Есть ли пути для спасения человечества?
2025 ж. 04 қаңтар
354
0
Сегодня мир стоит у пропасти ядерной войны, и вполне реально, что человечество и планета могут погибнуть. Поэтому необходимо искать пути как для согласия между противоборствующими сторонами, так и для всего человечества – что делать для исключения повторения таких случаев. Нужно очень аккуратно выработать проект спокойного и устойчивого восходящего развития человечества.
Абызовская система учителей-мыслителей
О возможностях выработать такой спасительный проект для человечества мы попросили рассказать исследователя, писателя Торегали Абдуллаулы Казиева. Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими выкладками и параллелями.
И в исследовании глобального характера Торегали Казиев предложил глубокий анализ развития человечества в историческом разрезе, чтобы сравнить разные периоды развития – ведь они определили современные законы развития цивилизации и нынешнее ее состояние.
Исследователь предлагает окинуть взглядом прошлые 100 тысяч лет истории и узнать, как прежде удавалось не доходить до безумия взаимоистребления у землян, и что же привело мир к сегодняшней пропасти.
Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.
Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.
– Торегали Абдуллаулы, расскажите, есть ли разница между древней цивилизацией и современной? Какие особенности были в древности?
– Да, разница есть. Проект «Единство человечества как части Природы и Мироздания» начат более 100 тыс. лет назад в Степном поясе Евразии и закончился в 1900 гг. до н. э.
Степной пояс Евразии вместе с соседними районами тянется от областей Венгрии до Китайского моря 8000 км. Здесь еще в пределах среднего палеолита 600-70 тыс. лет назад (Методическое пособие по хронологии истории. Владимир. ГУ. 2006) началось дуальное общество, где для защиты от наследственных болезней роды и племена обменивались невестами, с айтысами между сватами (Е. Турсунов).
Это резко повысило словесное искусство и уровень мышления, т. к. практически каждому человеку необходимо было сочинять, держать в памяти и исполнять тексты больших размеров, как стихов, песен, так и прозаических произведений.
И пошло широчайшее общение людей самых разных профессий, от мастеров каменной индустрии до собирателей растительной пищи и рыбаков, всего пояса – между собой и с соседями.
Связующим звеном были мобильные охотники, повторявшие свои ежегодные маршруты, идя за пасущимися животными, которые забредали во все уголки Евразии. На протяжении многих веков вышли на арену акыны, жырау и прочие творческие люди, а также создалась абызовская система учителей-мыслителей, которая возглавила создание и восходящее развитие человека современного анатомического вида, называемого Homo sapiens.
– Что нужно было для того, чтобы в древности появились ученые люди?
– Оказывается, резерв времени – «резерв свободного времени, необходимый для всякой творческой деятельности и культурного развития любого общества» (Байжумин Ж. Туран. Взгляд на историю человеческого общества. С. 25).
Вот данные Южно-Уральского госуниверситета «Ист. Юж. Урала»: 300 тыс. лет назад трогонтериевые слоны – предки ранних мамонтов. Рисунки в Игнатьевской пещере. Вес слона 10 тонн. «В сутки взрослое животное съедало до 400 кг растительности. Древние люди употребляли гигантов в пищу. Трогонтериевый слон 300–200 тысяч лет назад эволюционировал в шерстистого мамонта», – говорит ведущий специалист лаборатории УрФу П. Косинцев (Юж. Урал. 24.05.2022). То есть охотники добывали такого гиганта и шли учиться массами к тогдашним академикам – произошел когнитивный взрыв…
Особенности жителей «страны-кратера»
– Какой климат и природные условия были в те времена?
– 117 тыс. лет назад север Европы покрыл ледник толщиной 3 км, южная граница пошла через Валдай, Смоленск, Оршу (в Беларуси). Потом узкая полоса тундры, тундра-степь, степь. Закончилось Валдайское/Вюрмское оледенение 12,5 тыс. лет назад (Мосин В. Южный Урал в каменном веке). При ледовых максимумах часть степного пояса превращалась в своеобразный «палеолитический котел».
Как пишут в статье «Каспийская Атлантида» и в других источниках, южная кромка льда Вюрмского/Валдайского проходила через Киев, а на Алтае тоже были непроходимые ледники, восток Казахстана лежал под водами и болотами, т. к. в части Западной Сибири тоже лед, а с запада – воды Каспийского моря.
Некоторые ученые применяют к этой части мира термин «страна-кратер», к примеру, историк С. Ажигали: «Александр Гумбольдт отметил особенности пониженных пространств от Черного моря до Восточного Приаралья включительно – как величайшей в мире котловины или «страны-кратера». Арало-Каспийский историко-культурный регион, включающий в себя территории равнинной страны Турана, Прикаспийской низменности и южной оконечности Уральских гор давно признается специалистами как важнейший очаг этногенетических и этнокультурных процессов в Старом Свете» (Ажигали С. Древности страны-кратера. 2006).
– Какие особенности этого очага этногенетических процессов?
– Академик РАН директор Института Степи в Оренбурге А. А. Чибилев в книге «Основы степеведения» пишет: «в степных областях Евразии люди жили намного раньше, чем в лесной зоне».
Технологической сердцевиной Степного пояса, по археологическим данным, являлся Южно-Урало-Казахстанский регион, жители которого, по археологу и президенту Российского археологического общества с 1986 г. Г. Матюшину, «создали всю мировую цивилизацию».
Находки жатвенных ножей и складов для зерна говорят, что здесь раньше всех начали земледелие. А каменные загоны для лошадей на Устюрте свидетельствуют о том, что здесь также раньше всех на Земле произошло приручение скота (Магомедов М., Каспаров С., Тупик Н. Каспийская Атлантида//Научная мысль Кавказа, 1994, № 4). При леднике в каменном веке связующим звеном от Дуная до Китая становятся мобильные скотоводы.
– До какого времени длился этот этнокультурный процесс?
– Историк металла Е. Н. Черных пишет, что мобильные скотоводы Степного пояса теряют свое могущество на планете на рубеже III-II тысячелетий до н. э. и начинают уступать в развитии оседлым территориям. В материале «Чебаркуль – это археологический Клондайк» пишется: «На рубеже III-II тыс. до н. э. на территории Арало-Каспия и Южного Зауралья появляется полупустынный ландшафт».
Результат тысячелетней засухи: «Около 5000 лет назад началась аридизация (иссушение) климата, продолжавшаяся на протяжении тысячелетия… около 4000 лет назад в восточноевропейских степях возник самый масштабный палеоэкологический кризис за последние 6000 лет» (Демкин В., Соловьева У., Демкина Т., Борисов А. Палеоэкология восточноевропейской степи эпохи энеолита и бронзы).
Два толчка праязыка и Золотой век человечества
– Что было сделано за время этногенетических и этнокультурных процессов?
– А вот что успели сделать жители «страны-кратера» до тысячелетней засухи.
В статье «Каспийская Атлантида» пишут М. Магомедов, С. Каспаров, Н. Тупик, что 50 тыс. лет назад начался и длительное время держался (более чем 20 тыс. лет!) теплый влажный климат, способствовавший широкому расселению людей, – из «котла» во все стороны. 17 тыс. лет назад было повышение уровня Каспийского моря на 50 м выше современного уровня (хвалынская трансгрессия), и прибрежное население переселилось на новые места. И там же: «…повышение температуры на рубеже 15 тысяч лет назад привели к отступлению ледника». А что означает отступление ледника? Опять же: открылись дороги и люди устремились из «котла» во все стороны.
Археологи как раз и говорят о случившейся вдруг 50 тыс. лет назад на планете палеолитической революции – везде появились инновации в каменной индустрии, в культуре, искусстве и т. д.
Член-корреспондент РАН лингвист С. Старостин о процессах языкообразования: «Это моногенез... Из одного источника. Набор корней. Обнаруживается по всему земному шару. Примеры – мама и папа. «Ака». Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру. В принципе общее устройство абсолютно одинаково. Как только группы разделяются, разделяются и языки».
Далее, о праязыке: «…он возник 40–50 тысяч лет назад. 15 тысяч лет – это время существования ностратической семьи» (Старостин С. У человечества был единый праязык//Знание – сила. М. 2003. №8).
Лингвист С. Яхонтов (1928–2018): «Наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы».
Авторы теории палеолитической непрерывности – М. Алинеи и М. Отт – считают, что в палеолите на Урале происходило непрерывное развитие, и создался праязык, из которого после произошли уральские, алтайские, индоевропейские и другие языки.
Книга «Археология Волго-Уралья. Каменный век. Казань. 2021»: «Эпоха поздневалдайского максимума – 20-17 тысяч лет назад», т. е. 17 тыс. лет назад максимум закончился, и климат стал теплеть, что совпадает с повышением уровня Каспийского моря на 50 м.
– Ваши выводы по этим научным фактам.
– Эти данные приводят к следующим выводам.
1. Праязык распространился по планете 50 тыс. лет назад из «страны-кратера» в связи с первым потеплением, отступлением ледника и открытием путей для распространения населения вовне.
2. При втором потеплении 17-15 тыс. лет назад произошло второе распространение жителей «страны-кратера» в разные стороны и создалась семья ностратических языков как новая редакция общего праязыка. Редакцию эту проводил абыз каган Турана Аргы Майкы (Древний Майкы, Аргы Мак, Йима, Джем, Джам, Жем – в разных источниках). Встал на трон каган Майкы около 17–15 тыс. лет назад. Потому и осталось в казахском наследии выражение «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» – «У всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би».
3. При кагане Майкы стали подсыхать восточные земли, и он послал Алашу осваивать восток и юго-восток Степи, и казахи стали трехжузовым (трехмаршрутным) народом – так назвали по трем основным ежегодным маршрутам движения мобильных скотоводов за пасущимися животными.
4. 17–15 тыс. лет назад начался Золотой век человечества, установленный каганом Турана Аргы Майкы – в Авесте назван царем скотоводов Йима, в «Шахнаме» как царь Джем, в индийских древностях – Йама (Яма), в булгарских летописях – каган Турана (Идель, Жете ел, Жидели Байсын) абыз Джам.
Идея единства человеческого рода
– Торегали Абдуллаулы, какие правила, законы жизни были в Степи?
– Суровые открытые пространства Степного пояса вырабатывали у мобильных охотников, а затем скотоводов, пронизывавших своими ежегодными маршрутами всю Степь и соседние районы, идею единства человеческого рода и ценность каждого человека.
Человек человеку друг, товарищ, брат, сестра – другого принципа не могло быть, т. к. защититься от миллионов хищников можно было только вместе. Индивидуалисты исчезали в желудках хищников. Единство человечества, как неотъемлемой части Природы и Мироздания. О каждом человеке на планете степняк до сих пор говорит «ол да адам баласы» – «он тоже сын человека». Каждый живет согласно законам Мироздания, Природы и Человечества – то есть по морально-этическим принципам.
Предназначение человека выражено словом «арман» (мечта). Слово это состоит из «ар» (совесть, честь, стыд, достоинство, справедливость, совершенство (жете), благородство, основательность) и «ман» (человек). Арман – совести и чести человек. То есть, мечта-предназначение человека – жить по совести, быть честным, основательным, справедливым, стыдливым, достойным, благородным, совершенным. Совесть – внутренний регулятор, связывающий с Создателем, вдохнувшим частичку своего духа в каждого живущего на земле. Стыд – внешний регулятор, определяющийся отношением окружения к твоим поступкам.
И так можно объяснять значения многих принципов, это требует отдельных бесед. Сейчас разговор идет во многом сквозь призму казахского языка, но можно и на примерах многих других языков, вопрос только в том, насколько сохранились слова праязыка и их значения. Вот и слово «этика» – от слова «жете» (совершенство). «Мечта» – «человек совести, чести, совершенства», т. к. «м» – «человек» и «ечта» есть «жете» (совесть, честь, совершенство). Главный девиз – «Күн барлығына жарқырайды!» – «Солнце светит всем!»
– Вы говорили, что в древности хорошо знали законы Природы.
– Да, абызами было подробно расписано, к чему приводит отход от жизни по законам Мироздания. К примеру, трудолюбивейшие пчелы, дающие мед, были Мирозданием остановлены в развитии за создание кастового общества, в праязыке их зовут «ара», буквально «между», т. е. застрявшие между тем, что они достигли и тем, чего могли достичь, если бы не сделали часть своих сородичей рабами.
За то же так же остановили в развитии трудолюбивейших муравьев – назвав их «кум ырыска», буквально «к песочному счастью». Между прочим, «кум» означает и «песчинка», и «Солнце» – этим подчеркивается, что каждый выбирает кем стать из этих двух вариантов.
Мамонтов на казахском звали «зіл» буквально «тяжелый» – за безмерный аппетит их вообще вывели из жизни. Русское слово «мамонт»/мамыр тоже означает буквально «тяжелый». Все примеры тут не приведешь, но видно, что составители праязыка имели о Мироздании, Природе и Человечестве на порядок больше понимания и знания, чем нынешние самые большие мыслители…
– В древности сакральное значение имели не только отдельные слова, но и знаки. Какие знаки были в Степи?
– Тамгой/гербом абызовской системы, каганов и ханов становится тарак в виде лучей света, распространившийся в Золотом веке по планете, и вот в конце сентября 2024 года наш неувядаемый великан-исследователь Олжас Сулейменов показал на лекториях в Алматы свое новое открытие – оказывается, казахский тарак был и «знаком божества Осириса («Взращивание» на древнеегипетском) в Древнем Египте, главного фараона и отца Солнца». Этот знак был и у славян и по вертикальной черте назывался «Ось» (өс), от чего происходят названия деревьев и растений – осина, осьпа, осика, осока и т. д. На казахском до сих пор (более 100 тысяч лет!) «ӨСІРІС» означает – «ВЗРАЩИВАНИЕ»…
И говорил на лектории Олжас Сулейменов: «Слово Osiris и вся картина его развития есть только в тюркско-кипчакском. То, что предки вечных кочевников были когда-то земледельцами, делает историю тюрков диалектически более сложной и живой...».
Кстати, одной из тамг/гербов абызов был круг, обозначавший Солнце, а при общении называющийся до сих пор «тостаган» (чаша) – от него происходят слова «тост» и «стакан». Как пишут в античных источниках, при заключении договоров древние степняки давали клятву, наливали в чашу вино и добавляли каждый капли своей крови, и пили – до сих пор у потомков Аргы Майкы сохранился уран «Тостаган», с которым они ходят в бой, что встречается в дастанах: «тостағандап» лап қойды, қазақтың күші тасқындап».
Эпос «Кобыланды» в варианте кобдинца Айсы Байтабынова говорит, что каракыпшак Кобыланды первый изготовил первый тарак, испускающий свет – в начале оледенения, когда люди были вынуждены жить в пещерах и подземельях. И местность в Актюбинской области, где он похоронен, до сих пор называется «Жирен копа», буквально – «Рыжая (изначальная) пещера».
– Какие особенности земледелия в Степи?
– Не забудем же, уважаемые читатели, что мировые рекорды урожайности зерновых культур в XX веке принадлежали актюбинцу-уильцу Шыганаку Берсиеву, получившему в 1943 г. 201 центнер проса (тары) с 1 га, а до этого было по 140ц/га, и в Актюбинской области тогда был целый десяток бригад с урожайностью выше 100 ц/га.
Директор Института Степи в Оренбурге академик А. А. Чибилев пишет, что в сухих степях применялось очаговое земледелие с соответствующей конкретному очагу агротехникой. Шыганака наградили орденом Ленина, заработанные деньги он отдал на постройку танков для фронта. Когда его вызвали в Москву, в беседе с президентом АН СССР Т. Д. Лысенко он говорил: «Я сею просо, когда перестает дуть ветер с Каспия. Поливаю просо, когда просо хочет пить. А вы как думаете?» Т. Д. Лысенко ответил: «Вам лучше знать!»
Ученые тогда не поняли причин высочайших урожаев. Где-то в 1964 г., учась в 9-м классе, я посетил родной аул Егенсай («Урожайная долина») и старинное кладбище, где лежала мать моей матери Айша. Рядом там были колхозные огороды и один из посетителей кладбища пенсионер Бакай агай, взглянув туда, сказал: «Как испортили землю, а ведь здесь наши предки получали более 100 центнеров проса с одного гектара!» Он раньше был учителем егенсайской школы и, увидев мое удивление, добавил: «…Предки понимали природу, и что нужно этой земле и просу для наивысше возможного урожая!» Уил всего в 200 км от Егенсая и, значит, Ш. Берсиев использовал в работе дошедшие от старших поколений знания.
А они, знания, даны и в праязыке! Вот, «тара, ак» буквально – «распространяйся, свет». «Та ры» – «божественная пища», «божественное движение/увеличение/результат/порядок».
Кстати, слово «просо» тоже из праязыка (бір өсі) буквально «первое растение» – для мобильного охотника и скотовода лучшая походная пища: сунул руку в хурджун, поел и порядок!.. Просто люди не знают всего того, что таит в себе наследие, здесь пример – очаговое земледелие, как сказал А. А. Чибилев. А в целом науки и технологии Золотого века человечества на порядки превосходили нынешние науки и технологии.
Засушливый инфаркт
– Расскажите, как происходил закат Золотого века.
– Сердце Степного пояса и его «палеолитического котла»/страны-кратера археолог С. В. Богданов назвал «тамаруткульской традицией»: «Основной ареал этой культуры совпадает со степными территориями Предуралья от долины Бузулука на западе до верховьев Тобола и Мугалжар на востоке, от башкирской лесостепи в районе Стерлитамака на севере до полупустынь Прикаспийской низменности на юге» (Проблемы изуч. Ямной культ. ист. обл. О. 2006). И там же: «Тамаруткульская традиция пресеклась около середины III тысячелетия до н.э. Количество информативных памятников сократилось в десять раз… (что говорит) о массовом оттоке населения с территории Степного Приуралья».
Археолог Н. Л. Моргунова в книге «Археология Оренбуржья»: «В течение XX–XVIII веков до н. э. в Поволжье и Приуралье происходили бурные события, связанные с переселением… Этот период археологи называют «смутным временем» по причине насыщенности серьезными потрясениями: экономическими, военными и, видимо, политическими».
Историк металла Е. Н. Черных сообщает, что около 1900 годов до н. э. пала империя скотоводов-металлургов, простиравшаяся от Сибири до Персидского залива, которую историки металла назвали Циркумпонтийской металлургической провинцией (ЦМП) с наиболее крупным металлоцентром в Каргалах под Оренбургом. На просторах СНГ прямо назвать эту страну Тураном многие не решаются, могут не выделить и без того маленькое финансирование исследований – остаточные отрыжки европоцентризма в науке. А профессор Мэри Бойс из Лондона не побоялась написать в своей книге «Зороастрийцы. Верования и обычаи», что царь скотоводов Турана Йима и его последователь Зороастр жили в каменном веке в степях восточнее реки Волга, т. е. как раз на территории «тамаруткульской традиции».
– Что осталось от наследия тамаруткульской традиции?
– Тамыр Өткел (букв. «Корневая Переправа», «Кровеносный сосуд») – казахский аул на левом берегу реки Илек, притока Жайыка (Урал), прославился в XIX веке тем, что рядом с ним нашли самые богатые золотом курганы на планете и остался в исторической науке термин «Тамаруткульский Золотой курган». В археологических выпусках писалось, что «левый берег реки Илек от Соль-Илецка до Актюбинска имеет самую высокую плотность курганов по всей Евразии» – имел, т. к. беспрерывный вековой грабеж и сплошная распашка «целины» не оставили уже и следов от многих древнейших памятников.
В Илеко-Кобдинском междуречье располагалась построенная каганом Майкы столица Турана, город Орнык, рядом с ним до сих пор существует аул Ортак, и немало еще в начале XX века оставалось видимых остатков древнейших городов и даже, возможно, Академии наук Турана (ведь «университеты» уже нашли). «Майқы атам Орнық деген қала салған, Казақ та сол бір кезде білім алған...» (Майқы би. А. 2014. С. 27).
Но все камни тех памятников были уничтожены как XIX веке, так и в манкуртском XX веке – ушли те камни в тело железной дороги Оренбург – Ташкент и на стройки социализма, с последовавшим затем диким капитализмом. По наследию через Тамыр Откел проходила древнейшая дорога «Мангыстау – Орнык – Каргалы под Оренбургом – Таймыр».
Недаром тамошние тюрки-долгане Таймыр называют и сегодня «кровеносным сосудом». И многие века Северный Ледовитый океан на мировых картах отмечался как «Скифский океан»: «Қазақтың шыққан жерін Тайып дейді, Тура айтпау естігенді айып дейді...» (Майқы би. А. 2014. С. 18). «О, как много история таит в себе открытий чудных…».
Где «страна городов» от Сибири до Мангистау?!
– Торегали Абдуллаулы, что осталось от наследия Золотого века?
– Отказ от справедливых гуманистических законов Великого Турана в древности привел к рабовладению, колониализму, войнам, геноциду, зарождению нынешней цивилизации, которая в настоящее время стоит на пороге ядерной войны и возможного исчезновения…
Итак, возвращаясь к основной теме – в результате тысячелетней засухи на Южном Урале и в Арало-Каспии устанавливается полупустынный ландшафт. Всю картину трагедии угасания Сердца Мира мы, конечно, не сможем здесь показать, коснемся только судьбы университетов этого политического, экономического, духовного, культурного, интеллектуального и технологического сердца Турана.
В исторической науке есть термины «страна городов», «Волго-Уральский очаг культурогенеза», и каждый может что-то об этом прочесть, но такого внимания как к Древним Египту, Греции и Риму, к местным памятниками – нет. Нет финансирования исследований. Ну, нашли до 30 городов в пределах 350 км диаметра на территории Башкортостана, Челябинской и Оренбургской областей РФ и Северного Казахстана, наскоро описали их в большинстве и дальше не пошли. А ведь от Западной Сибири, где по нынешним знаниям начинается «Страна городов», до Актау, где она кончается, – расстояние составляет 2000 километров!.. О том, что «страна городов тянется от Сибири до Мангистау», писал археолог З. Самашев.
– Какие особенности этих городов?
– Сообщают исследователи, что все те поселения были построены в едином архитектурном стиле, как единый продуманный комплекс, на расстоянии примерно 70 км друг от друга, в местах, выгодных для транспортного сообщения. Самый исследованный из них – Аркаим в долине рек Большая Караганка (Ұлы Қаракен) и Утяганка (Өтекен) в Челябинской области. По оценкам, Аркаим построили около 2800 годов до н. э., а покинули его около 1800–1600 гг. до н. э., т. е. после падения Большого Турана.
Все эти города, построенные по единому плану, найденные и не найденные (их сотни!), – университеты древнейшие, стоявшие на перекрестках пастбищных путей мобильных охотников и мобильных скотоводов, и мы уже приводили в статьях тому обоснование, в частности, по Аркаиму.
– Какие характерные отличия Аркаима?
– Великий археолог современности Г. Б. Зданович, начавший изучать «страну городов», писал, что в Аркаиме в каждом доме была металлургическая печь с поддувом из колодца с водой, и он очень обрадовался тому, что в конце XX века они вместе с немецкими учеными на практике из медной руды получили медь в Аркаиме, чем подтвердили слова индийской Ригведы, что «огонь родился из воды».
Так этот технологический процесс был известен еще при жизни Аргы Майкы, еще 17–15 тысяч лет назад, т. к. сохранился в отредактированном им праязыке. В казахском языке и сегодня есть слово «ағын» (вода, аква и др.) и слово «жағын» – огонь!..
И так можно рассказать на много страниц об отраслях знания, которым обучали студентов в древнейших Аркаимах – о медицине, астрономии, географии, математике, агрономии, химии, металлургии, каменном деле, ветеринарии, животноводстве, биологии и т. д. К примеру, уже то, что в каждом доме там была металлургическая печь – значит, студентов учили...
Есть там рядом и небольшие участки, засевавшиеся просом и ячменем, и нынешние профессора пишут в научных журналах – зачем сеяли, ведь не хватит для пропитания? – не зная, что урожайность была там более 200 ц/га!.. И обо всем этом есть упоминания в праязыке.
Атомизация человечества (большая рыбка поедает маленькую)
– К чему привело падение Турана?
– Иванов Н. А. во «Всеобщей истории» (М. РАН. 2005. Стр. 170 – 171) отмечает: «Характерной чертой поздней древности (рубеж II – I тысячелетий до н. э.) было появление рабства (начали финикийцы, продолжили греки)». По принципу «большая рыбка поедает маленькую» эгоисты стали настраивать людей и народы друг против друга. Проект «Атомизация человечества (большая рыбка поедает маленькую)» продвигался рабовладельцами с рубежа II-I тысячелетий до нашей эры.
– Принято считать, что древняя Греция положила начало развитию европейской цивилизации.
– В IV веке в Афинах уже 93% населения были рабами (Боннар А. Греческая цивилизация. М. 1992. С. 145). Даже философа Платона (428–348 гг. до н. э.) за критику тирании в 387 году до н. э. продали в рабство. А философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) уже учил, что «раб представляет собой орудие», что «человек – общественное животное, как волки и пчелы». Об отношении к другим народам: «Аристотель советует Александру (Македонскому): «Обходиться с греками как подобает отцу, а с варварами – как подобает господину: первых считать друзьями и близкими, и пользоваться вторыми, как пользуются животными и растениями» (Боннар А. Стр. 212–213). Вседозволенность рабовладельческого общества вела к безграничному распутству (Боннар А. стр. 162).
– Какие последствия этой идеологии?
– В 146 году до н. э. Греция сама попадает в свой же капкан, став колонией Рима – в тот же год римляне сравняли с землей город Коринф, продав в рабство его жителей, как до того продали в рабство 150 тысяч жителей Эпира. Римляне восторгались широко распропагандированной рабовладельческой греческой идеологией, но она и их привела к неизбежной гибели.
– Повлияло ли введение рабовладения на культуру, литературу?
– И. Суриков в книге «Пифагор» отмечает: «…Расцвет индивидуалистского принципа в Греции пришелся на архаический период (VIII – VI века до н. э.). На смену эпосу пришла лирика (эмоциональная атомизация как отвлечение от общих проблем общества. – Т. К.). Гибрис (высокомерие, спесь, чрезмерное самолюбие), индивидуализм… Античная культура… понятия «совесть» не было».
Ян Ассман в книге «Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности». М. 2004» пишет: «Создание текстов с VIII по V века до н. э. и канонизация этих текстов с возникновением культуры толкования («блюдения смысла») в эпоху эллинизма (323 – 30 гг. до н. э.). Распространение греческого языка и культуры. Канон 24 книг еврейских «книжников» и канон (греческих) классиков протекают почти одновременно и во взаимном контакте. Для диалога с текстами создают платоновскую Академию (380 г. до н. э.) и аристотелевский Перипат (334 г. до н. э.)».
– В итоге к чему привел отказ от принципов Золотого века?
– И вот, за нынешние 3000 лет индивидуалист провел кастрацию предназначения человечества и такой имитации гуманизма, что человечество оказалось у пропасти ядерной войны. Абызы, авторы праязыка, знали, что такое будет... Вот термины, считающиеся латинскими, – из праязыка. Кастрация – из кестіру, с тем же значением. Имитация от ым етері (знак подавать). Индивид от інде бет в буквальном значении «в норе лицо». В норе башка. В норе мозги – жаның қайда?!? Нет совести, нет чести, нет души, нет духа.
Технологический прогресс при отсутствии морально-этических принципов ведет во всех отраслях к гибели человечества, так как отказ от единства человечества ведет к взаимной вражде между людьми и народами. Химия – к химическому оружию, биология к биологическому, климатология к климатическому, фармацевтика – к фармацевтическому и т. д. Взрывы пейджеров недавно показали, что каждый человек на планете беззащитен от другого человека, пока в каких-то формах не восстановятся морально-этические принципы, как общие законы Мироздания, Природы и Человечества.
Духовная примитивизация привела к биологической деградации человечества – идет откат к мечте философа Аристотеля – уподобиться волкам, пчелам, муравьям как остановленным в развитии общественным животным. Или еще хуже – исчезнуть как виды ящеров, мамонтов и прочих чересчур прожорливых. Сигналы о красных линиях, которые уже переступаются видом Homo sapiens, Мироздание и Природа уже подают.
– Какие это сигналы о красных линиях?
– Из первой большой группы сигналов мы привели лишь один фактический пример уменьшения размеров и веса мозга в среднем у человека за эти 3000 лет, во второй группе результаты технического прогресса ведут к возможным непредвиденным катастрофам из-за любой случайности или катастрофическому совпадению отрицательных факторов, в третьей группе без единства человечества его легко сделать рабами ИИ, которые уже сегодня способны выполнять не заданные человеком задачи.
И самая важная группа сигналов – человечество уже находится на грани отключения от информационного поля Мироздания. Может полностью потерять речь, которой хвалился перед пчелами один воспеватель рабства так называемого «осевого времени» и которого почему-то до сих пор в учебниках называют «Первым Учителем», – показатель легковесного (жеңілтек) уровня эпохи. Бұл төрт топ ымдар туралы бөлек әңгіме.
Светлые корни из Степного пояса: ін и жан (инь и ян)
– А каково влияние Золотого века на философию, религию?
– Карл Ясперс в книге «Смысл истории и ее цель» (М. 1991) писал: «Осевое время: 800 – 200 годы до н. э. В эту эпоху разработаны все категории, которыми мы мыслим по сей день. Заложены основы мировых религий, до сих пор определяющих жизнь людей. Переход к универсальности. Мифологической эпохе с ее спокойствием и устойчивостью пришел конец. Человек открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой».
Автор термина «осевое время» К. Ясперс в одном прав: при Золотом веке народы действительно жили в спокойствии и устойчивости.
А основы мировых религий были заложены не в «осевое время» первого тысячелетия до н. э., а многими тысячелетиями раньше. Вот и в знаменитой книге «Библейские холмы» (М. 1986. Тираж 500000 экз.!) Эрих Церен пишет: «Подлинное религиозное творчество имело место… лишь в ледниковом периоде, в каменном веке» (с. 13).
