В ЕАЭС вместо экономической интеграции – политическая
2023 ж. 29 мамыр
3020
2
Касым-Жомарт Токаев 24 мая прибыл в Москву для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось 25 мая 2023 года. В первый же день прилета президент Казахстана принял участие в пленарном заседании II Евразийского экономического форума.
Политическая интеграция: нет прежних условий
На фоне стандартных выступлений Владимира Путина, Александра Лукашенко, Садыра Жапарова речь Касым-Жомарта Токаева, как и в прошлом году на площадке Петербургского международного экономического форума, стала ключевой, определяющей, в известной мере, программной.
Когда президент РК заявил о «наличии в ЕАЭС союзного государства в лице Беларуси и России», особенно о том, что «даже ядерное оружие – одно на двоих сейчас», в зале «пошло движение», некоторые заулыбались, а Владимир Путин и Александр Лукашенко пожали друг другу руки.
Действительно, экономическая интеграция – это не политическая интеграция: внутри ЕАЭС появилось Союзное государство России и Беларуси с единым политическим пространством, но при этом есть другой уровень интеграции, как у Казахстана, Кыргызстана и Армении, как сказал Касым-Жомарт Токаев.
По этой причине президент Казахстана особо подчеркнул: «Для нас интеграция в рамках ЕАЭС прежде всего носит экономический характер, как это зафиксировано в договоре 2015 года». Поэтому призвал участников заседания определиться, как работать в этих условиях, назвав ситуацию деликатным моментом.
«Есть концептуальная реальность или специфика, которую нам нужно учитывать, – это наличие в рамках ЕАЭС союзного государства в лице Беларуси и России. Концептуальная и идеологическая основа этого союза достаточно серьезная – это взаимное признание исторической общности белорусского и русского народов, признание культурной, языковой, религиозной идентичности. То есть признание наличия одного народа, один народ – одно государство», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
«В мировой политической истории создан уникальный прецедент или феномен создания государства по формуле «Две страны – одно государство»... С единым политическим, юридическим, военным, экономическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством. С единым союзным правительством, с единым союзным парламентом. Но я извиняюсь, и даже ядерное оружие – одно на двоих сейчас», – добавил президент Казахстана.
Т.е. Токаев обратил внимание, что внутри ЕАЭС существует Союзное государство России и Беларуси, но при этом есть другой уровень интеграции, как у Казахстана, Кыргызстана и Армении.
В самом деле, как быть с ЕАЭС, основанный как экономический союз, если сейчас превратился в политический в лице Союзного государства? Не есть ли это нарушение Договора о ЕАЭС как экономического союза? Как быть с ЕАЭС, если его член – Беларусь – превратился в ядерное государство, на своей территории имеет ядерное оружие и является союзником России в войне в Украине?
Два государства (или две страны – одно государство, как сказал К.Токаев) ЕАЭС – под санкциями Запада, что в корне меняет условия и работу ЕАЭС.
В ноябре 2021 года Россия «проглотила» Беларусь: президенты Путин и Лукашенко тогда подписали декрет Союзного государства. У нас это событие до 24 мая этого года официально никак не комментировалось. А теперь, видимо, пришло время определиться, как работать в этих условиях.
И как справедливо заметил философ Валихан Тулешов: «То, что президент Токаев назвал союзное государство России и Беларуси единым государством и обозначил этот факт как концептуальный вопрос, можно рассматривать как намек на желание пересмотреть распределение таможенных платежей между странами ЕАЭС. Раз эти две страны являются одним государством, то и таможенные отчисления ему (этому государству) надо сократить, перераспределив их между другими членами ЕАЭС. Тем более, что теперь основной поток импорт-экспорта идет не через это «союзное государство», которое находится под международными санкциями из-за развязанной против Украины войны. Казахстану в соответствии с объемом и стоимостью поступающих в ЕАЭС через нашу страну товаров положено получать гораздо больше отчислений. Я думаю, Казахстан мог бы претендовать почти на 30-35% доли всех таможенных поступлений ЕАЭС».
