Тенгризм: мировоззрение, создавшее человека

Тенгризм: мировоззрение, создавшее человека

В настоящее время наша планета претерпевает небывалые глобальные изменения. Мы являемся свидетелями переломного момента в истории жизни на Земле. Нам выпало жить в эпоху всевозможных войн, конфликтов и природных катастроф, когда сам баланс жизни оказался под угрозой по вине человека. Человечество находится в условиях становления нового мирового порядка, усиления конфронтации и конкуренции мировых держав.  

В таких «апокалипсических» условиях не может не беспокоить судьба страны, человечества, Земли. В этом плане актуальность поднимаемых известным писателем-исследователем Торегали Казиевым проблем очевидна – мы наблюдаем в его интервью необычный синтез глубокой аналитики с прогнозированием, неординарное и прогнозное видение истории страны и человечества – цельность исторической картины как по матрице объясняет события современной жизни из событий прошлого. В этом новизна и оригинальность осмысления известных исторических парадоксов. 

Действительно, оценка обстановки в мире в контексте развития страны и человечества порождает массу вопросов. Были ли люди когда-то не разобщены? Для чего же вообще создали сапиенса? Из-за чего он пришел к такому плачевному моменту? Где на планете была точка первой «сборки»? Что скажет история?

Поиск ответов на эти и другие вопросы – вот основная тема нашего разговора с писателем Торегали Казиевым. 

Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.

Момент истины: обращение к истории 

Волго-Урало-Казахстанского региона

– Торегали Абдуллаулы, какая основная проблема современного человечества?

– К началу 2024 года внутривидовая конкуренция привела человечество к грани ядерной войны. Биологической, химической, геофизической, цифровой и прочей, способной даже не оставить следов о том, что была когда-то планета Земля и на ней обитали люди. Тот же результат может быть скоро достигнут и без участия человека, т.к. ИИ (искусственный интеллект) достиг уровня, превосходящего людей не только в вычислениях, но и в творчестве, когда компьютер решает задачи, которые ему не программировались!.. Ограничителей в виде морально-этических принципов у ИИ нет, атомизированное человечество ограничителей машине дать не может. Если бы люди как вид в целом сегодня придерживались нравственности, они бы к такому состоянию не пришли.

– Были ли и где – учения, религии, мировоззрения, законы, сплачивавшие светлой идеей людей воедино?

– Мы уже писали, что по источникам, Волго-Урало-Казахстанский регион являлся прародиной ностратических языков или даже языка всего человечества. Мнение российского лингвиста С.Яхонтова (1926-2018): «Наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы». Тот же адрес указывают палеолингвист М.Алинеи, историк М.Отт и др. в своей теории палеолитической непрерывности. 

Казахское наследие уже многие тысячи лет говорит об авторе праязыка: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы – Майқы би» – «У всех слов основа одна, праотец (слов) – Майкы би».

Археология и история свидетельствуют, что население древнейшего Южного Урала и Казахстана создало в каменном веке «всю мировую цивилизацию» (выражение классиков археологии Г.Чайльда и Г.Кларка), повысив производительность труда древних людей в 60 раз (Г.Матюшин. У истоков цивилизации. Археологический словарь; книги о Туране историков А.Нарымбаевой и Ж.Байжумина)!.. Возглавлявший четверть века Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию академик А.Маргулан так же пришел к выводу, что металлургию миру подарили евразийские мобильные охотники и скотоводы, а древние металлургические термины все (!) из тюркского языка.

 В книге М.Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи» указывается адрес центра Турана – где в каменном веке каган Йима (Джам, Жем, Майкы, Аргы Мак) начинал Золотой век человечества – в степи восточнее реки Волга (Идель, Еділ, Атиль). Там же, в Приилечье, автор монографии «Эпоха меди Степного Приуралья» С.В.Богданов выделил центр «тамаруткульской традиции» бронзового века, т.е. того же Волго-ЮжноУрало-Казахстанского пространства. 

И опять там же, на реке Илек, южном притоке Урала (Жайык) археолог К.Ф.Смирнов располагал начало тысячелетней Сарматии РЖВ (раннего железного века VIII в. до н.э. – IV в. н.э.), раскинувшейся от Прибалтики до Китая (К.Ф.Смирнов. Сарматы на Илеке; Т.Сулимирский. Сарматы). О том, что в каменном веке и при Валдайском оледенении в регионе развивалось скотоводство, свидетельствуют каменные загоны для скота на Устюрте (М.Магомедов и др. Каспийская Атлантида//Научная мысль Кавказа. 1994. №4). Что Йима пережил ледник, есть в индийских древностях.

