Съезд тюркских народов СССР 1991 г. в Казани: «Нет!» - конфликтам!»

Съезд тюркских народов СССР 1991 г. в Казани: «Нет!» - конфликтам!»

Геополитическая, экономическая, политическая ситуация за последние годы кардинально изменилась, что требует адекватного отношения к этим изменениям. Как известно, конфликты порождают новые конфликтные ситуации, нестабильность. То же самое можно сказать и о войне. Достаточно сказать, что война в Украине, как и в Израиле, породила оппонентов и союзников по всему миру, с военной и финансовой помощью, с участием иностранных наемников, санкциями, митингами, бойкотами и т.д. 

Причины конфликтов – в последних годах СССР

Кажется, годы независимости прошли на наших глазах и мы должны быть готовы ко многим конфликтным ситуациям, знать их причины, пути их преодоления и быть готовыми к ним. Может, причины конфликтов – в прошлых событиях, в последних годах существования СССР?  

О тех бурных годах нашей истории мы поговорили с известным писателем Торегали Казиевым. Казиев как участник Съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 г. в Казани, был в гуще событий тех лет.

Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.

В 1989 г. стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участвовал в Первом съезде казахов мира (Алматы, Туркестан, 1992).

Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.

– Торегали Абдуллаулы, может, причины конфликтов заложены в последних годах существования СССР?  

– Те 1980-е – 1990-е были годами, когда состоялась фактическая организованная сдача СССР и части других соцстран – в подчинение стратегическим конкурентам. Те из руководителей, кто не хотел сдаваться, показательно наказывались. Например, глава Румынии Н.Чаушеску вместе с женой 15 декабря 1989 г. расстреляны, а глава Югославии С.Милошевич в 1999 г. попал под суд Гаагского трибунала и умер в тюрьме. 

Страны сотрясались митингами, демонстрациями, забастовками и вооруженными конфликтами внутри и с соседями. Пример поощрения плавного перехода от социализма к капитализму показали на Польше, где бастовали с 1980 и дальше – тем, что поляк вдруг стал Римским Папой, польский писатель получил Нобелевскую премию, пошли местные «мисс Вселенные» и т.д. и т.п. «поощрения». 

Дабы росло недовольство советских людей, создавались дефициты товаров (даже носков в магазинах не было!!!), любые поводы для демонстраций, забастовок, конфликтов, прошли бурные, подчас кровавые события в разных регионах СССР и практически везде был официальный след. 

– Какие примеры можете привести?

– К примеру, затяжная Карабахская война на Кавказе началась после поддержки сепаратистов в феврале – марте 1988 г. на страницах официального органа Нагорно-Карабахского обкома КПСС и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах»... 

Если Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете в 1988 г., то 12 июня 1990 г. уже в Москве Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете – уже центральный ключ к распаду СССР.

– Может, основа распада СССР была заложена раньше?

– Первый же официальный отказ от коммунизма прозвучал еще при жизни генсека Л.И.Брежнева в апреле 1982 г. из уст секретаря ЦК КПСС Ю.Андропова, который читал доклад ко дню рождения В.И.Ленина и сказал: «строительство коммунизма исключается из практических задач государства». 

 Те 20 лет были эпохой хаоса в головах людей, в первую очередь – в самих компартиях. Вот пример из практической жизни: иду по улице где-то в 1992 или 1993-м, уже при Ельцине и меня останавливает Михалыч, четверть века проработавший вторым секретарем РК КПСС и спрашивает: «Губернатор Свердловской области предлагает создать Уральскую республику и наши все «за»!.. А ты как?» Отвечаю: «…татарам и другим народам республики нужны, чтобы сохранить родной язык, культуру, традиции. А вам, русским, зачем делиться»?.. Михалыч: «А чтобы Ельцину было хуже»!..

 А в 1991 г., когда СССР был еще жив, посетил собрание демократов, смотрю – все вокруг знакомые хорошие ребята: врачи, учителя, инженеры и даже работники советской власти. А речи у них, как у Михалыча, только с противоположным знаком: «делать всё, чтобы было хуже «коммунякам»!.. Дали брошюру Г.Попова, являвшегося в те годы одним из гуру демократов страны и мэром самой Москвы, читаю, а там пишется, что надо страну поделить на 40 или 50 государств... Спрашиваю давшего мне этот опус связиста: «зачем вам делиться-то, Александр Николаевич»?.. Он: «вона, Швейцария какая маленькая, а как хорошо живет»! Я: «Ну, кто вам, маленьким, даст хорошо жить – ведь посмотри, какие волчьи порядки в мире»!.. 