Новые направления для ЕАЭС и …барьеры
Какая реакция была в РФ на речь Касым-Жомарта Токаева о формуле «две страны – одно государство»?
Кремль устами пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова ответил: «Фактически в рамках одной интеграции существует более продвинутая интеграция. Союзное государство России и Белоруссии – на порядок более продвинутая интеграция, чем ЕАЭС. Конечно, это уникальная ситуация в мире (как отметил К.Токаев)».
Хотя это не «продвинутая интеграция»: Беларусь потеряла суверенитет и вошла в состав России, и как таковую РФ использует в войне против Украины, а теперь еще размещает там ядерное оружие.
Поэтому-то президент РК дважды повторил об экономической основе ЕАЭС и попросил определиться в такой ситуации с наличием в нем Союзного государства (политическим образованием). В таком контексте понятна ссылка на экономическую интеграцию с Китаем: у Казахстана есть выбор.
Между тем Александр Лукашенко выступил с неадекватным предложением о вступлении Казахстана и других стран постсоветского пространства в союз Белоруссии и России, чтобы быть ближе к ядерному оружию и иметь возможность им пользоваться: «Не думаю, что Касым Токаев переживает по этому поводу. Но если да, то никто ж не против, чтобы у Казахстана и у других стран были такие же тесные отношения, как и у нас с Российской Федерацией».
Сделать это, по мнению Лукашенко, очень просто: «В союз Белоруссии и России надо вступать – и будет ядерное оружие на всех!» Видимо, даже не хочет видеть, что его страна потеряла суверенитет.
В самом деле, как быть с ЕАЭС, основанный как экономический союз, если сейчас превратился в политический в лице Союзного государства? Не есть ли это нарушение Договора о ЕАЭС как экономического союза? Как быть с ЕАЭС, если его член – Беларусь – превратился в ядерное государство, на своей территории имеет ядерное оружие и является союзником России в войне в Украине? Сравнивая с СНГ, ОДКБ, президент РК намекает, что ЕАЭС не имеет успеха и вряд ли у него будут новые члены.
Кроме этого Касым-Жомарт Токаев предоставил лидерам стран новые направления для развития ЕАЭС. Кстати, такое предложение прозвучало и во время Петербургского международного экономического форума – приоритетом для России и Казахстана должно стать сближение с Шанхайской организацией сотрудничества и китайским проектом «Один пояс – один путь».
К.Токаев дал четко понять участникам форума, что для Казахстана в столь сложной геополитической ситуации крайне важно выстраивание эффективного сотрудничества с ключевым политическим и экономическим партнером – КНР.
В своем выступлении глава государства заметил: «На прошлой неделе у меня состоялся государственный визит в эту страну, в рамках которого мы запустили строительство логистического центра Казахстана в сухом порту Сианя. Мы ожидаем, что данный порт станет основным хабом для отправки прямых контейнерных поездов в Центральную Азию, Европу, Турцию и Иран.
Также запланирован запуск железнодорожного сообщения на участке Бахты-Аягоз со строительством отдельного погранперехода в КНР. Здесь мы надеемся на плодотворное сотрудничество с Россией, так как проект существенно сокращает расстояние и сроки доставки товаров в КНР не только из Казахстана, но и из Западной Сибири... В целом же можно без преувеличения сказать, что сейчас мы, по сути, формируем новый транспортный каркас Евразии, до этого никогда не существовавший».
9 лет работы ЕАЭС, а президент РК говорит о «многочисленных фактах по-прежнему регулярно возникающих взаимных барьеров и ограничений».
Например, Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», в социальных сетях написал 25 мая из Москвы: «С утра прошла жаркая дискуссия по тематике барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. Это всегда актуальная тема для бизнеса Казахстана. На сегодня официальный реестр барьеров включает в себя 7 барьеров. При этом такие чувствительные для Казахстана барьеры как ограничения по вывозу лесоматериалов из РФ, действие разрешительного порядка вывоза отдельных товаров также из РФ не входят в реестр. Работу по устранению барьеров на внутреннем рынке Союза необходимо решать в первую очередь, иначе для чего существуют нормы о безбарьерном перемещении товаров в ЕАЭС, если на практике бизнес сталкивается с обратным».
Пришло время пересмотра условий ЕАЭС
Сейчас наступило время пересмотра невыгодных условий ЕАЭС для РК, которая стала рынком сбыта для ЕАЭС, прежде всего, для товаров из России. А нашу продукцию под всякими предлогами на рынок соседней страны не пускают. Например, в 2019 году отрицательное сальдо торгового баланса составило 5,9 млрд долларов!
Уже на системной основе, на протяжении нескольких лет наш северный сосед проявил свою возможность диктовать нам условия, часто запрещая или ограничивая поставки в Россию овощей, фруктов, мяса, молока, животных и другой продукции из нашей республики. Нас регулярно ограничивают то в одном, то в другом.
В итоге Россельхознадзор регулярно вводил особые требования для продукции из РК, зачастую более суровые, чем в отношении третьих стран. Смешно сказать, но отдельные условия для экспорта из Казахстана, например сельхозпродукции, в Россию были выгодны для нашей республики до создания ЕАЭС.
Что за двойные стандарты у РФ? Казахстан итак все это время в ЕАЭС сдавал все свои экономические интересы РФ. Сейчас соседи еще и войну развязали сами и получили санкции Запада. Экономическая ситуация сейчас очень сложная, надо принимать срочные меры, нельзя откладывать, могут быть очень серьезные последствия.
Это уже стало чуть ли не нормой сотрудничества в рамках ЕАЭС – правда всегда на стороне России, а дальше личное дело каждого. Похоже, нас вынуждают привыкнуть к такому раскладу. В то же время часть госимущества Республики Казахстан переходит в собственность северному соседу.
Удивительно, даже поручение президента К.Токаева правительству проработать альтернативный путь для экспорта нефти, приоритетный Транскаспийский маршрут, в обход России, в соседней стране поставили в упрек!
Изначально было ошибочно вступать в несправедливый Таможенный и Евразийский союз. Еще Столыпин говорил всем известную истину, что импорт в совокупности не должен превышать экспорт, в противном случае вы поднимаете чужую промышленность и губите свою. Видимо, нашим государственным мужам эта элементарная аксиома экономики не была знакома.
В прошлом году импорт Казахстана из Евразийского экономического союза почти вдвое превышал экспорт! В январе-декабре 2022 года экспорт товаров составил $9,7 млрд (больше на 24,3%), импорт – $18,6 млрд (на 0,9% меньше). Отмечается, что в общем объеме внешнеторгового оборота республики со странами ЕАЭС основная часть приходится на Россию – 92,3%, на долю Кыргызстана – 4%, Беларусь – 3,6% и Армении – 0,1%.
По правилам экономического союза должно быть выгодно всем участникам. ЕАЭС не дал Казахстану ничего, кроме потерь и загубленного на корню отечественного МСБ. Любые проекты, если бы они несли выгоду, можно было решать отдельными двусторонними договорами. Под крышей ЕАЭС продвигались именно невыгодные для нас условия, которые несли еще экономическую зависимость.
Уже получение доходов от таможенной системы несло несправедливое распределение. В 2015 году договорились и в 2019 уточнили нормативы разделения таможенных пошлин: Армения – 1.22% (+0.11%); Беларусь – 4.860% (+0.704%); Казахстан – 6.955% (-0.1%); Кыргызстан – 1.9% (без изменений); Россия – 85.065% (-0.2%).
Такое несправедливое распределение особенно проявляется в наше время, когда экономики России и Беларуси находятся под санкциями, и Казахстан должен отдавать львиную долю от поступлений таможенных пошлин в пользу России.
В Казахстане в условиях российско-украинской войны необходима новая политика – взвешенная, прагматическая, гибкая, с учетом новой геополитики, с учетом санкций Запада против России для выстраивания своей внутренней самостоятельной политики, сильной экономики, армии, спецслужб.
Дастан ЕЛДЕС,
Қазақ үні