Все лучшее и святое, что есть в религиях, идет из Золотого века человечества. А каждый новый век внес свои напластования, как положительные, так и отрицательные – так и рабовладельцы внесли признание рабства во многие учения.
– То есть корни религии – в Туране?
– Мэри Бойс пишет, что зороастризм, давший основу авраамическим религиям, из степей восточнее реки Волга. Французский философ Эдуард Шюре в книге «Великие посвященные» называет царя Турана Йиму (Аргы Майкы) – Учителем всех последующих пророков: Зороастра, Моисея, Рамы, Иисуса и других. Факт, что авраамические религии и буддизм имели корни в евразийской степи, признают и казахские ученые (Касымжанов А. Рухани тамырлар//Қазақ. А. 1994).
– Какое наследие осталось от Великого Турана?
– Рассматривая происходившее в еще непонятные широколобыми думальщиками I тысячелетия до н. э. события, исследователи всегда удивляются, почему в самых разных далеких друг от друга странах планеты вдруг нередко появляются очень схожие учения, всплески яркой праведности, например, у Пифагора, Будды, Лао-Цзы, Конфуция и у многих других исторических личностей.
Вот, в книге И. Сурикова о Пифагоре: «Инь и ян. Сходство с пифагорейским дуализмом выглядит разительным. Если при рассказе о теории метапсихоза пришлось говорить о схожих индийских представлениях, то в данном случае смысловые ассоциации уводят в Китай с древним учением «два противоположных начала: инь и ян». Это пассивное и активное, мягкое и твердое, женское и мужское, земное и небесное, пифагорейская теория чисел».
Удивляющиеся не знают, что все светлые науки, технологии, учения и религии когда-то пришли из Степного пояса Евразии, а предки исторических личностей I тыс. до н. э. еще всего 30-40 поколений назад учились у абызов в университетах «страны городов» от Аркаима до Мангистау и только тысячелетняя засуха вынудила их рассыпаться по разным странам.
И они не скрывали, откуда их светлые корни. Будда из го тама сакья, что жили по Илеку, а Пифагор – из этрусков-тюрков, которые построили Рим (Алинеи М. Этруски были тюрками. 2013). И так можно продолжать несколько томов – источников тысячи, особенно античных. Ограничусь еще одним примером.
Когда побелеет палец от мороза или от удара молотком, и сегодня простой степняк, не имеющий никакого понятия о научно-философских инях и янях, усиленно трет палец и, увидев его покраснение, вдруг весь расцветает лицом и радостно кричит на всю улицу: «...жаны кірді, жа-ны кірді (ян вошел, ян вошел)!»... Куда? В ін, конечно, в нору – в кровеносный сосуд... В степняке срабатывает архетип, арғы түп, традиция, идущая с изначальных эпох человечества …
– Возникает вопрос: а были ли среди древних греков и римлян те, кто встал на защиту человеческого достоинства и боролся против нараставшего безумия?
– Конечно, такие борцы были… Вот пример такой личности, хорошо известной каждому, кто учился в школе. Пифагор был не только математиком, но и знаменитым общественным деятелем, за которым шли массы людей. Вот, из книги И. Сурикова «Пифагор»: «Пифагор освободил от рабства Кротон, Сибарис, Китанию, Регет, Гиммеру, Акрагант, Тавромий и другие города, даже дал им законы» (Порфирий. Жизнь Пифагора. 21–23). В 490 году до н. э. математик и борец против рабства был убит, его сторонники также потерпели поражение и в большинстве погибли.
Многие светлые душой греки тосковали в ту эпоху о былом Золотом веке человечества и вспоминали тех, кто дал когда-то Миру – Золотой век. Поэт Гесиод (VIII–VII века до н. э.) в поэме «Труды и дни» о далеких тысячелетиях: «Поколение людей золотое. Жили те люди как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная… Стад обладатели, любезные сердцу счастливых».
Гомер, живший приблизительно в VIII веке до н. э., в «Илиаде»:
«Зевс обратил свой взор вдаль,
На земли конеборных фракийцев,
Сражающихся врукопашную
Мисийцев и дивных доителей
Кобылиц млекоедов и абиев,
Справедливейших из людей…»
Поэт Херил в V веке до н.э.:
«И саки, пастыри овчин,
Скифского рода, но обитатели,
Богатой пшеницею Азии,
высланцы тех кочевых,
Что самые между людей
справедливые…»
– Торегали Абдуллаулы, огромное спасибо за такое глубокое исследование по наследию Степного пояса Евразии!
Дастан ЕЛДЕС