Почему государство забыло про атеизм?
2015 ж. 19 тамыз
3408
0
В последние годы в стране остро стоит проблема по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Этому вопросу были посвящены многочисленные государственные мероприятия, круглые столы с участием экспертов. Одним из ключевых пунктов в повестке дня IV Форума религиоведов Казахстана 10 декабря 2014 года на тему: «Светское государство: особенности и перспективы развития» в Астане была эта проблема.
Атеизм как основа науки
В этом отношении у нас есть возможность сравнить с советским периодом. Несмотря на идеологический и политический диктат Кремля, тогда в казахском обществе единства вроде было намного больше, чем сейчас. По крайней мере, не было социального и религиозного противостояния, не говоря о террористической угрозе и «войне» «исламистов» с правоохранительными органами. Иными словами, при атеизме было больше стабильности, единства, ясности целей общества, цельности научного прогресса, науки, образования и атеизма.
Хотя в советское время читали намаз и соблюдали оразу в основном люди пожилого возраста, казахи не забывали, что они мусульмане и приверженцы одной веры, одной степной религиозной традиции. Да, было мало мечетей (и церквей), да, было много атеистов, однако полного запрета «поиска Бога» не было. В любом случае, во времена советского атеизма не было такого религиозного антагонизма, что наблюдаем ныне. Степная традиция в течение веков отличалась отсутствием фанатизма, толерантностью к нерелигиозным воззрениям, свободе взглядов, терпимостью к доисламской культуре и религиозным воззрениям, в частности к тенгрианству.
Как объяснить, что с ростом религиозности среди населения страны наблюдается несомненный спад нравственных устоев и ценностей института семьи, небывалый рост разводов, распространение проституции (даже идут разговоры о ее легализации), торговли людьми, рост преступности, терактов с религиозной окраской, небывалой коррупции? Ведь в советское время на государственном уровне создавались всевозможные условия для развития способностей человека, для формирования всесторонне развитой личности, а нравственность и семейные ценности были одними из главных составляющих идеологии и политики государства.
Образование и наука СССР занимали одно из ведущих позиций в мире. С давних пор известна связь развития науки, образования, производства с атеизмом. Конечно, и среди ученых встречаются верующие люди, однако их религиозные представления остаются за порогом их лабораторий и исследований. Развитие науки в последнее время дошло до признания некоего Творца, неких Высших Сил, которые контролируют, управляют вселенной. Однако «Творец» науки и толкование божественного в многочисленных религиях – вещи не сопоставимые.
Само понятие «атеизм» трактуется по-разному – от прогрессивного до ругательного значения. В понятие «религиозность» также вкладывается в разных странах различное содержание, и нередко религиозные представления и институты соседствуют с явлениями и тенденциями, несовместимыми с религиозностью. В целом эксперты отмечают общее падение религиозности по всему миру. Атеистами являются 85% шведов, 80% датчан, 72% норвежцев, 65% японцев, 60% финнов.
Распространение атеизма по странам (по результатам опросов 2006 года
Атеизм соответствует уровню жизни. Иными словами, атеизм присущ многим развитым странам, кроме США, где религия и религиозные организации используются для политических целей как орудие идеологического и политического давления, в том числе за рубежом. Базой для развитой экономики большинства стран является высокий уровень развития образования и науки на основе атеизма. Отрицательная корреляция между IQ и религиозностью также была выявлена в ряде исследований, в которых отмечена и следующая особенность: чем выше уровень образования респондентов, тем меньше среди них верующих. И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиозности наблюдается низкий уровень развития экономики, образования, науки. В этом плане показателен религиозный опыт африканских стран.
Идеологический винегрет с религиозным соусом
К сожалению, в годы независимости в Казахстане усилилось разделение общества по различным признакам: религиозным, сословным, языковым, политическим и т.д. У нас нет единой идеологии, которая объединила бы весь народ, как в советское время.
Усиление религиозности в стране стало заметно влиять на общественную жизнь, на государственную политику, даже на семейные устои. В свое время пятикратные намазы буквально приводили к параличу отдельные административные структуры. Сторонники религиозных сект и течений появились в системе образования, бизнеса и даже среди государственных служащих. Уже раздаются голоса: зачем мусульманам изобразительное, музыкальное искусство или балет, мол, это запрещено исламом, что светское общество – это безбожное общество и т.п.
