Казахское восстание 1916 года как предтеча Независимости Казахстана

0
1571

Недальновидность всех тех наших сограждан, кто мечтает о возвращении к прежнему формату СССР, видна не вооруженным глазом. Ленинской политики, проводимой в отношении нацменьшинств, уже не будет. И здесь необходимо задаться вопросом – почему вообще такая политика имела место в первые годы после Октябрьской революции.

Ленинская политика, завершившаяся крахом

Как события 1986 года в Алматы стали прологом к распаду Советского Союза, так и столетие назад, восстание казахов 1916 года стало предтечей развала российской империи.

На конец ноября 1917 года в России сложилась уникальная ситуация. Российская империя была на грани распада. Великодержавная шовинистическая политика, которую по отношению к национальным окраинам российской империи проводила царская администрация, показала свою полную несостоятельность.

В те годы окраины царской империи пробуждаются, происходит дальнейшее развитие национальной мысли угнетенных народов, с ее мечтами и надеждами о независимости.

Восстание 1916 года не было подавлено, несмотря на десятки тысяч жертв лучших сыновей и дочерей казахского народа. С пиками и саблями, с самодельными пушками и устарелыми кремневыми ружьями казахи шли в бой против вооруженных скорострельными винтовками и пулеметами карателей. И побеждали.

Особо в этом ряду следует упомянуть легендарного предводителя и героя восставших Амангельды Иманова, ставшего впоследствии во главе своих бойцов и красным героем революции.

Амангельды Иманов, как и многие казахские бедняки, поверил ленинским декретам и лозунгам. Между двумя вероятностями – построением независимого государства казахов, или построением рая для всех угнетенных и малых народов бывшей царской

империи, он, как и многие искренние революционеры той эпохи, сделал выбор в пользу ленинской политики.

А чем это впоследствии обернулось, мы знаем. К тридцатым годам в верхнем эшелоне коммунистической партии СССР восторжествовали великодержавные шовинистические настроения, обернувшиеся геноцидом и политическими репрессиями против многих народов национальных окраин Советского Союза.

Таким образом, можно констатировать, что ленинские лозунги, изложенные им в работе «О праве наций на самоопределение», являлись вынужденными на тот момент, направленными на спасение советской власти, оказавшейся в ходе гражданской войны во враждебном кольце окружения.

Ленин в восемнадцатом году искал союзников в своей непримиримой борьбе против генералов белого движения, и он их нашел. В лице представителей национальных меньшинств бывшей царской империи, принявших близко к сердцу лозунги и манифесты большевистской партии.

Однако мы сегодня знаем, как только Советский Союз укрепился, все эти ленинские лозунги о расширенном суверенитете и праве наций на самоопределение оказываются успешно забытыми.

И здесь можно привести в пример Бориса Ельцина с его знаменитой фразой: «Берите суверенитета, сколько хотите», прозвучавшей во времена развала Союза.

В девяностые годы прошлого столетия российское руководство, чтобы сохранить в составе Российской Федерации входящие в нее автономные республики, вынуждено было вновь прибегнуть к политической риторике, наподобие ленинской, вводящей в заблуждение народы России.

Однако, как только российское государство выходит из кризиса девяностых, как оно вновь прибегает в своих речах и делах к великодержавной шовинистической идеологии «русского мира», как это мы видим сегодня в Украине, однажды, в далеко 17 году уже доказавшей свою полную политическую несостоятельность.

В России всегда существовала концепция, направленная на интеграцию инородцев в свою среду, с тем, чтобы уже дети этих инородцев во втором или третьем поколении считали себя русскими людьми. Это была ненасильственная модель построения общества, предлагающая в своей основе мирное сосуществование многочисленных народов, населяющих российскую империю.

Но практически каждый раз мы видим одно и то же. Когда на смену команде интеграторов проходят в российскую власть великодержавные шовинисты с их полным неприятием подобной интеграционной модели.

Кто и как разрушил благодатный край

Названные нами процессы происходили и в казахской степи на рубеже XIX начала XX веков. Поэтому многим нашим современникам, в реальной жизни наблюдающим за возрождением великорусского оголтелого шовинизма, и не понятен Абай, призывавший в свое время к дружбе с русским народом. Однако не будем забывать, что большая часть жизни Абая Кунанбаева выпала на годы, когда царизм проводил в Степи относительно мирную колониальную экспансию.

Однако уже к концу XIX, началу XX века, с приходом на царский трон недалекого императора Николая II, политика царской администрации по отношению к нерусским народам империи претерпевает значительные изменения. В ходе проводимой столыпинской реформы территорию современного Казахстана начинают заселять переселенцами-маргиналами из Центральной России, не имевшими у себя на родине ни кола, ни двора. В пользу столыпинских переселенцев у степняков изымается более сорока пяти миллионов десятин плодородных земель.

