Мировоззрение, которое спасет мир
2024 ж. 05 наурыз
1897
0
Мы являемся свидетелями переломного момента в истории жизни на Земле. Нам выпало жить в эпоху всевозможных войн, конфликтов и природных катастроф, когда сам баланс жизни оказался под угрозой по вине человека.
В таких «апокалипсических» условиях не может не беспокоить судьба страны, человечества, Земли. Действительно, оценка обстановки в мире в контексте развития страны и человечества порождает массу вопросов. Мы продолжаем разговор с известным писателем-исследователем Торегали Казиевым по поиску ответов на основной вопрос: есть ли спасительный ключ для выживания в эпоху катаклизмов, какие есть выходы из нынешнего тупика?
Основные законы тенгризма
– Какие были основные законы тенгризма?
– Теперь об основополагающих формулах тенгризма. Абызы, ученые люди, возглавившие создание человека современного анатомического вида Homosapiens, исходили из наличия трех реальностей:
1. Мироздание (космос), во главе которого Абсолют. Тенгри (Тәңір) – одно из его имен.
2. Природа, как часть Мироздания.
3. Человечество, как один из видов живых существ Природы и, значит, Мироздания – живо и полноценно развивается – пока живет по законам Мироздания.
По взглядам абызов, на все составляющие Мироздания распространяются закономерности развития Мироздания, выражаемые в морально-этических принципах. Поняв и узнав это, а также и сами принципы, абызы воспитывали и образовывали людей согласно общим закономерностям Мироздания. К примеру, трудолюбивейших муравьев абызы назвали «құмырысқа», что буквально означает – «к песочному счастью», а таких же трудолюбивейших пчел – «ара», с буквальным значением «между». «Р» движения зажат двумя пространственными «а»…
«Между» означает, что пчелы застряли между достигнутыми ими успехами и дальнейшим восходящим развитием, а муравьи в развитии дошли до «песочного счастья» и им дальше путь пресечен!.. За что? За нарушение закономерностей мироздания – эти трудяги разделили свои виды на касты: на рабовладельцев и рабов!.. Хуже была судьба видов, имевших непомерные аппетиты: динозавры, мамонты, саблезубые тигры и прочие – исчезли. Волков степняки уважают, но назвали «каскыр» буквально – «враждебно истребляющие» – этот вид остановлен в развитии за то, что лишал жизни животных больше, чем нужно для питания. Мамонта степняки звали «зіл» буквально – «тяжелый», да и русское «мамонт» (мамынт, мамыр) буквально – «тяжелый», потому и исчез из-за «тяжести»…
«Человек» на казахском – «адам». «А» – «пространство» (по С.Кондыбаю). «Да» – «Бог», «Абсолют», «Тенгри». «М» здесь – «сын», «дитя», «творение». Имея в виду, что Абсолют вдохнул в человека частицу своего духа, буквально «адам» – «в пространстве Тенгри творение (дитя)» с основным смыслом «Тенгри с тобой, пока ты с Тенгри»!.. То есть если человечество живет по законам Мироздания, то Тенгри с ним, если отходит от законов мироздания (от морально-этических принципов) – Тенгри останавливает как «застрявших» или поступает как с динозаврами…
– Есть ли отличие тенгризма и религии?
– Тенгризм – мировоззрение тех, кто к любому делу приступает со светлыми намерениями, тогда они удаются, т.к. поддерживаются законами мироздания. При темных намерениях человек становится игрушкой темных сил и тонет в темноте все дальше и дальше. Об этом есть и в религиях, но тенгризм не религия, а мировоззрение, важно повторить еще раз. Ибо степной человек с самых древнейших времен придерживался морально-этических принципов, исходя из своих знаний, понимания мира, традиций предков и убеждений, добровольно, а религии пропагандируют мораль, пугая адом. Нередко представители религий говорят одно, а делают противоположное другое и часто люди не знают, как к этому относиться. Степняк с древнейшести знал и понимал, что Абсолют есть и нужно соработничать вместе с ним, сотворчествовать, жить в соответствии с законами Мироздания, честно, основательно и справедливо… После распада Турана многое стало рушиться, но традиции помогали не тушить совсем в сердцах – свет предков…
Пришло время и слову «мозг»: на казахском «ми», «мий», «мый». «М» – «творение». «Иі» – «Доброта», «Добрейший» (Абсолют, Творец!)… То есть «Мий» – «Творение Тенгри» и если отказался человек от морально-этических принципов, от Доброты (!), то частица духа Абсолюта, которую он тебе вдохнул, уходит из твоего мозга, который теряет свой вес… Выходит, что духовность имеет материальность, как и материальность – духовность. Для людей Золотого века человечества эти и другие жизненные формулы были азбукой.
