Азат Перуашев: Нам есть чему поучиться у Украины
2019 ж. 20 сәуір
8933
0
Лидер партии «Ак жол» рассказал caravan. kz о внеочередных президентских выборах, диктаторах и грязных технологиях.
Самый ожидаемый кандидат от парламентского меньшинства Азат ПЕРУАШЕВ пока сохраняет интригу о своем участии в предвыборной гонке на пост главы государства. Что это – расстановка приоритетов или вопрос цены? Об этом мы поинтересовались у лидера «Ак жола».
– Откровенно говоря, многие журналисты были разочарованы тем, как вы уклонились от вопроса, готовы ли стать кандидатом в президенты. С чем связана такая недосказанность?
– Прежде всего – с уважением к коллегам. Решение об участии в выборах, и тем более о выдвижении персональных кандидатур – относится к исключительной компетенции съезда. Хотя мне и льстит мнение журналистов, как о единственном претенденте от «Ак жола», но это не совсем так. Мы же демократическая партия, в конце концов. И у председателя партии есть предел полномочий, как и у председателя совета директоров в акционерном обществе. Поэтому нужно проявить сдержанность и дождаться официального решения съезда.
– Что-то вы не сильно сдерживались, когда прослезились на церемонии отставки Нурсултана Назарбаева. Многие расценили это как пиар.
– Меня иногда умиляет тяга публики перемывать косточки политикам, забывая, что строительство государства – это часть их жизни. Для кого-то независимость – понятие абстрактное, как нечто, происходящее в параллельной вселенной. А для меня дорога к ней пролегла через всю судьбу, начиная с зимы 1986-го, когда казахи вдруг стали изгоями и не понимали за что. И это особенно остро чувствовалось, если вы учились и служили вдали от родины. Многое было потом: надежды, разочарования, ошибки и победы.
Назарбаев доказал миру, что мы достойная и состоявшаяся нация. Да, у меня навернулась слеза, когда я вновь вспомнил весь этот путь. И сегодня я бы не пожалел ничего, чтобы мы его прошли, но уже с нынешним опытом.
Этого не сможет понять тот, кто сам не сомневался, не преодолевал трудностей, жил в своем мире или в собственном компьютере. Наконец, всегда найдутся люди, которым просто не нравятся мои взгляды, моя физиономия. Это нормально, я же не доллар, чтобы всем нравиться. Но многие мои друзья, сильные и жесткие по жизни мужчины, тоже испытали похожие эмоции.
– Значит, не случайно говорят, что сентиментальность – признак диктаторов.
– Ха-ха (смеется). Да, тоже читал, будто Муссолини плакал от песен, а «усмиритель» Будапешта Андропов писал грустные стихи… Но если я и «диктатор», то прежде всего по отношению к себе.
– Не спугнет ваш «диктат» женский электорат, который умилялся вашей сентиментальностью?
– И такое было? Надо же. Надеюсь, что уж кто-кто, а женщины простят и поймут. Как говорится, кто не жалеет о прошлом, у того нет сердца, а кто не работает над будущим – у того нет головы. У полноценного мужчины должны быть и сила, и эмоции. Что толку от твоей нежности, если не можешь защитить близких? Или чего стоят мускулы, если некому прислониться к твоему плечу? Надеюсь, что я все-таки отношусь к такому типу мужчин, у которых всё на месте.
– Тогда почему бы не заявить и о президентских амбициях?
– В больших организациях есть важное правило. Если первому руководителю нужно обсудить вопрос, он сначала выслушает коллег, чтобы не давить авторитетом, выявить и те варианты, которые не лежат на поверхности.
– И как результаты?
– Возможно, я вас разочарую, но у нас уже обозначились 6–7 фигур из разных регионов, в основном предприниматели, есть и крупные бизнесмены, и даже женщины.
– Я вас тоже, возможно, разочарую, но избыток кандидатов, как показали выборы в Украине, тоже не панацея.
– От партии «Ак жол» будет единый кандидат, просто мы должны выбрать лучшего для нынешней ситуации.
Если же говорить про Украину, то нам есть чему поучиться в плане открытости политических процессов. Да, там налицо огромные издержки, есть совершенно экзотические персонажи. Но острота конкуренции и готовность к переменам достаточно показательны.
– Если вы так нерешительны – так и скажите, что не будете вообще никого выдвигать.
– Вы неправы. «Ак жол» будет участвовать в транзите власти, именно как единственная партия, которая все годы в мажилисе регулярно выступала и голосовала вопреки позиции правительства по самым разным вопросам – от утверждения бюджета и Закона о госзакупках до офшорных счетов чиновников и ратификации соглашений в рамках ЕАЭС.
Тем более что Касым-Жомарт Токаев особо подчеркнул и дал личные гарантии, что выборы будут честными и открытыми. При таких условиях мы просто обязаны использовать создающиеся возможности.
Решение Президента опирается на широкий общественный запрос на позитивные перемены. Интерес общества к этим выборам будет выше обычного, что создаст хорошие предпосылки и для предстоящей парламентской кампании, которая для «Ак жола», выступающего за усиление роли парламента, все же приоритетна.
– Какие такие «возможности», если в партии всего 250 тысяч членов, а в «Nur Otan» – миллион, и даже в партии «Ауыл», как сказал Али Бектаев, больше 300 тысяч членов. Вы даже до них не дотягиваете.
– Говорить можно все что угодно. Но лучшим критерием членства в партии является не список членов, а итоги парламентских выборов, где избиратели голосуют именно за партию.
На предыдущих выборах за «Ак жол» проголосовало около 600 тысяч избирателей. Коллеги из «Ауыла» говорят о 300 тысячах членов, а на выборах набрали около 150 тысяч голосов.
Так что и нам, и им есть над чем работать.
– Не боитесь ли в период предвыборной гонки очередной порции компромата против вас от недоброжелателей, чьи офшорные счета вас заинтересовали?
– За эти годы чего только о себе не читал, каких только версий не слышал. И почту взламывали, и фальшивые письма с моего адреса рассылали, и про задекларированную виллу супруги целый детектив сочинили… Да, за мной и моими единомышленниками идет информационная «охота», монтируются ролики с выдернутыми фразами. Но поскольку ничего существенного нет, высасывают «сенсации» из пальца, вроде кадров с навернувшейся слезой. Мы уже привыкли и ничему не удивляемся. Это борьба.
Более того, знаем, что очередной такой вброс начнется, как только накроем чью-то очередную кормушку.
Например, массовые рассылки роликов и мемов насчет общежитий были повторно вброшены через месяц после первой рассылки, как только я озвучил депутатский запрос о приобретении ЕНПФ бумаг азербайджанского банка-банкрота на сотни миллионов долларов. Сегодня жизнь доказала актуальность социального жилья, регионы активно строят общежития. А годами раньше до ЕНПФ были наши информационные войны с «СК-Фармация», Жилстройсбербанком, министрами, аблязовыми-храпуновыми…
Так мы боимся не компромата, а неэффективной работы тех служб, которые призваны пресекать незаконный вывод денег из страны и возвращать то, что было украдено ранее. Как человек, близкий к теме, знаю о происходящей реформе, некоторых подвижках, но…
Иногда складывается впечатление, что для наших органов важен сам процесс. А обществу нужен результат.
Как раз на следующее заседание мажилиса фракция «Ак жол» готовит новый запрос на эту тему. Так что не удивляйтесь очередному ушату грязи в нашу сторону. И если полетели такие «ответки», значит, мы опять нащупали чье-то «хлебное» место.
– Раньше на мероприятиях Центризбиркома вы регулярно поднимали вопросы о прозрачности процедур. А на вчерашней конференции никаких претензий не предъявляли. Опасаетесь противодействия счетных комиссий?
– ЦИК засыпали вопросами и без нас, хотя у меня они тоже были. Ну, например, сколько будет отпечатано бюллетеней, если учитывать, что явка составляет менее 80 процентов. Наверное, и бюллетеней надо изготавливать в обрез, чтобы не дать возможности подбрасывать лишние голоса.
Другой момент – в ЦИКе много говорилось об информационных технологиях. Так может, пора уже вводить и голосование по Интернету? Тысячи предпринимателей уже имеют цифровые подписи, позволяющие идентифицировать личность, проводить финансовые операции, пользоваться услугами e-gov.
Интернет-голосование – это экономия времени и сокращение бюрократии, особенно если оказался в деловой поездке. А самое главное – этот способ максимально удобен для молодежи, мы резко повысили бы активность молодых избирателей.
Еще одна тема – организация интернет-трансляции наблюдения за урнами для голосования и ситуацией на избирательных участках. Сегодня любой школьник способен вести канал в Интернете без всяких проводов и дорогой аппаратуры. Никаких затрат для государства, если позволить наблюдателям вести такую трансляцию и свести сигналы со всех участков на один сервер, и лишь его оснастить системой распознавания лиц. Разом решилась бы проблема «каруселей» и дополнительных списков, которые стали настоящим бичом на парламентских и местных выборах.
Другой бич – снятие сильных, но неудобных акимам кандидатов из-за копеечных расхождений в налоговой декларации, что массово происходит на выборах в маслихаты.
Эту угрозу нужно убирать. Есть ряд и других соображений, но проблема в том, что их нужно решать до выборов, через законодательство. А будучи в меньшинстве, мы пока не можем отстоять подобные предложения в парламенте.
Но, учитывая общий настрой нынешних выборов, заданный Касым-Жомартом Токаевым, надеюсь, что они пройдут действительно честно. А до следующей кампании у нас будет возможность актуализировать их в мажилисе.
Дилярам АРКИН
qazaquni.kz