Еркин Мергенов, или трагедия художника в Казахстане
2016 ж. 17 қараша
10338
2
Искусство учит мыслить. Это краеугольный камень любого вида искусства. Когда в культуре утрачивается способность мыслить, когда голоса поэтов и художников почти не слышны, тогда в обществе царят умиротворяющая «вещь в себе», «сонливая реальность». И культура еле дышит, ее внутренний механизм постоянного поиска заменяется самообманом. Это делает общество беспомощным: оно теряется во времени, не понимает, где находится, куда движется и что ждет его в будущем, смысл существования теряет глубинного значения...
Искусство уходит в прошлое?
Мы живем в переломное время, которое мало оборудовано для литературы, изобразительного искусства, кино, книгоиздательства и т.д. Уходят в прошлое высокое искусство, литературные журналы, хорошие фильмы, художественные советы, выставки. Многое решают так называемые рыночные отношения в литературе и искусстве, чиновники, и искусство постепенно становится утилитарным, примитивным, «на потребу публике». И отношение государства к искусству, художнику оставляет желать лучшего.
В итоге мещанские вкусы, психология потребительства, религиозное миропонимание стали вытеснять духовные ценности, достижения культуры, светское мировоззрение. Все это привело к снижению роли искусства и литературы, к падению уровня образования, нравственности, общей культуры, росту религиозного разобщения, вседозволенности, экстремизма и т.д.
Ныне «худсовет» – чиновники, и этим все сказано. В рыночных условиях государственная поддержка художников и писателей минимальная, поэтому снизился профессиональный уровень художников, музеи не покупают их работы, не выделяются деньги на проведение выставок (даже на 25-летие независимости РК не организовали выставку), сокращены часы рисунка, живописи, лепки в художественных учебных заведениях, отчасти – в средней школе.
Его ценили за пределами республики
Летом прошлого года в Москве прошла персональная выставка казахского скульптура Еркина Мергенова «Предчувствие» в Центральном Доме художника. На открытии выставки отметили, что Еркин Тлекович болен и не смог приехать на свою выставку, которую скульптор назвал прощальной. Через 10 дней после открытия – в ночь с 26 на 27 июля – выдающегося художника не стало.
Как заметил Абай, что же мы говорим недоброе о живых – ведь не позволяем же говорить плохое о покойниках. Однако нередко мы не говорим и о заслугах ушедших. Бывает, художник остается непризнанным при жизни, а после смерти «суета сует» уводит нас от его творчества, будто оно тоже ушло в мир иной. Хотя большой мастер и его работы не останутся надолго в забвении и найдут пути к сердцам ценителей, оживут в глазах удивленных потомков – как же люди в свое время не ценили выдающегося художника?
С именем Еркина Мергенова связана целая эпоха изобразительного искусства Казахстана – его скульптура новаторскими формами раздвинула пространство для нового искусства в пору социалистического реализма и последующего «безвременья». И творчество Мергенова в известной степени передало мир человека и общества в это переломное время, в котором новые вызовы и социальные потрясения кардинально изменили устоявшиеся ценности.
Нашего великого современника больше ценили и признавали за пределами республики – в России, как в советское время, так и сейчас. За вклад в развитие и преумножение традиций отечественной и мировой культуры он награжден в 2003 году десятью творческими союзами России «Золотой медалью имени Пушкина».
Когда будем ценить великих мастеров?
В свое время в Вашингтоне была выставка-продажа скульптур Мергенова, которая прошла с большим успехом – работы попали в местные музеи.
В 2009 году по приглашению ректората Оксфордского университета (Великобритания) Еркин Тлекович прочитал цикл лекций для студентов и преподавателей университета и колледжей. Сегодня работа Мергенова «Эко» (1983, бронза) находится в знаменитом парке скульптур Оксфорда рядом с произведениями Манцу, Джакометти, Мура, Родена и других именитых мастеров. Случилось редчайшее событие в истории изобразительного искусства – о 14 работах Еркина Тлековича 14 профессоров Оксфорда написали блестящие эссе в контексте мировой культуры, которые переведены на русский язык и изданы в сборнике.
Это свидетельство признания Мергенова как мастера мировой величины – он встал на один уровень с Джакометти, Муром, Роденом и др. Излишне говорить, что такого признания из Казахстана (из СНГ) удостоился единственный человек.
Тем не менее, в художественной среде Москвы считают, что своими работами Еркин Мергенов всегда намного опережал свое время, вероятно, он и сейчас (было сказано до его смерти) является самым недооцененным классиком «позднего» советского изобразительного искусства и первым «неоткрытым» скульптором нового Казахстана.
С этим трудно не согласиться – у нас на государственном уровне признание заслуг Мергенова проявилось очень слабо. Как сказал сам скульптор в одном интервью: «Искусство должно быть свободным, независимым и утверждать эту свободу. Мои работы и в советское время не попадали на выставки, и позже, да и сегодня я не рассчитываю, что
оно понятно или должно быть понятным, и это не вызывает особого беспокойства. Это же пластическое искусство, и оно предназначено для наших потомков».
Выставки мэтра нередко организовывались с большим трудом. Ныне выясняется, что в интернете нет каталога его работ, нет электронных версий книг о его искусстве и т.д. Его знаменитые работы не вышли на улицы и не стали достоянием городов, как например работы Альберто Джакометти, Марино Марини и др.
А ведь скульптуры Мергенова – пространственные, «архитектурные», предназначенные для улицы. Недаром искусствовед Е.Зальцман, отмечая органическую связь творчества мастера с традиционными формами народного искусства, выделял некрополи Мангышлака, в которых пластически проявились идеи этого искусства. Это подтверждает единственное исключение – трехметровая скульптурная композиция «Екеу» («Двое») Мергенова у здания бывшего итальянского посольства в Алматы, которую можно назвать и архитектурной – его скульптура приобрела качества архитектуры.
И как будто о Мергенове сказаны слова Е.И.Рерих: «Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма».
Настоящая трагедия художника
Несмотря на метафизичность настоящего искусства, все-таки образ является его сердцевиной, а у Мергенова известные работы являются образами-символами целых эпох: будь это «Встреча», «ХХ век» или «Монстр». «Предчувствие» со скелетом неизвестного существа на спине согнутой женщины, с фигурками безжизненных детей – образ современного и будущего переломного, «апокалипсического» времени.
Творчество Мергенова не укладывается в традиционные рамки – в нем не только пластические переплетения с европейской скульптурой, но и малоизученные стилизованные формы искусства древних петроглифов степной зоны, пластические приемы «звериного» стиля номадов, казахских зергеров и др.
Как писал во введении вышеупомянутого сборника эссе доктор Нариман Скаков: «Некоторые критики подчеркивают, что скульптурам Мергенова, как правило, присуща одна индивидуальная черта – они обычно «вмещают» пустоту: в отсутствии головы, рук и
ног неизбежно ощущается тоска по утраченному. Образцами этого могут служить многие скульптуры женщин. Работы «Жамал» (1975), «Портрет матери» (1977), «Эко» (1983) и «Встреча» (1986), три из которых выполнены почти в натуральную величину, несут в себе качество жизненности, одушевленности – они вызывают ощущение присутствия живого человека. Детали их одежды выполнены так точно, как это только возможно, и в алюминии и бронзе достоверно переданы качество и рисунок ткани. Но эта одушевленность в сочетании с пустотами и отсутствующими членами вызывают чувство беспокойства и тревоги: и отсутствие части головы в «Жамал», и скульптура, содержащая внутри пустоту, в «Портрете матери», и отнятые руки и голова в «Эко», и несуществующие лицо и руки во «Встрече» сразу же резко выводят зрителя из состояния равновесия».
Действительно, Мергенов – один из редких скульпторов, который использовал пустоту в своих работах, где воздух как бы струится в них, создавая собственное внутреннее пространство скульптур и насыщая пустоту эмоциями.
И как большой скульптор, Еркин Тлекович чувствовал ограниченность пространства для своего потенциала. В частности, он сожалел, что его работы не вышли из мастерской на улицы, площади – его потенциал можно считать реализовавшимся лишь наполовину. Ведь творчество больших мастеров ХХ века говорит о том, что они с выходом на улицу очень быстро эволюционировали, пришли к большим открытиям, закреплению своих находок.
Об этом мастер сказал с горечью в одном интервью: «И когда на выставке слышишь, что ты классик модерна, то становится не по себе. Я ощущаю себя уставшим бунтарем, но не более. Мы не задумываемся, но настоящая трагедия художника – это разрыв между тем, что есть, и тем, что могло бы быть. Между тем, что мог сделать художник, и тем, что сделал».