Большинство религиозных организаций и сект отрицательно относятся к науке, к высшему образованию. Нередко адептам разрешается читать только «их литературу». Это обстоятельство является одним из причин падения уровня школьного и вузовского образования.
Самое прискорбное в этой ситуации заключается в том, что все негативное в духовной сфере, негативное отношение к Казахстану и его народу, как губка, впитывает молодежь, нередко даже дети. С малых лет в неокрепшее сознание вкладывается религиозная картина мира в ущерб научной. Недаром в казахстанских «террористах» – в основном молодежь. Тем временем у нас планируют ввести в школьное образование изучение основ религии, хотя это противоречит Конституции. В светском государстве в школах должны давать светское образование, научные представления о мире, научный атеизм.
В соответствии с Конституцией Казахстан является светским государством, в котором религия отделена от государства. Это положение Основного закона должно определять государственную политику в области религиозных отношений, в области среднего и высшего образования, развития науки, государственной идеологии.
У нас же на государственном уровне отмечают религиозные праздники, для которых выделяются выходные дни, официальные лица участвуют в религиозных съездах, мероприятиях, при открытии религиозных сооружений, с помощью зарубежных государств или организаций строились мечети, церкви, синагоги, храмы, за рубежом готовились священнослужители или приезжали многочисленные миссионеры и т.д. Т.е. на государственном уровне поддерживалось развитие и усиление религиозности населения, религиозное влияние из-за рубежа.
В 90-ые годы осуществлялся свободный выезд наших молодых людей в страны Ближнего Востока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, где им прививались идеи, чуждые традиционной для казахов форме ислама, нередко и радикальные, экстремистские идеи, образ жизни, отличный от казахского. У их адептов изменился стиль одежды, внешность, изменилось и мировоззрение.
Политика «открытых дверей» позволила зайти большому количеству религиозных организаций и сект, в результате чего образовался настоящий религиозный «винегрет». В одном исламе более 40 течений, которые нередко враждебно относятся друг к другу и в них много радикальных направлений, не говоря о межконфессиональных трениях и прозелитизме. Естественно, адепты разных течений считают только себя настоящими правоверными, представителями «чистого» ислама. Такой враждебности и нетерпимости не было в истории казахов – это черта, привнесенная в годы независимости на волне религиозного «возрождения».
В Казахстане немало мечетей построено на деньги Саудовской Аравии и других арабских стран, во главе которых имамы, получивших там религиозное образование, поэтому закономерно появление у нас салафитов, в том числе и в государственных структурах. То, что традиционно у арабов, в том числе верование, язык, одежда, обычаи, не может быть таковым и в наших степях, в том числе и т.н. «чистый ислам», однако у нас это уже распространяется.
Религия и национальная безопасность
Наплыв религиозных сект принес не только религиозный «винегрет» в умы верующих. Через них появилась возможность влиять из-за рубежа на религиозную, общественную жизнь страны. К тому же это один из каналов проникновения агентов зарубежных спецслужб или получения через своих миссионеров необходимой информации о стране.
Астана неоднократно заявляла о том, что международные террористические организации пытаются создать на территории Казахстана базы по подготовке боевиков для проведения подрывной работы не только в республике, но и в соседних странах. Некоторые из таких баз были ликвидированы местными спецслужбами в Южно-Казахстанской области. Идеологической базой являются религиозные воззрения.
В 1998 году США приняли закон «О международной свободе вероисповедания», позволяющий американцам вмешиваться (!) во внутренние дела любых государств, где понятие свободы совести несколько отличается от американского. Власти США не скрывают, что рассматривают религию исключительно как один из инструментов давления в своей внешней политике. Поэтому многие секты в Казахстане имеют американское происхождение.
Мировые игроки нередко используют для своих целей религиозный антагонизм в других странах, деструктивные религиозные организации. Религиозные организации использовались в войне в Ливии, Сирии и в других странах.
Практика «открытых дверей» для религиозных организаций в течение 20 лет показала пагубность такой политики. Пришло время ориентироваться на Конституцию страны с опорой на атеизм и светский характер государства. Или мы сохраним свой традиционный ислам без фанатизма, с элементами тенгрианства, или же страна окажется разделенной на «островки» сторонников различных исламских течений, а также сект различного происхождения, которые могут быть использованы в своих целях мировыми державами, спецслужбами, террористами.
Дастан ЕЛДЕС