Смогут ли казахи построить «Мәңгілік Ел»?

В последние годы в нашей республике стала очень актуальна национальная тематика в разнообразных проявлениях. Это и поиски национальной идеи, и проблемы казахского языка, и Доктрина национального единства, и неофициальное название страны «Қазақ елі», и разработка национальных брендов и др.

Картинки по запросу мәңгілік ел

От Доктрины к «Мәңгілік Ел»

Например, 16 декабря 2011 г. в Астане открыли Триумфальную арку «Мәңгілік Ел». Ее считают как новый символ современного Казахстана и триумфа казахского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей родины.

Замысел монумента «Мәңгілік Ел» впоследствии получил дальнейшее развитие. Идея «Мәңгілік Ел» прозвучала в Послании президента Нурсултана Назарбаева «Нурлы жол – путь в будущее» от 17 января 2014 г.: «"Мәңгілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем».

До этой идеи в 2010 г. была принята Доктрина национального единства, в которой был сделан большой акцент на национальной истории, культуре, .язык. По сравнению с ней идея «Мәңгілік Ел» глубже и шире по формату – условно говоря, Доктрина как величина этническая, а идея «Мәңгілік Ел» – как гражданская. Это, кстати, проявилась и в языковом плане: в Доктрине было акцентировано внимание на знание и изучение казахского языка, а «Мәңгілік Ел» продвигает проект «Триединство языков».

Идея «Мәңгілік Ел» обращена ко всем гражданам Казахстана как объединяющее начало независимо от этнической принадлежности, языка, вероисповедания. Это не только единство народа Казахстана, стабильность и межэтническое согласие внутри страны. В известной мере, это месседж нашим соотечественникам, живущим за рубежом, признающим и принимающим ценности патриотического акта.

В широком, геополитическом плане идея «Мәңгілік Ел» учитывает необратимый процесс глобализации, которая выражается на данном этапе в интеграционных проектах (ВТО, ЕАЭС, ШОС, ЕС и т.д.).

Времен связующая нить: от Тюркского Еля к Қазақ елі

Если же рассматривать идею «Мәңгілік Ел» через призму исторических связей, в ретроспекции, то понятие «Мәңгілік Ел» берет свое начало с древнейших времен, со времен саков, гуннов, древних тюрков, империи Чингис-хана, государства Алтын Орда, Казахского ханства.

Эта общественная категория «Ель» известна у многих тюркоязычных народов в значениях «община», «совокупность людей, поданных». В историческом плане это специфическая форма организации государства у средневековых тюркских народов; военно-политический организм, объединяющий кочевников под властью господствующей династии или родоплеменного союза (Вечный Тюркский Ель, Кыргызский Ель).

И в рунических памятниках в честь выдающегося полководца Кюльтегина запечатлена на века эта идея о «Мәнгілік Ел». Она означала военно-политическое величие, экономическую самодостаточность, приверженность и верность национальным ценностям, толерантное отношение к окружающим народам, территориальное единство каганата.

В малой надписи памятника в честь Кюльтегина устами советника каганов и признанного идеолога Тоньюкука отмечена идея вечности народа и государства. В ней говорилось, что если править в Отюкене, созидая свой вечный племенной союз и сделать там ставку и соседям отправлять караваны, то не будет проблем у народа, если будешь постоянно думать о Мәнгі Ел, то тебя не возьмет никакой враг.

В контексте тюркской истории это понятие передавало не только стремление каганов к долговременной государственности. Это утверждение своего государства как каганата (империи), где много народов, языков, культур. В памятнике также утверждается особая значимость тюркской культуры, ее самобытность и самостоятельность (дается в сопоставлении, сравнении с китайской культурой). К тому же каганат утверждается как «первый Рим» для четырех сторон мира.

И нынешняя идея «Мәңгілік Ел» подчеркивает, что эта связь с древними государствами Степи не прервалась, что дыхание предков во времени и в истории не должно предаваться забвению. И народу Казахстана древняя идея «Мәңгілік Ел» переходит как бы в наследство от предков, она востребована в качестве патриотического акта возрождения и развития нашей страны как суверенного и самобытного государства.

Служение наших предков этой идее спасало нашу землю во все времена от захватчиков. Ибо, как отмечено в президентском Послании, «только при условии сохранения преемственности между деяниями наших героических предков, достижениями нынешних и светлым будущим последующих поколений, мы можем стать «Мәңгілік Ел».

Идея «Мәңгі Ел» звучит для нас как мечта – так звучала она и для тюрков. Древние тюрки считали, что их каганат является вечной государственностью, вечным государством. Так думали и ханы Кыргызского каганата, Восточнотюркского, Тюргешского, Карлукского каганата. Неслучайно неофициальное употребление названия «Қазақ елі» в казахском языке плотно связано ассоциативно, исторически, культурно с понятием «Мәңгілік Ел».