На Западе эстетическую и художественную культуру определяли, как положено, художники, поэтому у них красивые и города, и парки, и музеи, и памятники – на века. У нас же – политики, чиновники, которые по определению не могут быть художниками, поэтому памятники живут недолго – они сооружены не по эстетическим законам, а идеологическим. Если в советскую эпоху на стандартных постаментах высились идеологические образы того времени, то ныне – ханы, батыры, а в европейских странах – настоящие произведения искусства.
Есть очень простая истина: в истории остаются события, исторические личности, архитектура, искусство лишь в произведениях великих писателей, архитекторов и художников. И в перекличке эпох это тоже заметно: у нас есть иссыкский «золотой человек», но есть и «серебряный человек» Мергенова («ХХ век», 1985, алюминий, бронза).
Необходим музей современного искусства
Неадекватное отношение к искусству у нас порождает соответствующую проблему – должна ли наша среда обитания быть долговечной или подвержена постоянным изменениям из-за своего несовершенства? Ведь по этой причине у нас некачественно все: дороги, ограды, тротуары, дома, памятники – люди не стремятся к совершенству, на низком уровне эстетическая культура, художественные ценности. Такое отношение государства к искусству и художнику оказалось и экономически, и эстетически невыгодным.
В Казахстане на сегодня действуют около 3500 культовых сооружений, из которых около 2500 составляют мечети. В Алматы, Шымкенте, Актобе и других городах построены крупные мечети, но ни одного музея искусств, театра, библиотеки, дома культуры, хотя страна стремится попасть в 30-ку развитых стран.
Необходимо создать музей современного искусства имени Еркина Мергенова с исследовательской базой – во многих странах Европы есть такие музеи, например, музей Сальвадора Дали есть в нескольких странах. Известно, что у Еркина Тлековича – богатое наследие, и со временем его работы будут цениться очень высоко. Это будет содействовать развитию пластического искусства, имиджу Алматы как культурного центра. А вывод копий известных работ мастера на улицы и площади южной столицы не только украсят их, но и привлекут туристов.
Государство, общество, меценаты должны воздать должное великому человеку хотя бы после его смерти. Ведь создание Центра скульптурного мастерства Мергенова нужно было открыть еще при жизни мастера с тем, чтобы молодежь училась у него, переняла его опыт и помогала учителю – сложилась бы целая школа, которой ныне нет. Еркин Тлекович обладал не только удивительным чувством формы, пластики, но и имел особые отношения с материалом. Например, мастер умел так обрабатывать алюминий, что он превращается в серебро, в худшем случае – в мельхиор.
Настоящее искусство должно быть лицом города, развивать эстетическую и художественную культуру народа, способствовать общему интеллектуальному развитию. Не думаю, что для Казахстана будет большая честь, если музей Мергенова откроют не у нас, а в Москве. Искусство Мергенова востребовано – есть приглашения провести выставку мастера в Казани, Баку и др. В конце концов, можно открыть долгожданный в южном мегаполисе Музей современного искусства, где можно было бы посмотреть работы Мергенова и других художников.
С каждым годом с уходом мастеров советской школы этот вопрос становится все более актуальным. К примеру, в 2014 году скончался другой выдающийся скульптор – Адилет Жумабай, автор «Золотого воина» в Алматы – символа независимости Казахстана. И тоже до сих пор не решена проблема его наследия – нет помещения для работ, а хранение в каких-то сырых подвалах со временем разрушит их. Хотя бы в его родном Таразе можно было бы это организовать. Например, разместить основные работы скульптора в областном историко-краеведческом музее.
Из-за отсутствия музея современного искусства, Art-центра наши талантливые художники уезжают за рубеж, чтобы там состояться как профессионалы, и некоторые остаются там. Можно было бы создать Art-центр в Казахстане, объединяя музеи, галереи и с ведущими нашими и западными специалистами в сфере искусства возродить былое искусство нашей республики, поднять эстетическую культуру и имидж художников.
Острую нехватку музеев отмечал в свое время и Еркин Тлекович: «Нам нужен музей, где были бы собраны его образцы (народного творчества) – от наскальных рисунков, степных балбалов до юрт с их убранством, до современных достижений прикладников. У нас нет своих Цветаева и Нечаева, которые создали Пушкинский музей – один из лучших музеев мира – со слепками скульптуры, начиная с эллинских времен и кончая их современником Роденом. Будущий художник должен все это видеть, впитывать» (Л.Шашкова. Неоткрытый Еркин Мергенов, 2006).
