Стоит ли возвращать казахстанских женщин и детей из Сирии, рассказал политолог

Считается, что женский религиозный экстремизм – это новая опасность для мирового сообщества, которая возникла в последние годы. Особенно актуальна она для стран, в которые возвращаются жены боевиков-игиловцев. Об этом сообщает caravan.kz Деятельность запрещенной деструктивной группировки ИГИЛ на территории Сирии, да и во всем мире, медленно, но верно сокращается. Некоторые крупные политические игроки уже даже заявили о полном разгроме организации, однако эта тема остается актуальной и по сей день даже для Казахстана. Во-первых, сирийский конфликт до сих пор не разрешен, и Казахстан играет довольно значимую роль в его урегулировании, устраивая регулярные переговоры по Сирии в Астане. Во-вторых, в самом конфликте принимало участие большое количество наших сограждан. КНБ РК предполагает, что эта цифра близка к 870 человек, но точных данных дать никто не может. Ни для кого не секрет, что казахстанцы, уехавшие воевать на территорию другой страны, брали с собой жен и детей. Учитывая, что за последние годы запрещенная деструктивная организация ИГИЛ понесла большие потери, естественно предполагать, что множество казахстанских женщин и детей остались в чужих странах на произвол судьбы. По данным на осень 2018 года, в Сирии и Ираке находится более 250 казахстанских женщин и 500 несовершеннолетних детей. Это создает большую проблему хотя бы из-за того, что этих людей нам предстоит вернуть обратно. Например, накануне стало известно, что за последние два года из Сирии и Ирака в Казахстан были возвращены 39 семей и 91 ребенок. Причем мнения на этот счет бытуют самые разные: кто-то считает, что этих людей возвращать не стоит, ведь по приезду в Казахстан они могут начать распространять деструктивную идеологию, а кто-то, наоборот, заявляет, что нельзя бросать бедных женщин и детей в беде. В связи с этим корреспондент поговорил с политологом, специализирующимся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, Исламом КУРАЕВЫМ, дабы узнать, стоит ли возвращать жен и детей боевиков и как в связи с этим противостоять деструктивным идеям, которые они могут распространять на территории нашей страны. - Существует мнение, что возвращающиеся из Сирии женщины и дети могут стать распространителями деструктивных идей на территории Казахстана. Насколько оно верно? - Не разделяю такого мнения. После увиденного там эти люди будут в очень тяжелом психологическом состоянии. Им явно будет не до распространения идеи, которая фактически загубила их жизнь. - Оправданно ли способствовать возвращению женщин и детей из Сирии, если они могут нести в себе угрозу? - Раз государство решило вернуть своих граждан, значит, на это есть причины. Это прежде всего долг страны. И второй момент – это недопущение создания негативного влияния на внутренние настроения страны через наших граждан. Женщины и дети в Сирии могут рассматриваться как инструмент пропаганды, приносящей ущерб стране, как имиджевый, так и в целом влияющий на наших людей. - Возможно ли дерадикализировать женщин и детей, побывавших в Сирии, и не опасаться, что они будут распространять деструктивные идеи в казахстанском обществе? - В нашем понимании все, что противоречит нашим мыслям, является деструктивным. Не факт, что эти люди уехали по своей воле. Мы видели многих людей, которые побывали на, так сказать, "священной войне". Результат везде один: эти люди, вернувшись в нормальную жизнь, даже думать боятся о прошлом. Мы не видим всей картины происходящего, для общества тема Сирии слишком закрыта. Вы не увидите реальную жизнь, вы не увидите ни положительных, ни отрицательных сторон, так как такого рода материал пресекается. В так называемом "халифате" люди являются пушечным мясом. Многие пошли туда за лучшей жизнью, за правдой и справедливостью, но были нагло обмануты. Весь авангард составляли обычные люди, думающие, что воюют за правое дело, а руководили ими профессиональные наемники, работали с их головами лучшие спецы, которые могли убедить любого совершить самый ужасный поступок. Сегодня в Казахстане еще боятся угрозы ИГИЛ, но его как идеи уже нет. Все, что мы видим в различных точках мира, это наемники, которые выполняют заказ, решая вопросы третьих сторон нелегальным образом, так как государству чаще всего мешает международное право. - Каким образом можно адаптировать жён и детей погибших в Сирии боевиков в казахстанском обществе? - Для начала они должны будут пройти профилактику. И только уже после этого компетентные органы решат, смогут ли они сосуществовать в нашем обществе. Думаю, там и процесс адаптации нужен, прежде всего много работы психологов потребуется, дабы выявить проблемы. - Кто должен брать на контроль этих людей? Государственные структуры, например КНБ РК, или же казахстанская мусульманская община? - За каждого казахстанца несет ответственность прежде всего государство, так как оно выступает гарантом для своих граждан. И работа должна вестись не какими-то отдельными органами, а коллективно. - Справляется ли на данный момент Казахстан с дерадикализацией женщин и детей, побывавших в Сирии? - В стране достаточно компетентных специалистов, которые способны помочь этим людям адаптироваться и продолжать жить спокойно. Надеюсь, что мы способны сделать все для решения этого вопроса. Хотя в обществе, возможно, будет много негатива относительно данной тематики, доминирование мнения, что не надо их возвращать, имеется. Но хочется отметить, что это наши граждане, и государство берет на себя обязанность по их безопасности и помощи им, в этом и состоит вся суть правового, светского государства.

Никита ДАНИЛИН

qazaquni.kz