Статуя Золотого человека: восемь граней национального талисмана

monument-nezavisimosti_1_0 Древнее зодчество феноменально. Оно обладает свойством быть понятным без посредников – это универсальный язык общения эпох и народов. И в то же время культовая, сакральная особенность делает его таинственным, непостижимым. Недаром архитектура Древнего Египта произвела впечатление на президента Нурсултана Назарбаева и навеяла идею создания монумента Независимости. В Луксоре, городе лотосовидных и папирусовидных колонн, архитектору Шоте Валиханову президент высказал мысль о необходимости создания памятника, величественного и возвышенного. Впоследствии появился этот памятник – монумент Независимости в Алматы. На днях в издательстве «КазАкпарат» в Алматы вышла книга «Адилет Жумабай» под редакцией Бахытхана Мырзахметова, доцента, члена Союза художников РК, заслуженного деятеля культуры РК. Книга посвящена памяти выдающего скульптора, кавалера ордена «Курмет», члена Союза художников РК, автора скульптуры «Золотой воин» (монумент Независимости в Алматы), участника многих международных и республиканских выставок. В фотоальбом вошли иллюстрации около 50 скульптурных работ и 10 живописных полотен мастера. Вступительную статью написал доктор философских наук Жанарбек Беристенов. В книгу вошла и моя статья о творчестве Жумабая, о скульптуре «Золотой воин» как главном символе нашей Независимости. 16 декабря 1996 года в Алматы на Новой площади при стечении огромного количества людей президент Нурсултан Назарбаев открыл монумент Независимости. Получается, тоже круглая дата – со дня открытия знаменитого монумента прошло 20 лет. Статуя «Золотой воин» – действительно главный символ нашей Независимости. Мастеру удалось создать его. Недаром Жумабай говорил: «С обретением Независимости мы были «на взлете», и взлелеянное ею чувство свободы я хотел передать в Золотом воине на летящем барсе». С открытием памятника самым воспроизводимым из произведений искусств в Казахстане, несомненно, является статуя Золотого воина. Где только не встретишь его изображение: на открытии государственных и общественных мероприятий, на партийной и общественной символике, национальной валюте, обложках книг и журналов, школьных грамотах. Всего не перечислишь – от этикетки на водке (!) до рекламы международных форумов. Дело дошло до того, что некоторые предприятия присвоили его как фирменный знак без согласия автора, например, фирма «Золотая книга» или туристическая фирма «Сак тревел». Конечно, это показатель популярности и художественной ценности произведения. Небывалый случай в истории монументальной скульптуры Казахстана: копия Золотого человека внушительного размера появилась за рубежом. Статую Золотого воина перед зданием посольства РК в Вашингтоне в 2006 году открыл президент Нурсултан Назарбаев. «Открытие монумента является значимым событием для нашей страны, – сказал Нурсултан Назарбаев. – Подобный монумент, представляющий образ древнего сакского воина, сооружен в Алматы, где в свое время была провозглашена независимость Казахстана. Фигура воина, тем не менее, олицетворяет образ миролюбивого народа». Многое определило удачное композиционное и архитектурное решение комплекса, в котором стела гармонично сочетается с высотными зданиями и расположена на выгодном месте с точки зрения организации пространства огромной площади, а также солнечного освещения: скульптурные фигуры смотрят на юг. Стела из розового куртинского гранита (высота вместе со статуей около 34 метров) представляет собой сооружение в виде граненного, квадратного в сечении столба. Его немного выделяющаяся верхняя часть рельефно отделана изображением государственного герба. Традиционно стела воздвигалась как надгробие или мемориал, т.е. отчасти имела культовый характер. Каменная стела – кулпытас – в казахских степях устанавливалась как надгробие или отдельно, часто как родовой памятник высотой до 2,5 метра. Кулпытас украшался рельефным орнаментом, родовым гербом – тамгой, иногда арабской вязью. Интересно, что остроконечный верх памятника порой имел вид стилизованной человеческой головы. В монументе Независимости высокий головной убор сакского вождя органично и цельно завершает, как наконечник стрелы, вершину стелы. Она тоже покрыта рельефным орнаментом, а родовую тамгу заменил, естественно, герб республики. Жемчужиной комплекса является, несомненно, статуя Золотого человека на летящем барсе, которая венчает стелу. Почти постоянное присутствие цветов у подножия стелы говорит о многом. Часто можно увидеть людей, просто отдыхающих вокруг Золотого человека, бабушек и дедушек, которые прикасаются руками к камню памятника и проводят ими по лицу. Иностранцы, привыкшие к стандартным советским памятникам вождю, с удивлением рассматривают другого вождя, поднявшегося на небывалую высоту, в том числе и в эстетическом плане. Появившись как средство поклонения