Когда Қандас в доме хозяин
2023 ж. 31 қазан
1297
1
Отношение к Родине у казахов – это отношение в родной Матери. Но не у всех оно адектваное
Қандас – для многих казахов это теплое слово, которое вызывает патриотические чувства и нечто необъяснимо дорогое. С некоторого времени оно обрело политическое значение, причем, чаще тоже в позитивном аспекте. Однако есть некоторые моменты, которые заставляют немного по-другому посмотреть на это понятие, когда из субъективной оценки в итоге выходит объективный и уже не такой оптимистичный вывод.
Вернись, казах!
Сразу же оговоримся – мы совершенно не стремимся кого-то делить, переводить из частного в общее, пытаться внести раскол среди «коренных» и «понаехавших», найти крайних или что-то в этом роде. И уже конечно мы против какой бы то ни было розни. Однако если не обращать на некоторые вещи внимания, прощать «единокровным» все подряд, а также оправдывать происходящее какими-то госпрограммами и «особенным положением», то завтра может быть поздно.
Но для начала немного официальных данных. Действительно, «Қандас» – это древнее понятие, по своему смыслу и значению превосходящее русское слово «единокровный» или неологизм «соотечественник». Оно более глубокое и понятное для казахов, чем «Оралман», в котором изначально чувствуется негативный оттенок. Кстати, по нашему убеждению, правильно сделали, что на официальном уровне отказались от него. Вообще, в разные периоды Независимости в Казахстане существовали разные программы по возвращению (переселению) на историческую родину этнических казахов. Они различались по объемам, финансированию, направленности и, как бы это ни странно звучало, по идеологической составляющей.
Всего, по данным Министерства труда и социальной защиты, с 1991-го по сентбярь 2023 года в Казахстан вернули 1 123 200 казахов. На самом деле, огромное число. Многие из них ехали с семьями, значительная часть достаточно быстро адаптировалась, хотя, положа руку на сердце, определенное время местные относились к ним с некоторой настороженностью, а также с критикой. Менталитет, несмотря на единокровство, все-таки отличался. Но основные претензии были на бытовом уровне, и они чаще быстро стрилась. А вот кое-какие моменты стали приобретать системный характер. И для этого мы вновь обратим внимание на статистку.
Как оказалось, кандасы в основном выбирают для оседания два региона – Алматинскую область и Мангыстау. Причем, оба региона (как и некоторые другие области Казахстана) не предоставляют квот для переселения. Если с первым вариантом все, вроде бы, понятно, да и населения здесь на порядок больше, поэтому кандасы могут просто раствориться на общем фоне, то в случае с западными регионами возникают не только вопросы, но и определенные риски. Если говорить понятными цифрами, то за последние полтора-два года практически каждый пятый вернувшийся на историческую родину казах направился именно в Мангистаускю область.
Вперед на Запад!
«Go West!» – это девиз золотоискателей во времена золотой лихорадки в Калифорнии – самом западном штате США (не считая Аляски, приобретенной у России). В начале 90-х годов ХХ века этот слоган стал символом прорыва «Железного занавеса» (с нашей стороны). Есть, правда, еще сленговое значение, обозначающее что-то вроде «протянуть ноги», но к счастью (надеемся) в нашем контексте оно будет лишним.
Конечно, причин поехать именно на запад республики, особенно по сравнению с северными областями, немало. Но большинство репатриантов оправдывают это тем, что именно там находятся их родственники, в том числе, ранее переехавшие в этот регион. На самом же деле, как отмечают эксперты в области социальной занятости, людей манят большие деньги, причем по формуле «много и сразу». При этом они не хотят идти на менее оплачиваемый труд или переучиваться. В этом плане следует подчеркнуть, что несмотря на то, что квот на переселение здесь не выдают, для кандасов действуют различные программы, в том числе по бесплатному получению новой профессии, а также трудоустройству. Но, большинство (мы не говорим, что все), образно говоря, не хотят становиться швеями или идти работать озеленителем.
А квот не существует в Мангыстау аж с 2016 года. Именно тогда регион был объявлен «трудоизбыточным» и исключен из списка областей, где был полный перечень льгот для «возвращенцев». Справедливости ради отметим, что с того же 2016-го и по нынешний год отсюда в северные области удалось переселить в северные области (Костанайскую, Павлодарскую и Северо-Казахстанскую) тех, кто ранее пытался найти здесь счастье. Но за эти восемь лет откочевали только 207 семей или 777 человек – то есть в разы меньше, чем приехало сюда за это время.
Напомним, что кроме упомянутых областей кандасов ждут в Улытау, Абай, Акомолиснкой, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и других областях. При этом каждому члену семьи на переезд выделяется по 241 500 тенге (70 МРП), покрываются расходы по аренде жилья по 100 тысяч тенге на семью. Также кандасы, поехавшие туда, где Родина предоставляет места и возможности, освобождаются от таможенных платежей при въезде в Казахстан, получают (бесплатно) адаптационные и интеграционные услуги в специализированных центрах, могут распоряжаться квотами и льготами при поступлении в учебные заведения и так далее. Коротко говоря, возможностей побольше, чем у среднестатистического казахстанца. И, заметим, за счет этого казахстанца, как налогоплательщика.
Несправедливо, однако
Тут мы опять вынуждены повториться, что не собираемся кого-то разделять и что-то сеять. Но справедливости ради вынуждены обращать внимание на такие вещи, и тогда сравнения появляются сами по себе. Возьмем тот же Жанаозен. Он как магнит тянет к себе кандасов, хотя мы-то с вами и большинство казахстанцев знаем, что с работой там, мягко говоря, напряженно. Именно из-за этого периодически возникают забастовки и вспыхивают различные трудовые конфликты, которые потом приходится «разруливать» всем миров. Несомненно, часть из требований вполне обоснована и уместна, но даже по мнению местных жителей все чаще появляются неадекватные и заведомо невыполнимые требования, и выдвигают их чаще именно приезжие. Они, кстати, легко выделяются хотя бы тем, что у местных трудящихся выработана четкая культура забастовок и решения трудовых споров.
Кстати, коренные жанаозенцы говорили, что некоторые ораламаны, даже получив вожделенную работу в нефтянке, очень скоро «спекались» или попросту говоря, не выдерживали тяжелых условий труда – жары летом, стужи зимой и сильных ветров круглый год. Не говоря уже о других особенностях жизни на вахте. Они всеми правдами и чаще неправдами пытались меньше работать, но получать больше.
Мы сейчас не обладаем точной статистикой, но если проанализировать, то с большой долей уверенности можно сказать, что рост криминала в том же Жанаозене, Актау и в целом в Мангистауской области может напрямую связан именно с кандасами, которые не нашли себя на родине. Или не захотели искать и (или) ехать туда, где их действительно ждут в прямом смысле с открытыми дверями и кучей льгот.
Но вместо трудолюбия, свойственного мангыстауцам, они «нахватались верхушек» в плане «чуть что, так бастовать», заодно рассылая видео на разные телеграм-каналы. Летом на пикет выходили даже старики и женщины, выставляя себя чуть ли не жертвами системы приема кандасов на родине. Они традиционно и, на первый взгляд, обоснованно аргументируют родственными связями и своими детьми, но почему-то не думают о детях других казахов, которые из-за, извините, упертых родителей, вынуждены учиться в переполненных классах, недополучать медицинскую помощь из-за того, что «льготники» перехватили все квоты и так далее. Да, некоторые из пикетчиков говорят, что им не нужны льготы и выплаты – дай им только прописку, но простите, а на что вы будете жить? Чью работу отнимите в итоге?
Как утверждается, особую озабоченность и чуть ли не враждебность у них вызвали слова президента Токаева, сказанные в июле на расширенном заседании правительства. «Необходимо кардинально пересмотреть программу переселения населения в другие регионы. Мы полностью поддерживаем соотечественников, вернувшихся на историческую родину. Но нельзя ограничиваться только Мангистауским регионом. Возможно заселение в другие области, в том числе в регионы с развитым производством», – сказал тогда Касым-Жомарт Кемелевич, подчеркнув, что «мы готовы создать необходимые условия».
Что тут неясного, откровенно говоря? Думается, что со словами президента в этом плане могут согласиться даже его оппоненты или те, кто считает себя его оппонентом. Для понимания простых вещей неважны политические взгляды, степень экономического образования или даже знания (незнания) государственного языка. Главное просто быть трезвомыслящим и уважать соплеменников. А вот уважения у тех, кто несмотря ни на что до сих пор рвется в Мангыстау в поисках лучшей жизни, точно нет.
И самое обидное, грустное и даже страшное во всем этом то, что из-за таких наших «кандасов» у нас портится отношение ко всем переселенцам, которые готовы воссоединиться с исторической родиной при любых обстоятельствах. Ведь Мать не выбирают и не ставят перед ней какие-то условия для своей комфортной жизни. Если, конечно, ты любишь свою Мать…
Қазақ үні