                Как уничтожалась история хартленда целых 4000 лет

– Остались ли археологические памятники, материальные ценности от той эпохи? 

– В источниках можно найти, в т.ч. в археологической литературе, что в XIX веке и даже в XX веке левый берег Илека от Илецка до Актобе имел самую высокую плотность древних памятников во всей Евразии!.. После находок в 1860 годах «Золотого кургана» в местности Тамар-Уткуль, поразившего артефактами Петербург и Европу, пошла нескончаемая грабительская «золотая лихорадка», а стройки и сплошная распашка целины в XX веке уничтожили 99% ценнейших материальных следов древности. Можете ли вы поверить, что за один день могут взлететь в небо сразу 400 курганов из 500 древнейшего некрополя, эпохи меди и РЖВ?.. Это случилось около нынешней ж.д. станции Сагарчин в июле 1888 г. – так пишется в журнале «Вопросы археологии западного Казахстана» 1996 г., страница 7.

 Сейчас там ни одного кургана не осталось и нет следов в научной литературе о том, что же было в уцелевших в тот бурный июльский день 1888 года 100 курганах?! 

– Кроме курганов, какие еще были памятники?

– В Приилечье стояли многие древние города и один из них, между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района Актюбинской области, мог быть столицей Турана – городом Орнык, построенный каганом Майкы: «Майкы атам Орнық деген қала салған, /Бұл орын көпке дейін мекен болған, /Қаланың төңірегі екен қорған» (Майқы би. А. 2014., с.16). 

Академик И.М.Стеблин-Каменский с восторгом писал: «В разделе Авесты – Видевдате рассказывается, как первый царь Йима «владелец добрых стад», царь-пастух Золотого Века, строит первый город!» – это же о нашем (!) городе Орнык!..

В начале XX века камни того священного города ушли в тело железной дороги Оренбург-Ташкент, а после – на советские стройки и периода «дикой демократии» 1990-х годов... Знаю людей, которые возили оттуда камни по заданиям начальников, один из них – Федор Ильцов – еще живет в Соль-Илецком районе… 

Рядом с уничтоженным городом еще чудом сохранились святилища, названия местностей Майкысай, Майкыбулак, Мак-Бал-сай (Бал – потомок Майкы и тоже каган Турана), а в середине Актюбинской области река Жем/Йембі, в Челябинской области знаменитый Арка Йым (Аркаим) – тоже с именами устроителя Золотого века человечества. 

По Илеку и Кобде и сегодня живут табынцы и таманцы, которые принадлежат к союзу племен Жетиру (картказак), живущему в пределах указанной археологом С.В.Богдановым территории «тамаруткульской традиции». Родословную Жетиру возглавляет Аргы Мак, в Старшем жузе, в тюркских народах именуемый – Майкы. Имя Мак (Волк) дано при рождении, священное и потому в обиходе чаще употребляли обережные имена (жанамаат) – Махмет, а потом Майкы, Жем, Йембі, Йима и т.д.: «Атанған Махмұт дана, болып Майқы» (Майқы би. А. 2014. С.17). 

– Разве сохранить, исследовать памятники древности – не забота государственных органов?

– Мне приходилось лет 30 обращаться к ученым и администрациям Оренбургской области РФ и Актюбинской области РК – в обеих протекает река Илек, чтобы начали исследования остатков хотя бы двух важнейших городов Приилечья. Увы. К примеру, у посетившего место одного города (между Акобой и Васильевкой) профессора из Оренбурга не оказалось интереса к тюркским древностям, а актюбинские спецы по изучению и охране памятников даже не выехали к месту возможной столицы Турана… 

Еще хуже обращения к официальным администрациям, ведь начальник не историк, зовет к себе докторов и академиков, специалистов по истории компартии и средневековью, а те консультируют боссов на уровне давно отживших учебников, потому как отлично знают по теме защищенных диссертаций, а об остальном – ни, ни!.. Мне было творчески стыдно видеть отсутствие даже пониженного научного уровня по данной проблеме у обладателей немалых званий и степеней…

– Получается, и никаких следов не останется от древних памятников? 

– При приезде в Астану в 2005 г. Генри Киссинджер прямо объявлял, что Казахстан является колыбелью цивилизации, но некоторые из наших (!) руководителей тогда на полном серьезе считали, что степняки до 1991 года, т.е. до них, никогда не имели своего государства... И за 18 лет после отъезда мэтра мировой дипломатии никто из официального научного мирка не удосужился расшифровать миру подаренную мэтром аборигенам такую многообещающую инновационную формулу-идею!..

Бренд потрясающий – хотя бы для создания индустрии туризма, находящемся на третьем месте в мире после торговли нефтью и автомобилями… Братскую Турцию ежегодно посещают более 40 миллионов интуристов, Грецию, Италию и Египет тоже многие миллионы туристов, хотя не они подарили миру цивилизацию, а на прародину цивилизации ни одного миллиона в год туристов не приезжает…

Быстро исчезают даже дошедшие до XXI века памятники: между Жайсаном и Корниловкой были каменные аллеи, не уступавшие французскому Карнаку, где на каждом камне табличка об охране французским государством, но здешних камней с каждым годом все меньше и меньше, сейчас может и совсем нету – уже лет 15 там не был… Над Бала Кобдой же у аула Шаган были сотни резных красивейших кулпытасов, с VI века до н.э. по XIX век, – уже 20 лет назад исчезли совсем. На Жеке около Акобы приезжаю в один год – 45 кулпытасов, приезжаю на следующий – осталось 15… И видны следы грузовиков: подъезжают мародеры к самым красивым памятникам и грузят – продают в города богачам, которые украшают ими свои усадьбы и дачи… Бездарная пропажа наследия предков… Которое уничтожается уже тысячелетиями…

– Может быть, есть письменные свидетельства? 

– Тюрколог Аманқос Мектептегі о 16 сменах письменности у тюрков после 1900 гг. до нашей эры: «Біздегі қордаланған білімнің бәрін 16 рет төгіп тастады. Осы уақытқа дейін 16 жазуды пайдалансақ, біздің миымыз 16 рет ауысты. Өзіміздің адамзат қоғамына қосқан үлесіміз бола тұра, басқалардың игілігін малданып ғасырлар бойы жүреміз» (Ежелгі руна жазуын мектептер мен университеттерде оқыту керек пе?/Алашайнасы. 20.02.2018).

Последние две смены письменности у казахов произошли в прошедшем веке при большевиках – убивали народную память.

– Были еще целенаправленные уничтожения памятников?

 – ...Об арабских нашествиях VIII века в Среднюю Азию великий Беруни: «И уничтожил Кутейба людей, которые хорошо знали хорезмийскую письменность, ведали их преданиями и обучали наукам и подверг их всяческим терзаниям... погубил хорезмийских писцов, убил их священнослужителей и сжег их книги и свитки, после этого хорезмийцы остались неграмотными и полагались в том, что им нужно, на память» (Беруни. Избранные произведения. Ташкент. 1957. С.48).

 В XIV веке в 1388 году Тимур сравнял с землей столицу Хорезма – посеял ячмень. С начала 1391 года он уничтожает города и их население в Волго-Урало-Казахстанском регионе и Сибири, в особенности те рода и племена, которые славились своими абызами и поддерживали вокруг себя исконные народные традиции – тенгризм. 

Как писал историк Марлен Зиманов: «Тимур совершил на кочевников могульских джете и их дулатских эмиров по 8-10 походов... Тамерлан в 1391 году вместо прямой дороги на Итиль и Самарскую Кондурчу очутился в Западной Сибири, где разгромил шибанидские улусы Сибири. Он все сжег до нынешнего Тобольска (а тогда Кашлыка и Искера). Далее он пошел через нынешние Павлодар и Костанай, и все стер в такую «пыль истории», что память про те города осталась только в книге В.Егорова «Города Золотой Орды...»... Легкая кавалерия дошла до Алтая. Там он провел зачистку ордынских племен точно так же, как в Моголистане. И вот отсюда он развернулся на Жайык».

То, что сделал головорез Кутейба в Мавераннахре в VIII веке, Аксак Тимур повторил в XIV веке в казахских, башкортских, татарских, сибирских, алтайских, северокавказских и прочих землях…

– Неужели ничего не сохранилось в народной памяти, народной традиции?