В своей основе подверженные пьянству и не приспособленные к трудовой конкуренции, эти маргинальные полчища бедняков наносят сокрушительный удар по экономике Степного Края и Семиречья. Земля, отнятая у казахов, оказывается в большинстве случаев заброшенной.

И вот как это описано в книге «Дорога через Семиречье» современника тех событий Пауля Назарова (Paul Nazaroff «Hunted Through Central Asia» Oxford University Press 1993. First published 1932): «Бывшее Российское правительство имело очень любопытную систему колонизации Туркестана. Оно старалось заселить эти богатые земли нищими и пьяницами, которые были нежелательны в Центральной России. Оно сделало вряд ли возможным для человека, не имеющего никакого капитала, начать здесь фермерское дело, поддаваясь социалистическим наклонностям русской интеллигенции. Нынешнее правительство «рабочих и крестьян» знает только одно дело – как грабить и разрушать эту богатую и красивую страну».

И далее автор нам приводит схему трудовых отношений, которые складывались на то время между казахами Семиречья и «понаехавшими» из центральных регионов России люмпен-пролетариями: «Я провел ночь в русской деревне Майбулак, что по-казахски означает Масляный Ручей. Хозяин дома, в котором я остановился, пожилой человек, пригласил меня на экскурсию в горы посмотреть на старую шахту, где когда-то были интенсивные работы, и было найдено большое количество старинных инструментов. Он мне сказал также, что до революции казахи привозили вниз первоклассный уголь для кузнецов. «Теперь он пропал, Бог знает, куда, и у нас нет никакого угля», – в заключение сказал он.

Здесь, так же как и везде во всех русских поселениях в Семиречье, я был поражен сильной зависимостью русских колонистов от казахов. Все делалось руками казахов: они работали на полях, ухаживали за скотом, добывали уголь, древесный уголь и т.д. Некоторые даже арендовали обратно свие собственные земли у переселенцев – земли, которые были у них отняты у них бывшим правительством и подарены колонистам из России. Такая система колонизации этой страны, при которой росло недовольство среди казахов и кыргызов против русских, и привела к восстанию 1916 года. Власти старались обосновать такие меры броскими лозунгами типа благотворного влияния русских колонистов на грубых кочевников – благотворным влиянием, которое выразилась в обучении казахов и кыргызов питью водки, и, тем самым, увеличению доходов империи. Казахи, конечно же, как и все истинные мусульмане, являются чрезвычайно трезвым народом».

Не Николай, а николашка

Таким образом, следует констатировать, что именно неразумная политика российского императора Николая II, с ее непомерными для степняков налогами, планомерной конфискацией плодородных земель, развернутой переселенческой люмпенизацией обширных территорий, и заканчивая с печально известным царским указом «О реквизиции мужского населения Туркестана и Степного Края», послужили причиной восстания 1916 года в Семиречье, имевшего трагические последствия не только для казахского народа, но и для всего населения этих мест, включая русских переселенцев.

Пауль Назаров, современник тех событий, в своей книге «Дорога в Семиречье» приводит следующее свидетельство в подтверждение данного тезиса, когда пишет: «У меня заняло примерно целый день проехать от Токмака до деревни Самсоновка. Я проезжал мимо больших русских поселений вдоль дороги, и во всех них половина населения была пьяной; затем проезжал кыргызские и казахские поселения, полностью разрушенные и снесенные буквально до земли – поселения, где лишь три года назад шумели базары и стояли фермы, окруженные садами и полями с люцерной. Теперь со всех сторон была пустыня. Это казалось невероятным, что такое стало возможным за такое короткое время – стереть целые поселения с лица Земли, со всех их хорошо развитой системой земледелия. Только при очень внимательном рассмотрении я смог найти короткие пни от их деревьев и остатки их оросительных каналов.

«Наша братва развалила все дома. Срубили деревья, срыли сады, завалили арыки так, что все пересохло, и все клеверные поля погибли», – мой кучер объяснил мне. «Но зачем же они срыли сады и закопали арыки?» – спросил я.

«Да потому что дураки. Они сами теперь жалеют об этом. Весь тот клевер, который они загубили, был бы очень нужен им самим сейчас». Он имел в виду люцерну, которую обычно русские неправильно называют клевером.

Разрушение арыков и оросительных каналов в этом регионе быстро превратило этот высокоразвитый сельский район в пустыню и стерло все следы земледелия и поселений. Только вблизи водных лугов и низколежащих земель возле ручьев возможно какое-либо земледелие».

Р.S. Российская имперская политика, в ее трактовке великодержавными шовинистами, всегда находит резоны и причины для объяснения собственных сокрушительных провалов. Так было в 1916 году в Казахстане, то же самое мы наблюдаем и сегодня, спустя столетие, в Украине.

У шовинистов в их бедах всегда кто-то виноват, (на этот раз все их соседи, весь окружающий их мир), но только не они сами. Так может, «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»?

Серик МАЛЕЕВ,

qazaquni.kz

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз