Почему в РК не поддерживаются институт семьи и многодетность
2024 ж. 09 қаңтар
2357
0
В целом проблема разводов в нашем обществе всем известна. Хотя она доросла до уровня общенациональной катастрофы, государство не реагирует адекватно. Ныне наша республика занимает второе место в мире по количеству разводов! Как до этого мирового рекорда докатился народ, который издревле первостепенное значение придавал счастью и благополучию семьи и рода?! Впору бить во все колокола – о чем думают госорганы и организации, отвечающие по профилю за семью, семейные отношения и детей?
«Ел боламын десең, бесігіңді түзе»
Одна из больших социальных проблем современного Казахстана – распад семей – всесторонне, комплексно, научно до сих пор не рассматривалась на государственном уровне. И не решалась. Этот процесс начался в лихие 90-ые годы – его пустили на самотек, но даже с улучшением экономики распад семей продолжался и продолжается.
В итоге с 2014 года по количеству разводов республика вошла в первую десятку в мире. В последние годы в стране увеличилось количество разведенных семей. По статистике, каждая третья супружеская семья распадается в Казахстане. В 2017 году – новое «достижение»: на 1 августа зарегистрировано 75 701 акт о заключении брака и 31 469 актов о расторжении брака. Мы вплотную подошли к мировому рекорду, когда будет распадаться каждая вторая семья!
И вот, согласно международному исследовательскому сайту World Population Review, Казахстан занял 2-е место в мировом рейтинге разводимости. В 2022 году было заключено 140 256 браков и зарегистрировано 48 239 разводов.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и относятся к числу фундаментальных конституционных ценностей Республики, которые закономерно вытекают из высоких целей и базовых принципов, сформулированных в Основном Законе.
В своей совокупности они обеспечивают преемственность поколений, выступают условиями сохранения и развития народа Казахстана.
Такая статья в Конституции, но на деле в Казахстане семья не находится под защитой государства и не относится к числу фундаментальных конституционных ценностей.
Старшее поколение помнит, что в советское время разведенному человеку было труднее делать карьеру, чем семейному, в обществе разводы порицались. Был даже налог на одиноких и бездетных, который существовал в СССР в период с 1941 до 1992 года. Он составлял около 5 % от заработной платы. Всемерно поддерживалась и многодетность.
РК на государственном уровне забыли о древнем законе жизни – семья есть первичная и основная ячейка общества. Многие национальные особенности, нравственные устои, законы и обстоятельства в Степи способствовали развитию семьи как основы общества и рода – ведь семьи создают общество и род, а не общество (и государство) создает семью.
Семья является фундаментом, главным конструктивным, узловым компонентом государства. Без сомнения, крепкая семья – основа общества. Недаром наш великий писатель Мухтар Ауэзов сказал: «Ел боламын десең, бесігіңді түзе».
По этой причине государство должно направлять все усилия на решение семейных проблем граждан, укрепления института семьи. У нас же этого не было сделано на должном уровне.
Самое главное, от семьи зависит воспроизводство самого населения, семья – основа демографии. Между тем Казахстан – одна из самых малонаселенных стран мира, плотность населения страны составляет лишь 6,3 человек на один квадратный километр.
Конечно, в такой малонаселенной стране меры демографической политики должны быть направлены на повышение рождаемости. Однако такое всем понятное правило не было принято на должном уровне – ведь государство должно стремиться управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации.
Понятно и то, что большое количество населения – основа и большого государства. В конфликтных ситуациях, в мировой конкуренции в основном выживают страны с большим населением. Не говоря о возможных военных ситуациях и государственной безопасности.
Надо учитывать и глобальные изменения климата. Например, в мире ежегодно растет количество климатических беженцев. Если в последние годы это 70 миллионов человек, то будущем они могут быстро расти за счет климатической катастрофы. По оценкам Института экономики и мира (IEP), 1,2 миллиарда человек по всему миру могут быть перемещены к 2050 году по причине изменений в окружающей среде.
Если у соседей будут частые климатические катаклизмы, то беженцы могут выбрать Казахстан – малонаселенную страну, где 20 миллионов населения могут «раствориться» среди многочисленных мигрантов.
Надо готовить молодежь к семейной жизни
Эксперты главными причинами разводов в Казахстане называют: алкоголизм и наркомания, насилие в семье, измены, увлечение азартными играми, несовпадающая сексуальная ориентация и др.
И задача государства – начать масштабную работу по искоренению основ лудомании, наркомании, алкоголизма, насилия и т.д. Например, в некоторых странах законодательно запрещены всевозможные азартные игры. У нас же азартные игры, наркотики, спиртное дороже, ценнее, ближе семьи?!
Оказалось, при подаче заявления на развод по обоюдному согласию граждане нередко указывают причину развода как «несоответствие характеров».
Причина «несоответствие характеров» говорит о том, что молодые и немолодые люди не были готовы к семейной жизни. По этой причине искали причины для развода: несоответствие характеров, а что его/ее терпеть, поиск недостатков и т.д. говорит о неправильном представлении о будущей совместной жизни, будто семья – соревнование, конкурс, соперничество (если, конечно, не алкоголизм и наркомания, насилие в семье, увлечение азартными играми и т.п.).
И ныне первостепенная задача государства сделать разводы невыгодными и, наоборот, всеми способами способствовать сохранению семей и рождению детей. В программу средней школы необходимо включить специальный предмет по семейным ценностям, молодежь надо готовить к семейной жизни. Также необходим институт семейных психологов.
Надо понимать, что семейная жизнь – это компромисс, дипломатия, избегание конфликтов и т.д. Это ответственный и не всегда легкий выбор отдельного человека – заботиться о партнере, поддерживать его и прощать. Они должны проявлять в отношении друг друга взаимную поддержку, благодарность, доверие, прощение. Именно эти качества достоверно делают брак не только крепким, но и счастливым.
Основы психологии семьи говорят о том, что не нужно пытаться изменить других людей и переживать из-за того, что это не получается. Мы можем менять только себя.
К тому же одинокие люди живут меньше, чем семейные, которые в старости поддерживают, заботятся друг о друге, не говоря о детях и внуках.
Отрадно, что тема разводов наконец прозвучала в парламенте. В частности, летом 2023 года депутат Мажилиса от партии Respublica Нургул Тау выступила с инициативой создания Агентства по делам семьи, женщин, детей и молодежи в Казахстане.
Нургул Тау в своем депутатском запросе обратила внимание на растущую статистику разводов, домашнего насилия и суицидов, подчеркивая необходимость укрепления института семьи, защиты прав женщин и детей, а также создания благоприятных условий для молодежи.
Семейная политика во Франции как образец
Чтобы увеличить рождаемость, государства выплачивают пособия, предоставляют льготы многодетным семьям и молодоженам, предоставляют жилье на льготных условиях или даже бесплатно, с рождением каждого ребенка выплачивают определенную сумму, погашают кредиты, расширяют сеть дошкольных учреждений, проводят соответствующее воспитание молодежи, готовят ее к семейной жизни и т.д.
Первой страной, где были предприняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция.
Государственная поддержка во Франции, реализуемая на протяжении уже более 60 лет, включает многочисленные семейные пособия и выплаты, отпуска по уходу за детьми, налоговые льготы, бесплатные ясли и детские сады. 43-46% всех выплат приходится на многодетные семьи.
Семейная политика во Франции ориентирована на занятость родителей. Женщинам оказывается помощь в совмещении родительских и трудовых обязанностей. Существует развитая система ухода за детьми до 3-х лет (этот период – ключевой в жизни семьи, влияет на решение пары, сколько иметь детей), дошкольное образование получают почти все дети до 6 лет.
Управление семейной политикой строится на принципах партнерства государства, бизнеса, общественности и семей. Существует продуманная система институтов семейной политики (среди них – Высший совет по делам семьи, Национальная касса семейных пособий и т.д.).
К 2050 году население Франции, по прогнозам, составит 75 млн человек против 60,7 млн сейчас.
Опыт показал, что государство (детские дома) не смогло дать полноценное воспитание детей, сопоставимое с воспитанием в семье.
Традиции древней семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.
В традиционной семье дети выполняли функцию пенсионного обеспечения – они заботились о престарелых родителях. Государственное пенсионное обеспечение и дома престарелых в известной мере вытеснили эту функцию детей – в старости теперь можно обойтись без детей. А ведь можно же и через заработную плату и пенсию вознаграждать многодетность – повышать их в зависимости от количества детей.
Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маменькиных сынков, как часто бывает ныне, не говоря о неполных семьях, где обычно воспитанием занимается одна мать.
Естественно, традиционное воспитание готовило детей, прежде всего, для брака, от благополучия которого всецело зависела жизнь человека. В первую очередь от наличия детей.
Разводы порождают разводы
Помните, как ответил первый президент по поводу многодетности, женщинам, требующим соцподдержки? Нурсултан Назарбаев ответил: «Лозунги поднимают: «Мне дай, у меня много детей, у меня мало зарплаты, дай». Так ты о чем думал? Это же твои проблемы, ты же с государством не советовался когда-то».
Это было не первое высказывание Назарбаева, содержащее критику требований о помощи. Незадолго до сложения президентских полномочий Нурсултан Назарбаев, встречаясь в столичной резиденции с женщинами в канун 8 марта, сказал, что гражданам не стоит рассчитывать, что «всё предоставит правительство», «как в советские времена».
Между тем у нас с 2013 года 10 сентября отмечают День семьи – в стране-рекордсмене по разводам, где институт семьи дышит на ладан! Ведь основной целью учреждения и ежегодного проведения этого праздника стала реализация национальной государственной задачи по сохранению культурных ценностей, традиций, духовности, воспитанию подрастающего поколения, преодолению демографических проблем, а также проблем социального характера через институт семьи.
А первый президент откровенно сказал: государству не нужны ваши дети; семья, дети – это ваши проблемы, а не государства, не будет поддержки многодетности, как в советское время.
Было время, когда сразу с рождения ребенка становились в очередь в детский сад – был огромный дефицит с местами, было время, когда плата за место в детсад почти сравнялся с оплатой учебы студента в вузе.
Возможно, разводы старшего поколения порождают разводы молодого поколения – ведь дети в разведенных семьях воспринимают разводы родителей как норму, потому что воспитывались в «разведенных традициях» и не было отца как образца мужского отношения к женщинам, как члена семьи или ее главы.
А вторая семья, «токалки» стали модной и престижной традицией в среде состоятельных мужчин, начиная с первого президента. Ее дополнила исламская традиция многоженства.
Но при этом у нас осталась вне внимания огромная армия детей, которые после разводов остались с матерями и потеряли связь с отцами. Мы не заметили огромную социальную проблему, как появление большого количества детей без отцовского (мужского) воспитания – они не видели воспитания в полной семье, не представляют в полной мере семейные ценности.
Давно идет тенденция: современный мужчина перестает быть главой семьи, и нередко он – не продолжатель рода. Ныне у мужчины – незавидное место в семье, которое противоречит его традиционному положению.
Есть известное выражение «казахский народ состоит из родов», однако при этом не учитывается в этой системе реальные права и возможности мужчины – он давно потерял, как ни странно, свое положение как продолжателя рода. Ныне принадлежность к определенному роду отнюдь не означает реальную принадлежность к нему по отцу.
В самом деле, дети получают воспитание в семье: какая семья – такое и воспитание. Первые впечатления, взгляды, языковую практику, знания, навыки и т.д. ребенок получает в семье. Через семью передаются семейные ценности, рассказы о предках, трудовые традиции, основы нравственности, духовной культуры и т.д.
Ведь мальчик и девочка нередко воспринимают отношения между папой и мамой как образец или даже сценарий своей будущей семейной жизни. В глазах ребенка образцом мужчины является отец, женщины – мать. В неполной семье отсутствует один из образцов – обычно стереотип отца.
А с приходом «дикого капитализма» отношения между мужчинами и женщинами подверглись «коммерциализации»: появились «токалки», проститутки, проституты-мужчины и т.д., люди превратились в товар – появилась даже торговля людьми.
Нравственные устои народа, древние семейные традиции дали заметную трещину, традиционный институт семьи разрушается на глазах и уходит в прошлое.
В итоге у нас растет поколение «без роду и племени». В их глазах глава семьи – женщина, и соответственно формируется семейная иерархия отношений. Недаром психологи уверены, что многие неженатые мужчины – это взрослые «мамины сыночки». Поэтому советуют родителям, особенно матерям, вовремя «отпускать сыновей».
Вполне возможно, что воспитание в неполной семье развивает в ребенке комплекс неполноценности, он может перенять от матери недоверие, негативное отношение к мужскому полу, если осталась вражда между родителями после развода. Нередко ребенок в неполной семье растет эгоистом, недоверчивым, ревнивым и т.д.
И проблема в данном случае не в возрождении родовых отношений. Проблема в том, что современный мужчина перестал быть главой семьи (и рода), прервана связь поколений через отца, произошло изменение социального статуса, соответственно снижена ответственность за семью. И наряду с другими эта одна из основных причин небывалых разводов и распада семейных отношений.
Пришло время пересмотреть закон «О браке и семье»
Дело дошло до того, что мужчины легко бросают женщин с детьми, как и женщины легко идут на развод – они уже не дорожат семейным очагом, как раньше до революции, не говорят, что семья – это святое.
Потерялось, так сказать, природное начало в мужчине – иметь и воспитывать своих детей, не развито чувство отцовства, не говоря о чувстве продолжателя рода. Например, уход за маленьким ребенком считается чисто женским делом – редко увидишь мужчину, который нянчиться с ним. В садике и школе также на родительские собрания в основном ходят женщины. Не говоря о пьянстве, наркомании и т.д., которые некоторым мужчинам дороже и ближе, чем семья.
Если мужчина хочет видеть ребенка после развода, ему назначают какие-то часы или минуты общения, а иногда – отказывают даже в этом. Такая практика не только ущемляет права отцов, но и негативно влияет на мужчин и в целом на институт семьи. Ведь традиционно отец передает фамилию своему ребенку, отчество – тоже от него, но в итоге ребенок становится чужим.
Не в этом ли причина того явления, что многие молодые мужчины не хотят жениться, не хотят создавать семьи? Зачем жениться, если последует развод? Получается, лучше не жениться и жить с родителями, чем жениться, разводиться и остаться без детей?
При такой «разводной» ситуации у нас стабильно растет количество одиноких людей, а доля лиц, состоящих в браке, наоборот, уменьшилась. Если раньше говорили о большом количестве незамужних женщин, то в последние годы выросло и количество неженатых мужчин.
Если 10-15 лет тому назад по статистике на 700 тысяч незамужних девушек в возрасте от 18 до 35 лет было 300 тысяч холостяков, то в последние годы ситуация меняется. К тому же доля молодых женщин в общей численности молодежи на начало 2022 года составила всего 48,87%, то есть менее половины. Более того, доля девушек год от года сокращается: так, годом ранее показатель достигал 48,92%, 5 лет назад – 49,5%, а десятилетием ранее – 49,88% (то есть почти поровну с парнями).
Со смещением традиционных ролей, потери мужчины роли продолжателя рода мотивация и причинно-следственная связь между усилиями и результатами потеряна. Ведь раньше у мужчины был статус кормильца и главы семьи, рода. Ныне этого нет. Сейчас женщина, даже живущая в семье мужа, самостоятельна.
Экономическая свобода привела и к тому, что инициаторами разводов все чаще становятся женщины, и многие, родив ребенка, легко расстаются с семьей и нередко возвращаются к своей матери, которая, возможно, тоже воспитывала дочь одна.
Пришло время пересмотреть закон «О браке и семье», в частности о расторжении брака. Если у нас оставлять детей с отцами (на первое время хотя 30%) при разводах, то это нововведение остановило бы многих женщин от желания разрушить семью. Ведь с мальчиками должен быть отец. Конечно, надо реже разлучать матерей и дочерей. А нынешнее положение вещей – это ущемление прав мужчин.
Надо изменить отношение к разводам не только мужчин и женщин, но и всего общества, а также законодательную основу брачных отношений, призванную защищать и укреплять семью и семейные ценности, а разводы сделать «невыгодными». Ведь у нас общеизвестна проблема выплаты алиментов
В школе нужно ввести предмет «Нравственные основы семейной жизни», «Семейные ценности», для молодежи открыть курсы «Для молодых мам и пап» и т.д.