Причины угасания тенгризма
– Какие причины угасания тенгризма?
– Очень интересен и следующий факт. Доцент МГУ С.Дробишевский в материале «Глупеем ли мы? О причинах уменьшения мозга. Антропогенез РУ» говорит, что «сейчас групповой рекорд размеров мозга принадлежит монголам, бурятам и казахам», а «все древнейшие (после 1900 гг. до н.э. – Т.К.) цивилизации возникли в средиземноморском поясе, где живут далеко не самые крупные и головастые популяции»… Получается, что в нынешние четыре-три тысячи лет в целом динамически шел прогресс в средиземноморском поясе, но у них уменьшился мозг, а в степном поясе после распада Турана шел регресс и наступила статика, но «групповой рекорд размеров мозга», как выразился уважаемый доцент МГУ, и сейчас принадлежит тем степнякам, общества которых находятся в статике. Как сие объяснить?..
Действительно, в связи с тысячелетней засухой и с уходом из жизни абызовской системы была потеряна прежняя динамика развития в Евразийской Степи. Наступавшая же после статика (застой, прерываемый иногда отдельными динамическими вспышками) способствовала тому, что уже в нашу эру степняки отстали от многих стран. Но в повседневности степняков сохранились многие формулы тенгризма и частица духа Тенгри все еще живет в мозгах и душах многих – потому и «рекордсмены по мозгу» пока… Но фактическое болонское образование с рекордной быстротой исключает из младших масс остатки тенгризма – так что в будущих нескольких поколениях «рекордсмены» быстро сравняются со среднестатистической массой…
– Человечество отошло от законов мудрецов – что ждет его в будущем?
– Прогресс-динамика в технически передовых ныне странах очень сильно подвинул человечество к чудесам новых технологий, но без морально-этических оснований прогресс, как и предсказывали абызы тенгрийцы, привел к красным линиям, т.е. к возможному самоуничтожению планеты. Когда не останется ничего живого на планете.
Но, возможно, до крайности с планетой не дойдет, т.к. уйдет из жизни только человек, как это случилось с динозаврами. Причину этого абызы также знали: информационное поле человечества есть часть инфополя Мироздания и просто при переходе красных линий двуногими будет нажата кнопка «стоп» только на человеческом сообществе…
Есть в наследии много источников о том, что древнейшие абызы об инфотехнологиях были осведомлены на более высоких уровнях, чем нынешние интеллектуалы, специалисты этой отрасли. Об этом можно написать тома, но на этом пока завершим…
Есть ли надежда на возрождение древних знаний?
– Остались ли у потомков какие-то знания древних абызов?
– Для тех же, кто хочет исследовать тему: все это есть в словаре человечества, так как абызы предвидели многие катаклизмы и то, что государства можно строить и тысячи лет, но всего лишь одно бездарное, жадное, эгоистичное поколение может разрушить их в считанные месяцы… Потому для справедливых и основательных потомков предки оставили свои заветы в необозримом наследии, которое не уничтожишь, пока жив хоть один праведник…
И все же не дает покоя вопрос: как можно обладая таким даром как наибольшие на планете мозги, этот качественнейший инструмент для восходящего развития – быть отсталыми и веками, тысячелетиями глотать пыль уходящих вперед караванов? Ведь Создатель любит ақкөңілді (добродушного) казаха и вот опять уже 32 года мы свободны в своем государстве на родной земле, а отстаем от прогресса.
Ну, что, свободные: попросили иностранцев пробурить в родной земле дырки и качать нефть, от продажи той нефти иностранцы получают денежный доход, небольшую часть коего отдают как бы местным, половину этих денег олигархи держат в банках за рубежом…
– Есть ли надежда на возрождение древних знаний?
