Этика как спасительная основа цивилизации
2025 ж. 09 маусым
209
0

Многие факторы – геополитические, идеологические, климатические, экологические и др. – показывают, что человечество и планета дошли до катастрофического предела. И в нынешних сложнейших геополитических и климатических условиях, когда человечество находится на краю пропасти, необходимы спасительные инициативы, новые идеи и исследования по этой теме.
Этика – залог здоровья. И красноречия…
О спасительной этике древних номадов, справедливых законах Золотоко века, колыбели праязыка человечества, кодах казахского языка, о том, как охотники евразийской степи создали науку, естественную этику как основу цивилизации, письменность, справедливые законы в взаимоотношениях с людьми, взаимоотношениях человека и природы и т.д. мы поговорили с известным исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым. Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими выкладками и параллелями.
В наш век войн, неоколониализма, небывалого загрязнения природы, космоса, разрушения международных отношений и т.д. восстановление и обращение к древним ценностям открывает пути выхода из катастрофического тупика развития человечества и Земли.
– Торегали Абдуллаулы, есть ли законы развития человечества?
– Развитие видов живых существ основывается на закономерностях Мироздания, называемых нормами естественной этики. Это отражено и в праязыке – программе человечества. По расчетам ученых, предки человека 700–800 тысяч лет назад разошлись, распределились на три параллельно развивающихся вида, названных неандертальцами, денисовцами и человеком современного анатомического типа. Первые два родственных нам вида погибли и исчезли около 25–40 тысяч лет назад, но небольшая часть общих с ними генов сохранилась у современных людей.
– Какие причины гибели неандертальцев?
– Ученые пишут, что неандертальцы жили небольшими группами, враждовали между собой, и среди них было распространено каннибальство. К примеру, в пещере Эль-Сидрон в Испании нашли останки 12 неандертальцев, убитых и съеденных другими неандертальцами 49 тысяч лет назад (Марков А. Неандертальцы жили маленькими группами и ели друг друга//Элементы. 13.01.2011). Ибо, как сказал Клод Леви-Стросс: «Культура есть система табу».
Они имели орудия труда, жилье, одежду, искусство, украшения, членораздельную речь, но не такую свободную, как у современного человека.
Неандертальцы исчезли как вид из-за несоблюдения естественных норм общежития в Мироздании. Не сумели выжить как вид, и последняя найденная группа проживала в Гибралтаре 28 тысяч лет назад. Исследования показали, что присредиземноморские неандертальцы Европы выживали на пределе физических возможностей: у детей было преждевременное старение скелетной системы и стирание зубов. А неандертальские же дети в Средней Азии демонстрировали темпы развития скелетной системы, аналогичные современному человеку – сказалось влияние населения, принадлежавшего к современному виду. У неандертальцев и денисовцев преобладали близкородственные браки, что приводило к всплеску наследственных болезней.
«Кендігер қобан жұрты» создал всю мировую цивилизацию
– Была ли древняя цивилизация человека современного анатомического типа?
– К колыбели праязыка человечества, т. е. к территории от Черного моря до Алтая в эпоху Валдайского оледенения (117–12,5 тысяч лет назад), ученые применяют термины «палеолитический котел», «страна-кратер», «Каспийская Атлантида». А в казахском наследии – «Кендігер қобан жұрты» (Шахтерский кыпшакский народ)... В этой «стране-кратере» еще со среднего палеолита (600–70 тысяч лет назад) действовало дуальное общество, когда роды и племена обменивались невестами с целью исключения наследственных болезней (Турсунов Е. Происхождение носителей казахского фольклора. А. 2004).
При сватовстве с каждой стороны выступали акыны, что привело за тысячи лет к широкому развитию речевой культуры на многих миллионах квадратных километров. Как сказано в «Ригведе»: «Люди народа кушика создали средство для езды, Люди народа кушика привели в движение священную речь» (так называли кыпшаков). Когда оледенения не бывало, дороги открывались и мобильные охотники двигались по ежегодным маршрутам за пасущимися животными уже по всему степному поясу Евразии и соседним районам – от Дуная до Китайского моря. И на таком расстоянии в 8000 км постепенно устанавливалась практически единая культура с местными особенностями – вплоть до средних веков.
– Какова антропология представителей этой культуры?
– В то время, когда неандертальский вид вымирал, в «стране-кратере происходил когнитивный, демографический, технологический и духовный взрыв, благодаря широкому общению и восходящему развитию во всех отраслях жизни. К примеру, на стоянке Сунгирь на окраине г. Владимира археологи нашли останки костей нескольких охотников, живших 34 тысячи лет назад. Вот что пишут по результатам исследований: «Все четыре индивида принадлежали одной популяции с эффективной численностью в 200–500 человек, но при этом не являлись близкими родственниками. Сунгирцы избегали близкородственных скрещиваний» (Марков А. Геномы людей из Сунгиря рассказали о репродуктивном поведении верхнепалеолитических охотников//Элементы. Новости науки. 2017). Гаплогруппа Y-хромосомы у всех четверых одна и та же: С1а2. Антропология смешанная – европеоидно-монголоидная.
Туран – колыбель древних цивилизаций
– Что известно о технологиях древней цивилизации?
– В книге историка А. К. Нарымбаевой «Туран – колыбель древних цивилизаций» отмечается: «В Урало-Казахстанском регионе впервые люди научились получать геометрические микролиты («өткіртас»! – Т. К.), а из них изготавливать вкладышевые орудия (копья, ножи, стрелы, жатвенные ножи и т. д.), повысившие производительность труда в 60 раз». Ее же: «Яшмовый пояс в 1200 км пролегал от г. Миасс до Центрального Казахстана и по северу Актюбинской области 75 км шел до реки Шандан в Каргалинском районе» (к вопросу о прототюркском происхождении языков мира).
На что президент Российского археологического общества, академик РАЕН Г. Матюшин восклицает: «По определению известных классиков археологии Гордона Чайльда и Грехэма Кларка те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию».
А в книге А. Нарымбаевой пишется, что около 12 тысяч лет назад люди с севера по Восточному Прикаспию принесли те микролиты на Ближний и Средний Восток, и благодарные ближневосточники тоже стали пользоваться эффективнейшими луками и стрелами, изобретенными в Урало-Казахстанском регионе и по доброте изобретателей распространенными по планете.
Дается археологами и адрес тех инноваций: «Обнаруженные в Зарзи (Верхняя Месопотамия) изделия изготовлены из яшмы, которая залегает только в яшмовом поясе в Южном Зауралье и Северном Казахстане (Атбасарском районе Кокшетауской области на реке Ишим и в Актюбинской области) и в Центральном Казахстане (сопки урочища Коскудук и Шабынды). Из озера Карабалыкты распространялись яшмовые микролиты по всему свету – на берега Северного Ледовитого океана, в Среднюю Азию, Сибирь, Поволжье, Месопотамию» (Г. Матюшин).
Ученые считают, что микролиты в 100 раз острее хирургических инструментов, они вставлялись в пазы вдоль лезвия кинжала и других инструментов из кости и дерева. В пещере Игнатьевской (Ямазы таш) в XIV–XIII тысячелетиях до н. э. микролиты составляли половину орудий (А. Нарымбаева). На стоянке Мысовая (Урта тюбе) на озере Карабалыкты в Башкортостане в нижнем слое каменные орудия из яшмы пролежали сотни тысяч лет (Г. Матюшин).
– Что известно о Кендігер қобан жұрты?
– Сколько же сотен тысяч лет стране Кобан журты – в «Авесте» это Хванирата? Вот что пишет историк И. В. Пьянков (1936–2020) в своей статье «Некоторые вопросы этнической истории древней Средней Азии» о центральной области Турана: «Хванирата расположена между Волгой и Амударьей».
В отношении бронзового века Кобан журты назван «Тамаруткульской традицией» (завотделом археологии Инст. Степи С. В. Богданов), раннего железного века (РЖВ) – прародиной сарматов (завотделом скифо-сарматологии Инст. Арх. АН СССР К. Ф. Смирнов), а башкортским историком А. Зариповым для того же РЖВ и средневековья – страной «Табын иле», которая была разрушена в 1391 г. в результате нашествия Тимура.
В эпосе «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» о Сарыбае: «Оның тегі кім десең, кендігер қобан жұрты». Сват его Карабай из огузов – дуальность кыпшаков и огузов. Кобыланды батыр – кыпшак, его супруга Кортка – из огузов… Писал о Кендігер қобан жұрты и академик А. Маргулан.
– Получается, эта цивилизация помогла человечеству выбраться из каменного века?
– Каменный век закончился не потому, что кончились камни…
…Потомки тех, кто вытащил человеческое сообщество планеты Земля из трехмиллионолетнего каменного века, и сейчас живут здесь же, к примеру, жагалбайлинцы и сегодня у той же реки Шандан, где рядом те же яшмовые копи древнейших предков.
Тамга племени Жагалбайлы та же, что у немалого ряда казахских, башкортских, татарских родов и племен региона – балға, то есть молоток, которым предки когда-то создали всю мировую цивилизацию – не я сказал, а археологи Г. Чайльд, Г. Кларк и Г. Матюшин.
К сожалению, нередко в учебниках истории пишут не то, что фактически было в истории, а то, что кажется выгодно на тот момент заказчикам тех учебников…
Тюрки дали миру металлургию
– Известно, что тюрки с древнейших времен были кузнецами…
– Академик Алькей Маргулан писал, что тюрки дали миру и металлургию. И потому «корни древних металлургических терминов следует искать в тюркских языках, ибо они сохранились именно в них». И приводит примеры в книге «Джезказган – древний металлургический центр».
А также делает вывод: «первыми создателями металлургической культуры были потомки степных охотников и скотоводов» (сформулировал так, как можно было в советское время).
Дольше всех сохранили свою шахтерскую и металлургическую культуру башкорты. Недаром в 1830 г. российский академик Д. И. Соколов сказал: «Башкирцы были виновниками нашего просвещения в деле горном!»
Горный институт в Петербурге, второй в мире на тот момент, построил в XVIII в. Исмаил Тасимов, у которого имелись несколько заводов и 234 рудника – и он еще 19 лет содержал институт на свои деньги. Затем указом Екатерины II были разрушены кузницы в башкортских аулах, но рудники оставили – постепенно и их забрали.
В казахской мифологии покровителем кузнецов и металлургов является Жылан Бапы хан (Змей Абыз хан). Змей – тотем кыпшаков. Смысл: в закреплении в памяти своего авторства в металлургии и кузнечестве и того, что кендгерство (шахтерство) было и в начале ледовой эпохи, когда люди, как змеи, жили под землей. И все новации возглавлялись абызами-учителями.
– Чем отличался древний номад от оседлых жителей?
– Путешественник А. Левшин в XIX в. так сказал о казахе: «…он глядит на небо – как европеец на карманные часы» (К. Жанабаев). То же относилось ко всей остальной природе – предок читал ее, как книгу. А поскольку от Дуная до Китайского моря и от Таймыра до Индийского океана десятки ландшафтно-климатических зон, степняк древнейший был самым начитанным из тогдашних людей. Разве сравнишь с тем, кто жил на одном месте или у моря, впитывавшим в сознание всего одну фразу «большая рыбка поедает маленькую»?!
Вот мы толкуем, а это слово «толк» на казахском «талқ» и на английском «talk», т. е. «беседа». Если глубже, «та» – «бог», а «лк» (ілкі) – «изначальность» и дело пахнет временами, когда Абсолют давал человеку речь под честное слово первого человека!..
Или знаменитый «Оксфорд», который, по мнению самих англичан, означает «бычий брод», т. е. слово «окс» равнозначно казахскому «өгіз» (бык) – оба от корня «оқ» (камень, стрела, дротик, пуля и др.). Это кричал при виде быка охотник, призывая и других стрелять: «окыс, огыз, өгіз»! И это слово стало как обозначением быка, так и самого охотника, а затем и племени огыз (огуз). Мало того, и слова «охота» и «охотник» созданы на основе «оқ» (стрела) и «от» (огонь) – самых эффективных в древнейшести видов оружия. И казахское «оқу» (читать, учиться) – от корня «оқ»!..
И вот что написано в этимологическом словаре русского языка М. Фасмера о происхождения слова «наука»: от древнерусского «укъ» – «учение», «учиться», «учить», «выкнуть»!
На казахском «ұқ» – «пойми»! «Ұғым» – «понятие». Это слово опять же с применением охотничьего же термина «ым» – «знак». И уже с ним слова – білім (знание), ғылым (наука), ғалым (ученый), таным (познание), сезім (чувство), есім, сенім (вера), имя, name, мимика, топонимика, гидроним, омоним и тысячи др. Ученый и писатель Койшыгара Салгарин разбирает термин «ым» и говорит, что слово «адам» (человек) – от «ада-ым» (таза-ым), т. е. «чистый знак». Со слова, звука и знака начинается история.
– Если Туран – родина древних технологий, то здесь должна быть развита наука?
– Чтобы представить реальность изначальности происхождения науки, чтения и письменности, необходимо понять корни слова «читать» – от слова казахского «шет» – «край», «граница», «чужой»...
Вот зимует охотник в Мангистау, охотясь на местных животных. В марте те двигаются на весенние и летние пастбища, переходя по льду реки Илек на север. Лето проводят в Зауралье (2000 км от зимников), а осенью возвращаются назад, и в сентябре через Илек отходят обратно на зимние пастбища – годовой круг в 3000–4000 км… Севернее реки Урал в широтном течении летом много воды и травы – летние пастбища. Зимой толстый слой снега, и животные не могут достать корм, потому идут на юг, где снег тонкий, и тебеневанием достается корм.
И, конечно, по пути вся территория поделена между группами хищников, каждая из которых обозначает свои границы, как и пасущиеся травоядные. Охотникам и собирателям растительных плодов, нужно уметь читать те обозначения-следы, чтобы добыть себе пищу и не стать самому пищей хищников. И тут важно не попасть в лапы какого-нибудь тигра, льва и других опасных зверей, которые метят границы своих владений, т. е. «шет» и нужно те обозначения знать – уметь «читать»!
«Ізім» и изначальные сакральные слова
– Т. е. обозначения-следы животных сыграли огромную роль в интеллектуальном развитии древних номадов?
– С. Арамилев, ген. дир. АНО «Амурский тигр»: «Там, где есть тигр, не обитает волк. Дикая кошка добывает копытных животных разумно – сколько может съесть. А волк убивает столько, сколько может убить» (Амур. Life, 18.05.2021).
Ошмарин П. Г., Пикунов Д. Г. «Следы в природе». Наука. М. 1990: «Помет волка оставляется в местах их переходов и на границах территории обитания семьи… отмечают также мочой столбы, кусты, камни, пни и т. д. Запах их предотвращает вторжение других волков. «Уборные» маркируют границы индивидуального участка. Тигры около выводкового логовища устраивают «уборную». Помет, поскребы, мочевые точки вдоль границ индивидуального обитания».
«След» (ізлет) на казахском – «із» – также из первейших охотничьих терминов!.. «Ізім» («след мой!») древнейших охотников очень даже современнейшие, интеллектуальнейшие понятия венчает: «капитализм, социализм, коммунизм, абстракционизм, демократизм, бюрократизм, вампиризм, эмпириокритицизм, агностицизм, анимизм, антагонизм, марксизм, материализм, объективизм, земля, змея (ізім зая – «бесследная») и тысячи других слов – все они имеют корни в праязыке.
Если на многих языках слова «волк», «wolf», «ulv», «lupo» и другие происходят от корня «ұл» (вой), то в казахском – «қасқыр» («враждебное истребление») и «құрт» («истребление») показана причина остановки Мирозданием дальнейшего восходящего развития этого талантливого зверя за нарушение естественной этики, что отмечено выше С. Арамилевым. И так в праязыке по названию каждого вида дано предостережение людям.
Что охотники-читатели природных следов сами начали писать, изображать жизненно важнейшую информацию ножом – на камнях, земле, дереве, коже, металле, кости; отмечать территории, давая сведения идущим за тобою таким же охотникам, своим семьям догоняющим, потомкам: «Мол, смотри, соблюдай этику, туда не ходи, можешь в желудок арстану попасть»!..
– И на основе «школы выживания» обозначений-следов животных появились первые обозначения человеческого письма?
– Да, началась эра первого письма – руники. Слово «пишу» – от «пішу», «пішін» (изображение, черчение, фигура, резка, кройка), рассказывает кандидат наук, тюрколог Аманқос Мектептегі. Руника – это кодированное шифрованное письмо. Тамги родов. Дар Тенгри. Большую роль в их исследовании сыграл рунолог Тайжан Досанов, составивший таблицы «Пішін кестесі», где знаки письма выходят одна из другой. До арабского нашествия VIII в. степи были полны руническими надписями на камнях, но все уничтожили фанатики, чтобы лишить людей исторической памяти. Поэтому необходимо преподавать рунологию как предмет в школах, колледжах, университетах.
– Куда делись древние письменности?
– Великий Беруни в X в. приводил примеры искоренения собственной научно-интеллектуальной базы тюркских народов: «И уничтожил Кутейба (арабский разрушитель культуры, создавшей человечество. – Т. К.) людей, которые хорошо знали хорезмийскую письменность, ведали их преданиями и обучали наукам, существовавшим у хорезмийцев, и подверг их всяческим терзаниям… погубил хорезмийских писцов, убил священнослужителей и сжег их книги и свитки… Хорезмийцы остались неграмотными и полагались в том, что им нужно, на память».
А. Мектептегі: «Біздегі қордаланған білімнің бәрін 16 рет төгіп тастады... осы уақытқа дейін 16 жазуды пайдалансақ, миымыз 16 рет ауысты. Өзіміздің адамзат қоғамына қосқан үлесіміз бола тұра, басқалардың игілігін «малданып» ғасырлар бойы жүреміз» (Мектептегі А. Ежелгі руна жазуын мектептер мен университеттерде оқыту керек пе? // Алаш айнасы. 20 02.2018). Ученый говорит, что история сложилась так – казахский народ прошел через смену 16 письменностей...
– Есть ли возможность как-то восстановить «времен связующую нить»?
– Как сказал Оноре де Бальзак, «Существуют две истории: история – официальная, и история, в которой скрыты истинные причины событий».
Время создания тех или иных рун можно определить путем кропотливого исследования наследия. Вот пример: в эпосе «Кобыланды батыр» герой, в начале Валдайского оледенения, изготовил светящийся тарак (трезубец), в части руно-письменностей, передающий звук R.
Кандидат филологических наук, фольклорист Кайрат Жанабаев, в интервью журналисту Дастану Елдесу, говорит о рунике у разных народов: «На готском слово «runа» означало «тайна», на древненемецком runon – «шептать», на карельском, финском и эстонском runo – «стихи»… Сильна была, говорит ученый, солярная семантика – идея Солнца. Потому тюркские жырау, несшие многие смыслы Степи и их древние тексты – важнейшее звено в расшифровке «второго» слоя рунических памятников наших предков. Необходимо внедрять древнетюркскую письменность в школах».
…Сказанное выше о значениях слова «руна» у разных народов – есть совершеннейшая правда, поскольку в праязыке та же «тайна» обозначалась словом «сыр», а шептание – «сыбыр» и стихи – «жыр». Т. е. видно сразу, глаза имеющему, что все эти слова вышли из одного источника, как и сами руны. Каждое слово всегда было многозначным, и прочтение/понимание его каждый раз зависит как от конкретного написания, так и от контекста, от времени и от направлений подготовленности личности самого читающего…
– Какие были изначальные сакральные, табуированные слова?
– Кобыланды Первый-то изготовил излучающий свет «тарак» более 100 тысяч лет назад, тогда из-за резкого неожиданного похолодания уцелевшие люди врылись в землю и, как змеи, выходили наверх только для добычи пищи! И вначале тот тарак означал ту самую солярность – «лучи солнца, само Солнце и Тангры», а табуированное священное название тарака было – «қазақ» (Булг. летописи «Джагфар тарихы) – имя казахского народа!
Солярность (солнечность) в древнейшести (изначальности) имелось в названии всех этносов, к примеру, «орыс» и «алаш» одно и то же слово на разных акцентах, означало «солнце» (С. Кондыбай) или, скажем, «израиль» – читатели уже сами могут определить значение – «след солнца божественного».
«Түрік», «қыпшақ», «огыз», «сакс», «жаңғылыш» (энглиш), мари, кумык, үнді, хань, гун, ас, аз, азербайжан, башкорт, казан, татар, мадиар, балкар, карачай, кыргыз, уйгур, саха, чуваш, озбек, дойч, ногай и многие другие этнические имена были связаны с понятиями солнца, света, огня, неба... И здесь мы подходим к очень интересным вопросам.
Дело в том, что как говорил академик М. Козыбаев о попеременном применении названий «қыпшақ» и «қазақ», эти же люди могли называть себя при случае «түрік», «огыз», «озбек», «ас», но кыпшак не мог назвать себя огызом и наоборот, как и другие соответствующие – именем той этнической группы, с которой данная группа обменивалась невестами.
Вторая особенность в определенной табуированности названия «қазақ», в связи с чем с ним долгое время мало кто из чужестранцев был широко знаком. Это слово было из тех, которые применялись при клятвах: АТА, АНА, АЛЛА, НАН, КӨК, ҚАЗАҚ и др. Можно вспомнить момент из Библии, когда при клятве Богу Авраам рассекает ровно пополам жертвенных животных, так и слова при клятве делились пополам. При Тайной вечере Иисус также, преломляя хлеб, говорит своим апостолам: «…это тело мое»! В слове «НАН» между двумя материальными звуками «Н» находится божественно-пространственный звук «А». В нашем детстве в 1950 г. в аулах еще клялись хлебом…
«Ұрықтың үйі» и высокий духовный уровень
– Вы начали разговор о рунике. Что означает обозначение «руна»?
– Слово многозначно, и вот по мнению тонко чувствующего природу родной письменности Аманкоса Мектептегі, слово «руна» сначала означало «ру іні» в значении «ұрықтың үйі» (плода дом), а буквально – «рода нора». Это также солидаризируется с текстом эпоса о Кобыланды Первом и показывает время, когда люди жили еще под землей, т. е. начало Валдайского оледенения. Вспомним также и о «выводковом логовище тигров» в природе и о том, что человеку, в отличие от «братьев меньших» нужно во много раз больше времени, чтобы после рождения стать полноценным боевым кадром.
Значит, были и «выводковые логовища людей», обозначаемые руническими знаками (ұрықтың үйі!) и охранялись в то изначальное время, когда человек был еще звеном общей пищевой цепочки, но уже переходил в новое качество. И, конечно, территории родов и племен уже отмечались собственными тамгами, чтобы сохранять свой пищевой ресурс, а при мобильном скотоводстве – чтобы чужой скот не съел траву и свой скот не пал от бескормицы – границы тамгой отмечались...
«Руна» есть и «ыр ана» («порядок-мать!» – орда, ордо, орднунг), а «тара ак» – «распространяйся, свет! Звук «р» и звук движения (журек, сердце, кардиа), и звук жизни (тір, тірі), и звук духовности (рух, ар) и повторим рунолога Аманкоса – знак рождения, рода и Родины. И, конечно, вникающий в суть читатель уже начинает осознавать, что и это взято древнейшими охотниками из Природы – да, да, вы правильно подумали – это была речь-рет-ыр-рычание тигров, волков и прочих голосистых (С. Кондыбай), рядом с которыми пришлось жить человеку на одном жизненном пространстве!..
– «Выводковые логовища людей» как-то влияли на положение женщин?
– Да, отсюда и воинственность, и высокий социальный статус степнячек. Они, как тигрицы, волчицы и львицы, так же ответственно охраняли свои «выводковые логовища» и не уступали в своих боевых успехах мужчинам. И в случае смерти мужа-правителя могли управлять родами, племенами, государствами и их имена остались в истории благодаря великим их делам: каган Турана Ұлыат/Ашебек (Аши в «Авесте», Ашира, Астарта, Атана/Афина, Ашина, Асухен и т. д.), царицы Кете (Анахита в «Авесте»), Томирис, Амага, Зарина, Тиргатао и другие...
И, как у тигров, львов и волков, у охотников каких-то «матриархатов» в Степи не было, а были праматери, умевшие и воевать, и управлять... Это было требование реальной жизни, когда мужья, мобильные охотники, затем мобильные скотоводы, полгода были в пути, а дома оставались их жены, которые сами управляли всем, что необходимо: семьей, родом, племенем и, если надо – государством...
– Какое отношение было в те времена к людям, природе?
– У человека уже был ар (совесть, честь, достоинство, справедливость, стыд, благородство, основательность) – высокий духовный уровень!.. И еще 100 тысяч лет назад люди здоровались друг с другом: «Армысыз»?.. Отвечали: «Армыз. Бармыз». Люди чести и совести, именно они создали человечество.
Совесть, со-ведание с Абсолютом, означает включение человека в инфополе Мироздания на основе закономерностей Мироздания, т. е. норм естественной этики. Вспомните, еще недавно степняки носили обувь с загнутыми вверх и назад носками – чтобы не поранить при ходьбе землю: «Қара бір жердің өзін де/ Қаттырақ басқым келмейді!» – «На землю черную саму/ Наступать сильно не могу!» (Саги Жиенбаев)...
Мне приходилось видеть вчера еще, в 1980-х годах, тех, кто перед вспашкой земли и забоем скота просил у природы прощения: «... сенің жазығың жоқ, менің азығым жоқ» (на тебе нет вины, у меня – пищи)!.. Так делал тракторист-кукурузовод Сарсенгали Ергалиұлы Таханов, дядя моей супруги.
– Вы начали разговор об естественной этике номадов. В чем суть этой этики?
– Слово «естественный» происходит от корня «ес» – память, сознание, разумность. «Ес» – тоже из первой охотничьей обоймы в ряду слов – «із», «іс», «ас». Почему память на первом месте – человечность передается от поколения к поколению воспитанием и традициями (тірі әдет) буквально – жизненные установки, живые привычки. «Ессіздік» (неестественность) – потеря памяти, сознания, разума.
И мы с большим сожалением и тревогой отмечаем, что эта невосполнимая потеря идет, продолжается уже четыре тысячи лет. После тысячелетней засухи «страна-кратер» превратилась в полупустыню, 90% ее населения рассыпалось по планете, и исчез слой учителей-абызов, направлявших развитие человеческого мира по законам Мироздания. Воспитание и развитие по Первому Проекту прервалось. Золотой век человечества закончился около 1900 годов до н. э.
– Кто составлял справедливые законы для людей и где они сохранились?
– Как сказал Жабайхан Абдильдин: «Огромное духовное наследие казахов ждет своего беспристрастного исследователя!»
Слова праязыка показывают, что их авторы – древнейшие абызы – понимали и знали мир на порядки лучше, чем нынешние самые продвинутые ученые. Они знали не только то, что было в прошлом, но и то, что есть сейчас и будет в будущем. Сегодняшнему человечеству достался в наследство праязык в редакции Аргы Майкы, жившего около 17–15 тысяч лет назад. Приведем из прасловаря еще пример – предупреждение потомков от ошибок.
…Гейзенберг (1901–1976), один из создателей квантовой механики и лауреат Нобелевской премии, писал в XX веке, что не открыл бы квантовую механику, если бы не читал философские труды древнего грека Платона (487–347 годы до н. э), написанные в первом тысячелетии до нашей эры.
В том первом тысячелетии до н. э. рабовладельцы финансировали организацию новых религий и наук, в своих целях, используя отдельные данные из наследия Золотого века человечества, а потом сожгли книги Золотого века!.. Жгут до сих пор – как Кутейба в VIII веке. И теперь в учениях есть как полезное для человечества, так и вредное, внесенное рабовладельцами и их продолжателями.
Гейзенбергу попались на глаза формулы Золотого века, переписанные Платоном!.. Платон пытался не раз сохранить древнейшее Знание и даже был продан в рабство за критику тогдашнего общественного строя, но был выкуплен другим философом и освобожден. В диалогах «Тимей» и «Критий» он оставил память о «стране-кратере», где торжествовала справедливость, назвав ее Атлантидой!
Возврат к естественной этике спасет человечество!
– Вы сказали не только о справедливых законах Золотого века, естественной этике, но и об основах науки древних номадов. Можете привести примеры?
– Вот читаешь, что в классической физике процессы во времени не оказывают влияния на само время, а в квантовой – оказывают. Поглядим на словарь праязыка: «уақыт» означает понятие «время». «Уақ» же – «мелочь», «микрочастица». «Уақыт!» тогда буквально – «измельчи (до микрочастиц)!»... «Уақыт!»: время измельчает до микрочастицы – любой вид существ, не соблюдающих естественную этику. Как справедливо отметил Ле Гофф: «Назвать вещь – уже значило ее объяснить...».
Время – измельчитель?! Смотрите, сегодняшние формулировки: «...В квантовой физике время не квантуется одномерно и его течение соответствует направлению энтропии и будущее может стать прошлым» (опять на лапы падать двуногому или даже переход в удобрение – виду нашему целому?)... То, что ученые XX века открыли в квантовой физике, было известно при Аргы Майкы, редактировавшем словарь праязыка около 17-15 тысяч лет назад, возможно, задолго и до него!..
– Есть ли сейчас процесс энтропии, когда «будущее может стать прошлым»?
– Сегодняшний процесс ускоренной атомизации, взаимной вражды между людьми, народами и государствами, превращение любых продуктов в смертельное оружие против друг друга, истощение ресурсов планеты – это и есть процесс ускоренной самоэнтропии...
Средство против энтропии – возврат к естественной этике. Остаться собой – человеком. Не мельчать.
Действующие во благо человека культура, цивилизация, политика и экономика есть концентрированное выражение естественной этики.
– Повлиял ли как-то неудачный опыт жизни неандертальцев, о которых вы говорили в начале интервью, на древние законы справедливости?
– Да, конечно. Что интересно, охотники-рунологи о трагическом опыте братьев-неандертальцев оставили предупреждение и сегодняшнему человечеству. Вот, слова из праязыка... Өш – вражда, месть, злоба. Өшу – гаснуть, быть стертым, зачеркнутым, перестать существовать. Эти слова показывают, что люди «страны-кратера» встретили Валдайское оледенение 117 тысяч лет назад дружно, с идеей «человек человеку друг, товарищ, брат, сестра». Потому они выдержали напор, как природной стихии, так и миллионов хищников, устремившихся в «страну-кратер» со всех сторон и пространств, покрывшихся льдом двухкилометровой толщины и более.
Потомки первых абызов сумели удержать единство рода человеческого на планете Земля до 1900 годов до н. э., т. е. до того времени, когда великое государство счастья человечества пало от тысячелетней засухи.
Затем, всего-то за четыре тысячи лет, эпохи этической анархии, когда даже крупнейшие религии признали рабство, крепостничество, эгоизм, нещадную эксплуатацию человека человеком и «хитрую» поговорку – «большая рыбка поедает маленькую»... Хотя технический прогресс шел.
– Есть ли выход из нынешнего положения, когда «большая рыбка поедает маленькую»?
– Сегодня же прогресс смешан с гремучей смесью взаимной враждебности множества людей, народов и государств, и, порой, доходит до такого уровня, что в любой момент может произойти самовзрыв – человечества и самой планеты...
Только быстрый и аккуратный возврат к естественной этике спасет человечество! Аккуратность – от «ақ құрат», буквально – «светлое создаст», «светлое построит» – направляли на лучшее потомков абызы, их надежда была светлой…
У мироздания – свобода выбора: что выберет человечество?
– Какого основного правила не придерживается современное человечество?
– «Сегіз қырлы, бір сырлы» – «Восемь граней, одну тайну имеет человек», – так сказали абызы-учителя еще в начале дуального общества, в среднем палеолите (600–70 тысяч лет назад) ( см. Матвеев П. Е. Методическое пособие по хронологии истории стран и религий. Ч. 1. Владимирский ГУ. В. 2006). Смысл – будь мастером на все руки, гением во многих отраслях, но оставайся человеком!.. Сотни тысяч лет держались этого правила... А тут за каких-то всего четыре тысячи лет испортились, измельчали – даже мозги сморщились, стали меньше весить.
Исправляться срочно надо. Время не ждет.
Человек рожден как соработник и сотворец Абсолюта. Значит, именно так он и должен жить. Не отказываясь ни от чего полезного, но аккуратно налаживая восходящее развитие согласно закономерностям Мироздания. Космос ждет освоения.
– Что говорит праязык о современном тупике развития природы и человечества?
– Буквально слово «время» (бремя) означает «тяжесть». Так же называли обреченных неукрощенным аппетитом исчезнувших мамонтов, ведь «мамынт», «мамыр», «зіл» означают «тяжесть». В английском языке «time» (тайым) буквально переводится как «сбитие с дороги», а немецкое «zeit» (қайт) означает «умри».
Каждому виду существ Мироздание дает свободу выбора – как жить. Вот, например, муравей – құмырысқа, что буквально означает «к песочному счастью». Но «құм» – это не только «песок», но и «солнце». Муравьи, будучи трудолюбивейшими созданиями, сделали часть своих же сородичей рабами, т. е. выбрали «песочное счастье» – и поэтому были остановлены в развитии как наглядное пособие для человечества.
Трудолюбивейшие же пчелы также были наказаны. Их имя – «ара» буквально – «между»: их остановили между тем, чего они достигли, и тем великим, чего могли бы достичь. За создание кастового общества, они тоже сделали часть представителей своего вида рабами!
Слово «адам» (ада-ым) также имеет смысл, – как «чистый знак» и «конца знак». Посмотрите, как веками некоторые тянулись к кастовому обществу, а нанятые профессора и академики вписали свое раболепие перед кастовостью даже в учебники и прочую литературу!.. Сегодня создание кастового общества уже на пороге – для всего человечества… Что выберешь, человечество?
– И в заключение.
– Шарль де Костер сказал: «Народ и человечество умирают, если не знают своего прошлого». А наше прошлое в прямом смысле содержит знания для спасения народа и человечества. Недаром в свое время Генри Киссинджер отметил: «Казахстан – это колыбель цивилизации!..» Поэтому надо постоянно поднимать тему спасительной этики древних номадов, естественной этики как основу цивилизации, справедливых законов и отношения к людям и природе Золотого века и другие ценности. Ибо как говорил Пифагор: «Народы не могут избежать своей судьбы, если не бодрствуют непрерывно и неослабно!..» В наш век войн, неоколониализма, небывалого загрязнения природы, космоса, разрушения международных отношений и т.д. восстановление и обращение к древним ценностям открывает пути выхода из катастрофического тупика развития человечества и Земли.
– Торегали Абдуллаулы, огромное спасибо за интересное интервью, за глубокий анализ и прогнозы!
*****************************************
О творчестве Торегали Казиева
В самом деле, многие факторы – геополитические, военные, идеологические, климатические, экологические и другие – показывают, что человечество и планета дошли до катастрофического предела. И в нынешних сложнейших геополитических и климатических условиях, когда человечество находится на краю пропасти, необходимы спасительные инициативы, новые идеи и исследования по этой теме.
Одним из заметных новаторов в этом направлении является известный исследователь, писатель Торегали Абдуллаулы Казиев. Его многочисленные книги, статьи, интервью о проблемах изучения истории казахов, исследованиях прошлого Степи, кодах казахского языка, праязыке, Золотом веке человечества, Туране, Майкы би и т.д. открывают новую страницу не только в истории древних номадов, но и в предсказательной аналитике о будущем развитии человечества.
В частности, вышеприведенное интервью с Торегали Абдуллаулы об естественной этике, нравственности, как основе человеческой цивилизации, спасительных инициативах, колыбели праязыка человечества, кодах казахского языка, путях выхода из современного цивилизационного тупика и т.д. дает надежду, что власти Казахстана обратят внимание на исследования Казиева и используют их в государственной политике, в мирных международных инициативах.
О значимости творчества Казиева свидетельствует следующий факт. Опубликовал несколько интервью с писателем Торегали Казиевым в газете «Қазақ үні» и на сайте qazaquni.kz (Плачевная судьба памятников, или почему казахов пугали трайбализмом, 16.06.2022, Все дороги туристов мира ведут в Актобе, 20.07.2023, Золотой век человечества: легенда или действительность? 22.05.2023 и др.) и др.
В них мы поднимали проблему тотальной неизученности древней истории и археологии западного региона страны, где, по исследованиям Казиева, расположена древняя цивилизация Туран со столицей Орнак.
И вот в конце ноября 2023 года в Актобе открыли филиал института археологии имени Алькея Маргулана по Западноказахстанскому региону! Центр изучения археологии разместили в корпусе истфака Актюбинского регионального университета имени К.Жубанова.
Приведу значимые отрывки из интервью по этой теме.
«К примеру, в нашем Актобе нет ни одного сарматолога, специалиста по бронзовому веку, специалиста по каменному веку. Выкопается очередной «золотой» или «бронзовый» человек – ставится модная уже третий век «арийская метка» и дело с концом… Четвертый город страны по населению, имеет кучу вузов и колледжей, а историков по древности – нет» (Золотой век человечества: легенда или действительность?).
«А ведь Илекские Степи тысячи лет были политическим и духовным центром мирового масштаба, где зарождались самые великие государства Древнего Мира: прочтите в Интернете работу завотделом сарматологии Института АН СССР К.Ф.Смирнова «Сарматы на Илеке» – он сам лично раскопал более 100 курганов по Илеку.
Ранее сармат, именем которых историками названа целая тысячелетняя эпоха с VIII в. до н.э. по IV в. н.э. (скифо-сарматским временем!), были и другие цивилизации, в т.ч. Великий Туран (Идель, Жиделі Байсын). Илеко-Кобдинские степи покрыты были десятками тысяч бесценных памятников, большинство которых уже уничтожено. Но никого этот вопрос не волнует, за редкими примерами.
Об исчезновении в 1888 году сразу 400 курганов в одном месте между Илецком и Актобе писал, например, геолог В.Родионов, ставший после выхода на пенсию сотрудником Актюбинского облмузея.
В археологических ежегодниках АН СССР в 1970-е годы говорилось, что левый берег Илека от Соль-Илецка до Актобе совсем недавно имел самую высокую плотность курганов во всей Евразии! Долина царей тут была в несколько раз длиннее долины царей в Египте.
– Возможно, вашими стараниями будет известна плачевная судьба памятников края руководству страны» (Плачевная судьба памятников, или почему казахов пугали трайбализмом).
«Ни одной пирамиды в области не осталось, ни одного древнейшего города, сотни тысяч курганов исчезли. Нужно исправлять ситуацию.
Исторический туризм мог бы вытянуть за собой и другие виды этой отрасли. Стили искусства в Европу принесли сарматы (М.И.Ростовцев) с реки Илек, что протекает в Актюбинской области РК и в Оренбургской области РФ.
По словам министра Асхата Оралова, за 9 месяцев 2022 г. Казахстан посетили 610 тысяч интуристов. В расчете на год – около 800 тысяч интуристов. По мировым меркам индустрии туризма у нас нет.
Например, на юго-востоке в Иргизском районе можно создать комплекс, посвященный царице Томирис и батыру Шыраку, чьи подвиги вызвали поспешное бегство так рвавшегося сюда, бряцая оружием, царя персов Дария I (около 519 г. до н.э.). И третий поход персов во главе с Дарием I в 513 г. до н.э. опять был сюда: дошли персы до местности, где текли реки Лик (Илек), Танаис (Таналык), Сиргис (Иргиз) и Оар (Ор) – те наши реки и сегодня имеют те же названия (Геродот. История. М. 2006. с.275).
Геродот записывал со слов разных людей и в книге есть неточности, но назвать все четыре реки точно – это же именно наша местность! На юге области в Борсык кумах еще в каменном веке располагались кыстау первого собственно казахского хана Алаша (Ж.Артыкбаев) – какой замечательный и знаменательный туробъект будет! И железная дорога там тоже рядом – соединяет Каспийское море с растущей, как на дрожжах, столицей Астаной.
– Какие еще есть исторические места?
– Илеко-Кобдинское междуречье находится на северо-западе Актюбинской области. И вот, представьте, что именно здесь в древности формировалась тысячелетняя Сарматия от Балтийского моря до Китая! Что касается сарматов, скифов, саков, гуннов, их культура, хозяйство, прочие стороны жизни, имена племен на 100 % совпадают с наследием тюркских народов (Ж.Байжумин) – например, тамги сарматских и скифских царей с тамгами на казахских кулпытасах XIX и XX вв. вдоль Илека, Кобды и других мест (Т.Казиев).
– Есть ли научные школы сарматоведения в Казахстане? В Актобе?
– Нет. Значит, нужно создать.
В первую очередь в Актобе, на прародине сармат. Кто-то из действующих археологов войдет, подтянутся и другие желающие и работящие. Ведь сарматские курганы здесь раскапываются и отдельные работы пишутся. Если целенаправленно работать, придут и обобщающие труды, сравнимые с уровнем книг Т.Сулимирского, К.Ф.Смирнова, М.Г.Мошковой, Н.Е.Берлизова, А.С.Скрипкина и др.
Государство Туран являлось лидером планеты тысячелетиями!.. Столица его, основанная каганом Майкы, по всем признакам, находилась между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района» (Все дороги туристов мира ведут в Актобе).
Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.
В 1989 году стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участник съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 году в Казани. Участвовал в первом съезде казахов мира (Алматы, 1992).
Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.
Даст
ан ЕЛДЕС