Номадические корни Казахстана

«Семь граней Великой степи» – очень нужная и своевременная статья. История казахов и Казахстана и в более широком контексте – Центральной Азии и Евразии, а также история номадизма и роли кочевых народов ставили перед мировыми исследователями длинный ряд вопросов, на многие из которых до сих пор не найдено ответа. Отмечаемые в статье Президента тезисы подтверждаются историческими находками и исследованиями. Все это имеет колоссальное значение для знания нашего прошлого, настоящего и будущего, которое, в конечном итоге ведет к консолидации современного казахстанского общества. Антропологическими предками современных казахов можно считать все кочевые племена, которые жили на территории современного Казахстана и отсюда шли штурмовать Великую Китайскую стену, укрепления Византии, Рима, Багдада и Дамаска, а также тюркские племена, которые вошли в состав Монгольской империи, а после создали Казахское ханство. По мнению ряда исследователей, в течение двух-трех тысячелетий на пространстве, которое занимает сегодняшний Казахстан, происходили события, определившие впоследствии лицо современного мира. Именно здесь человек впервые приручил лошадь и оседлал ее, были изобретены мужские штаны и стремена, первые протокочевники отделились от своих аграрных соплеменников и перешли к кочевому образу жизни. В наших степях впервые выплавили железо и стали производить оружие, наводившее ужас от Китая до Рима. Здесь рождались и аккумулировали свои силы огромные орды воинственных кочевых племен; отсюда они шли штурмовать Великую Китайскую стену, укрепления Византии, Рима, Багдада и Дамаска. Саки, гунны, тюрки, кипчаки, огузы, татары, монголы, ногаи... Всех их можно считать антропологическими предками современных казахов. Новая этническая группа – тюрки – создала в центре Евразии много государств, великих степных конфедераций и империй с V по XV век. Это были многочисленные каганаты, ханства и орды, которые носили разные названия, но неизменно в центре их территорий лежала казахская степь. Самым великим потрясением для Евразии стало создание Монгольской империи, простиравшейся от Тихого океана до Черного и Средиземного морей, от Кореи до Триеста, от Сибири до Месопотамии. Хронистам домонгольской эпохи были хорошо известны названия всех племен, вошедших впоследствии в состав казахской нации. Часть из них противостояла монголам, другие составили их боевую мощь. К моменту вторжения в Европу армия Чингисхана на 95% состояла из племен, чьи кочевья находились в Казахстане и Южной Сибири. Такие статьи всегда своевременны, потому что во многом казахстанская история уникальна. Наша цивилизация базируется на кочевых империях, их стиле жизни, экономике. С политической точки зрения мы наследники Монгольской империи. Казахское ханство – это срез Монгольской империи, системы ее управления. Относительно быстро по историческим меркам тюркским племенам удалось избавиться от владычества монголов, но к тому времени произошли необратимые изменения: от Чингисхана и монголов они унаследовали политическую организацию, правящие династии и принципы экономического и политического управления. Так происходило зарождение казахской нации. В ходе многочисленных исторических процессов в начале XV века части племен удалось создать в Семиречье, в регионе современной Алматинской области, собственное ханство, которое впоследствии получило название Казахского, а племена, вошедшие в него, стали гордо именоваться казахами. Вскоре они вышли за пределы Семиречья, объединив вокруг себя десятки племен и родов, принявших общее название «казах», но сохранивших свою родоплеменную идентичность. Таким образом, в середине XV века несколько племенных группировок образовали на территории Могулистана между Трансоксанией и озером Балхаш сердцевину того, что стало известно потом под названием Казахское ханство. Классическое казахское общество (с XVI по XIX в.) базировалось на кочевом образе жизни, обычном праве (адат) и исламском законодательстве (шариат). Главным занятием оставалось животноводство. Казахское ханство делилось на 3 крупные части: Старший, Средний и Младший жузы. Традиционное казахское общество характеризовалось структурной иерархией, основанной на племенной и родовой организации, включающей в себя аристократию, общинников и духовенство. Как ни удивительно, в течение долгого времени кочевничество как таковое специально не изучалось. Для советского периода такое положение дел вполне объяснимо: изучение истории было вынуждено следовать официальной, «марксистско-ленинской» доктрине, которая не давала возможности исследовать кочевой тип хозяйства иначе, чем в рамках догматической теории. Изучение казахского номадизма продвигалось усилиями отдельных энтузиастов, которые могли осветить только его узкие аспекты. Статья расставляет все точки над «i». Вклад кочевников в историю человечества уникален. Президент в своей статье призвал объективно изучить их роль, опираясь на строгие научные факты, – этим должны заняться специалисты. Важно расширить и углубить темы, поднятые Главой государства в «Семи гранях Великой степи».

Мурат ЛАУМУЛИН, руководитель Центра европейских и трансатлантических исследований, главный научный сотрудник КИСИ, доктор политических наук, советник-посланник МИД РК

qazaquni.kz