Как распространился Ислам в Степи

Как распространился Ислам в Степи

В последние годы нарастают проблемы в религиозной сфере, которые, в частности, проявляются в «ревизии» тысячелетнего Ислама в Степи со стороны радикально настроенных неофитов. По их выступлениям, оценкам, Ислам в Казахстане «неправильный», «не такой», каким должен быть. По этой причине они принижают религиозные, духовные традиции и культуру казахов. 

                         Неприятие радикалами доисламской культуры 

Иногда неофиты впадают в другую крайность: нередко имеющуюся информацию об истории Ислама в Степи подают так, будто это была идеологическая работа царской России, советской власти, современные «самоделы» и т.д., будто многое выдумано дореволюционными и современными авторами, чтобы, по их мнению, внести раскол в религиозную сферу. 

В целом в их представлениях настоящая духовная жизнь Степи (и человечества) начинается только с появления Ислама в Аравии и его распространения в нашем регионе, а доисламская история не имеет значения, потому что наши предки в то время были в заблуждении. 

По этой причине – неприятие доисламской истории и культуры Степи, как будто ее не было, ее принижение вплоть до отрицания. Отсюда истоки нападок радикалов на мазары, Аруахи, домбру, бет ашар, сәлем салу, саукеле, национальную игру «Қыз қуу», свадебные, погребальные обряды и другие элементы доисламской национальной культуры.

Радикализм дает обманчивое чувство превосходства, правоты, уверенности. Проще говоря, традиционные мусульмане более лояльны к истории, культуре и уживаются с представителями иных исповеданий, а радикалам такие восприятие и отношение даются с большим трудом или даже не даются. 

Потому что они позиционируют себя как наиболее точно находящиеся в соответствии с буквальным и первоначальным пониманием исламского учения. По этой причине все древние обычаи, традиции упрощенно делят на две части: соответствующие Корану и Сунне и не соответствующие. Естественно, вторые должны быть изжиты из жизни. 

Особенно «достается» информации по теме Тенгри. Хотя слово «Тенгри» (в значение «бог, Небо, верховный бог») зафиксировано в древнетюркской письменности VIII-X веков, а известно с глубокой древности. Формула «С помощью Вечного Тенгри» зафиксировано в исторической хронике XIII века «Юань-чао би-ши» («Сокровенное Сказание» в русском переводе). Название «Тенгри Эль» зафиксировано в древнетюркских источниках и означало дословно «Государство, хранимое богом Тенгри».

Также «исламистами» не принимается суфизм, хотя суфии сыграли большую роль в распространении Ислама в Средней Азии и Казахстане. При этом некритично, схематично, упрощенно появление, распространение и развитие Ислама в Аравии переносят в казахскую Степь, будто у нас были аналогичные религиозные процессы и условия, как и в аравийской пустыне, не говоря о языке и культуре.  

Основой идеологии фундаменталистских взглядов и течений является мысль о том, что на протяжении веков Ислам искажался, в него все время привносились новые элементы, в том числе противоречащие исконному исламскому учению: «И чтобы «очистить» мусульманскую религию, необходимо вернуть ее к тому состоянию, в каком она находилась в эпоху пророка Мухаммеда и четырех «праведных халифов» (ал-хулафа ал-рашидун)» (В. В. Наумкин).  

                           Как распространился Ислам в Степи 

В целом в Степи проникает много разных религий, и не только Ислам, но и христианство, буддизм и даже манихейство. Эти явления особенно были заметны в средние века, когда процесс распространения мировых религий в Степи был интенсивным. 

…В 1254 г. в глубине Азии, в столице Монгольского улуса Каракоруме состоялся, пожалуй, первый в истории «форум» представителей трех мировых религий: буддизма, ислама и христианства. Его описание оставил монах Гильом Рубрук. В эпоху крестовых походов соседство кумирен, мечетей, церквей, как и мирный теологический диспут в Орде Мунке-кагана для европейцев было открытием. Замкнутый мир конфессий был враждебен другим и был бичом средневековья. А в это время в Монгольском улусе веротерпимость была законодательно утверждена Чингиз-каганом в «Ясаке»: чингизидам предписывалось покровительствовать всем верованиям.    

Процесс распространения Ислама в Степи был постепенным и многоаспектным, сочетая военные, торговые, духовные, культурные и социальные факторы. Лишь к XV-XVI векам Ислам стал основной религией на территории Казахстана.

Первоначально Ислам пришел с арабскими военными экспедициями. Мусульманские армии начали завоевывать территории Средней Азии, и с этим связано начало распространения мусульманского влияния. Впервые Ислам проник на территорию Казахстана в VIII веке, когда арабы столкнулись с Тюркским каганатом.

Первым толчком к распространению Ислама стала Таласская битва 751-го года. При которой карлуки Карлукского каганата, объединившись с войсками Аббасидской империи, одержали победу над войсками Танского Китая, что позволило Исламу утвердиться среди тюркского населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века. 

Вторая волна пошла, когда в Х веке государственной религией в государстве Саманидов стал Ислам, однако сосуществовали и другие религиозные конфессии. В Х веке в Мерве была резиденция христианского православного митрополита, в Самаркандской области была христианская община, а в Герате функционировала христианская церковь.