– Ни передовой науки, ни технологий, ни гуманитарного воспитания и образования: ученые, инженеры, изобретатели, писатели, поэты ниже уровня охранников банков – по зарплате. «Аш жалаңаш ақын!» (голодный, голый поэт) – статью с таким заголовком в газете «Қазақ әдебиеті» написал Кадыр Мырзалиев в 1990 годах, он умер 24 января 2011 года, 13 лет его смерти, но поэтам и писателям до сих пор гонорара за их стихи и книги никто не платит!..
Ну, какое воспитание будет у молодых поколений, если тем, кто готовит пищу для воспитания – не на что жить поэто-писательским трудом? Таково отношение и ко многим определяющим место страны в мире специальностям – вспомним кластерность родов, племен, союзов и государств ранней древности – ни один из тех субъектов не допускал своего отставания ни в одной жизненно важной отрасли!..
Ну, что скажешь, если на научные и опытно-конструкторские разработки «рекордсменами» выделялось ежегодно 0,16% от ВВП, если порогом безопасности страны считается в мире 2%, а передовые государства выделяют до 4% и больше?! Если у одного Мерседес всю жизнь стоит в гараже, а другой пользуется своей машиной каждый день – кто конкурентоспособен более?..
– Получается, потерялась времен связующая нить?
– С уходом из родных просторов слоя Учителей Жизни, то есть Абызов, степняки потеряли Вдохновение, по казахски – Шабыт. Это слово из древнейших охотничьих эпох, когда создатели праязыка ориентировались на звуки, издаваемые братьями меньшими. К примеру, слово «ыр» (от него «орда», «порядок», «ordo», «ordnung», «тәртіп» и др) – от подражания рычанию волков и собак (С.Кондыбай). «Б»-акценты – блеющие, «м»-акценты – мычащие и т.д. Так вот, «ыт» (ет, ит) – «делай», «мясо», «собака» – тоже из охотничьего обихода. «Шаб» – «беги!», «руби!», «нападай!». Тогда «шабыт» буквально – «бег (убыстрение) дела», «вдохновение», «прогресс» (буквально с латинского – «движение вперед»)!..
Получающие наибольшее количество Нобелевских премий евреи каждую субботу своей жизни семьями изучают «Тору», постигая простые, образные и секретные слои древнейших текстов, изощряя мозг и этот день недели они зовут «шаббат» – словарь абызов раннейших охотничьих эпох Волго-Урало-Казахстанского региона жив и в деле у этого народа...
Английская поговорка утверждает: «если есть воля – есть и путь»... Слово «воля» (волиа) на казахском – «жігер», «иігер», на латинском – «will», на английском – «will». Абызовское «иігер» здесь буквально – «творец», в смысле «создатель нового продукта». Доярка, когда при дойке корова не спускает молоко, просит корову: «Иы, иы, иы!» – дай продукт, дай продукт, дай продукт»!..
Но потерявшие волю к творчеству и вдохновение даже самые добродушнейшие общества никак не проснутся и не дают новых открытий и изобретений. Матери продолжают рожать таланты и гениев, но в обществе, находящемся в статике, их способности не нужны – формула Л.Н.Гумилева…
В русском, латинском и английском языках корень «и» от первичного «иі» тоже в словах, как видите, сохранился… Значит, для восходящего развития человечества необходимо сочетать и морально-этические принципы и научно-технический прогресс. Динамика нужна и той и той сфере. Как в поговорке: «На Бога надейся, и сам не плошай»!.. Судя по этой поговорке, отсутствие соработничества и сотворчества с Абсолютом приравнивается с плохим делом и ведет к отсталости и неконкурентоспособности. А уменьшение и отсутствие нравственности ускоряет деградацию человечества и ведет к прямой его гибели…
Университеты тенгризма до 1900 годов до н.э.
– Как же абызы добивались того, что создаваемые ими разумное и нравственное человечество многими тысячелетиями шло вперед по восходящей?
