К.Токаев: Ориентация на суннизм ханафитского толка

К.Токаев: Ориентация на суннизм ханафитского толка

В последние годы человечество переживает небывалые потрясения – всеобщую информационную, идеологическую, гибридную, торговую, религиозную и др. войну. Ситуация в мире осложнена войной в Украине и Израиле. Появились многие доселе скрытые угрозы, которые необходимо изучать и анализировать, в частности глобальные изменения климата и природные катаклизмы. 

      

          Ориентация на суннизм ханафитского толка              


Мы являемся свидетелями переломного момента в истории жизни на Земле. Нам выпало жить в эпоху всевозможных войн, конфликтов и природных катастроф, когда сам баланс жизни оказался под угрозой по вине человека.

Президент Касым-Жомарт Токаев во время своего выступления на ХХХІІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана «Единство. Созидание. Прогресс» заявил: «Мы являемся свидетелями стремительно расширяющегося глобального катаклизма, нарастающего противостояния различных государств в военно-политической, торгово-экономической и даже культурно-гуманитарной сферах.

Явственно проявляются попытки использовать международную турбулентность для продвижения радикальной идеологии и разжигания ксенофобии. Громче стали звучать голоса тех, кто пытается придать геостратегическим амбициям отдельных государств определенные этнорелигиозные мотивы и даже облечь их в форму некоего межцивилизационного конфликта.

Как следствие, сегодня в самых различных частях света фиксируется резкая активизация всевозможных экстремистских сил. Снова на передний план выходят террористические угрозы».

В условиях геополитических потрясений, к которым добавился еще «афганский синдром», в условиях всевозможных кризисных явлений мы должны придерживаться светского подхода к религии, всемерно поддерживая свои традиционные Ислам и культуру. Как сказал глава государства, почитая духовные корни, в стране должны всячески укреплять светский статус нашей республики.

Мы должны стремиться сохранить свой «степной» Ислам с элементами доисламской культуры, с отсутствием фанатизма и радикализма. В противном случае страна может оказаться разделенной на «островки» сторонников радикальных исламских течений, а также сект различного происхождения, которые могут быть использованы в своих целях мировыми державами, спецслужбами, террористами, как это случилось в Сирии, Ираке или Афганистане. Не говоря о том, что религиозные радикалы из нашей страны участвовали в военных конфликтах за рубежом, устраивали теракты в Актобе, Алматы и т.д.

На примере Афганистана или Ирана, которые были недавно светскими государствами, мы можем наблюдать, как за короткое время может произойти радикализация Ислама. 

Корни национальной музыки, эпоса, устного народного творчества, изобразительного искусства, архитектуры, одежды и т.д. имеют доисламское происхождение. И они не только дошли до наших дней, но получили развитие и распространение и составили основу традиционной культуры. Этот факт говорит о толерантном, нерадикальном характере традиционного Ислама.

По словам президента Касым-Жомарта Токаева, для сохранения и укрепления духовного суверенитета страны нужно ориентироваться на традиционный для большинства тюркских народов, в том числе казахов, суннизм ханафитского толка. Глава государства добавил, что свойственные ханафизму интеллектуальное восприятие мира и свободомыслие создали предпосылки для исламского ренессанса, расцвета искусства и науки в регионе, появления таких великих мыслителей, как аль-Фараби.


                       Особенности традиционного Ислама


Конечно, дело не в хиджабах, бородах, коротких штанах, а в том, что за ними. В последнее время в стране идет цивилизационный разлом, идет продвижение «чистого» Ислама. Его сторонники говорят: «Ислам есть Ислам, нет его разделения». Радикалы не приемлют национальное, отвергают тысячелетнюю историю народа – здесь истоки цивилизационного межказахского разлома.

Но, как известно, у каждой страны есть свои особенности Ислама: исторические, культурные, гендерные, этнические, географические и др. Например, у казахов традиционный Ислам органически сосуществовал с мировоззрением Тенгри, с традиционной культурой и образом жизни; в условиях кочевого уклада было мало мечетей – они были в городах. 

Или положение женщин в Степи с глубокой древности сильно отличалось от их положения в Аравии, которое мало изменилось с принятием Ислама. 

Древнее выражение «Таңырым» прошло через многие века. В средние века слово Тенгри было равнозначно понятию Кудай, Аллах.

М. Кашгари в своем «Словаре» («Диван лугат ат-турк», ХI в.) часто использует термин «Тенгри». Ислам не принуждал тюрок к отречению от глубоко укоренившейся системы прежних духовных ценностей. Тюрки продолжали поклоняться Тенгри, а в общении с мусульманами переводили его имя на арабский язык как «Аллах». 

Содержание «Диван» ясно свидетельствует о том, что для Кашгари не существовало конфликта между Исламом и доисламским мировоззрением тюрок. Многочисленные тюркские цитаты с упоминанием имени бога Тенгри Кашгари естественно переводит на арабский, заменяя Тенгри на Аллах.