Куда только не толкали перестройщики…

– Какие трения, конфликтные ситуации были в советские годы?

– Наше Акбулакское районное казахско-татарское культурно-просветительное общество «Достык» (Дружба), председателем которого я стал, официально стал работать с учредительного собрания 16 декабря 1989 г. И вот из протокола того собрания слова присутствовавшей там секретаря РК КПСС Р.Н.Венгеренко: «Сегодня большое событие в районе – создание вашего центра. Об Уставе и Программе – надо конкретно, вот у немцев в «Возрождении» всё чётко, надо было бы их взять за основу»!..

 Пришлось мне отвечать, вот в протоколе: «Мы взяли за основу документы Оренбургского татарского общественного центра «Туган тель». Они более нам подходят, т.к. главная задача – культурно-просветительная и рассчитана на многие годы. А немецкий центр «Возрождение» ставит политические задачи, т.е. создание Немецкой автономной республики, после чего их Устав и Программа утрачивают силу. Подобных политических задач «Достык» не ставит, а потому нам не подходят для основы документы немецкого центра. Все конкретные задачи у нас перечислены и в Программе сказано: «В смутное время социальных волнений будем держать молодежь в руках, не давая никому затуманить их головы, удерживая от необдуманных поступков и особо – от какого бы то ни было противопоставления между людьми разных национальностей. Дружно живут в районе русские, казахи, украинцы, татары, немцы, башкиры, мордва и другие. Пусть культура каждого из них служит опорой для всех нас в самые ответственные моменты жизни, в труде и быту».

Устав и Программа Немецкого общества тогда широко пропагандировались и печатались в «Блокноте агитатора» Оренбургского обкома КПСС.

 Мало того, зимой к нам в Акбулак приезжал представитель ЦК КПСС вместе с завотделом национальностей облисполкома, и членов правления нашего общества «Достык» пригласили к первому секретарю райкома партии и беседовали на тему о создании немецкой автономии в Казахстане. Спрашивал представитель ЦК наше мнение, мы отвечали, что создавать немецкую автономию в Казахстане нельзя. 

Потом вызвали на собрание в Оренбурге, где председательствовал первый секретарь Оренбургского горкома КПСС Ю.Д.Гаранькин, и делились мнениями активисты немецкого общества «Возрождение» и Оренбургского областного общества «Казах тиле» во главе с председателем М.Тасмурзиным. Я был заместителем председателя правления этого общества. Наш ответ был такой: мы уважаем трудолюбивый, талантливый, дружелюбный немецкий народ, но немецкую автономию в Казахстане создавать нельзя. 

– Очень кратко о создании и делах вашего районного общества «Достык».

– Решение о его создании созревало по мере выхода официальных документов ЦК КПСС, и мы, инициаторы, старались ориентироваться на рационально полезные, никому не вредящие задачи. Я работал в районной газете и, когда речь зашла о возрождении народной культуры и языка, написал летом 1987 г. статью о необходимости изучения родного языка как предмета в школе в казахских аулах и там, где казахи компактно живут. Редактор подписал и отправил в печать, а через два часа забрал из типографии и пришел в кабинет, зачеркнул свою подпись, порвал статью на две части и хитро так буркнул: «…больше не пиши такой национализм»!.. 

Я понял, что кто-то стукнул в райком и оттуда редактора «поправили». А осенью, как отклик на решения Январского Пленума ЦК КПСС 1987 г. по кадрам, написал предложения о представлении казахов в аппаратах РК КПСС, райисполкоме, райкоме комсомола и в других структурах. Тут вошел замредактора Ж.Лукманов, спросил, что пишешь, прочел, сказал «Тамаша!» (отлично) и мы с ним передали по адресу свои предложения Пленуму РК КПСС. 

– Чем закончилась эта история?

– Вскоре собрался районный партактив, где разбирали Ж.Лукманова, понизили до ответсекретаря и велели готовиться парторгом в колхоз. Меня разбирали на партсобрании, куда пришли два завотделом райкома партии. Начали как обычно, с упреков в национализме, а когда дали слово мне, сказал, что недавно приезжал завсектором печати обкома КПСС и я задал ему вопрос, имеет ли право член партии довести мнения масс до вышестоящего парторгана?.. Обкомовец задумался и через несколько минут ответил, что член партии имеет такое право. И сказал я на собрании, что при этом присутствовал редактор нашей газеты, и тот подтвердил мои слова кивком… Тут два завотделом приняли важный вид и заворготделом райкома партии похвалил меня: «Товарищ Казиев показал себя опытным партийцем»!.. И собрание кончилось. 