– Как писал башкортский историк А.Зарипов, той весной Тимур разгромил страну Табын иле, входившую в государство Чингисхана на правах члена конфедерации – бывшую интеллектуальную сердцевину Древнего Турана, включавшую в себя семь племен Картказака/Жетиру, предком которого был каган Турана Аргы Мак (Майкы, Йима, Джам). Некоторые роды были вырезаны полностью. Остатки Табын елі разбрелись, разделившись на 17 частей. В том 1391 году 18 июня на реке Кондурче произошла битва, где армия хана Золотой Орды Токтамыса проиграла армии Тимура.

О зверствах самаркандского кровопийцы в 1395 году на Северном Кавказе из материала «Домбай инфо» под заголовком «Нашествие Тимура»: «...Поход Тимура на Северный Кавказ был страшным. Тимур ставил целью разрушить потенциал, физически истребляя население и сравнивая с землей города... в фольклоре карачаевцев и балкарцев сохранилось имя этого завоевателя, ликвидировавшего государственность Алании, подвергшего его народ тотальному уничтожению». 

Бақытжан Әуельбеков: «В Золотой Орде было около 150 городов»... Вадим Егоров: «Практически все города были сожжены и разграблены... 1395 год практически последний год существования Золотой Орды в прежних формах и на прежней территории… Агония распада длилась до середины XV века» (В.Егоров. Золотая Орда: мифы и реальность). «В 1405 году в Париже Тимуру поставили памятник с надписью «Освободителю Европы» (Т.Равшанов. /Центразия. 25.06. 2007).

 Это только несколько примеров того, как уничтожали историческую память…

                            Наследие народов все еще живо

– Может, есть свидетельства в источниках других народов?

– Многие ученые утверждают, что из степного тенгризма вышли зороастризм, абрамические и другие религии и учения (А.Қасымжанов. Рухани тамырлар //Қазақ. А. 1994). Можно в Интернете прочесть и труд Э.Шюре «Великие посвященные», где он называет Йиму (Майкы) Учителем всех последующих пророков: Зороастра, Моисея, Рамы, Иисуса и др. И материальные следы жизни таких подвигов степняков сровняли с землей – для чего? Чтобы люди не знали о Золотом веке человечества…

 Но источников для обоснования вышеуказанных достижений степняков еще есть тучи в наследии народов мира, из них приведем только один древнегреческий: «Похитил огонь для людей Прометей... Научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму… он познакомил с металлами, научил добывать их в недрах земли и обрабатывать. Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо… впряг коня в колесницу… построил корабль, открыл им силу лекарств» (И.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1981. С.86-87). 

Аполлоний Родосский писал: «Прометей был прежде – скифским царем»!..

 А прототипом древнегреческого божества Посейдона, по книге Геродота «История», являлся скифский Тагимасад – это потомок Аргы Мака (Майкы) – Тогым. И тоже отражен в топонимике: местность Мар Ток в Актюбинской области, Мартокский район, аул Марток. В Оренбургской области река Ток, город Тоцк, Тоцкий район. И трезубец (тарак) Майкы и Тогыма, конечно, отмечен в руках Посейдона…

– Что еще осталось в памяти народов о той эпохе? 

– Память народов мира о Золотом веке человечества коррелирует и с девизом кагана Турана Майкы (Йима), «поднявшего своими руками девятерых из сорока ханов» Турана, приведенным в сказании «Бұл қазақ қай уақытта «үш жүз» атанған»: «Если хан справедлив, с его головы не соскользнет счастье, если народ основателен, и по черной земле проведет корабль». Ясно, если этот призыв исполнялся и на деле, то это был действительно Золотой век – для тех стран, которые находились в сфере влияния Турана…

Вот шумерские документальные источники III тысячелетия до н.э., из книги проф. Н.А.Иванова «Всеобщая история», стр. 36: «Классическая модель развития – Шумер 3-й династии Ура. От нее дошло 100 тысяч клинописных табличек. Однако и в предшествующий период все элементы этого общества были в нем заложены. Этот тип организации общества обосновывался морально-этическими принципами… закон, что главная цель – защитить слабого от сильного… Древний Египет… Принцип организации общества был близок к шумеро-вавилонскому… все были равны… общие черты ранней древности – отсутствие рабов».

– Какая отличительная особенность Турана?

– И Шумер, и Египет, как и древнейшая Греция, входили в конфедерацию Турана, об этом мы приводили ранее источники, а вот характеристика социального устройства метрополии (Турана) археологом С.В.Богдановым: «Изучение социальной организации древнего населения позволили определить внесословный характер погребального обряда. До сих пор в Самарском Заволжье и степном Приуралье не обнаружено ни одного курганного некрополя военной аристократии, жрецов, ремесленников и т.п. Анализ материалов приводит к парадоксальному на первый взгляд выводу: все основные подкурганные захоронения III тысячелетия до н.э. принадлежат одной социальной группе древнейших номадов… основу социальной организации составляли семейно-родовые кланы» (ру – Т.К.) (Проблемы изучения ямной культурно-исторической области. Оренбург. 2006).

Или вот мнение профессора Нины Леонидовны Моргуновой, из первой тройки бронзовиков России: «…вызывает удивление полное отсутствие каких бы ни было свидетельств имущественного и социального неравенства» (Археология Оренбуржья. с.75). 

Выражения «к парадоксальному выводу», «вызывает удивление» говорят о том, что настоящие практические подвижники археологической науки на основе своих исследований приходят к тому, что никакого кастового общества и даже понятия о рабстве на просторах Евразии от Дуная до Китая в древности не бывало. Хотя уже несколько веков официальные учебники истории излагают гипотезы о каком-то древнем кастовом строе, при том, что никаких следов кастовости от Дуная до Чукотки и Китая нет... 

Скажем, русский человек даже в начале XVII века говорил, что он «отрок Божий», а о тюрках Л.Н.Гумилев писал, что тюрки до прихода арабов и иранцев в VIII веке вовсе не знали понятия «раб» и слово «гул», «кул» имело другое значение. К примеру, «құл» означало «Құдыреттің ұлы», т.е. «Всемогущего сын» – значение то же, что и «отрок Божий»... 

– Есть ли свидетельства о структуре древнего общества?

– Роды, племена были кластерного типа, т.е в каждом из них имелись специалисты всех специальностей: абызы/управленцы/ученые/учителя, охотники/воины/скотоводы, собиратели, кенгеры (шахтеры), ремесленники, торговцы, рыбаки и прочие. Самообеспеченность кадрами всех отраслей являлась жизненной необходимостью при мобильном образе жизни, иначе просто можно погибнуть от тех или других реальных вызовов. После выборов хана происходил «хан талапай», его имущество делили между бедными сородичами и жил хан «на одну зарплату» в зависимости от результатов хозяйственного года и никаких «диктаторств» быть не могло. Демократия тенгризма. Конфедерация Турана, создающая оптимальные возможности для полноценного развития всех членов конфедерации...

– По какой причине обозначение «Конфедерация Турана» (как и само название «Туран») не встретишь в исследованиях?

– Тут также нужно иметь в виду, что в научной литературе государство Туран и точный адрес центра его редко употребляется, разве только такими авторами как М.Бойс, А.Нарымбаева, Ж.Байжумин и другие. 

Особенно трудно археологам – свяжись с борьбой с отжившими гипотезами и не будет финансирования раскопок, а также пойдут другие меры воздействия. Скажем, историки пишут, что до 1900 гг. до н.э. Шумер и все страны от Персидского залива по Сибирь входили в Циркумпонтийскую металлургическую провинцию (ЦМП) евразийских скотоводов с центром на Южном Урале, но что это Туран и не обмолвятся, хотя, к примеру, некоторые номера журнала «Российская археология» иногда почти целиком посвящены ЦМП.

Тысячелетняя засуха, распад Турана около 1900 гг. до н.э. 

и начало деградации сапиенса

– Как долго сохранились справедливые законы древности?

– Итак, как писали мы в предыдущих материалах, около 1900 годов до н.э. государство Туран распалось, после тысячелетней засухи, и большое количество его населения переселилось в разные страны. Ведь даже река Волга высохла (Идель, Еділ, Атиль, Карасу Атиль – у индийцев стала Сарасвати)!... 

По источникам, первым каганом Турана около 14953 г. до н.э стал Майкы и, значит, государство Туран просуществовало около 13 тысяч лет. Выше было показано на примерах, что в Золотом веке человечества действовали морально-этические принципы (тенгризм), на которых основывались социальная организация общества и законы государства. 

