Геология: найти новые ключи к полезным ископаемым

Геология: найти новые ключи к полезным ископаемым

В Казахстане необходим государственный научный подход в сфере освоения полезных ископаемых вместо советсого экстенсивного метода, который имеется до сих пор. В этой области и освоение, и наука, и реальные возможности достигли своего предела. Достаточно сказать об острой нехватке кадров – самым молодым геологам под 60 лет.

                   Вместо экстенсивного метода – новые технологии

Общеизвестна проблема, о которой старались не говорить в последние десятилетия: у нас геологическая разведка не развита. За 30 лет в стране не было открыто ни одного крупного и среднего месторождения.

Исключение: в Мангистауской области в 2021 г. открыли новое крупное нефтяное месторождение на участке Тепке, которое находится на территории Мангистауского и Бейнеуского районов.

Ведь Казахстан долгое время придерживался советской экстенсивной модели развития экономики за счет количественного приращения добычи крупных природных ресурсов, открытых еще в советское время, нерационального использования земельных ресурсов, использования устаревших технологий, форм и методов организации труда и т.д.

Такая экономика привела к истощению ресурсов, консервации устарелых форм труда, ухудшению экологической ситуации, возрастанию социальной напряженности и кризису экономической системы, не говоря о коррупции, экономических преступлениях, рейдерстве, выводу капитала и т.д. Такой подход привел к появлению проблемных моногородов.

В свое время за счет месторождений появились такие города, как Аркалык, Алтай, Сарань, Жанатас, Жанаозен, Житикара и др. Однако в какой-то момент маятник истории пошел в обратную сторону и нанес ощутимый удар по ним, превратив некогда процветающие города в территорию упадка.

В этом плане поучителен печальный опыт Аркалыка. Рудники Аркалыка давали до 20% объема бокситов (алюминиевой руды) СССР. Это был процветающий город, где проживало более 110 тысяч человек, был крупный аэропорт. Горняки добыли более 80 млн бокситов, из которых было получено 16 млн тонн чистого алюминия.

Далее – истощение запасов месторождений бокситов и сокращение объемов промышленного производства. С истощением начался упадок города, который потерял 35% населения и законсервировался в виде депрессивного города с монопрофильной промышленностью. За неимением альтернативного места работы город покинули высококвалифицированные специалисты, пришла в упадок инфраструктура, ухудшились условия проживания.

                            Поиск новых путей

Сегодня те предприятия, где не уделяется должного внимания инновациям, перестают развиваться и проигрывают в конкуренции за рынки сбыта. Лишь современные технологии, цифровизация, новые методы организации труда, открытие новых производств, экологический подход и др. принесут максимально возможный результат. Ведь во многих моногородах, в местах разработок месторождений – плохая экологическая ситуация.

Пришло время для некоторых предприятий Горно-металлургического комплекса РК пересмотра экстенсивного пути развития – ведь природные ресурсы не безграничны и невосполнимы.

Перед поиском новых путей стоят многие предприятия. Например, Донской горно-обогатительный комбинат (ДГОК, г. Хромтау): за 83 года работы ДГОК здесь добыто 225,3 млн тонн хромовой руды, отработано порядка 20 карьеров. При этом объемы запасов руды – около 230 млн тонн.

Т.е. объем добытой хромовой руды приблизительно равен ее запасам. И ДГОК, условно говоря, прожил половину своей жизни, и пришло время осмыслить пройденный путь и задуматься о будущем. Ведь еще не факт, что оставшихся запасов при объеме добычи на уровне 6 млн тонн в год хватит на 30-35 лет.

Этих запасов может не хватить «на жизнь» будущим поколениям. Что с ними будет при истощении запасов, что будет с городом? Где будет работать молодежь через 25 лет?

Поэтому определение оптимального объема добычи хромой руды – это задача выбора наилучшего с точки зрения использования ограниченных ресурсов. Если оставить объем добычи хромовой руды на уровне 4 млн тонн в год, то запасов руды останется и будущим поколениям, и будет возможность подготовиться, чтобы не повторять опыт Аркалыка.

Пришло время собирать камни – есть время открыть новые производства, переориентировав город от сырьевой направленности к выпуску продукций с более высокой добавленной стоимостью, диверсифицировать экономику города, чтобы уменьшить долю участия Донского ГОК, и т.д.

                      Большие проблемы геологической отрасли

С другой стороны РК богата полезными ископаемыми, и наша страна должна пользоваться этим преимуществом для развития экономики, для увеличения экспортных поставок.

Однако за годы независимости в геологической отрасли накопились большие проблемы. Это невосполнение запасов цветных металлов, золота, нефти, ведение геологоразведочных работ на основе устаревших технологий, слабое финансирование геологоразведки, отсутствие необходимой инфраструктуры в виде современных кернохранилищ, развитой сети сервисных компаний и др.

В ближайшее десятилетие будут отработаны крупные месторождения металлов в Восточном Казахстане, такие как Орловское, Малеевское, Тишинское и Риддер-Сокольное. К тому же растущие потребности в промышленном сырье требуют комплексного развития минерально-сырьевой базы в части поиска новых перспективных месторождений.

