Надо ли приватизировать кино?
2014 ж. 18 тамыз
2693
0


Сергей Азимов, генеральный директор кинокомпании Tanaris:
"Трудовой коллектив" - как бренд и бред
- Намерение это - бредовое ли, здравое? - возникает не впервые. И если такая приватизация произойдет, то что это даст нашему кинематографу?
- Если принимается решение о передаче госсобственности в частные руки, то делается это для увеличения притока инвестиций. Предполагается, что частный капитал будет делать крупные вложения в этот объект. Есть мировая практика, когда, к примеру, одну из крупных студий Голливуда, имеющую свою историю, выпустившую выдающиеся фильмы, покупает, скажем, компания Sony, или Mitsubishi, или Тоyоta, или Samsung. Но, покупая студию, они, прежде всего, сохраняют ее профиль. И вкладывают в развитую киноиндустрию огромные инвестиции, зная, что они вернутся огромной прибылью. Прежде чем принимать постановление о приватизации, мы должны знать: на каких условиях она осуществляется, сохранится ли профиль приватизируемого объекта? Собственно, о чем идет речь: о киностудии или о земельном участке, который занимает 17 гектаров? А вдруг 49 процентов этой земли будет продано инвестору без каких-либо отчетливо ясных условий сохранения профиля и гарантий вложения инвестиций в кинопроизводство? Продано и все, Finita la Commedia. Что мы получим в результате? Еще один огромный торгово-развлекательный центр с пятью кинотеатрами, в которых будут идти все те же голливудские фильмы? Ведь у нас нет киноиндустрии, нет ни проката, ни дистрибуции. Откройте наугад любую газету и посмотрите репертуар наших кинотеатров. Ни одной казахской киноленты! Ну, может быть, где-то на окраине Алматы на утренний или полуночный сеанс показывают какую-либо нашу картину. И все! То есть 95 процентов проката (а, может, и того больше) занимают иностранные фильмы. А при таком раскладе назовите мне смельчака, который будет вкладывать деньги в казахское кино? Где гарантия, где условия возврата сделанных им инвестиций? - О каких условиях вы говорите? - А вот о каких: нужны хоть какие-то разумные преференции, льготы национальному кинематографу, ему нужна защита от засилья зарубежных фильмов. Для этого необходима, прежде всего, программа развития казахского кинематографа. Но даже закона о кино у нас нет, и я уже не верю, что он будет принят. Мы знаем примеры, когда страны, более развитые в кинематографическом отношении, защищают свое национальное кинопроизводство. Франция сегодня выпускает порядка восьмидесяти фильмов на большой экран (я уж не говорю о телевидении), которые показывает в кинотеатрах и от которых идут отчисления на развитие французского кино. У нас этого нет и не будет в обозримой перспективе, потому что ситуация, когда национальный кинематограф находится на обочине, устраивает людей, являющихся совладельцами существующей системы проката. Они чихать хотели на отечественную культуру! А у нас сегодня нет даже фильмофонда. То, что в Казахстане снимается на протяжении двадцати с лишним лет независимости, уходит как бы в небытие. Где эти картины, как они хранятся? Как они пропагандируются? Это же национальное достояние!.. У нас не разработаны взаимоотношения с телеканалами. Те мизерные цены, которые они предлагают за снятые нами фильмы, просто унизительны и свидетельствуют об отношении к нашему искусству… - Минутку, вернемся к приватизации. Есть ли у нас богатые люди, способные "купить" "Казахфильм"? - Богатых и даже очень богатых людей у нас полно. Беда лишь в том, что 80 процентов их напоминают небезызвестный персонаж по фамилии Корейко из "Золотого теленка". - То есть сама по себе идея приватизации заслуживает внимательного рассмотрения. А как вам предложение передать 49 процентов акций трудовому коллективу? - Это атавизмы изжившей себя советской иждивенческой, потребительской психологии. Вот, мол, мы будем владеть пакетом акций. Но что изменится от того, что вы будете им владеть? Вы же ничего не будете вкладывать в развитие отрасли, вам нечего вкладывать. Денег у вас нет и не будет. - Тогда давайте назовем вещи своими именами: это лапша на уши и залипуха? - Увы, да. - Но тогда давайте скажем о возможных инвесторах. Вкладывая деньги, они заинтересованы в скорейшем получении прибыли, не так ли? - Совершенно логично. И их абсолютно не интересует развитие самой отрасли. - То есть инвесторам нужна земля, на которой стоит "Казахфильм"? - Да. - Выкупить землю, построить торгово-развлекательный центр и… - Finita la Commedia. Разумеется, при этом отдать "трудовому коллективу" деньги, о которых они там договорятся, а сам "Казахфильм" будет ютиться где-то на задворках этого очередного "Мега-центра". Ну, за те деньги, которые им достанутся, они что-то подшаманят, подкупят. И все. Государство с себя попросту сбрасывает эту нелегкую ношу, это бремя. Будем помнить, однако, что казахское кино существует только в Казахстане, нигде в мире его больше нет. Это явление. Я посмотрел фильм "Хозяева" Адильхана Ержанова, который представлял Казахстан в Каннах. Именно благодаря поддержке государства, начиная с "Кочевника", произошло возрождение казахского кино в новейшие времена. Нам удалось изжить комплекс неполноценности задавленного финансовыми невзгодами изгоя. И принимая решения экономического характера (я имею в виду возможную приватизацию "Казахфильма"), мы должны понимать, что в данном случае речь идет о духовном феномене. Мы можем закрыть завод, работавший по устаревшей технологии, и взамен построить модернизированный, новый. Но, повторяю, здесь мы имеем дело с духовностью - с тем, что является стержнем народа, его корневой культурой. Завод построить можно заново, кинематограф - нет.
Адольф АРЦИШЕВСКИЙ
Источник: camonitor.com, 05.06.2014 (в сокращении)