– Обратимся опять к археологии. Посмотрите на Аркаим, открытый замечательным археологом Геннадием Борисовичем Здановичем (1938 – 2020). Этот город – пример древних университетов, дававших знания и умения массам молодежи по всем отраслям знания. Другой замечательный археолог, Зайнулла Самашулы Самашев, говорит, что от реки Тобол тянется цепь древних городов до Мангистау. Фактически же их в Волго-Урало-Казахстанском регионе в десятки раз было больше и многих из них мы больше никогда не найдем. Дело в том, что эти университеты древности стояли на перекрестках пастбищных путей и два раза в год менялись там составы студентов: в марте, когда пасущиеся животные, а за ними охотники и скотоводы – шли к летним пастбищам и в сентябре – когда шли к зимовкам.
Аркаим археологи датируют XXVIII – XVIII веками до н.э., то есть он был покинут после распада Турана. Примером факта практического обучения студентов является наличие там в каждом доме работающей металлургической печи, где плавили медь.
Позволим выдержку из того, что сказал археолог Г.Б.Зданович по этому поводу, вы ахнете: «Мы раскопали в Аркаиме 30 жилищ… водный колодец… остатки меди… рядом место прокала и между ним (это оказалась печь) и колодцем отверстие, глиняный обожженный стержень связывал печь и колодец… Для меня это было потрясением. В Ригведе говорится о боге огня Агни, родившимся из темной таинственной воды. Это не давало покоя тем, кто изучал религию, мифологию – «Как так? Бог огня родился из воды? Такого быть не может»!.. Поддув шел от воды из колодца в печь. Рядом с колодцем и печью лежала руда. Мы привезли свою руду и тут же получили металл… Мы работали с немцами… эти немцы были поражены, все время восклицали: «Как гениально, как гениально»!.. Мы получили медь из руды с помощью поддува этого колодца (глубина 3 – 4 метра)!.. Там в каждом доме своя металлургическая печь» (Минск. 19.04.2010)!..
– Есть ли информация об этом феномене у абызов?
– Мы здесь видим пример поражения ученого мира тем, что представляемый в религиях и мифологиях «выход огня из воды» (как это так?) оказался соответствующим реальности – благодаря исследованию Аркаима. Но об этом феномене, о «выходе огня из воды», словарь казахского языка говорит уже десятки тысяч лет, может, и сотни тысяч лет!.. «Ақ» – «теки!». «Ағын» – «течение воды». «Жағын» – «огонь». Абызы физику знали и до Валдайского оледенения, а поздние деятели разных стран использовали тенгристское знание уже для своих личных целей, в данном случае – в качестве религиозных символов... Потрясаетесь?..
Представьте: На Аркаим и дальше в Зауралье и Западную Сибирь шли в марте каждого года, на летние пастбища следовавшие за пасущимися животными мобильные охотники и скотоводы из Приилекских, Мангыстауских, Среднеазиатских и прочих просторов. На одной из Арало-Каспийских научных конференций, которых в Актобе прошло уже три, говорилось, что даже в XIX веке в Зауралье еще ходили на летние пастбища из Сырдарьинских степей.
Агрономия и мореплавание у древних номадов
– Торегали Абдуллаулы, Вы раньше рассказывали о древних степных университетах. Между тем Аркаим в данное время находится на территории РФ…
– Представьте: на Аркаим и дальше в Зауралье и Западную Сибирь шли в марте каждого года, на летние пастбища следовавшие за пасущимися животными мобильные охотники и скотоводы из Приилекских, Мангыстауских, Среднеазиатских и прочих просторов. На одной из Арало-Каспийских научных конференций, которых в Актобе прошло уже три, говорилось, что даже в XIX веке в Зауралье еще ходили на летние пастбища из Сырдарьинских степей.
Житель аула Майдан Акбулакского района Оренбургской области Казихан аксакал рассказывал мне: по словам его деда, каждую весну около его аула по мартовскому льду переходили в сторону Зауралья адайцы из Мангыстау и из всего Устюрта.
Кыстау моего прадеда Бексултана еще в начале XX века стоял на правом берегу Кобды недалеко от могилы Кобыланды батыра, а его прадед в 1830 годах участвовал в движении батыра Жоламана, протестовавшего против строительства линии Орск – Троицк, которая загородила путь ко многим летним пастбищам в Зауральской стороне.