Угроза сворачивания нефтегазовой отрасли в некоторых регионах может появиться в через 10-15 лет. Благополучие нефтегазовой отрасли создается тремя гигантами – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Однако и их потенциал тоже имеет предел. Через 20-30 лет это может привести к спаду добычи нефти, поэтому сейчас необходимо увеличивать геологоразведочные работы, осваивать глубокие горизонты.

Нефтяные месторождения могут быть на юге, юго-востоке страны. Например, вроде есть нефтяные месторождения в районе озера Алаколь, но здесь курортная и заповедная зона, и нефтедобыча может погубить уникальную экосистему озера. По этой причине месторождения надо искать также в других районах страны – район Аральского моря, Зайсанская впадина, Тургайские степи и др.

Низкая восполняемость запасов по ряду полезных ископаемых тесно связана с острой нехваткой кадров в этой сфере, со слабым сопровождением геологоразведочных работ научными разработками и т.д. Ликвидация в конце прошлого века Министерства геологии РК как самостоятельного госоргана стала одной из главных причин прекращения масштабных и эффективных геологических исследований в стране.

В итоге рассредоточение функций геологического изучения и недропользования на разные ведомства – Министерство энергетики, Министерство индустрии и инфраструктурного развития – сыграло негативную роль по восполнению минерально-сырьевой базы.

                При неправильной организации науки – большие потери

В правительстве считают, что необходимо создать условия по привлечению инвестиций в геологоразведку. Однако иностранные инвесторы с неохотой вкладывают в геологоразведку – слишком рисковая отрасль, по разным причинам вложения могут не оправдаться.

Как считают специалисты, поиск и разведка новых месторождений – это рискованное, затратное, длительное и порой неблагодарное занятие, по статистике только 30% разведочных скважин в мире в лучшем случае дают положительные результаты.

Другое дело – работающие у нас компании в этой отрасли, которые могли бы отчислять своеобразную «ренту». В СМИ писали, что был продуман финансовый механизм устойчивого финансирования отрасли в виде 1% отчислений от доходов недропользователей по каждому контракту на восполнение ресурсной базы. Однако эта норма при попустительстве госорганов стала работать на самих недропользователей.

Также согласно Национальному плану развития РК до 2025 г., внимание будет уделено развитию минерально-сырьевой базы и проведению геологических исследований.

Между тем в 2020-2022 гг. объем государственных вложений в геологоразведку составил 30 млрд тенге. Это очень низкий показатель инвестиций в отрасль. На 1 км² приходится всего $11-16. Например, в США – 87$, Австралии – $167, а в Канаде – $203.

Хотя еще в 2020 г. писали, что планируют выделить из госбюджета около 200 млрд тенге и привлечь еще 800 млрд тенге частных инвестиций (в общей сложности $2,65 млрд) на реализацию Концепции государственной программы геологической разведки на 2021-2025 гг.

Иными словами, пока всевозможные концепции и планы не работают, возможно, из-за старых подходов отраслевых чиновников. Поэтому в эту отрасль должны прийти государственники, профессионалы, аналитики, и нужны новые решения и подходы.

К примеру, в советское время разрабатывали лишь крупные месторождения, а небольшие оставляли не разработанными. И в их локализации и разработке могли бы оказать помощь ветераны-геологи, которые раньше там работали и знают многие подземные тайны.

В данном случае государство не вкладывало бы большие инвестиции в геологоразведку, а на основе старых геологоразведочных работ, научных данных приступило бы к разработке небольших месторождений.

Конечно, по оценкам специалистов, у нас есть еще крупные месторождения полезных ископаемых, которые не нашли советские геологи, и сейчас актуален их поиск.

В конце 2022 г. правительство приняло «Концепцию развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года». Документ включает в себя 4 основных направления: 1. Повышение эффективности геологического изучения недр и восполнение минерально-сырьевой базы; 2. Информатизация и цифровизация геологической отрасли; 3. Научно-исследовательское и кадровое обеспечение геологической отрасли; 4. Развитие инфраструктуры геологической отрасли.

Следующим шагом улучшения инвестиционного климата является ввод в эксплуатацию Национального банка данных по минеральным ресурсам (НБД). Данный проект реализуется в рамках программы «Цифровой Казахстан». Одной из задач системы является внедрение принципа «единого окна» для инвесторов и действующих недропользователей.

С вводом информационной системы НБД предусматривается автоматизация ряда услуг в недропользовании, таких как, предоставление геологической информации, выдача лицензий, сдача отчетности и др. Всего через портал НБД будет автоматизирован 21 основной процесс недропользования.

В РК для увеличения добычи полезных ископаемых необходимо вкладывать средства в геологоразведку, в развитие геологической науки, подготовку кадров, восстановления Министерства геологии, приход новых менеджеров управления отраслью и т.д.

Ведь его ликвидация и рассредоточение функций геологического изучения и недропользования на разные ведомства привело к тому, что нередко финансируются научные проекты не профильных научных направлений, и крупные финансовые вливания могут привести к неэффективному их использованию и даже к большим потерям.

Пришло время искать и находить в геологии новые ключи к полезным ископаемым.

                                              Дастан ЕЛДЕС