А где-то через неделю Ж.Лукманову предложили идти редактором газеты в другой район, но он переехал в Актобе, получил четырехкомнатную квартиру и стал редактором газеты Западно-Казахстанской железной дороги «Стальная магистраль». Так мы на практике узнали, что разные отделы ЦК и обкомов нередко отправляют на места разные указания – даже противоположные друг другу. Если один секретарь ЦК тянулся к «демократии», то другой возглавлял «консерваторов» и даже были те, кто курировал «распад»?!?

– Какие мероприятия вы проводили?

– Что мы успели сделать – в сентябре 1989 г. в трех школах района стал преподаваться казахский язык как предмет 4 раза в неделю, а в 1990 г. уже в 6 школах как предмет и в 4 школах факультативно. В школе №2 стали преподавать татарский язык. Лет 15 выпускали страницу «Вас приглашает «Достык» в райгазете и в 1991 г. – четыре номера газеты «Ақбұлақ» на казахском языке (дальше денег не хватило), где помещали материалы по истории, культуре и традициям народа. 

Возродили проведение народных праздников, создали мусульманский приход и открыли мечеть, загородили несколько мусульманских кладбищ. В Покровской средней школе, где директором был К.Б.Рамаданов, создали учительский казахский хор, который ездил по селам и районам и ценители удивлялись: «Мы и не знали, что может быть такой замечательный казахский хор»!.. 

Где-то в 1992 г. удалось устроить на учебу в Актюбинский пединститут 11 ребят и в пединститут Уральска двоих – по специальности казахский язык в русской школе. Были и другие хорошие дела, обо всех не расскажешь.

– Вы – участник Съезда тюркских народов СССР 1991 г. Расскажите об этом. 

– И вот, об избрании меня на Съезд тюркских народов СССР 1991 г. в городе Казани в сообщении газеты Акбулакского района Оренбургской области «Степные зори» от 24 января 1991 г: «7 января в Оренбурге состоялся пленум правления областного общества «Казах тиле». В работе пленума приняли участие зав. идеологическим отделом обкома КПСС В.А.Меньшов, инструктор облисполкома А.М.Бобылев, представители областных отделов культуры и образования, члены руководства татарского, башкирского и немецкого областных культурно-просветительских обществ. Были избраны представители на съезд тюркоязычных народов СССР, который состоится в Казани в феврале текущего года. Ими стали М.Б.Тасмурзин и Т.А.Казиев». 

Как видите, процесс перестройки шёл под бдительным оком правящей партии и органов государства, в т.ч. избрание делегатов на съезд, работа самого съезда. Такое длинное вступление дано для того, чтобы читатель проникся пониманием обстановки тех лет, когда определенные структуры правящей партии и государства практически сами отбирают делегатов на съезд, где к ним с обращением создать халифат выступает бородач в полувоенной форме, похожий на Бен Ладена – кто мог такое ожидать?.. 

Под сенью Новоогаревского и халифатского проектов...

– Расскажите о политических событиях тех лет.

– На 20 августа 1991 г. было назначено принятие Союзного Договора, который могли подписать и автономии, в результате которого автономии приобретали права выхода из существующего государства. Но, как помните, на день раньше 19 августа начался августовский путч, и Новоогаревский проект провалился и 8 декабря того же года собравшиеся в Белой Веже руководители РБ, Украины и России объявили о выходе своих стран из СССР, в результате чего СССР разделился на 15 государств... 

А Новоогаревским процессом так назвали, т.к. в Ново-Огареве глава государства, генсек ЦК КПСС М.Горбачев собирал руководителей союзных республик, обсуждая выдвинутый им и 3 декабря 1990 г. поддержанный Верховным Советом СССР проект Союзного Договора. В ходе процесса пошел разговор и о подписании того Договора и автономными республиками, в частности Татарстаном, в результате принятия этого документа и в определенных условиях разделение СССР могло стать на большее число государств. Именно под сенью Новоогаревского процесса были многие выступления ораторов на съезде. 

– Кто участвовал в Съезде тюркских народов СССР? 

