Выборы через призму исторической матрицы

В начале февраля нынешнего года вышла книга «Казах держал на плечах Небо» писателя, исследователя Торегали Казиева. Он – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии». Торегали Казиев не устает повторять: «На планете только три государства занимаются системным изучением истории, своей и мира – США, Великобритания и Израиль. Потому и командуют миром они, т.к. разбирают достижения и ошибки деятелей прошлого, просчитывают варианты событий и строят свое настоящее и будущее с учетом опыта своего народа и всего человечества». По этой причине исследователь призывает уделять большое внимание своей истории – в ней сокрыты знания настоящего и будущего страны и народа, по ней можно прогнозировать и проецировать будущее. Такое неординарное и прогнозное видение истории страны – как по матрице выводить события современной жизни – было основой для нашей беседы с писателем. Необходим Высший Совет Нации – Торегали Абдоллаулы, страна на пороге выборов президента. Может ли развитие пойти в «не ту степь»? – В своей книге «Сердце Мира» в 2013 г. писал: «Ничто в мире не совершается автоматически и необходимо сочетание старого и нового, опыта и новаторства, постоянный учет вызовов времени и своевременные корректировки... в условиях глобализации к рулю могут подходить случайные и опасные люди, не несущие в себе казахской стратегии, казахских смыслов, которым до фени будет судьба нашего родного народа и государства! Избираемый на несколько лет президент может быть и некомпетентным во многих вопросах, а тут ему подчиняется вся управленческая пирамида и он по неосторожности может смахнуть в небытие многие очень важные для народа вещи!.. Для этого нужны постоянные структуры, сохраняющие базовые казахские ценности и долгосрочную казахскую стратегию». – Но какое более конкретное очертание этих «постоянных структур»? – Там же я писал, что нужен орган, стоящий во главе стратегического планирования, назвать его можно и Военным Советом (так в Китае, а в Британии, Японии, Швеции, Иране и ещё у ряда крепких стран – другие названия), Стратегическим Советом, Советом Биев, Советом Абызов, Высшим Советом Нации и т.д. В казахской древности был Совет Биев и по преданию Майкы Би Первый, живший задолго до н.э., лично сам поднял 9 ханов Турана, в том числе первого собственно казахского хана – Алаша хана Первого. И опираться этот Совет должен на реальную силу. В моей книге написано: «Самый плавный путь – наделение Лидера Нации полномочиями Председателя Высшего Совета Нации, который предстоит создать, с приданием соответствующей структуры, пронизывающей страну от аульных аксакалов до самого верха и с мозговыми центрами. Тогда голос нации будет слышен всегда... И чаяния народа – претворяться в жизнь на более высоком и качественном уровне». – Что-то подобное произошло 19 марта 2019 г… – Да, это произошло на самом деле – переход первого президента нашей страны на пост председателя Совета безопасности, о чем писал еще в 2013 г.! В главе «Что нужно для преемственности стратегии?» говорилось о том, что «стратегия – постоянное возобновление свободы и независимости нации и государства». Эта стратегия в нашей стране концентрированно выразилась в принятии предложенной Нурсултаном Назарбаевым идеи «Мәңгілік Ел». Фундамент этой стратегии, направленной на века, наш первый президент за годы своего правления уже заложил – это исторический факт, состоящий в том, что казахский народ опять стал хозяином родной страны, в том числе и демографически. Ведь прошедший XX в. принес нашему народу большие демографические потери и в 1991 г. казахи на своей родной земле составляли менее 40% населения страны, сейчас же – около 70%! С 6 млн в 1991 г. поднялись до сегодняшних более 12 млн, то есть выросли вдвое – факт, о котором надо помнить всегда. – В своих книгах вы часто упоминаете о Совете Биев, Абызов. – Лидер нации стал председателем Совета Безопасности с соответствующими полномочиями влияния на политику государства. Первый шаг сделан, силовая часть есть. Теперь бы и духовно-смысловую часть стратегического планирования подтянуть, создать Совет Абызов, дающий отечественные смыслы развития, во главе с председателем Совета безопасности. Тогда два этих Совета и Ассамблея народа Казахстана сольются в Высший Совет Нации, как инструмент выработки и корректировки стратегии и сохранения этого оптимального курса, предохраняющего страну от политических штормов, которые происходят сегодня во многие странах мира. Трагический XVIII век – клячи вместо тяжеловозов – Какие исторические ассоциации вызывают современные события? – Конечно, хотелось бы по матрице выводить события современной жизни. Но происходящий сейчас транзит власти всё же вызывает у меня чувство тревоги за будущее страны! По многим чертам он напоминает транзит власти в трагическом XVIII в., когда казахский народ погрузился в неисчислимые несчастья и потерял свободу… Никто не сомневается в том, что выберем того, кого предложил съезд «Нур Отана». Ибо за ним Елбасы. Но мы живём в век быстрых изменений. Нынешняя ситуация повторяет во многом XVIII в., когда казахи потеряли свободу. – Но что случилось в XVIII в.? – Посмотрите, как было в XVIII в. Вся первая половина его прошла в отражении агрессии Джунгарского ханства и других соседей. Взять 1723 г., время властвования в Казахии хана Болата, когда весной 70-тысячная армия джунгар вторглась с востока, и наступил самый трагический период в истории народа под названием «Актабан шубырынды». Вот строки о тех бесталанных руководителях, ввергших народ в невиданную трагедию – в дастане «Елім-ай» Кожабергена жырау: «Сәмеке, Қайып, Болат сұм, Соңына елді ерте алмай Қонтайшыға сатылып, Елдің сырын ашқан күн. Әбілмәмбет солқылдақ, Ақ балшықтай борпылдақ, Келіспейді ерлермен Қабандарша қорсылдап»... – «Самеке, Кайып, Болат хитрец, За собой народ не сумели увлечь, Продались контайши, День, открывший несчастие народа. Абулмамбет шаткий, Как глина белая, рыхлый, Не соглашается с батырами, Хрюкая как кабан»... – Кем был Болат хан в истории казахов? – Болат хан был сыном знаменитого Тауке хана, а стал самым проклинаемым в истории человеком – из-за того, что полез верховодить тем, к чему не имел никаких способностей и поставил казахский народ на край гибели. Абулмамбет был сыном того Болата хана и этот Абулмамбет тоже был выбран ханом!.. Хотя все видели клячу вместо тяжеловоза, никак не способного вытянуть тяжёлый государственный воз казахского будущего из засасывающей вглубь страшной трясины, Лев Гумилёв писал: «Для этноса, находящегося в статическом состоянии, свойственно стремление к консервации взаимоотношений между его членами... уровень личных способностей во внимание не принимается... гений даже может не дожить до того времени, когда его таланты будут использованы коллективом, если на помощь не придут экстраординарные бедствия вроде жестокой войны с соседями или заразы, когда надо лечить умирающих соплеменников» (Этногенез и биосфера Земли)! XVIII в. как раз и был же веком экстраординарных бедствий и оцените моральный, духовный, деловой, культурный, военный и политический уровень верхов (!) общества, которые даже перед лицом великой военной опасности, угрозы распада страны и даже возможной гибели всего народа выбирали своими ханами арамтамаков и отталкивали от себя настоящих спасителей, талантливых организаторов и работяг – ведь они в народе всегда есть и задача управления состоит в постоянном поиске и привлечении к себе талантливых кадров! – Почему так поступили? – Настоящий организатор заставит всех без исключения трудиться на благо народа и государства, будет ценить людей по результатам труда, установит вертикальную и горизонтальную мобильность для всех членов общества, то есть справедливость. Но тогда тем, кто устроился возле котла, придётся потесниться и даже отойти в сторонку, если ты с рождения лодырь и не умеешь толком работать! Вот так устроившиеся вокруг казана ловкачи, не умеющие ни воевать, ни трудиться, ни организовывать развитие экономики, науки, культуры, технологий, чтобы встать на уровень передовых стран и значит выжить всем народом, – предали будушее казахского народа. Только Всевышний, любящий добродушного степняка, в 1991 г. вытащил казаха из забытья и дал возможность стать самостоятельным равноправным членом сообщества свободных народов мира!.. Используем ли мы правильно эту возможность? – Неужели не было в Степи достойных правителей? – В том XVIII в. только два казахских хана показали своим организаторским и воинским искусством: в первую половину века – Абулхайр хан, во второй половине – Абылай хан. Первый был убит в 1748 г. своими же сородичами. Второго в 1781 г. представители «сливок местного общества» вынудили удалиться на покой в Туркестан, где он вскоре умер. Без талантливых деятелей как-то спокойнее, вообще-то, дремать не мешают... Бухар жырау сказал: «Сүйтіп жүрген кезінде Арыстаннан айрылса, Қанаты түптен қайрылса, Ел шетіне жау келсе, Өтініп оны ала алмай, Алдына келген жақсының Қадірін оның біле алмай, Қадірқұрмет қыла алмай, Артында қалған жамандар Бас басына тозбас па!» И показывает результат транзита власти в XVIII в. дастан «Елім-ай»: «...Әз Тәуке өлгеннен соң быт-шыт болдық, Қазақтың басын қосар көсем болмай» – «Как умер Аз Тауке, разбиты мы вдребезги, Казахов чтоб объединить – не нашлось вождя»... Пала статичная нация, потеряла независимость. Не было динамики политической жизни. Есть ли динамика сейчас? Не «съедаем» ли мы своих талантливых работяг, не отправляем ли послами на Марс? Столько порой появляется «мажоров», далёких от народа!.. – Вы начали за здравие, а закончили за упокой… – Нет-нет, в истории есть также повороты, и события могут развиваться по спирали. И страна, и общество должны извлекать уроки из ситуации, и становится выше себя самого на ступеньку: второй президент пришел работать всерьез и надолго… – Торегали Абдоллаулы, большое спасибо за интервью! Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz