Роды Шапрашты, Кердеры и другие создали Кушанскую империю
2025 ж. 24 ақпан
350
0

В советское время про историю казахов говорили, что она начинается с XV века, что казахи – молодая нация, а древнюю историю Степи описывали какой-то сумбурной, несвязанной и непонятной, например сарматы, саки, скифы и др. – ираноязычные. Т.е. история этих номадов – не наша история?!
30 лет независимости дали возможность самим исследовать и писать историю родного народа. Например, известный писатель-исследователь Торегали Казиев в своих книгах, исследованиях пишет, что у казахов простых племен и родов нет, и все крупные роды и племена имеют историю многих тысяч лет.
Если крупные казахские роды и племена имеют древнюю историю, то какие из них имели государства? Кто это были юэчжи, упоминаемые в китайских источниках, кушане, тохары и др., на каком языке говорили? Какие казахские роды были известны в связи с ними?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить Торегали Абдуллаулы Казиева.
О союзе степных племён, отмеченных как юэчжи
– Торегали Абдуллаулы, кто такие были юэчжи, упоминаемые в китайских источниках?
– Об юэчжи пишет С.Г.Кляшторный в книге «Государства и народы Евразийских степей»: «Юэчжи – могущественный племенной союз центральноазиатских кочевников – известен под этим именем только из китайских источников, описывающих события в степи по периметру северокитайских государств в III – II веках до н.э. Но к этому времени юэчжи уже были давними обитателями Внутренней Азии – «данные об юэчжях, усунях и сэ (саках) свидетельствуют о том, что эти племена продвинулись далеко на восток не позже VII – VI веков до н.э. (Грантовский. 1998, с.80). Реальная власть юэчжийских вождей и расселение их племён распространялась в III веке до н.э. на большую часть Монголии, Джунгарии, Тянь-Шань, где они соседствовали с усунями, а также Таримский бассейн и верховья Хуанхэ (территория современного северного Китая)».
– Но юэчжи упоминаются и на западе, в Центральной Азии?
– Во второй половине II века до н.э. большая часть союза юэчжи двигается на запад, покоряет страну Бактрию со столицей в городе Бактр (Балх) и со временем создаёт мировую державу, куда входит часть Средней Азии, Афганистан, Пакистан и Северная Индия. Об этом пишет так Б.С.Ляпустин в книге «История Древнего Востока. Кушанское царство»: «…между 140 и 100 годами до н.э. Бактрия была подчинена кочевым племенам юэчжи, часть из которых позднее стала именоваться кушанами. При Куджуле Кадфизе, вставшем на трон около 30 г. до н.э. складывается Кушанская империя».
В книге «Удивительная археология» Л.Антонова пишет, что во II – III веках н.э. Кушанское царство являлось одним из могущественных мировых держав – таких, как Рим, Иран и Китай. Кушанское царство прекратило своё существование в 369 - 370 годах, когда иранские войска вторглись в Балх – столицу кушан»…
То есть племена юэчжи около 500 лет господствовали на территории Восточного Туркестана, Монголии и Северного Китая, а затем правили также около 500 лет – страной Бактрией на западе, ставшей Кушанской империей... Часть юэчжи так и осталась на востоке…
«Юэчжи и кушаны – восточные сарматы»!..
– Кто же это были юэчжи и кушане, на каком языке говорили?
– В продолжении у С.Г.Кляшторного говорится: «…по своим генетическим связям северные юэчжи тяготели к сарматским племенам Казахстана и Приуралья»… В Википедии: «…юэчжи (китайское слово), асии у греков – их называют восточными сарматами из-за большого сходства культур. Во II веке до н.э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Бактрию, потом и в Северную Индию, где основала Кушанскую империю».
В главе «Кушанское царство в Средней Азии» книги С.Г.Кляшторного: «…китайские источники называют их юэчжами, греческие и латинские авторы не знают общего названия, но перечисляют племена: асианы, тохары и сакарауки, пасиане... После покорения Бактрии юечжи разделились на 5 владений, одно из них Гуйшуань (Кушан) подчинило всех остальных (Помпей Трог – Юстин): «асиане, став царями «тохар», погубили сакараваков». Пишется там и об этнополитической неоднородности юэчжийского племенного союза…
«Аральское море называлось Кердерийским»…
– Пожалуйста, разложите имеющееся по полочкам.
– Слово «юэчжи» с китайского – «лунный род» (А.Шмыгля. Кушаны – Страна Лунного Рода).
В «Материалах к истории киргиз-казакского народа» (1925) М.Тынышпаева потомками юечжи называется племя кердери: «Кердери по всем данным древних и позднейших исследователей являются потомками тех юечжи. Приводим кратко из Веселовского… По китайским сведениям, в 1 в. до Р.Х. юечжи владели Хорезмом. В 5 в. по Р.Х. они жили там же: у византийских писателей они называются гуннами афталитами (Прокопий Кесарийский), гуннами, кидаритами или белыми (Прииск Панийский). Сен Мартен (1849 г.) доказывает, что ефталиты или кидариты – потомки юечжи. Во времена Земарха (567 – 569) ефталиты занимали господствующее положение среди других народов. В 1000 годах Аральское море называлось Кердерийским».
– Если кердери являются потомками юэчжи, то какая была у них тамга?
– И дальше приводятся другие сведения, также подтверждающие его посыл. Согласимся с доводами М.Тынышпаева: они убедительны, род кердери действительно принадлежал к союзу юэчжи, т.к. союз тот был многосоставным, как пишут источники.
Ведь в той же книге М.Тынышпаева приводится тамга рода кердери в виде круга (солнце!), говорящая о том, что это «солнечный род», а не «лунный»… Нужно учесть и то, что основным казахским (тюркским) родам-племенам многие тысячи лет и атрибуты в виде названий, тамг им давались абызами (жрецами), и каждый атрибут изначально имел минимум три значения: демотическое (публичное), образное и табуированное (полностью или частично). И если у части племён первоначальные имена дошли до сегодняшнего времени, то у части дошли в изменённом виде, по разным причинам, при разных катастрофах изменялись или просто потому, что ушёл из жизни слой мудрецов-абызов и за тысячелетия многое подзабылось… Учесть и то, что часто вместо прямого имени на публике применяли косвенное имя племени, особенно в разговорах с чужими – жанама ат, чтобы, согласно поверьям, «не причинили чужие вреда священному имени»… Например, и сегодня у части племён есть как распространённое публичное, так и редко произносимое частично табуированное имя: торткара (карамашак), шекты (жаманак) и т.д.
Шапырашты (сапыр ай) – «лунный род»…
– Но при этом есть ли сегодня кто из племён там, соответствующих, кроме всего, понятию «лунный род»?
– И вот, если учитывать вышеприведённые данные всех источников, то одним из 5 основных племён союза юэчжи, кроме кердери, являлось племя Шапырашты из сегодняшнего Уйсына. В книге М.Тынышпаева показаны две тамги племени чапрашты (так в тексте М.Тынышпаева) – «ай» («луна») в виде серпа с ручкой и «тумар» («талисман») в виде треугольника остриём вниз!..
Кто прочтёт книгу «Символы священной науки» Рене Генона, тот узнает, что «треугольник остриём вниз является чашей, символизирующей солнце и сердце».
Эти две тамги одного рода показывают, что это «род лунный, признающий, что луна отражает свет солнца». Эта идея показана и на золотых монетах царей Кушана (есть в Интернете), где тамга царей выражена в виде четырезубца с остриями вверх, где вниз отходит как раз лунный серп с ручкой!..
– Это очень интересная информация.
– Четырезубец – тамга тохар, вспомните данную выше фразу из книги С.Кляшторного: «После покорения Бактрии юечжи разделилось на 5 владений, одно из которых Гуйшуань (Кушан) подчинило всех остальных (Помпей Трог – Юстин): «асиане, став царями тохар, погубили сакараваков»… Китайцы писали «Гуйшуань», европейские историки сегодня – «Кушан», древние европейцы Юстин и Помпей Трог – «асиане», в Поволжье – «ишун», «кусан», «касан», «казан» (и город Казань – по М.Закиеву), всё это обозначения одного племени/союза племён – уйсынов!..
Каждый народ писал согласно своего акцента и правописания, у древних греков, к примеру, не было буквы «ш» и они алшынов звали аланами, а у китайцев – звука «р», потому они Чингисхана вместо Темірші звали Темучжином... Кстати, происхождение кушан в т.ч. и из татарского Поволжья объясняет тот факт, что многие юэчжи, судя по ископаемым костям, имели и преимущественно европеоидную антропологию, а то много спекуляций на эту тему... Ведь у тюрков антропология смешанная, у татар, к примеру, европеоидность преобладает. У казахов – около 25%.
– Кто такие тохары?
– Что до тохаров, то это род таракты табын из племени табын. Тамга таракты табына имеет форму трезубца («тарак» – «распространитель света»), и родоначальник Тогым. Три зубца обозначают три части табына: Агым, Бозым и Тогым. Около VII-VI веков до н.э. изнутри таракты табына на мировую арену вышел род Жылкышы, подрод которого сармантак-самырат греческие и римские авторы назвали сарматами, а историки целую тысячу лет с VI века до н.э. по IV век н.э. – скифо-сарматским временем!..
Тогда территорию от Балтики до Китая европейцы звали Сарматией!.. Вот цитата из книги «Сарматы» знаменитого польского археолога Т.Сулимирского: «Сарматы побывали почти во всех странах западной Европы, а на Востоке дошли до Китая»…
У татар сохранилось ещё слово Тукай (Токай), означающее «Молодое Солнце», когда на Небе есть и Луна…
Так вот, часть таракты табынцев в ту эпоху звалась не Тогым («солнца знак»), а Тохар («солнца честь»), и прибавился к трезубцу ещё зубец, подрода Жылкышы, к которому принадлежали сармантаки-самыраты…
В целом же тамга «тарак» (табуированное имя «ҚАЗАҚ») обозначает, по булгарским летописям, «лучи Солнца, Солнце и самого Тангры»… И люди считали себя тогда «детьми Солнца»… В казахском эпосе каждый батыр «асыл нұрдан жаралған» – от светлого луча рождён... Даже в XX веке акын Магжан Жумабаев пел: «Күннен туған баламын» – от Солнца рождённый я сын!..
Академик М.Закиев пишет, что в древнееврейском языке всех тюрков звали догарма (тогарма), где – ма – аффикс еврейского множественного числа, т.е. слово «тогар» (тохар) является и синонимом слова «тюрк». Д.Флюссер «отмечает традицию возводить родословную тюркских народов к сыновьям Тогармы» (М.Закиев. История татарского народа). В Библии Тогарма – внук Иафета, сын Гомера, брат Рифата и Аскеназа (Бытие. 10:3, 1 Пар. 1:6, Иез. 27:14).
– Торегали Абдуллаулы, вы начали разговор про племя Шапырашты из сегодняшнего Уйсына…
– Да. Вспомним также к месту, что казахи и сегодня звуки «с» и «ш» меняют местами, могут сказать один раз «сүйінші», в другой раз «шүйінші». Так вот, корень слова шапырашты в этом случае – «сапыр ай» – «гармонизирующая луна», «луна с рукояткой», «умиротворяющая луна», «стабилизирующая луна», т. е. внутреннее содержание тамги и название племени соответствуют друг другу!
Шапырашты к уйсынам принадлежат и к сарматам имеют прямое отношение. Книгу «Қазақ» (Алматы. 1994) открывает статья антрополога Оразака Смагулова «Ата Баба (Тек)». Там на основании своих многолетних научных исследований Оразак Смагулов вводит термин «сармат-үйсін этностық-антропологиялық зор қауымдастық» – «большое сармато-уйсынское этно-антропологическое сообщество»! Исторически данная антропологическая близость уйсынов и сарматов объясняется тем, что в ранней древности уйсыны жили на западе Евразийской Степи, где и оставшиеся там родственные племена, названные греческими и римскими авторами как «сарматы». В периоды долголетних засух уйсыны стали переселяться в другие регионы, а при расцвете созданных уйсынами государств, переселились полностью.
– Есть ли кто из племён там, соответствующих понятию «лунный род»?
– Что до луны у «сарматов», здесь есть, к примеру, род ожырай, племя жакайым («в виде лука луны знак»), было племя аркайым («в виде согнутой спины луны знак»), именем которого назван знаменитый древний город Аркайым и т.д. И у многих племён запада Степи, в т.ч. у кердеры, у табына, тама, жагалбайлы, тлеу, рамадан, керейита и также у сегодняшнего уйсына, находящегося на востоке, в шежире один родоначальник – Майкы Первый (Аргы Мак). Как и местности по реке Илеку, впадающему в Жайык, с сохранившимися с древних времён названиями – Майкысай, Майкыбулак и т.д., а в Татарстане и в Башкортостане местности Уйшын, Ишун и прочие. У башкортского племени Табын и сегодня второе имя – Уйшын... Так что союз племён, названный китайскими летописцами как «юэчжи», состоял из родственных родов. Недаром европейские учёные назвали их восточными сарматами...
– Что означает слово «юэчжи»?
– Китайцы же длинные тюркские слова часто сокращали даже до одного слога, так и «сапыр ай», «кердеры», «тохар» и другие, и даже драгоценный камень нефрит, который добывали тюрки и продавали китайцам, они, не знавшие звука «р», обозначили словом «юши»/ «ючжи» / «юджи» / «юэчжи» и т.п. Вот, в трактате «Гуаньцзы» (V – IV вв. до н.э.): «…юши есть название северо-западных степняков»… Переводят это китайское слово и как… «едящие мясо»… Нужно понимать, что каждое слово многозначно, нередко древние абызы стремились дать «значение-соответствие» каждого слова в каждом из миров», а миров-то, по взглядам древних, 18 тысяч!..
В книге «Ранние тюрки» Юрий Зуев пишет, что китайцы считали тюрков народом нефрита, что это было их главной этнографической чертой (с.20). Хиу Чин писал: «Ю-ши (нефрит) – главное воплощение сущности ян». Ян (жан!) – дух. Камень нефрит на тюркском зовут «каш», на монгольском «хас». Кыпшаков китайцы звали «куше», арабы казахов – «кашек», в Ригведе индийской – «кушика». Близко к этому и китайское «гуйшуань», отмеченное в летописях.
Академик Мирфатых Закиев в «Истории татарского народа» также пишет, что кушане/уйшыны окончательно переселились из Запада Степи при аланской династии, но топонимика уйшынская сохранилась – как в Татарстане, в Башкортостане, в Оренбургской области, так и в близлежащих областях Казахстана. Он же пишет в книге «Происхождение тюрков и татар»: «кушаны с самого начала были тюркоязычными. Кроме того, по историческим источникам установлено, что кушаны были одними из ведущих племён среди тохаров».
– Чем отличались сарматы?
– Выдающийся сарматолог XX века К.Ф.Смирнов одной фразой выразил центр мировоззрения степняков древности: «…в идеологических представлениях кочевых племён, объединённых савроматской (сарматской) культурой, центральное место занимал комплекс «солнце – свет – огонь» (Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время». М. Изд.Наука.1989. с.165). Вышеуказанные символы, факты и рассуждения вписываются в это точное определение. На протяжении тысячелетий и до сего дня, когда на знамени и гербе потомков синее Небо, Солнце, Свет, кони, степной орёл…
– А какие гербы-тамги были в Кушанской империи?
– В Интернете есть замечательная статья В.С.Ольховского «Тамга (к функции знака)». И там в числе многих других тамг приведены тамги царей Кушанского царства. Это сложные тамги и элементы тамг показывают, что правящая элита включала в себя представителей всех основных составляющих народа. Здесь трезубец с кругом кердеры, с лунным серпом сапыр ай/шапрашты, четырезубец с разными элементами и т.д. Для подробного разбора элементов тамг и их этнической принадлежности здесь мало места, скажем только, что две тамги, трезубец кушанских царей из статьи В.Ольховского и четырезубец с серпом с рукояткой внизу на золотых монетах Кушанского царства совпадают с тамгами правящих династий Тюркского каганата VI века – Алкей Маргулан отмечал, что у Ашина имелась тамга трезубец, а Юрий Зуев показал тамгу Ашидэ – четырезубец с серпом с рукояткой внизу. Трезубец был также тамгой Чингисхана в XIII веке.
– Все эти тюркские империи существовали по несколько веков, затем распадались. В чём причина их побед, а через время – поражений?..
– Есть высказывание Наполеона: «В этом мире есть только две действенные силы: сабля и дух. В конечном счёте дух побеждает саблю»… Тюрки побеждали, когда имели крепкую саблю и собственное тюркское мировоззрение, соблюдали собственные духовные традиции, знали и понимали опыт великих предков, строили своё настоящее и будущее в соответствии с мировой реальностью и опираясь на опыт предков. Но со временем многие начинали считать, что главная сила – в сабле и не оказывали внимания поддержке собственного духа, подпадая под пресс чужеземных идеологий. Так, продолжатели дела Чингисхана сами не заметили, как разбрелись по чужим идеологиям: Бату потянулся к православию, Берке стал мусульманином, Хубилай – буддистом, Мамай – католиком… Пошла резня между чингизидами, и самые талантливые и энергичные воины бежали в Московское княжество, сделав Москву обладательницей одной шестой части мира. Когда Москва отказалась от своей идеологии, позволившей победить во второй мировой войне, – СССР пал, хотя у него была самая крепкая в мире сабля (ядерное оружие).
Кушанская империя пала, когда один из царей Кушана принял буддизм, за ним остальные, и воины превратились в ждущих с неба погоды монахов и бездумных пастухов, радующихся только обилию зелени...
– Возникает вопрос, почему многие сведения древности были забыты.
– Здесь нужно вспомнить, что бывали за века и тысячелетия драматические события, когда уничтожались книги, летописи, рукописи, стиралась память целых народов. Скажем, в первой половине XX века была устранена из жизни тюрков СССР арабская письменность и сожжены книги, написанные нашими народами за целую тысячу лет. В свою очередь, при приходе арабов была уничтожена местная письменность и книги, написанные за тысячи лет до того. Вот, пример, в работе «Абу Райхан Беруни и его математические труды» С.Сираждинов и Г.Матвиевская пишут об уничтожении духовного наследия народов восточнее Каспия так: «В начале VIII века народы Средней Азии перенесли тяжёлые потрясения, связанные с вторжением арабских завоевателей. Причиной того, что они оказались в подчинении у арабов, явились их раздробленность и междоусобная борьба правителей. Беруни рассказывает: «И уничтожил Кутейба (арабский завоеватель) людей, которые хорошо знали хорезмийскую письменность, ведали их преданиями и обучали наукам и подверг их всяческим терзаниям… погубил писцов, убил священнослужителей и сжёг их книги и свитки, после этого хорезмийцы остались неграмотными и полагались в том, что им нужно, на память» (Бируни.1954. т.1.с. 48).
Подобные ситуации бывали и в Европе. Например, Олжас Сулейменов пишет: «В то время, когда первые христиане напрочь уничтожили древнегреческую цивилизацию, культуру, письменность, и не осталось ни одной книги древних философов (ситуация оставалась такой вплоть до Х века), труды Платона и Аристотеля сохранились только в библиотеках Багдада и Отрара, Аль Фараби перевёл на арабский и Платона и Аристотеля. Об этом же не знают на Западе. И это тоже надо вставить в учебники, чтобы в Европе знали… Книги Аристотеля и Платона попали в Кордову, где жили арабы. И там их перевели на латынь, потихоньку стали тиражировать. Так, восстановление эллинизма произошло благодаря Аль Фараби и его переводчикам на латинский. Что такое Возрождение, Ренессанс? Оказывается, возрождение эллинизма, той философии, которая поправила, смягчила углы христианства, сделала доступной человеку, и возникла сложная культура, ставшая основой современной западной цивилизации»…
– Что нужно делать для возрождения духовной и материальной культуры номадов?
– Нужно возрождать историческое самосознание народа.
Познание истории, языка, духовной и материальной культуры предков не означает отказа от познания лучших достижений других стран и народов. По принципу – нужное брать, от ненужного отказаться. Евреи, например, живут в ста странах, говорят на ста языках, но отлично знают историю и культуру своего народа, т.к. у них в каждой семье имеется книга «Тора», в которой расписана история и опыт их предков за многие тысячи лет. Овладевая своей исторической духовной культурой, соотнеся её с фактической реальностью и с задачами своего народа, энергично заимствуя нужное у других, этот народ стал одним из самых конкурентоспособных на планете – есть что позаимствовать из такого примера…
Сегодня историческая судьба создала условия и для Ренессанса тюрков (казахов). Насколько это дело будет успешным, зависит от результатов труда каждого из нас. Начинается же возрождение народов с приведения в порядок исторического капитала. С познания опыта предков и передачи знаний о них следующим поколениям. Пока же тюркский мир несколько веков пребывал в состоянии застоя, некие пропагандисты из преуспевших тогда стран объявили наших предков «марсианами», индоареями, иранцами и прочими «лунатиками». Вины тех пропагандистов в этом нет, у них своя цель и откуда им знать-то доподлинно про наших пра…прадедов и пра…прабабушек?.. Это же в первую очередь наша обязанность.
Өлі разы болмай, тірі оңбайды…
– Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью!
Дастан ЕЛДЕС,
Қазақ үні