Жакупова хочет лишить солидарной пенсии будущих пенсионеров?

Жакупова хочет лишить солидарной пенсии будущих пенсионеров?

Это – незаконно

Тема пенсий и пенсионных накоплений актуальна с 1998 г. – начала пенсионной реформы. Сколько воды утекло с тех пор, а вместе с ней – и часть пенсионных накоплений, но до сего дня эта самая реформа продолжается и конца края не видно. А ведь правительство в свое время изучило мировой опыт в «пенсионке» и, казалось, учло ее многие «подводные камни». Но не тут-то было: ныне вновь вспыхнули дискуссии о гаранте достойной старости – пенсии, а точнее – о пенсионных выплатах из бюджета. 

Солидарную пенсию не выплачивать – незаконно 

6 ноября министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова на брифинге в правительстве прокомментировала информацию в СМИ по предложению лишить работающих пенсионеров пенсии.

 «По пенсионерам. Я уже объяснила. Во-первых, вырванные из контекста мысли, поданные под, скажем, лозунгами «Жакупова хочет лишить пенсии», это, наверное, качество нашей журналистики. Я вообще не проговаривала, что у состоявшихся пенсионеров приостанавливать выплаты и не выплачивать им пенсии», – сказала Светлана Жакупова.

«Нужно правильно доносить информацию. Говорилось о праве раннего выхода и отложенного выхода. И говорилось так, что если человек откладывает выход и желает работать, тогда ему пенсию не назначать. Это говорит о том, что состоявшимся пенсионерам приостанавливать выплаты, если они работают? Нет, конечно. Это только будущее, то, когда человек достигнет пенсионного возраста, и у него будет право выбора», – добавила глава Минтруда.

Светлана Жакупова более подробно раскрыла суть предложения: «Рассматривается вопрос в части отложенного права выхода на пенсию и раннего выхода на пенсию. Отложенный выход предполагает, что человек, который остается на работе и не хочет выходить на пенсию, тогда его выплата из госбюджета не выплачивается, а пенсионные накопления (это его пенсионные взносы) он при достижении определенного пенсионного возраста изымает и получает эти выплаты. Никто на них не может претендовать. Мы говорим только про госбюджет. И то, это нужно рассматривать, что базовая пенсионная выплата, гарантированная Конституцией, будет выплачиваться. Вопрос касается только солидарной системы – она на сегодняшний день не финансируется, не бюджетируется ни человеком, ни бизнесом. То есть взносы в солидарную систему не идут, это обязательство бюджета только» (https://www.kt.kz/rus/state/pravo_rannego_i_otlozhennogo_vyhoda_na_pensiyu_1377970688.html).

Конечно, вызывает удивление такая трактовка конституционной гарантии пенсии: в Основном законе страны нет нормы – «базовая пенсионная выплата, гарантированная Конституцией», гарантия касается социального обеспечения по возрасту и всей пенсии, а не ее какой-то части. По словам министра получается: государством гарантируется базовая пенсия, а на солидарную гарантия не распространяется?!

Ст. 28 Конституции РК. 1. Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям.

К тому же министр С. Жакупова на встрече с журналистами 1 ноября несколько иначе прокомментировала предложение по поводу пенсии работающим пенсионерам: «Особо не хотят уходить с работы, потому что им комфортно – их знания, опыт востребованы и они могут оставаться. В таком случае выплаты из бюджета предлагается приостанавливать, пока они не уйдут на пенсию».

Между тем из госбюджета выплачивается и солидарная пенсия, и базовая пенсия, т.е. 1 ноября министр говорила, что не будет выплачиваться солидарная и базовая пенсия, а 6 ноября – только солидарная. 

«Совокупная пенсия в Республике Казахстан складывается за счет выплат из двух источников: 1. Из государственного бюджета в виде базовой и солидарной пенсии. Базовая пенсия выплачивается всем лицам, достигшим пенсионного возраста. Солидарная пенсия – выплачивается при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года. 2. Из ЕНПФ за счет имеющихся накоплений (взносов и начисленного инвестиционного дохода)» (https://www.enpf.kz/ru/services/depositors/pension-benefits.php). 

Средний размер совокупной пенсии (без учета выплат из ЕНПФ) на 1 сентября 2024 г. составил 131 872 тенге: солидарной пенсии (89 275 тенге) и базовой пенсии (42 578 тенге).

Получать пенсию и заработную плату – законно

В казахстанском законодательстве нет юридического понятия «право отложенного выхода». В новом Социальном кодексе определены на данное время возрасты для выхода на пенсию: мужчинам по достижении 63 лет, женщинам с 1 января 2023 г. – по достижении 61 года (с 1 января 2031 г. – по достижении 63 лет).

По достижении этого возраста любой гражданин РК имеет право на гарантированную государством пенсию независимо от того, продолжает работать или нет.

«Отложенный выход предполагает, что человек, который остается на работе и не хочет выходить на пенсию». Такое высказывание также не соответствует законам РК: выйдя на пенсию, гражданин имеет право и на работу, что прописано в Конституции и в Трудовом кодексе.  

Согласно п. 5 ст. 30 Трудового кодекса РК с работником, достигшим пенсионного возраста, установленного Социальным кодексом РК, и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности трудовой договор может продлеваться ежегодно без ограничения, предусмотренного частью четвертой пп.2) п. 1 настоящей статьи.