Шли маршруты и по линии Юг – Север в Поволжье и Западное Приуралье. И на этих маршрутах цепи городищ-университетов занимались тысячи лет обучением студентов.
– Каким профессиям обучалась молодежь?
– Обучали всем профессиям: как стать абызом (мудрецом), учителем, астрономии, медицине, географии, геологии, шахтерству, металлургии, кузнечеству, животноводству, ветеринарии, агрономии, работе с деревом, обработке кожи, шитью одежды, строительству домов и юрт и прочим нужным специальностям.
Ну, кто на планете знал астрономию, географию, ветеринарию и медицину лучше мобильного охотника и скотовода, обошедшего и отплававшего весь мир? Прочтите внимательно о Токсарисе и Гиппократе, о Прометее уже говорили, о каменной и металлиндустрии тоже, но остановимся на мореплавании и агрономии.
– Какие имеются факты мореплавания у степняков?
– Здесь места уже становится мало для примеров, потому только скажу, что очень большой из океанов носит имя степняка Атланта, а Балтийское море называлось Сарматским и Северный Ледовитый океан – Скифским. Самая северная точка Евразии на мировых картах еще в XVII веке называлась мыс Tabin (сейчас Челюскина) и самая восточная (сейчас Дежнева) – тоже мыс Tabin! Потому-то Посейдон считается покровителем мореходства и коневодства. Вначале степняки из талы сплетали қорап (короб), обтягивали шкурами и получался корабль – поняли, из какого языка термины первичного мореплавания? Чтобы начать входить в историю мореходства, прочтите об этом в «Истории англосаксов» Ш.Тернера...
– А по агрономии?
– А теперь об агрономии. Я сам кончил Оренбургский сельхозинститут по специальности «Ученый агроном-экономист» и очень благодарен своим замечательным преподавателям за полученные от них знания. Но агротехника, к сожалению, в большинстве своем остается механистичной, и люди при урожае в 10 центнеров зерна с 1 га говорят, что не зря сеяли, при 15 радуются, а при 20, 30, 40 – рекордсмены.
– А как было раньше?
– А в 1943 году актюбинец Шыганак Берсиев получил 201 центнер проса с 1 гектара. И около десятка бригад области более чем по 100 центнеров с 1 га. Шыганака наградили орденом Ленина, заработанные деньги он отдал на постройку танков для фронта. Об этом есть газеты тех лет, книги, в т.ч. Бертольда Брехта «Тары». Когда Берсиева пригласили в Москву, он спросил президента Академии наук Т.Д.Лысенко: «…я сею просо, когда перестает дуть ветер с Каспия, поливаю просо, когда просо хочет пить!.. А вы как думаете»?.. Академик честно ответил: «…Вам лучше знать»!..
Все знают, что за столетие один или два раза любой вид растения или животного может дать невиданный урожай или приплод… Создается это оптимальным сочетанием всех факторов жизни именно для этого вида!. И абызы знали и умели создавать такое оптимальное сочетание факторов – что говорит о том, что такое знание и умение есть продукт многих тысяч лет наблюдений…
Шыганаку достались какие-то остатки знаний и умений предков, о таких людях говорят: «…арқасы бар»...
– Хорошо, что оставили тюркское название городища – Аркаим…
– Слово «Арқа» олицетворяется в одном из своих несущих значений как воздействующее инфополе отцов и даже Құдырета на отдельного человека или даже на целые поколения, немногие люди почти каждого поколения им владеют. Йым, Иім, Им – Доброта и в данном случае Арқаим – «Отцов Доброта»... Все тут осмысленно – посмотрите на контекст той местности с реками Ұлы Қаракен (Большая Караганка, Малая Караганка), Өтекен (Утяганка) и т.д., нет ничего случайного в сохранившейся священной топонимике.
Арқа Иім, как и десятки таких университетов, внедрял, воспитывал в студентах обе стороны динамического развития – морально-этические принципы и научно-технологический прогресс.
– Что за остатки знаний и умений предков, которые достались Шыганаку?
– Что в Аркаиме учили и агрономии, показывают небольшие участки посевов проса и ячменя, и нередко сегодняшние ученые (!), привыкшие, что «10 ц/га – это не зря сеяли»
Дастан ЕЛДЕС,
Қазақ үні