Знаковая культура Степи: тамга «тарак» как символ власти
2024 ж. 06 қараша
1265
0
Каждый год 4 июня в Казахстане отмечается День государственных символов. Государственные символы – одна из незыблемых основ государства. К ним относятся государственный флаг, государственный герб и государственный гимн. Флаг, герб и гимн – отличительные государственные знаки, законодательно закрепленные в Конституции РК. В них заключается основа нашей государственности и национальной идентичности. Государственные символы Казахстана были приняты 4 июня 1992 года. День государственных символов в Казахстане празднуется с 2007 года.
Национально-культурный код
Для каждого гражданина Республики Казахстан государственная символика является своеобразным идентификационным маркером, национально-культурным кодом, по которому мы можем оценивать не только наследие предков и историю, культуру страны, но и созидать настоящее и будущее. Потому что государственные символы являются ярким отражением исторической преемственности между прошлым, настоящим и будущим государственности нашей страны.
Для нынешнего поколения это важно и актуально, потому что история государственных символов Республики Казахстан тесно связана с новейшей историей нашей страны, и мы были свидетелями становления нашей государственности и символики. И общее уважение к гербу, флагу и гимну является залогом единства, сплоченности и взаимопонимания нашего народа, так как они отражают нашу независимость – плод вековых устремлений и борьбы наших великих предков.
Государственные символы являются неотъемлемыми атрибутами нашего государства, олицетворяющие идентичность и суверенитет страны.
Государственные символы по разным причинам порой нуждаются в изменении, улучшении, модернизации, обновлении и т.д. Например, в 2006 году был принят новый государственный гимн РК взамен прежнего гимна 1992 года.
Выступая 15 марта на третьем заседании Национального курултая в Атырау, президент Касым-Жомарт Токаев, отмечая необходимость осознать масштаб национальной истории, по которой Казахстан является прямым преемником Улуса Джучи – Золотой Орды, предложил изменить нынешний герб страны.
«В отношении же Государственного герба полагаю целесообразным принять во внимание резонные доводы профессионалов и неравнодушных граждан, в том числе молодежи, о том, что герб Казахстана слишком сложен для восприятия, в нем присутствует эклектика и признаки советской эпохи.
В случае общего согласия можно было бы создать специальную комиссию, которая предметно рассмотрит все аспекты, проведет общественные дискуссии. Затем – объявить открытый конкурс на лучший эскиз нового Государственного герба Казахстана», – заметил Касым-Жомарт Токаев, добавив, что необходима и стандартизация символики городов и областей, которые должны не только отражать региональную специфику, но и сочетаться с ключевыми элементами образа страны.
Тамга как эмблема-герб
У каждого народа есть своеобразные культурные традиции, коды древних мудрецов, сокровенные знаки, позабытые или непонятные в современное время. Например, у тюркских, монгольских и других народов использовались тамги, имеющие древние корни, но не очень актуальные в наши дни.
Эти знаки нуждаются в изучении с точки зрения исторической, символической, эстетической и смысловой значимости. Несмотря на многочисленность, они лаконичны, не повторяются, недаром есть версия о том, что древнетюркская письменность берет начало из таких знаков. В них много эстетики и информации. Как известно, краткость – сестра таланта.
Например, есть тамга «косеу» (кочерга), смысл которой современному человеку малопонятен, но в историческом контексте, скорее всего, эта тамга указывала на почетную профессию кузнеца – «хозяина огня», представителей древней металлургии, двигателей прогресса. Тамга «балға» (молот) – тоже символ кузнечного ремесла.
Тамга – родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество, в том числе и скот, выжигаемый на коже или рогах домашних животных как отличительный знак. По тамге можно было определить, из какого рода человек. Тамга наносилась на разные материалы – камень, металл, кожа, дерево и т.д., поэтому уделялось большое значение ее простоте, чтобы было легче нанести знак.
Если говорить о времени появления тамги, то принято считать, что в Евразии ее распространение началось с бронзового века.
Вот что пишет «Большая российская энциклопедия 2004–2017» по этому поводу: тамга (тюрк. «клеймо», «печать»), знак семейно-родовой идентичности, личной собственности, принадлежности, сопричастности, эмблема-герб политических и др. объединений. Тамги могут иметь геометрические формы, вид схематических изображений животных или предметов, знаков алфавитов и т. п. Ими маркировали границы пахотных земель, пастбищ, помечали наиболее ценные личные вещи, домашних животных, монеты, документы правителей и др. В ряде случаев при заключении договоров наносились на камень или др. крупный предмет, означая подпись, скрепление клятвой. Могли иметь магические защитные и др. сакральные функции. В Евразии широко распространены с бронзового века (https://old.bigenc.ru/ethnology/text/4181131).
В этой энциклопедии отмечена характерная особенность тамги – ее многофункциональность. Например, в Великой степи тамга была и священным символом рода или племени, и одновременно знаком, используемым в политических и торговых отношениях. Родовые знаки также наносили на боевые знамена – выполняли функции современных флагов, вырезали на печатях и камнях на границах расселения племен. Ими нередко украшали исторические памятники, объекты: караван-сараи, мавзолеи, а также они встречались на кладбищах, отдельно стоящих скалах и др. Например, в западных регионах Казахстана на кулпытасах (надгробных сооружениях, надмогильных стелах) ХIХ века встречаются родовые тамги.
Ученые насчитали 84 тамги казахских родов, произошедших от 43 племен.
Действительно, у жителей Степи богатая знаковая культура – это родовые тамги, древнетюркские руны, не говоря о древних первобытных петроглифах.
В энциклопедии также упоминается тамга как эмблема-герб политических и др. объединений. Это очень интересная тема, которая тоже мало изучена.
Например, символ Золотой Орды: тамга «босага» (порог, боковая стойка дверной рамы) дома Бату вместе с полумесяцем, Казахского ханства – тамга «тарак».
Тамга «тарак» как символ власти
Необходимо подчеркнуть, что Казахское ханство было родоплеменным государством, как и другие политические объединения в Степи до него. Эта особенность проявляется и в использовании возможного общего государственного герба в современном значении: ведь номады ассоциировали себя со своими родами и племенами, которые имели свои тамги, выполнявшие и роль эмблемы-герба.
Функции возможного общего герба Казахского ханства, скорее всего, выполняла тамга чингизидов «торе тамга», тарак-тамга («тарақ» – каз. «гребень»), «трезубец», «ханская» тамга казахских торе.
Об этом писал известный писатель Мухтар Магауин: «Общенациональным кличем единого казахского народа (зов, призыв) был «Алаш!» Государственный герб – это «торе тамга» (значит «главная тамга» чингизидов), знак, ведущий свое происхождение со времен древних тюрков, закрепившийся в эпоху Золотой Орды и изображающий единство трех ветвей, исходящих из общего ствола. Главным знаменем являлся красный стяг с «торе тамгой».
Один из родов – толенгит, туленгут, который состоял на службе у ханов и султанов, тоже имел тамгу «тарак».
Скорее всего, тамга «тарак» («гребень», «трезубец») с незапамятных времен была символом привилегированного положения рода, политического объединения, имевшего большой вес, «царского рода» и т.д. По крайней мере, несколько известных и древних родов имели эту тамгу: таракты аргыны, табыны, жалайыры, которые в древности имели свои государственные образования.
Как пишется в Википедии, «Таракты (каз. Тарақты) – род в составе казахов. Также род имеет статус «Ноқта аға», что определяет его самым главным в иерархии среднего жуза. При отсутствии Торе (потомки Чингиз хана) окружение должно подчиняться старшине рода Таракты. Аналогичный статус имеют род Табын в младшем жузе, а в старшем – Жалайыр». Здесь имеется в виду род таракты в составе аргын. (Ноқта – недоуздок, аға – брат. Обычно так называли ведущего, лидера аула во время кочевья, который впереди вел верблюда за повод.)
Недаром тамга «тарак» состоит из ствола с тремя зубьями – в трех жузах имелись три рода с этой тамгой, а ствол составлял род торе. Возможно, «торе тамга», «ханская» тамга казахских торе как символ власти отличался деталями, дизайном от других родовых тамг «тарак».
Этот знак получил большое распространение в древнем мире и встречается у разных народов.
Например, в Древней Греции что-то вроде государственной эмблемы трезубец встречается у мантинейцев. И таких примеров немало.
Трезубец являлся символом некоторых славянских князей времен Киевской Руси.
Трезубец изображен на гербе Украины и ведет свое происхождение от личного знака князя Святослава Игоревича.
Тамга Гераев (крымскотат. taraq tamğa «Тарак-тамга») – родовой знак правившей Крымским ханством династии Гераев, используемый сегодня крымскими татарами в качестве национального символа.
Сегодня мы можем видеть эту тамгу на национальном флаге ногайцев, на котором изображен белый круг, внутри которого размещается красная тамга.
Трезубец изображен на флаге Барбадоса.
Дастан ЕЛДЕС
Қазақ үні