Общеизвестно, что Ислам распространился в нашем регионе разными путями, в том числе через институт суфиев. Распространился не только на арабском, но и на чагатайском, персидском, тюркском языках, что не могло не отразиться на местных особенностях Ислама. 

Классический пример: «Дивани хикмет» – величайшее поэтическое произведение этико-дидактического содержания великого учителя тюркских народов Ходжи Ахмета Яссауи, который одним из первых в мусульманском мире в жанре хикмета на тюркском языке объяснил тайну, смысл и значение Корана и хадисов. 

Особенности «степного» Ислама принимались и учитывались во всем мусульманском мире. Это выразилось, в частности, в признании учения наиболее известного из суфиев Ходжа Ахмета Яссауи, который способствовал «примирению» Ислама с древним мировоззрением Тенгри. 

Ходжа Ахмед Яссауи считается одним из тех, кто разработал концепцию аулие (святых), уважение и поклонение которым стало важной частью исламской традиции в Средней Азии. Культ поклонения святым, который тесно связан с традицией уважения к предкам, Аруахам, был очень важен для тюркских народов.

В «степном» Исламе проявился религиозный синкретизм – соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Ханафитский мазхаб был очень гибким и либерально относился к местным традициям, перенимал доисламские особенности, то есть не был ортодоксальным. 

В этом отношении «степной» Ислам уникален и способствовал развитию национальной культуры и науки.



       Национальные духовные традиции вместо чуждых идеалов



Толерантный традиционный Ислам органически сосуществовал с древним мировоззрением Тенгри. В течение веков между ними был достигнут удачный симбиоз, без войн и потрясений многие элементы древней духовной культуры вошли в местный Ислам, в том числе вера в Аруахов, почитание природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и др. Те же мазары, против которых ополчились исламисты, имеют корни в древних курганах. 

Ханафитский мазхаб стал распространяться, когда Ислам вышел за границы арабского мира. Первоначально Ислам – это все-таки была религия, главным образом, арабов. Абу Ханифа (есть мнение, что он был тюрком) на базе исламского учения разработал систему, которая была доступна всем, и из-за своей гибкости приобрела огромный потенциал для проповедничества и распространения. Именно поэтому ханафитский мазхаб был широко распространен на периферии исламского мира, в том числе и у нас. 

А что мы сегодня имеем? Регистрацию браков в мечетях, вмешательство верующих в деятельность учреждений образования (по вопросу хиджаба), появление специализированного «исламского» телеканала, продажу или раздачу религиозной литературы сомнительного содержания, лекции столь же сомнительных «проповедников» и т.д. Некоторые казахские обычаи и традиции исламскими неофитами были объявлены как «харам: «Домбыра шерту, беташар жасау, келіннің сәлем салуы – харам», не говоря о национальной игре Қыз қуу (Догони девушку) и др.

Ныне участились случаи похорон в день смерти, как принято в арабских странах из-за жары, а торжества проводятся без музыки и танцев. Под категорию «харам» подпадают многие виды искусства, традиции, обычаи, те же садака (поминальная трапеза), беташар, жеті нан, казахская музыка, упоминание Аруахов и т.д.

Поэтому понятна озабоченность президента К.Токаева по поводу религиозного фанатизма, нарастающей архаизации общественных отношений. Им президент хочет противопоставить традиционный Ислам, который мыслится как стратегический союзник светским устоям государства и часть национальной духовной традиции. 

На третьем заседании Национального курултая глава государства обратил внимание на важность укрепление казахстанской национальной идентичности. В частности Касым-Жомарт Токаев приветствовал облачение в национальную одежду в преддверии празднования Наурыза: «Это особенно важно сейчас. Дело в том, что в последние годы в нашей стране стало много закутанных в черные одеяния людей. Все об этом знают. И это не чужие люди, а наши сограждане. Облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа, является бездумным копированием инородных норм, обусловленным религиозным фанатизмом. Мы не должны отрываться от своих духовных корней и размывать свою национальную идентичность. Стремление радикально настроенных неофитов навязать обществу чуждые религиозные идеалы, в том числе в виде архаичной формы одежды, является неприкрытым вызовом нашим традиционным устоям и ценностям. Мы должны опираться на тысячелетние религиозные знания и духовные ориентиры именно наших предков». 

Сейчас любой «салафит» совершенно свободно пропагандирует «чистый» Ислам, как единственно правильный путь в религии. Привлекая к «салафизму» других, он указывает на то, что все остальные мусульмане отошли от Корана и Сунны, и стали, в лучшем случае, заблудшими, а в худшем – неверующими.  

Под понятие «все остальные» действительно попадают все остальные, кто не является «салафитом» – весь тот Ислам, который веками был распространен на этой земле, обвиняется ими в заблуждении или вероотступничестве, все четыре мазхаба. По их представлениям, ошибочными являются и ханафитский мазхаб, матуридитская акыда или суфизм, представителей которого салафиты вообще называют могилопоклонниками.

Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе, организованный Управлением по делам религии города Алматы.

                                                                       Дастан ЕЛДЕС