Саманиды распространили Ислам в Центральной Азии. После несколько удачных походов на север против тюркских кочевников более 30 000 тюрков перешли в Ислам, а затем в период Газневидов еще 55 000. Массовый переход тюрков в Ислам в конечном итоге привел к растущему влиянию Газневидов, которые впоследствии правят регионом.

Ислам активно распространялся через торговые пути, такие как Великий шелковый путь. Торговцы и путешественники, которые были мусульманами, несли с собой веру и культурные традиции, что способствовало распространению Ислама среди местного населения.

Например, исламизация владений Караханидов была инициирована купцами из Мавераннахра. Центром государства был Кашгар, который вел войны с буддистами из Хотана и Уйгурского идыкутства. Становление могущества династии связывают с Сатук-Бугра-ханом (Х век), первым из Караханидов принявший Ислам. 

То есть Ислам наиболее активно начал распространяться в Средней Азии в Х-ХI веках, когда его приняли государства Саманидов и Караханидов как свою государственную религию. В итоге даже политическая борьба между разными группировками зависела от религии: побеждали благодаря поддержке исламизированного оседлого населения Средней Азии.

При этом миссионеры были не только из Аравии, но и из Ирана и Средней Азии, и новая религия распространялась на арабском и местных языках. Это породило синкретизм: Ислам интегрировался с местными традициями и верованиями, что создало уникальную форму Ислама, сочетающую мусульманское учение и местные обычаи.

В дальнейшем появление медресе и мечетей способствовало появлению и становлению местной мусульманской школы Ислама и ее распространению.

Третья волна связана с «Золотой ордой», где в XIII веке какое-то время Ислам, христианство и буддизм уживались друг с другом, пока в начале XIV века Узбек хан не провел большую административную реформу. И в 1313 году Узбек хан ввел Ислам как государственную религию «Золотой орды».  

                           Суфизм как народный Ислам

Распространение Ислама в Степи тесно связано с суфизмом. Суфизм (араб. Ат-тасаввуф – мистицизм) как мистико-аскетическое течение в Исламе впервые появился на рубеже VIII–IХ вв. в западных регионах мусульманского мира. 

Несмотря на сопротивление суннитских богословов, которые видели в суфийских деятелях своих соперников в борьбе за влияние на верующих, в XII-XIII вв. суфизм становится важным элементом религиозной жизни мусульманского общества.

Необходимо отметить большой вклад в интеграцию идей суфизма в ортодоксальный суннитский Ислам. С влиянием суфизма вынуждены были считаться правители областей и городов.

В середине XII – начале XIII века обычно в городах начинают складываться суфийские братства. С появлением института тарикатов влияние суфизма на религиозную жизнь мусульманской общины еще более возросло. Многие суфийские шейхи придерживались принципа невмешательства в мирские дела и избегали прямых контактов с властями. Суфии и их организации имели тенденцию к сближению с народными массами, а культ суфийских «святых» занимал важное место в верованиях и практике «народного» ислама.

В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоев мусульманского общества в XII-XIII веках развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман. «Практический» же суфизм ориентировался главным образом на удовлетворение духовных запросов народных масс.

Иными словами, Ислам в то время продвигался через суфийские тарикаты, и они во многом влияли на религиозную и политическую жизнь, в том числе и на ханов, которые нередко советовались с главами суфиев. Суфии не только распространяли Ислам, но как ученые были полезны для политических элит.  

То есть Ислам распространился в нашем регионе разными путями, в том числе через институт суфиев. Распространился не только на арабском, но и на чагатайском, персидском, тюркском языках, что не могло не отразиться на местных особенностях Ислама. 

Классический пример: «Дивани хикмет» – величайшее поэтическое произведение этико-дидактического содержания великого суфия, учителя тюркских народов Ходжи Ахмета Яссауи, который одним из первых в мусульманском мире в жанре хикмета на тюркском языке объяснил тайну, смысл и значение Корана и хадисов. 

Ислам не принуждал тюрок к отречению от глубоко укоренившейся системы прежних духовных ценностей. Тюрки продолжали поклоняться Тенгри, а в общении с мусульманами переводили его имя на арабский язык как «Аллах».

То есть Ислам был адаптирован в связи с традициями и обычаями казахского народа, в него были «вживлены» некоторые каноны тенгрианства. Это продолжалось на протяжении столетий, и Ислам стал религией степняков. В итоге традиционный Ислам во многом отличается от чистого арабского варианта. Он более мягок в трактовках, более терпимый, он обогащен тысячелетними канонами нашей древней культуры, традициями и обычаями народа. 

«Степной» Ислам менее фанатичен в трактовках, образах и в действиях. Связано это, прежде всего, с менталитетом казахов, с их веротерпимостью. Но в наши дни этот Ислам испытывает колоссальное давление со стороны как «чистого арабского Ислама», так и со стороны радикальных и экстремистских течений в Исламе.  

Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе, организованный Управлением по делам религии города Алматы.

                                               

                        Дастан ЕЛДЕС