Божеству, магического воздействия на духи Природы и на людей, архитектура и скульптура со временем потеряли эту исходную основу, оставаясь таковыми лишь в чисто религиозных сооружениях. Поэтому в наше время никого не смущают фигуры Будды или Христа. Поэтому изваяние сакского вождя не противоречит каким-либо нормам или традициям, ибо это по всем признакам культовое сооружение. Одет Золотой человек в покрытый бляшками камзол (в основе этого слова древнетюркское кам – «жрец», как и в слове камча – ритуальная плеть). Приближение к изначальной сакральной значимости сразу же выделило монумент Независимости в казахстанской монументальной скульптуре, лишенной магического звучания, и обозначило его культовую и семантическую оригинальность. Внушительная по величине (около 5 метров) бронзовая скульптура тем не менее кажется маленькой на вершине величественной стелы. Но увеличение ее размеров, как предлагали некоторые скульпторы, нарушило бы очень точные пропорции скульптуры и стелы, не говоря о ее эстетике как архитектурного сооружения. И сейчас трудно представить столб без скульптуры: статуя Золотого человека является его навершием и составной частью. Возвышение над площадью, городом статуи сакского царя само по себе парадокс, характеризующий кочевников в целом и казахов в частности. Феномен мобильности древних номадов, их быстро сменяющихся обществ, религий, письменностей и т.д. с одной стороны, и как следствие – потеря связей между ними с другой стороны. Поэтому взгляды казахов обращены в прошлое, где не только с саками и хуннами, но и с древними тюрками и уйгурами, даже с эпохой Чингиз-кагана мало ясного, выверенного, осознанного.                                    Грани национального талисмана Есть вещи, неподвластные времени, смене культур и религий. Это язык искусства и традиции. Искусство номадов с их знаменитым «звериным стилем» оказало влияние на искусство Греции и римских провинции, на китайское, южнорусское и искусство готов. Зверь в произведениях кочевников обязательно в движении – в прыжке, полете, в агонии, свернувшийся в клубок. Изображения оплетенных в неистовой борьбе, пожирающих друг друга животных не могут оставить никого равнодушными. Эстетическое своеобразие статуи Золотого человека именно в передаче духа сакской эпохи языком пластики. Летящий барс как будто сошел с головного убора сакского царя, в котором имеются фигурки крылатых барсов. Статичная фигура Золотого человека тем не менее в динамике – все ее линии подчинены полету зверя, и сбоку она подобна лучной дуге. Даже лук в его руке как извивающаяся змея повторяет движение барса – его крыльев, хвоста, а также головы, как и ловчая птица, сидящая на другой руке. И уменьшение щита на левой руке – для обзора движения фигуры. Все мышцы человека и зверя в напряжении, что с большим мастерством выполнено скульптором. Линии костюма подчинены пластике тела: подчеркнуты мышцы груди, живота. Естественно, элементы богатого и сложного костюма царя-жреца прошли «горнило» пластической стилизации, что требует не только мастерства скульптура, но и «мифологического» мышления, знания истории и этнографии номадов. И большая удача, что автором скульптуры Золотого человека являлся именно Адилет Аскарулы Жумабай – выдающийся скульптор Казахстана. Разве не удивительно, что человек, не будучи ни историком, ни этнографом, со студенческой мастерской «бредил» саками, уйсунами, древними тюрками, древними казахскими преданиями и традициями? В годы учебы на отделении монументально-декоративной скульптуры Алма-Атинского театрально-художественного института было заметно глубокое увлечение Адилета историей, которое гармонично сочеталось изучением искусства древнего Востока, древней скульптуры и архитектуры. Уже дипломная работа Адилета «Айша-биби», которая хранится в Центральном государственном музее, показала неординарное понимание истории и оригинальность пластического языка, начиная с высокого головного убора и кончая змеей вокруг ног. Следует отметить, что Жумабай учился в мастерской нашего знаменитого скульптора, заслуженного деятеля искусств Толегена Сабитовича Досмагамбетова, которого считал своим учителем. В свою очередь Толеген Сабитович всегда выделял Адилета среди своих студентов, особую похвалу мастера заслужила работа «Айша-биби». Недаром после защиты дипломной работы Адилетом скульптор Кайрат Суранши сравнил: как в Царскосельском лицее Державин благословил Пушкина.  «Айша-биби» Дипломную работу Жумабая отметил и председатель Государственной экзаменационной комиссии Бурганов Александр Николаевич, скульптор с мировым именем, профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). В частности московский гость отметил, что такого уровня и размера, как дипломная работа Адилета «Айша-биби», не делается даже в Строгановском училище. Причастность современности к прошлому может быть различной, особенно если их отделяет два тысячелетия. В лучшем случае как к святыне, в худшем – как старинной экзотике. А сделать далекую старину своей, родной, сотворить ее самим дорогим талисманом, чтобы прошлое засверкало новой гранью в нашей жизни и стало национальным оберегом, народным достоянием, может лишь большой мастер, чувствующий пульс истории далеких предков. Искусство тем и ценно, что впитывает дух его создателя, сокровенную его истину, и холодная бронза может нам поведать больше, чем обильные речи. И в статуе Золотого человека на крылатом барсе столько поэзии, полета духа, откровения и в то же время присутствие тайны! Отражение или преломление солнечных лучей с древнейших времен использовалось в культовых сооружениях, будь это пирамиды или солнечные часы, позолота древних храмов или купола мечетей. Они с большой биологической активностью, как ювелирные украшения, очищают места почитания и поклонения, создают некое особое биополе, позитивно воздействующее на людей и природу. В 1996 году в Алматы появилось сооружение, отражающее первые лучи восходящего солнца и последние закатные – статуя Золотого человека на летящем барсе. Золотые пластины на крыльях барса, позолоченные нагрудной щиток и кольцо, охватывающее султан на головном уборе, отражают лучи в течение всего светового дня, как бы рассеивая их на видимое человеческому глазу расстояние. При этом интенсивность и направленность отражения меняются в течения дня. Например, пластины на крыльях особенно светятся утром и вечером, щиток в первой половине дня и т.д. И в то же время это можно наблюдать с определенных мест, что напоминает эффект драгоценного камня, меняющего свой цвет и яркость блеска в зависимости от освещения и движения. Бронзовое зеркало, подобное зеркалу сакского вождя, до сих пор используются алтайскими шаманами. Носят их на груди, как на скульптуре Золотого человека, прикрывая один из чакров, энергетических центров, расположенный в середине груди. Кстати, древний шаманский костюм из шкуры животного имел немало фрагментов, семантически схожих с деталями сакского одеяния: перья, крылья птиц, когти, лапы животных, всевозможные подвески и т.д. Шаманы, как и сакские жрецы, взывали к духам Природы. Некоторые шаманы проводили много времени в поисках бронзового зеркала, которое находили в древних обрушившихся курганах и уносили их как самый дорогой подарок от духов. Иногда они находили зеркала II-IV вв. – так прослеживается преемственность эпох и традиций. Бронзовое зеркало олицетворяло Солнце и возрождение и обычно имело на обратной стороне солярный знак. …Догорал последний отблеск ушедшего дня на кончике тиграхауда Золотого человека. Первые звезды осветили тайны Вселенной. А на площади Республики вспыхнули ночные прожекторы, выхватив из сгущающихся сумерек фигуру Золотого человека. И вновь заиграли грани национального талисмана.                             Звериный стиль и царица Томирис «Звериный» стиль – это особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей. Этот стиль представлен изображениями на скалах (петроглифы) и находками в погребениях, и создал особый символический язык, передающий мир единства человека и животного, мир живой модели древнего космоса. «Звериный» стиль, использованный в Золотом воине, встречается и в других работах мастера, в частности его крылатые барсы украшают станцию «Райымбек» алматинского метро. К сожалению, «звериный» стиль у нас не получил развития и распространения. Адилет Жумабай – автор скульптур «Айша бибі», «Күлтегін», «Абай», «Көшпенділер», «Қазақ анасы» и др. В составе композиции монумента Независимости в Алматы находятся его труды: барельефы «Саки» («Царица Томирис») и «Казахи». Барельеф «Саки» выполнен в стиле памятников древнего Шумера. Вообще, Адилет сильно увлекался не только историей кочевников, но и древним искусством, древней скульптурой, древним костюмом. Оригинальное преломление культурных традиций Востока и Запада посредством древнего стиля – одна из главных особенностей творчества мастера. И стиль «древнего Шумера», и «звериный» стиль востребованы в нашей стране и ждут своего продолжения в работах молодых скульпторов, ювелиров Казахстана.                      Человек-легенда Адилет – непревзойденный рассказчик и полемист, критик и советчик, его разговоры всегда спонтанные и искрометные. Многие друзья шли в его мастерскую, чтобы поделиться своей радостью, обсудить новости, проблемы, поделиться книгами с гостеприимным хозяином. У него имелись очень редкие книги, он был всегда в курсе книжных новинок. По многим темам он показывал удивительную осведомленность. Неудивительно, что у такого интеллектуала всегда было огромное количество идей. 163 Например, в свое время Адилет подтолкнул меня к изучению тюркского происхождения Чингиз-кагана (Чингисхана). Результатом того интересного разговора стали мои журнальные и газетные статьи о тюркском происхождении основателя империи Муңғол (тюрк. «тысячное войско», «армия из тысяч») и этимологии титула Чыңғыз – «высочайший», «величайший», букв. «Ваше Высочество» от тюркского чың (кырг. «неприступная гора», каз. шың «вершина горы») с помощью суффикса -ғыз (впоследствии -ғыз был вытеснен суффиксом -ңыз (ср. йарлығыңыз – «Ваше приказание»). Адилет Жумабай был из тех, которые своими поступками, поведением, оценками, советами могут объединять людей, позитивно влиять на многих, определять «погоду» среди коллег. Об этом сказал Бахытхан Мырзахметов, заслуженный деятель культуры РК: «Адилет – выпускник знаменитого Абрамцевского художественного училища (Россия) и Казахской Национальной Академии искусств им. Т. Жургенова. Человек целиком посвятивший себя искусству. Имея прекрасное классическое образование, будучи широко информированным человеком, одновременно он был носителем очень древних, давно забытых, глубоко национальных знаний и образов. Я рассматриваю каждого человека как уникальное, высшее творение природы. А  Адилет в этом смысле  был сотворен просто из особого материала с огромным диапазоном способностей, характеров и потенциала. В нем одном каким-то образом уживались юношеская наивность с мудростью старца, добродушие ребенка с жесткостью суждений. Всеобщий любимец мог запросто назвать человека «дилетантом», или «мелким человеком» в лицо, но что удивительно, при этом ему все прощалось. Я, например, не помню ни одного случая, чтобы кто-либо из «пострадавших» держал на него обиду. Еще одна его особенность – это феноменальная память. Он просто на память знал все номера сотовых телефонов близких ему людей и даты их дней рождения. Мог вспомнить эпизоды из жизни тридцатилетней давности, и не только кто и что сказал, но даже кто во что был одет, а также помнил цены тех времен с точностью до копеек. Хорошо знал древнетюркскую историю, любил слушать классическую и инструментальную джазовую музыку, обожал балет. Адилет был очень коммуникабельным и отзывчивым человеком. Он обладал сильным природным чувством формы. Если говорить о его работах, то мне нравились его произведения в жанре портрета. Например, голову Абая считаю одним из лучших его произведений, так как я и сам много работал над образом Абая». Искусство учит мыслить. Это основа любого искусства. Конечно, есть особенности отдельных видов искусств, которые различаются по воздействию на зрителя в пространстве и во времени. Например, монументальная и малая скульптура. Судя по событиям последних десятилетий, даже неискушенный в искусстве человек может предположить, что век монументальной скульптуры короткий: многие запечатленные на века вожди и символы прошлой эпохи были низвергнуты на глазах миллионов людей, взамен которых пришли новые статуи в сомнительном исполнении. В 2010 году Адилет Жумабай в разговоре со мной о своем творчестве и ситуации вокруг конкурсов по скульптуре сказал следующее: «Статуя Золотого воина была моей первой крупной работой. Часто спрашивают о том, с кого лепилось лицо принца, но это не имеет значения – это художественный образ. В свое время попросили (в эскизном варианте), чтобы воин был не воинственный, а более мирный, и тогда мы посадили на руку сокола. Скульптура в окончательном исполнении создавалась по древнегреческому методу – такой замысловатый способ предложили прибалтийские коллеги. Именно он обеспечивал скульптуре прочность на тысячелетия, а стела сделана на совесть.

Я сторонник казахского искусства или древних скульптурных традиций Степи, неважно как это называется – древнетюркская, сакская или еще какая-то. Недавно вернулся к мотивам монумента Независимости и сделал фигуры двух барсов для метро в нашем городе. И в то же время я сторонник современного искусства по европейским канонам. В этом плане в Казахстане не хватает профессионалов с питерским или московским образованием. Ведь не каждый мастер в наше время может позволить себе взять учеников. В советское время молодые таланты могли учиться в Ленинграде или Москве.

Вообще, в советское время была не только хорошая подготовка скульпторов, но и отработанная система распределения работ. В частности, была Государственная комиссия (художественный совет), которая не только определяла, кому какой заказ выделять, но и контролировала качество работы. Художественный совет действует и сейчас, но в регионах определяющую роль в конкурсах на памятники играют местные органы, в силу чего появляется масса слабых работ. В такой ситуации лучше было бы, если конкурсы проводились лишь по крупным заказам, а средние заказы распределялись бы между известными скульпторами республики. Это была бы и известная страховка от слабых работ в регионах, и определенная поддержка деятелей искусств со стороны государства».

                                                                                                                                                   Дастан ЕЛДЕС

qazaquni.kz