Следует отметить и идеологическую ценность идеи «Мәңгілік Ел» для формирования и развития государственной идеологии, гражданской активности, национальной идентичности, национальных брендов, национальной культуры. Особенно идея важна для воспитания подрастающего поколения – недаром планируется ввести этот проект в школьное образование. Историческое, культурное, литературное наследие

тюркских народов найдет свое практическое применение для формирования нового образа жизни, в будущем – новой нации, «этнического котла», в котором ценности «Мәңгілік Ел» будут определяющими.

Демократическая основа этого акта в том, что он оформлен не как доктрина или закон. Поэтому каждый гражданин может включиться в его обсуждение и внести свою лепту в его содержание, хотя основные идеи в нем уже присутствуют. Ведь его практическая реализация, его содержание, идеи зависят от общества, народа, нации. Недаром патриотический акт «Мәңгілік Ел» нередко подается как национальная идея.

«Философские концепты надо рассматривать в единстве»

Мы попросили прокомментировать идею «Мәңгілік Ел» известного философа Валихана Тулешова, в исследованиях которого встречается «Универсальное государство» как интегральный мировоззренческий национальный проект. В частности, Валихан Тулешов сказал: «Как известно, тематизированные философские концепты Мәңгілік Ел, Легенда о Коркыте, Жеруйык, «Адам бол», «Алаш Орда» и другие являются стержневыми основами и фундаментальными идеями современного казахского сознания и самосознания, которые должны рассматриваться вместе, в единстве и неразрывной связи. Точно так же, например, как мы рассматриваем преемственность тюркских и казахских кодексов жизни и исторических периодов развития тюркской и казахской государственности вплоть до наших дней, считая все их своими. Но как сочленить прошлое и настоящее в новых горизонтах бытия казахской нации, если не видеть, не возобновлять и не обновлять содержание этой связи?

К сожалению, в Казахстане, если смотреть по празднованию 550-летия образования Казахского ханства, возобновление и обновление этой исторической связи наблюдается спорадически, а не систематически. Тем более обидно, что и в Патриотическом акте – Мәңгілік Ел – эта историческая связь с прошлыми фундаментальными метафизическими идиомами и вовсе практически отсутствует. В Конституции Казахстана также совершенно даже не существует намека на упоминание о прошлых кодексах жизни людей Ұлы Дала Елі!

Скорее это стало правилом, а не исключением, когда из-за сиюминутных политически ангажированных уступок мы теряем целостность своей уникальной культуры и цивилизации. Обидно, что такие мировоззренческие направления и концепты казахской мысли становятся забытыми памятниками некогда живого и трепетного духа.

Что делает ту или иную страну цивилизацией, как не такие идеи, которые помогают заглянуть в будущее? Насколько эти философские концепты жизни казахов соотносимы с современностью? Каковы универсальные стандарты казахского духа, распространенного и укорененного в Великой Степи? И может ли являться современная научная казахская концепция «универсального государства» тематическим и содержательным философским продолжением этих великих идей, приведших, в конце концов, к обретению независимости и суверенитета?

Сегодня в общегражданском казахском обществе отсутствуют сколько-нибудь неформальные узы общенационального единства. Целый ряд государственных политико-идеологических концептов на рубеже четвертьвекового периода Независимости перестали быть актуальными в связи с тем, что не породили в толще народных масс мощный импульс к формированию национального социального капитала государства.

Экспликация угроз и проблем на глобально ориентированные цели народа Казахстана еще больше отчуждает национальное самосознание от его собственной сущности, а народ от власти, обесценивает и без того скудные возможности по формированию атмосферы глубокой общности жизни во всех ее направлениях. Гражданское общество ненамного приблизилось к участию в управлении государством, где коррупция, стяжательство и безнравственные поступки стали в порядке вещей.

Сегодня однозначно признано, что именно духовные основы национального сознания создают передовой уклад общественной жизни и инновационную экономику. Наши люди не перестали искать «землю обетованную», как Асан Кайгы, если судить по возросшему уровню миграции из страны в развитые страны дальнего зарубежья. Наши граждане не перестали бороться за права и свободы личности и либерально-демократический проект, как это делали лидеры Алаш Орды. Наши патриоты не перестают через науку, искусство и другие виды творческой деятельности служить человечеству, как Коркыт, во славу бессмертия казахского народа. И мы все вовсе не перестали думать о том, являемся ли мы людьми с точки зрения Абая.

Главное заключается в том, что все наши мировоззренческо-метафизические концепты прошлого являются для нас универсальным багажом, без которого не могло бы появится ни независимое государство, ни какие-либо важные перспективы его развития. Теория «универсального государства», если обобщить все сказанное, и есть некий интегральный проект, который как раз и берет свое начало с идей Мәңгілік Ел, Легенда о Коркыте, Жеруйык, «Адам бол», «Алаш Орда» и других…»

Дастан ЕЛДЕС,

qazaquni.kz