 После распада Турана человечество потеряло объединяющую цель жизни. Мечту. На казахском слово «мечта» определяется словом «арман», которое состоит из «ар» – «честь» и «ман» – «человек». То есть тенгризм воспитывал и продолжает воспитывать, но уже в уменьшенном ареале – «человека чести». После 1900 гг. до н.э. система воспитания человека чести разрушилась, сузилась, потеряла динамику. Начался разброд и парад эгоизмов.

В книге Н.Иванова «Всеобщая история» (Изд. РАН. 2005. с.171): «Характерной чертой поздней древности (рубеж II – I тысячелетий до н.э.) было появление рабства… начали финикийцы, продолжили греки». В Афинах в IV веке до н.э. из 431 тысячи человек населения 93% были рабами (А.Боннар. Греческая цивилизация. М. 1992. С.145). Европа, США и многие другие страны только во второй половине XIX века отменили у себя рабство/крепостничество.

Корни и основные формулы тенгризма

– Насколько изменились справедливые законы древности?

– После распада Турана религии и прочие учения вначале многое основывали на тенгризме, но постепенно под давлением различных эгоистичных властей признавали как рабовладение, так и некоторые другие отрицательные вещи… Сегодня в ходу рабочая поговорка «большая рыба поедает маленькую» и реальная грань ядерной войны. Раздувание ненависти, гибридные войны, дезинформация, деградация смыслов, крайнее засорение информационного поля человечества, что грозит отключением от вселенского мегаполя…

– Как проявился отказ от тенгризма?

– Наряду с падением нравов происходит и антропологическая деградация: по исследованиям ученых за нынешние три тысячи лет произошло резкое уменьшение массы человеческого мозга, подтверждающее тезис о духовности материальности и материальности духовности. С.Дробишевский, кандидат биологических наук, доцент МГУ в материале «Ученые узнали, почему за последние три тысячи лет наш мозг уменьшился в размерах» (Антропология РУ): «…выяснилось, что уменьшение нашего мозга произошло около трех тысяч лет назад»… Статья «Почему у древних Homosapiens мозги были больше, чем у нас» от 5.05.2020 в «Дзен»: «В среднем мозг современного мужчины весит 1375 гр., женщины – 1275 гр. Согласно антропологам, исследовавшим почти 1500 черепов людей, живших между 30 – 2 тысячелетиями до н.э. масса мозга тогда составляла – 1500 гр. у мужчин и 1400 гр. у женщин. Уменьшение на 100 – 165 кубических сантиметров»!

О том, что при падении нравов начнет уменьшаться мозг, авторы праязыка знали и отметили это в своем мировоззрении, в частности в лексическом словаре…

– Какие были отличительные черты жителей древней Степи? 

– По исследованиям тюрколога Едиге Турсунова в среднем палеолите (600 тысяч лет назад – 70 тыс.л.н. – П.Е.Матвеев. Метод. пособие по хронологии... Владимирский ГУ. 2006) в регионе (Волго-Урало-Казахстанском) возникает дуальное общество, где роды и племена обмениваются невестами (обычай жеті ата). 

При сватовстве от каждого рода выходят акыны и состязаются в айтысе. Пример широкого общения и развития речи и интеллекта, т.к. нужно уметь сочинять и запоминать длинные тексты, а с учетом того, что это делают мобильные охотники, такое общение родов и племен, состязания в красноречии, родство и взаимное дружелюбие всех по пути встречающихся людей, распространяются минимум на расстояния от Ямала до Тибета и от Дуная до Китая. Ведь мобильные охотники шли по ежегодным маршрутам за пасущимися животными, которые забредали в любые уголки Евразии. 

На суровых открытых пространствах Евразии некуда спрятаться и защититься людям от хищников можно только вместе, плечом к плечу, спина к спине – идея единства человеческо рода родилась тут, в жестоких боях против миллионов хищников. Род, коллектив, артель. Формула: человек человеку друг, товарищ и брат, сестра – не забудем, что знаменитые своими подвигами амазонки вышли из степных просторов! Причина не в в выдуманном фантазерами матриархате, которого никогда не было, а в социальной организации, когда при мобильном характере жизни был ценен каждый боец и сыновья и дочери с рождения воспитывались воинами, способными дать отпор любым нападениям...

 И бывало, если умирал хан/каган, его жену могли оставить вместо супруга, которая благодаря талантливому правлению оставалась в памяти последующих поколений, почитавших аруахов – своих светлых предков. Иноземцы принимали это за почитание богов, как и уважительное отношение степняков к Солнцу, Луне, Земле, Огню и другим субъектам/объектам Мироздания...

