных и собирательство, изготовление каменных орудий, но о конкретных датах тех эпох пока очень трудно сказать. А наследие тюркских народов!? В булгарских летописях, к примеру в «Джагфар тарихы», пишется, что 100 тысяч лет назад север Европы накрыл ледник, Волго-Уралье не накрыло, климат был суровым и люди жили в пещерах Уральских гор. 40 тысяч лет назад ледник стал уходить и люди спустились с гор. 35 тысяч лет назад семь племен объединились в союз Идель («Семь племен»). 15 тысяч лет назад создали государство Идель во главе с абызом династии Дуло (Дулат) по имени Джам (Майкы Первый). Это государство, до того называвшееся Ески Туран, включало в себя почти всю Восточную Европу, Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь с центром в Волго-Урало-Казахстанском регионе. И по науке ледники были, в т.ч. Валдайский, 70-11 тысяч лет назад, в поздней стадии доходивший до Валдая. У казахов Идель (Волго-Урало-Казахстанский регион) – это страна Жиделі Байсын (А. Нарымбаева. Туран – колыбель древних цивилизаций, с. 280). Вспомним выражение күн көру со смыслом жить при буквальном переводе – солнце видеть – это же слова людей, которые жили тогда при леднике, в пещерах гор! Для них выйти из пещеры и видеть Солнце означало – Жить. То есть 70 тысяч лет назад язык казахский точно был!!! Может, и раньше... Хроника: Жезказганский Танбалытас... Генетика: обычай ЖЕТІ АТА идет с каменного века! Стыкуются булгарские летописи и с Танбалытасским камнем, что недалеко от Жезказгана. Там было написано (в переводе на русский А.Маргулана): «Кипчаки, найманы, алчины, аргыны (каракесек), уйсыны (куйсын) и табыны! О дай благословение этим шестерым!» Маргулан считал, что эти шесть племен стояли в основе казахской государственности, каждое из которых представляло и другие родственные племена. Люди традиции учитывают возраст и порядок перечисления показывает ход исторического развития. Значит, сначала были мастеровые кыпшаки (кып, коб – мастер), «кендігер қобан жұрты» по эпосу, у них тамга «косеу» (единица), они были первыми и создали страну Туран («Солнечная страна») и один из своих родов назвали «торы» (у чувашей сохранилось слово «Тура» в значении «Солнце» (Бог) и пословица: «Тура еслекене йоротат» – «Бог (Солнце) мастеровитых любит»). После кыпшаков правили найманы и алшыны, охотники и воины. На стр. 18 своей книги С.Аманжолов писал об идентичности тамги найманов и алшынов (острый угол), т.е. вначале они были вместе, а со временем встали на защиту границ, одни – с востока, другие – с запада. Их сменили династии абызов, имевшие круглую тамгу (Солнце, Чаша, Глаз), – у аргынов два круга, их имя каракесек также говорит о былом единстве с каракесеками из алима. А создание государства Идель (Жидели Байсын) в 14953 году до н.э. (это датировка Ф.Г-Н.Нурутдинова, спасшего булгарские летописи) есть начало уйсын-дулат-табынского периода. В древности уйсыны жили в Волго-Уралье: «из татарских шеджре следует, что Майкы был родоначальником племени уйшин. Этноним ишун (Шун, Сун, Сон) сохранился в активном лексиконе в Поволжье и Приуралье в виде гидронимов (названий рек и озер). Татарские деревни Шунбаши и Верхний Шун. Эти имена сохранились нам в наследство от древних татарских племен» (М.И.Ахметзянов. О происхождении топонимов. Казань, 1990. с. 79-81). В «Истории татарского народа» академик М. Закиев пишет, что «кушаны (уйшыны) покинули Идельский Казахстан при Аланской династии», то есть объясняет, почему уйсыны сейчас на юге. А у башкортов четверть народа составляют табыны, чье второе имя – уйсын! У казахских же табынов, как и у остальных племен ветви «қартқазақ, прозванной потом Жетыру» («Вопросы диалектологии и истории казахского языка», с. 54), – предок Майкы и круглая тамга табына – как и у дулата. По Илеку, впадающему в Жайык, есть и Майкысай, и Майкыбулак, а южнее – река Жем (Джам, Йам, Эмба)... И многие степные обычаи существовали еще десятки тысяч лет назад. На стоянке Сунгирь, что на западе от Уральских гор, нашли несколько скелетов древних охотников, живших 34 тысячи лет назад. Установлена гаплогруппа C1а2 (Геномы людей из Сунгиря. А.Марков). «Анализ геномов показал… люди выстраивали свою социальную систему так, чтобы не вступать в брак с близкими родственниками. Группы (роды) были объединены с другими группами (родами) в разветвленную сеть и в пределах этой системы практиковали обмен невестами. Противоположная картина была у неандертальцев: все изученные индивиды состояли в довольно близком родстве. Эти различия в системе социальных связей верхнепалеолитических сапиенсов и неандертальцев лежали в основе процветания одних и вымирания других» (Генофонд.ру. 08.10.2017). Антропология смешанная, европеоидно-монголоидная. И там же от 09.10.2017: «…самыми генетически здоровыми оказались древние скотоводы». …Недаром слово «Туран» переводится и как «Правильная страна», «Справедливая страна», «Прямая страна». Изначальные правила, установленные в древности шести абызами, и помогли человеку стать человеком. Из абызов первым сказания называют как раз кыпшака Кендгер (Кондыкер) Кобана. О нем в отдельном материале. …Через полвека после смерти С.Аманжолова в Европе появилась теория палеолитической непрерывности (Марио Алинеи, Марсель Отт и др.), согласно которой в палеолите в Урало-Казахстанском регионе тысячами лет непрерывно развивался язык, ставший основой для многих языков мира, в т.ч. для индоевропейских и т.д. Торегали КАЗИЕВ, автор книги «Триумф Казахии» qazaquni.kz