Также в законодательстве нет права выбора, о котором говорит министр: «когда человек достигнет пенсионного возраста, и у него будет право выбора». Да, человек может не работать, достигнув пенсионного возраста. Но имеет право на законных основаниях работать, и получать пенсию и заработную плату. 

И такого выбора – пенсия или работа – нет по законам РК; получать одновременно пенсию и заработную плату гарантируется Конституцией РК, Трудовым и Социальным кодексами РК.

А если человек по каким-то причинам не хочет получать пенсию, то он просто не сдает документы на пенсионные выплаты, когда достигнет пенсионного возраста.

Кстати, в удостоверении получателя пенсионных выплат по возрасту отмечены два вида: пенсия по возрасту с указанием суммы и с примечанием «пожизненно» и пенсия базовая с указанием суммы, тоже с примечанием «пожизненно».

Пенсия – пожизненная, без «права отложенного выхода», вне зависимости, работает пенсионер или нет.

По статистике, около 83 тысяч пенсионеров старше 65 лет продолжают работать, большинство из них – в сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, торговле, т.е. отнюдь не «белые воротнички». Всем известно: в стране – дефицит многих специалистов, тех же опытных агрономов, учителей и врачей. Поэтому их уговаривают сами работодатели, особенно в сельской местности. 

Депутат о возрастной дискриминации

Идею министра С. Жакуповой лишить части пенсионных выплат будущих пенсионеров, планирующих продолжать работать, раскритиковали депутаты Асхат Аймаганбетов, Айдос Сарым, Ирина Смирнова и др.

Например, Айдос Сарым на пленарном заседании мажилиса сказал: «Ваше предложение о приостановлении пенсионных выплат работающим пенсионерам вызвало серьезные опасения. Такая мера противоречит Конституции Казахстана, которая гарантирует право на труд и социальное обеспечение. Выход на заслуженный отдых не является для любого нашего гражданина смертельным приговором».                                             

По его словам, каждый гражданин Казахстана имеет право честно работать и после достижения пенсионного возраста.                                            

 «Иначе как нам решать проблемы, связанные с нехваткой профессиональных кадров, например, учителей, врачей и других специалистов? Не секрет, что в Казахстане наблюдается острый кадровый кризис во всех сферах и отраслях экономики. Однако этот кризис связан не столько с нехваткой рабочих мест, сколько с несоответствием квалификаций требованиям рынка труда», – уверен депутат.                                             

 «Кроме того, мы наблюдаем и другую проблему – отток рабочей силы за рубеж, преимущественно среди молодежи. Эти тенденции связаны не с отсутствием рабочих мест, а с низким уровнем заработной платы и непривлекательными условиями труда. Таким образом, наличие невостребованных вакансий на двух крупнейших трудовых платформах и массовый отток кадров из Казахстана свидетельствуют о структурных недостатках существующей системы подготовки и использования трудовых ресурсов», – уверен Айдос Сарым.                                             

Мажилисмен отметил, анализ навыков рабочей силы, проведенный в 2021 г. по методике ОЭСР, показал трехкратную разницу в квалификациях между молодым и старшим поколением. Это создает риски того, что новые кадры могут оказаться менее квалифицированными, чем действующие специалисты. Такой разрыв между поколениями подтверждает необходимость глубокой реформы системы подготовки кадров и улучшения условий труда в стране. Подобные инициативы Минтруда могут привести к социальному разладу, противопоставив пенсионеров и молодежь. Аргумент, что пенсионеры «отбирают» рабочие места у молодежи, является неконструктивным и несправедливым, считает он. 

«Не могу не отметить, что решение министерства труда в 2015 году о легализации увольнения пенсионеров противоречит международным трудовым стандартам, узаконив возрастную дискриминацию. Это демонстрирует неготовность к взвешенным решениям в таких чувствительных вопросах, как права пенсионеров. В этой связи призываю вас воздерживаться от высказываний, которые могут создать социальную напряженность и разделение внутри общества», – добавил Айдос Сарым (https://kapital.kz/economic/131285/deputat-raskritikoval-predlozheniye-lishit-rabotayushchikh-pensionerov-pensii.html).

Считается, что для обеспечения нормального процесса адаптации к старению человека необходимы меры профориентации, профподготовки и помощь в поиске достойной работы для лиц предпенсионного возраста и пожилых в течение первого десятилетия после выхода на пенсию.

В Европе на базе университетов действуют специальные факультеты, где пожилые люди могут получить образование, в Швеции также создана сеть народных школ для людей пожилого возраста. 

Степень охвата образовательными программами пожилых граждан в Германии – 36%.

В США в возрасте 65 лет и старше работают или ищут заработок 20% американцев, к 2024 г., по прогнозам, их занятость увеличится на 4,5%.  

В России около 10 млн пенсионеров или каждый пятый продолжают работать. Этому способствует и то, что размер пенсии увеличивается с учетом трудового стажа после выхода на пенсию. 

В соответствии с Национальным планом действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие» в РК до 2025 г. необходимо закрепить на законодательном уровне право лиц пенсионного возраста на продолжение трудовой деятельности без имеющей место в реальной жизни дискриминации по возрасту.

Дастан ЕЛДЕС,

Қазақ үні