– Казань в тот год сотрясался митингами и перед автобусом, который вез к Дворцу имени Ленина, где проходил съезд, ходили люди с транспарантами, зазывавшие на очередную демонстрацию. В зале собраний съезда на сцене стояли флаги и знамена движений и партий, а вокруг знамени Кокандской автономии ходил энергичный бородатый парень и время от времени бросал в зал зычные призывы: «Объединимся вокруг знамени Кокандского халифата»!.. 

Как пишется в книге Мухаметдинова Р.Ф. «Зарождение и эволюция тюркизма», в работе съезда 19-21 апреля 1991 г. в Казани принимали участие 42 организации тюркских народов: татар 19 организаций, азербайджан 6 организаций, узбеков – 3, казахов, башкир и якутов – по 2, у остальных народов по одной организации. Из невосточных народов – немецкая организация «Возрождение». По типу деятельности 5 народных движений, 6 политических партий, а также культурные общества и ассоциации. Гостем был 3-й секретарь посольства Турции в СССР г-н Эрхан Озсой. Пресса и телевидение было. Приняты Программа, Устав, 20 резолюций и обращений».

– Какова была атмосфера, какие идеи, темы на съезде? 

– Как писал один из авторов Программы, принятой на том съезде тюркских народов в Казани 19-21 апреля 1991 г., Р.Мухаметдинов, ее главными идеями были «демократия и свобода как два главных постулата». Эти две идеи входили в унисон как раз с целями Союзного Договора, который должен был подписан и принят 20 августа 1991 г.

 Большую часть съезда председательствовал и чаще всех выступал доцент кафедры истории КПСС Казанского госуниверситета, один из организаторов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) и его первый председатель Марат Мулюков (1930 – 1997).

Горячим и вдохновенным было выступление Фаузии Байрамовой, писательницы и председательницы партии «Иттифак», известной деятельницы оппозиции в Татарстане и в 1990 – 1995 гг. народного депутата Татарстана.

И что было совсем неожиданно для большинства – перед делегатами несколько раз выступал один из самых активных гуру того съезда – будто сам Бен Ладен, двойник или похожий на него человек!.. Мы же тогда о таком деятеле не слыхали, это потом он стал мелькать в телевизоре... А в зале Дворца имени Ленина агитировал за создание халифата лет под сорок бородач в полувоенной форме под Че Гевару, говорил по-русски с акцентом и вкрадчиво обещал, что они, исламисты, светских людей не тронут!..

– Разве в те годы была актуальной тема создания халифата?

– Многие читатели, конечно, не знают, что в очень даже светский Афганистан пригласили в правительство религиозников именно по предложению Кремля после прихода к власти М.Горбачева в 1985 году. В статье С.Черняховского «Кто сделал Афганистан исламским государством?» говорится об этом – 4 мая 1986 г. Бабрака Кармаля освобождают с поста и главой страны становится Наджибулла, в Конституцию страны вписывается ислам на правах государственной религии и моджахеды, подготовленные службами западных стран, Пакистана и других, приглашаются в правительство!.. Когда же СССР вывел войска, моджахеды пошли в наступление, но откатились, т.к. военные еще были на стороне Наджибуллы. И пишется в той статье, что «весной 1990 г. Наджибулла по согласованию с Кремлем начал аресты военных-халькистов» (Хальк – фракция правящей партии НДПА). И пошел внутренний раздор, а СССР отказал в поставке оружия, боеприпасов и ГСМ... «Конец Наджибуллы был ужасен: когда моджахеды в 1992 г. взяли Кабул, его привязали к джипу веревками и протащили по Кабулу, а верные правительству военные были вырезаны. После теракта 11 сентября 2001 г. в Афганистан вошли американские войска»...

– И среди участников не было противников конфронтаций? 

– Как одному выступающему за мир и дружбу при решении острых проблем победить двадцать выступающих за конфронтацию и революции?

...В зале сидели лидеры народных движений, писатели, ученые, учителя родных языков, патриоты своих народов, работники культуры, высказывавшие боль и надежды миллионов людей. В перерывах мы знакомились, делились информацией, почувствовали себя как родные, давно не видавшиеся друг с другом. Кумыков, к примеру, поразило, что в Казахстане хорошо знают их замечательного поэта Жырчи Казака и его произведения часто печатаются в журналах и газетах, и просили прислать те газеты и журналы им. 

– Вы сказали, что в те годы состоялась фактическая организованная сдача СССР в подчинение стратегическим конкурентам. Это как-то проявилось в Казани?

– В большинстве выступлений звучали призывы к немедленным действиям, к выходам на демонстрации и силовому решению назревших проблем. И в то же время вырисовывалась стратегия определенных внешних сил – использовать энергию народов СССР для создания долгого хаоса и кучу горячих точек, как в Афганистане, на Ближнем Востоке и в других местах...

 Рядом со мной сидел студент-казах, учившийся в Казани, он говорил: «Ағай, через неделю будет демонстрация, мы тоже пойдем! Казахов в Казани пять тысяч человек»!..

 А тут выступал как раз представитель Народного фронта Азербайджана, показывал на другого делегата: «…он кагебист, душил демонстрации в Баку в январе прошлого года!», но когда тот предложил воинственную резолюцию, закричал: «Молодец, я к тебе присоединяюсь»!.. Одного из делегатов я увидел после по телевизору в свите главы Узбекистана – видимо, послали для зондажа обстановки, как и таковых из других республик и зарубежных государств.

Съезд тюркских народов СССР: «Нет!» - конфликтам!»

– Вы выступали?

– Выступил с трибуны и я, передал братский салем участникам съезда от казахского народа – такого радостного и долгого звучания аплодисментов в жизни не слыхал – чего-то хорошего эти люди ждали именно от казаха. Я предложил создать Тюркский фонд культуры, а резолюции, ведущие к конфронтации между собой и с соседями, отвергнуть. Предложил решение проблем и противоречий только мирным путем. То же самое делал при голосовании за принятие некоторых конфронтационных резолюций, вставал с места и говорил: «...завтра нам будет стыдно за такие резолюции!» и видел гневные, яростные лица членов президиума, но вслух никто из них ничего не сказал: кругом пресса, телевидение и представители республик и государств... Сидящие рядом дергали меня за пиджак, шептали: «...зарежут же! Пышақтайды»!.. Но, видать, был строгий приказ кураторов – что никаких эксцессов с участниками съезда быть не должно… Құдай сақтады.

 И никто не выступил с поддержкой моих предложений.

 Но при голосовании их поддержало большинство делегатов.

 Это были те, кто так горячо и долго хлопал при выходе на трибуну ақ көңілді қазақа – молчаливое большинство.

 Братишка-студент, сидевший рядом со мной, в заключительный день съезда сказал: «Аға, я понял: на демонстрацию мы не пойдем»... 

– Какие были результаты съезда, к чему пришли его участники?

– Мирные резолюции съезда способствовали тому, что на громадном пространстве от Алтая до Гагаузии и от Туркмении до Якутии эти 33 года жили мирно. Пусть будут мир и счастье у народов бывшего СССР! Колхоза нового не надо, ибо в нем хоть было и хорошее, но было и то, что, к примеру, половина казахов потеряла родной язык, потому нужно продолжать быть хорошими соседями, общаться, торговать, любить родные традиции и совместно искать пути движения вперед, с учетом интересов и ценностей как каждой страны, так и родного всем нам человечества!

– И в заключение…

– Если, уважаемые читатели, будете искать материалы о Съезде тюркских народов 1991 г. в Казани, можете не найти, т.к. он зашифрован как Второй съезд Всемирной Ассамблеи тюркских народов (ВАТН). А Первым съездом ВАТН назван Съезд народов Востока 1990 г. в Москве, проходивший под руководством Олжаса Сулейменова. Ни он сам, ни делегация из Казахстана на съезд в Казань в апреле 1991 г. не приехали, видимо, кто-то помешал приехать. Нет в материалах о Втором съезде ВАТН (тюркских народов СССР) апреля 1991 г. в Казани ни слова о горячих резолюциях и спорах по ним. 

Каждый материал, видимо, давался в интересах тех групп, чьи интересы как бы защищал автор того материала, а ученым, изучающим ход того съезда, достаются урезанные клочки. Только сбор множества источников может отразить весь ход того съезда. События тех лет необходимо знать, чтобы понимать тревожную сегодняшнюю обстановку в мире, где идут войны и страшные эксцессы вроде расстрела боевиками зрителей в концертном зале в Москве и последующие события – кто-то опять хочет развязать повсеместные кровавые конфликты на одной шестой территории планеты.

 Люди, будьте бдительны, берегите мир, дружбу, единство в своих странах и добрые отношения с соседями, не поддавайтесь на провокации недоброжелателей! Тыныштық, амандық керек! 

– Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью!

Дастан ЕЛДЕС

Қазақ үні