Да, в сентябре 2023 года в Казахстане начали действовать новые правила бракоразводного процесса при наличии детей, которые немного осложнят разводы. Теперь все вопросы, касающиеся детей, передаются в ювенальные суды, включая рассмотрение дел о расторжении брака, чтобы снизить нагрузку на гражданские суды.
Кроме расторжения брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей, ювенальным судам были предоставлены дополнительные функции.
Институт семьи уходит в прошлое?!
Государство знает о масштабах бытового насилия в отношении к женщинам, но никак не может преломить ситуацию в этой проблеме. Например, в Узбекистане приняли закон о наказании за домашнее насилие. У нас же по неизвестным причинам не могут криминализовать домашнее насилие в отношении женщин – в Казахстане вследствие домашнего насилия ежегодно погибают около 400 женщин.
В Казахстане не только возросла статистика насилия над женщинами, но и в отношении детей. С 2017 года, несмотря на ужесточение законодательства, в стране растет уровень сексуального насилия над несовершеннолетними, большое количество педофилов гуляют на свободе или получили небольшой срок тюрьмы.
А ведь наша страна в лидерах не только по разводам, но и по детским суицидам, которые прямо проистекают от неблагополучия в семье, психологического нездоровья нации, разводов и т.д. Тема большая, больная, системная и неотложная, которая должна подниматься и решаться на государственном уровне.
Если в уголовных кодексах Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана есть отдельная статья о похищении женщин для вступления в брак, то у нас законопроект еще не рассмотрел мажилис.
Нередко само вступление в брак молодыми людьми воспринимается даже случайностью, которая предполагает «выход»: «если что – разведусь». Нет элементарной ответственности!
В итоге – рекордное количество разводов.
Эту тему не принято обсуждать в СМИ, среди родственников, друзей – мужчина после развода обычно уходит из семьи навсегда, оставляя без внимания и материальной поддержки своих детей. Этот разрыв усугубляется еще сильней, если бывшие супруги женятся или выходят замуж повторно.
И мужчина стал плохим отцом, перестал быть опорой семьи, «добытчиком и охотником», настоящим мужчиной, он нередко входит в семью второй жены (с детьми) не на правах главы, а на правах члена семьи – он не продолжатель своего рода, он воспитатель детей другого мужчины.
У мужчин произошел психологический надлом: женщина сильнее в правах на общего ребенка – это ее сын или дочь при разводе. Сознательно и подсознательно у мужчин формируется «синдром квартиранта» – при разводе он должен оставить квартиру и детей.
Говорят, что в большинстве случаев на развод подают женщины. Ей, получается, «выгодно» – дети-то остаются с ней, на старости лет есть кому за ней ухаживать. А мужчина остается беспризорным – ведь не все женятся повторно, не всегда бывают общие дети во втором браке.
Недаром в годы независимости отмечено увеличение числа стариков в домах престарелых, а также количество брошенных детей.
Советский декрет как разрушитель традиционной семьи
Истоки разрушения родовых и семейных отношений ни в советское время, ни в годы независимости не были досконально изучены. В Союзе это была запретная тема, где своеобразие досоветских брачно-семейных отношений подавалось как патриархально-феодальные пережитки, рудименты родового строя, дореволюционная семья – это, мол, патриархальная семейная община с деспотической властью ее главы, и все остальные члены семьи находились в экономической и правовой зависимости. Ну и, конечно, бесправное положение женщины…
В 1917 году приняли декрет не о сохранении семьи, а о расторжении брака – он так и звучал: «Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака» (16 (29) декабря 1917 г.). Более 100 лет разводу – этим декретом сделали все, чтобы облегчить развод, способствовать разрушению семьи на законных основаниях! Ведь до революции разводиться даже в России было сложно. В знаменитом романе Толстого «Анна Каренина» Анна не хотела развода, потому что сына ей не отдадут, и он вырастет у отца.
Вот некоторые статьи: «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них. Убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или одного из них, судья единолично постановляет определение о расторжении брака, в чем и выдает супругам свидетельство. (…) определяет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно как и о том, обязан ли муж и в каком размере доставлять пропитание и содержание своей бракоразведенной жене».
В первые годы советской власти считалось, что семья – это буржуазный пережиток, и дали максимальную свободу женщинам, поэтому суды обычно оставляли детей после развода женщинам. И эта практика в основном осталась и в современном Казахстане. Хотя признается равенство супругов, однако на практике чаще всего суд оставляет ребенка с матерью, руководствуясь при этом только интересами матери и ребенка.
Оказалось, достаточно одним законом изменить основной код традиционной семьи, чтобы вызвать со временем незаметное разложение рода – основного стержня казахской семьи, что в свою очередь расшатало и саму семью как фундаментальную основу народа и государства. И эта тема под запретом.
Вышеуказанный декрет и современные его варианты разрушают традиционные структуры семьи. Большая семья, которую раньше объединяло несколько поколений, в наше время редкость. Разрываются связи поколений. Современная семья, если можно так выразиться, превратилась в «однопоколенное» образование. Негативная трансформация происходит во всех сферах жизни человека.
В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует нашему традиционному статусу. Разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание, а также уход за престарелыми родителями.
Надо менять ментальность народа
С советских времен сложилась практика – при разводах суды, наверное, в 95-97% случаев принимали сторону женщины и оставляли детей у нее, независимо от того, кто был инициатором развода, кто виноват, не учитывали интересы мужчины. Ныне это воспринимается как аксиома – мол, дети должны остаться с матерью, мать – это святое.
В Степи из-за родового единства не было разводов как социального явления. Если по каким-либо причинам жена уходила из семьи, дети по умолчанию оставались в семье отца – главы семьи и продолжателя рода. При этом проявилась вековая мудрость наших предков: женщина редко бросает своих детей из-за материнского чувства. По этой причине и разводы были редки. Мужчина тоже не бросал своих детей и жену, ибо семья была основой жизненного пути и рода.
По этой причине была огромная ответственность на стадии выбора супруга. Жених понимал, что с появлением детей он не сможет с легкостью уйти к другой, ибо он и его семья будут всю жизнь воспитывать и обеспечивать детей от первого брака. Невеста тоже учитывала при выборе будущего супруга – собрать вещи и детей и уйти будет невозможно.
Надо изменить нынешнюю романо-германскую правовую систему под нашу ментальность, что существенно сократит количество разводов и сохранит семью.
Как бы это не звучало банально, выход один – возрождение традиционных семейных ценностей, конечно, с учетом современного образа жизни. И этим должно озаботиться, прежде всего, государство.
Однако у нас – в стране-рекордсмене по разводам – немало защитников разводов: мол, ничего постыдного в этом процессе нет, что терпеть-то нелюбимого/нелюбимую, лучше быть свободным/свободной, чем страдать от несчастной семейной жизни, развод – это не ұят, это не катастрофа и даже начало новой жизни и т.п. И подводят к мысли, что разводы – это норма.
По этой причине стараются не поднимать тему стрессов при разводах, особенно – о детских страданиях, хотя общеизвестно незавидное положение детей в разведенных семьях.
К тому же во время сватовства, самой свадьбы сразу заметно отсутствие одного из родителей, нередко бывает лишь одинокая құдағи, нередко вместо родителей – лишь родственники. Между тем по казахским традициям за женихом и невестой должны быть родители, дедушки и бабушки, близкие родственники. Потому что это не только семейное мероприятие – за ним стоят и родовые отношения.
Например, при беташар – обряде открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) – обязательно сопровождается традиционной песней-жыр, невеста кланяется (салем беру) всем перечисленным родственникам жениха после каждого куплета-посвящения. Кому будет кланяться невеста при беташар, если отсутствуют на свадьбе отец жениха и его родственники?!
Необходим комплексный государственный подход к восстановлению института семьи. Надо изменить романо-германскую правовую систему под нашу ментальность, возрождать традиционные семейные ценности, что существенно сократит количество разводов и сохранит институт семьи. Необходимо принятие государственной программы по поддержке института семьи, мер по стимулированию рождаемости, как во Франции.
Дастан ЕЛДЕС