Художественные музеи необходимы не только для выставок, они должны покупать произведения лучших художников – со временем они будут представлять большую ценность и даже национальную ценность, как в случае со скульптурами Мергенова. М.Фаткулин, председатель исполкома конфедерации Союза художников на его московской выставке в 2003 году сказал: «Имя Мергенова принадлежит не только Казахстану, но и всему мировому сообществу. Его работы находятся в самых крупных музеях мира».
Мурат Ауэзов: «Мергенов был бунтарем против азбучности тоталитаризма»
Мы попросили известного культуролога, общественного деятеля Мурата Мухтаровича Ауэзова высказаться о творчестве Мергенова.
Мурат Мухтарович отметил: «Еркин Мергенов занимал особое место в искусстве и общественной жизни Казахстана, и этого не нужно забывать. С молодости ему были свойственны особая взрослость понимания жизни, определенность мировоззренческих предпочтений, устойчивость и мужество гражданских позиций. Вспомните его раннюю скульптурную композицию «Круг»: тюремный дворик, заключенные, идущие плотно один за другим по кругу. Бесконечному, безысходному кругу. Ясный, открытый протест молодого Мергенова против тоталитарного государства, в котором он жил.
Это была, действительно, плеяда одареннейших, впоследствии прославленных художников – ярких индивидуальностей, вдохновенных жрецов солидарно ими сотворяемого храма Независимости родины. Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Бахтияр Табиев, Исатай Исабаев, Толеген Досмагамбетов. И, конечно же, обладавший качествами коренника, лидера, фактурный, породистый, матерый от рождения Еркин Мергенов – среди них.
У него нет проходных работ – этой дани теребящим будням. На тропе творчества поступь его державна. Мастер. И форма у Мергенова становится содержательной, бунтующей против азбучности тезисов и стилистики тоталитарных режимов».
Бахытхан Мырзахметов: «Ему важнее было передать мысли»
Бахытхан Мырзахметов, заслуженный деятель культуры РК, высказал свое понимание мастера: «Прежде всего, Мергенов – это настоящий художник, у него это не ремесло, это больше чем ремесло. Художник должен чувствовать прошлое, настоящее и будущее, которое он должен осмыслить, философски обобщить, абстрагировать и материализовать его не просто в материале, а довести его до символа, до знака. Произведения Мергенова доведены до символа. Например, он не делал чей-то «дословный» портрет, даже портреты отца или матери абстрагированы – это больше, чем портрет отца или матери. В обыденной жизни нас не привлекают детали, мы не обращаем особого внимания и на портреты – ведь их много, а вот портреты Мергенова – необычны, уникальны. Вот работа «Жамал»: голова срезана сверху, пустые прорези глаз, вместо туловища – пустое пространство, но поясная фигура «прорисована» жилетом. Или его «Круг», где люди в робах двигаются по кругу, подстилка, по которой они идут – она как луч от прожектора, впечатление как от картины Ван Гога. «Круг» – это осмысление времени, эпохи. Я был на двух персональных юбилейных выставках Мергенова. У Еркина Тлековича такая высокая культура пластического мышления, что у него даже подставки для скульптурных работ – не подставки, а сами являются произведениями, они «входят в образ», вписываются в пластику, дополняют скульптуры. Он был во всем художник, эстет. Я был у него дома. Есть понятие «архитектоника», которое можно понять, побывав у него, из него вышел бы и мощный архитектор. У него такая высокая пластическая культура, что некоторые не понимают его работы, потому что они выходят за рамки понимания, восприятия, но в этих необычайных формах его скульптуры главное – мысли, для него важнее было, видимо, передать мысли, у Мергенова без мысли ничего нет. Он неоднозначный художник и в двух словах очень тяжело передать величину этой личности: он был эстет, всегда шел на сверхзадачу и у него мощное философское осмысление, к тому же он творил в золотое время для искусства».
Ныне Казахстан находится в двусмысленном положении: творчество его скульптора признали мировым явлением в искусстве во многих странах, но только не у себя на родине; его выставки и работы ждут в других странах – в родной республике никак не отметили его уход в вечность…
Дастан ЕЛДЕС,
qazaquni.kz