Казахское восстание 1916 года как предтеча Независимости Казахстана

Недальновидность всех тех наших сограждан, кто мечтает о возвращении к прежнему формату СССР, видна не вооруженным глазом. Ленинской политики, проводимой в отношении нацменьшинств, уже не будет. И здесь необходимо задаться вопросом – почему вообще такая политика имела место в первые годы после Октябрьской революции.

Ленинская политика, завершившаяся крахом

Как события 1986 года в Алматы стали прологом к распаду Советского Союза, так и столетие назад, восстание казахов 1916 года стало предтечей развала российской империи.

На конец ноября 1917 года в России сложилась уникальная ситуация. Российская империя была на грани распада. Великодержавная шовинистическая политика, которую по отношению к национальным окраинам российской империи проводила царская администрация, показала свою полную несостоятельность.

В те годы окраины царской империи пробуждаются, происходит дальнейшее развитие национальной мысли угнетенных народов, с ее мечтами и надеждами о независимости.

Восстание 1916 года не было подавлено, несмотря на десятки тысяч жертв лучших сыновей и дочерей казахского народа. С пиками и саблями, с самодельными пушками и устарелыми кремневыми ружьями казахи шли в бой против вооруженных скорострельными винтовками и пулеметами карателей. И побеждали.

Особо в этом ряду следует упомянуть легендарного предводителя и героя восставших Амангельды Иманова, ставшего впоследствии во главе своих бойцов и красным героем революции.

Амангельды Иманов, как и многие казахские бедняки, поверил ленинским декретам и лозунгам. Между двумя вероятностями – построением независимого государства казахов, или построением рая для всех угнетенных и малых народов бывшей царской

империи, он, как и многие искренние революционеры той эпохи, сделал выбор в пользу ленинской политики.

А чем это впоследствии обернулось, мы знаем. К тридцатым годам в верхнем эшелоне коммунистической партии СССР восторжествовали великодержавные шовинистические настроения, обернувшиеся геноцидом и политическими репрессиями против многих народов национальных окраин Советского Союза.

Таким образом, можно констатировать, что ленинские лозунги, изложенные им в работе «О праве наций на самоопределение», являлись вынужденными на тот момент, направленными на спасение советской власти, оказавшейся в ходе гражданской войны во враждебном кольце окружения.

Ленин в восемнадцатом году искал союзников в своей непримиримой борьбе против генералов белого движения, и он их нашел. В лице представителей национальных меньшинств бывшей царской империи, принявших близко к сердцу лозунги и манифесты большевистской партии.

Однако мы сегодня знаем, как только Советский Союз укрепился, все эти ленинские лозунги о расширенном суверенитете и праве наций на самоопределение оказываются успешно забытыми.

И здесь можно привести в пример Бориса Ельцина с его знаменитой фразой: «Берите суверенитета, сколько хотите», прозвучавшей во времена развала Союза.

В девяностые годы прошлого столетия российское руководство, чтобы сохранить в составе Российской Федерации входящие в нее автономные республики, вынуждено было вновь прибегнуть к политической риторике, наподобие ленинской, вводящей в заблуждение народы России.

Однако, как только российское государство выходит из кризиса девяностых, как оно вновь прибегает в своих речах и делах к великодержавной шовинистической идеологии «русского мира», как это мы видим сегодня в Украине, однажды, в далеко 17 году уже доказавшей свою полную политическую несостоятельность.

В России всегда существовала концепция, направленная на интеграцию инородцев в свою среду, с тем, чтобы уже дети этих инородцев во втором или третьем поколении считали себя русскими людьми. Это была ненасильственная модель построения общества, предлагающая в своей основе мирное сосуществование многочисленных народов, населяющих российскую империю.

Но практически каждый раз мы видим одно и то же. Когда на смену команде интеграторов проходят в российскую власть великодержавные шовинисты с их полным неприятием подобной интеграционной модели.

Кто и как разрушил благодатный край

Названные нами процессы происходили и в казахской степи на рубеже XIX начала XX веков. Поэтому многим нашим современникам, в реальной жизни наблюдающим за возрождением великорусского оголтелого шовинизма, и не понятен Абай, призывавший в свое время к дружбе с русским народом. Однако не будем забывать, что большая часть жизни Абая Кунанбаева выпала на годы, когда царизм проводил в Степи относительно мирную колониальную экспансию.

Однако уже к концу XIX, началу XX века, с приходом на царский трон недалекого императора Николая II, политика царской администрации по отношению к нерусским народам империи претерпевает значительные изменения. В ходе проводимой столыпинской реформы территорию современного Казахстана начинают заселять переселенцами-маргиналами из Центральной России, не имевшими у себя на родине ни кола, ни двора. В пользу столыпинских переселенцев у степняков изымается более сорока пяти миллионов десятин плодородных земель.