 В тексте Авесты, к примеру, есть богини Анахита (Кетебике) и Аши – это реальные праматери: племени Кете, и рода Ашебек племени Табын. Муж Ашебек также отмечен в наследии, это Аспамбет (Есімбет, Еспембет): «Аспамбет азан шақырды, Адай деп берді атымды» (дастан «Адай»). Все отмечены в шежре и др. источниках, а в Авесту, в Библию (Ашира) и др. попали при переселении из Степи после тысячелетней засухи... Пророк Зороастр (Жарастыр – по «Истории татарского народа» М.Закиева) в тексте Авесты не раз заявляет, что он из племени тама – тама и сейчас по Илеку живут и таминец Жарас агай у нас в совхозе ветеринаром работал!..

И антропология древнейшего населения региона была смешанная – европеидно-монголоидная, что подтверждается, как и обычай жеті ата – археологией и генетикой, к примеру останками охотников 34-тысячелетней давности на стоянке Сунгирь на краю города Владимира. Там нашли 65 тысяч артефактов, в т.ч. тысячу украшений...

                                   Первый словарь

– Когда же начинался тенгризм?

– По источникам, тенгризм был и около 117 тысяч лет назад в начале Валдайского оледенения, когда северная часть региона находилась в зоне тундры и тундро-степи, и тамошнее население жило в пещерах и подземельях, как змеи, выходящие на свет только для добычи пищи. Об этом символически свидетельствует и наследие многих народов мира, поскольку обладатели праязыка и их потомки расселились по всей планете.  

Если из фактического места действия, то вот эпос «Кобыланды батыр» варианта жырау Айсы Байтабынова из Кобдинского района Актюбинской области: «Қобыланды өзі тым шебер еді,/...серкенің мүйізінен/Тарақ істеп береді./Ай қараңғы, бұлт күні тарақтың сәулесі/Сәскелік жерге түседі»...

 Здесь Кобыланды (Коб жыланды), сидя под землей, изготавливает из рога животного испускающий свет тарак (трезубец). Древние слова и тексты абызы составляли многозначными, и часть значений их сейчас приоткроем: «Коб» – кендгер кобан журты, кыпшак, мастер, Солнце. «Ыланды» – змеиный, добрый, абыз. Термин «змеиный» и то, что батыр сидит под землей, символически показывают время начала Валдайского оледенения. «Иыланды» – «добрый» (вспомните выражение «көңілі иіді» – душа подобрела). 

И еще: абызы в древности называли себя «змеями», у Моисея «Медный Змий» имелся, Иисус и др. светлые учения древности относились к этому образу положительно – это по ходу «заимствования» и «оседлывания» светлых учений эгоистами наряду с признанием рабства и других отрицательностей стали причислять Змия к «нехорошим» символам… Тарак (трезубец) – тамга живущих по Илеку и Кобде таракты табынцев, а также племен таракты Среднего жуза и жалаир Старшего жуза и это также один из самых загадочных знаков рунической письменности… 

Тарак (трезубец) отмечен в руках абызов и каганов Турана, в т.ч. Майкы (Джам, Йима, Аргы Мак) и «означал в начале лучи солнца, само Солнце и Тангры (Тенгри)» (булг. летописи «Джагфартарихы). И пишется там, что абызы звали себя, свое племя/народ словом «қазақ». Слово это было священным и поэтому неабызы вместо него произносили «казаяк», казык, азык и т.д... 

– Вы упомянули о словаре. Что за словарь?

– Пришло теперь время и о словаре поговорить... Состав сегодняшнего языка состоит из трех частей: 1. Слова и фразеологизмы до 1900 годов до н.э. 2. Измененные слова и фразеологизмы и их измененнные значения после 1900 гг. до н.э. 3. Новые слова.

 Слова и фразеологизмы первой части несут в себе следы первых слов охотничьих эпох и языковой реформы при кагане абызе Майкы в 15 тысячелетии до н.э., где словарь не имел ни одного слова с плохим значением, как в организме нет ни одного плохого органа.

– Торегали Абдуллаулы, огромное спасибо за содержательное интервью!

Дастан ЕЛДЕС,

Қазақ үні 

Сурет авторы Қазақбай Әжібекұлы