В своей основе подверженные пьянству и не приспособленные к трудовой конкуренции, эти маргинальные полчища бедняков наносят сокрушительный удар по экономике Степного Края и Семиречья. Земля, отнятая у казахов, оказывается в большинстве случаев заброшенной.

И вот как это описано в книге «Дорога через Семиречье» современника тех событий Пауля Назарова (Paul Nazaroff «Hunted Through Central Asia» Oxford University Press 1993. First published 1932): «Бывшее Российское правительство имело очень любопытную систему колонизации Туркестана. Оно старалось заселить эти богатые земли нищими и пьяницами, которые были нежелательны в Центральной России. Оно сделало вряд ли возможным для человека, не имеющего никакого капитала, начать здесь фермерское дело, поддаваясь социалистическим наклонностям русской интеллигенции. Нынешнее правительство «рабочих и крестьян» знает только одно дело – как грабить и разрушать эту богатую и красивую страну».

И далее автор нам приводит схему трудовых отношений, которые складывались на то время между казахами Семиречья и «понаехавшими» из центральных регионов России люмпен-пролетариями: «Я провел ночь в русской деревне Майбулак, что по-казахски означает Масляный Ручей. Хозяин дома, в котором я остановился, пожилой человек, пригласил меня на экскурсию в горы посмотреть на старую шахту, где когда-то были интенсивные работы, и было найдено большое количество старинных инструментов. Он мне сказал также, что до революции казахи привозили вниз первоклассный уголь для кузнецов. «Теперь он пропал, Бог знает, куда, и у нас нет никакого угля», – в заключение сказал он.

Здесь, так же как и везде во всех русских поселениях в Семиречье, я был поражен сильной зависимостью русских колонистов от казахов. Все делалось руками казахов: они работали на полях, ухаживали за скотом, добывали уголь, древесный уголь и т.д. Некоторые даже арендовали обратно свие собственные земли у переселенцев – земли, которые были у них отняты у них бывшим правительством и подарены колонистам из России. Такая система колонизации этой страны, при которой росло недовольство среди казахов и кыргызов против русских, и привела к восстанию 1916 года. Власти старались обосновать такие меры броскими лозунгами типа благотворного влияния русских колонистов на грубых кочевников – благотворным влиянием, которое выразилась в обучении казахов и кыргызов питью водки, и, тем самым, увеличению доходов империи. Казахи, конечно же, как и все истинные мусульмане, являются чрезвычайно трезвым народом».

Не Николай, а николашка

Таким образом, следует констатировать, что именно неразумная политика российского императора Николая II, с ее непомерными для степняков налогами, планомерной конфискацией плодородных земель, развернутой переселенческой люмпенизацией обширных территорий, и заканчивая с печально известным царским указом «О реквизиции мужского населения Туркестана и Степного Края», послужили причиной восстания 1916 года в Семиречье, имевшего трагические последствия не только для казахского народа, но и для всего населения этих мест, включая русских переселенцев.

Пауль Назаров, современник тех событий, в своей книге «Дорога в Семиречье» приводит следующее свидетельство в подтверждение данного тезиса, когда пишет: «У меня заняло примерно целый день проехать от Токмака до деревни Самсоновка. Я проезжал мимо больших русских поселений вдоль дороги, и во всех них половина населения была пьяной; затем проезжал кыргызские и казахские поселения, полностью разрушенные и снесенные буквально до земли – поселения, где лишь три года назад шумели базары и стояли фермы, окруженные садами и полями с люцерной. Теперь со всех сторон была пустыня. Это казалось невероятным, что такое стало возможным за такое короткое время – стереть целые поселения с лица Земли, со всех их хорошо развитой системой земледелия. Только при очень внимательном рассмотрении я смог найти короткие пни от их деревьев и остатки их оросительных каналов.

«Наша братва развалила все дома. Срубили деревья, срыли сады, завалили арыки так, что все пересохло, и все клеверные поля погибли», – мой кучер объяснил мне. «Но зачем же они срыли сады и закопали арыки?» – спросил я.

«Да потому что дураки. Они сами теперь жалеют об этом. Весь тот клевер, который они загубили, был бы очень нужен им самим сейчас». Он имел в виду люцерну, которую обычно русские неправильно называют клевером.

Разрушение арыков и оросительных каналов в этом регионе быстро превратило этот высокоразвитый сельский район в пустыню и стерло все следы земледелия и поселений. Только вблизи водных лугов и низколежащих земель возле ручьев возможно какое-либо земледелие».

Р.S. Российская имперская политика, в ее трактовке великодержавными шовинистами, всегда находит резоны и причины для объяснения собственных сокрушительных провалов. Так было в 1916 году в Казахстане, то же самое мы наблюдаем и сегодня, спустя столетие, в Украине.

У шовинистов в их бедах всегда кто-то виноват, (на этот раз все их соседи, весь окружающий их мир), но только не они сами. Так может, «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»?

Серик МАЛЕЕВ,

qazaquni.kz