Мама История и Казахский Язык

Мама История и Казахский Язык

Одна из главных проблем в годы независимости – это слабость национальной идеологии и псевдоистория казахов. В СССР со школьной скамьи учили, что казахи появились в XV веке, а блага цивилизации обрели в советское время, в том числе и письменность. Недаром в советское время пострадали ученые, которые изучали древнюю историю, мифологию и язык Степи. Российские политики и историки целенаправленно постарались обойти молчанием многие имеющие факты и исторические свидетельства, чтобы не только казахский народ, но и весь мир не знал о подлинной истории Степи.

                           Пришло время национальной истории

«Фактически, несмотря на то, что за годы независимости ее несколько раз изымали, наша новая многотомная история в национальных интересах еще не полностью написана. Пора пересмотреть ее концепцию, учитывая недостатки прошлого, и переписать ее на основе новых научных принципов и нововведений», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев в 2021 году. Каждый народ должен писать свою историю, подчеркнул глава государства. Невозможно руководствоваться другой идеологией. Генеалогия, написанная в национальных интересах, пробуждает сознание будущих поколений и позволяет возродить память о нации.

Действительно, одна из актуальных тем в наши дни – это возрождение духовных ценностей и самобытных черт казахского народа, это поиск национального и культурного кода через осмысление исторического прошлого Степи. При этом поиск национальной идентичности «зарыт» в историческом прошлом, как у любого народа.

30 лет независимости дали возможность самим исследовать и писать историю родного народа – до этого нашу историю писали чужие люди в соответствии со своими целями, подчас неблаговидными. И если о степняках нередко писали, что они ничего не умели делать, как только грабить кого-то, то при внимательном рассмотрении прошлого оказалось, что это не так.

(…С древнейших времен слову придавали исключительное, часто магическое значение. Наиболее заметно магия слова проявилась в именах, титулах, в ритуалах, молитвах, заклинаниях, предсказаниях и т.д. Отсюда «говорящие» имена и титулы, этнонимы, сакральная лексика, способные влиять на судьбу человека, на людей, события, например, у тюрков.

Как писал Мэнли Палмер Холл в своей энциклопедии символической философии: «Восточные расы хорошо понимают динамику звука. Они знают, что каждое произнесенное слово имеет огромную силу, и определенным порядком слов они могут создать канал, по которому сила невидимой вселенной может сильнейшим образом повлиять на физическую субстанцию». Недаром в древних священных писаниях Бог творит Вселенную с помощью Чисел, Букв и Звуков.

Сами графические обозначения звуков речи – буквы – появились из секретных магических знаков древних жрецов, которые были сакральными символами солнца, луны, планет, созвездий, химических элементов и т.д.

Например, древнетюркская письменность сохранила древнейшие очертания вплоть до первоначальных магических символов солнца, планет, форм созвездий, что говорит об ее оригинальности и возникновении этого письма еще задолго до н.э. Поэтому в них сильно магическое воздействие. Это не удивительно, ибо древнетюркские буквы продолжали жить в знаковой системе: как сакральные символы они легли в основу отдельных геральдических символов казахских родов.)

В самом деле, пришло время обращаться к своим истокам, традициям, корням, в том числе в плане изучения национальной истории и культуры, которая долгое время была в чужих руках.

О псевдоистории, написанной российскими историками о казахах, проблемах изучения истории казахов, исследованиях прошлого Степи, кодах казахского языка мы поговорили с исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым. Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими выкладками и параллелями.

Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.

В 1989 году стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участник съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 году в Казани. Участвовал в первом съезде казахов мира (Алматы, 1992).

Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.

                       Есть ли основа для новой истории казахов?

– Вы часто обращаетесь к темам древней истории Степи, и сейчас приступили к новой книге об изучении истории. Какая тема новой книги?

– Давно хотел написать о подходе к событиям прошлого. Часто в книгах и учебниках, в наследии самых разных стран и групп впереди идет принцип восхваления «своих» и критика «чужих», как разных партий и кланов в парламентах и прочих внутренних и внешних органах и ведомствах.

Мне больше импонирует принцип Дэн Сяопина, разделять события прошлого на «полезное» и «вредное». Когда ему предложили вычеркнуть из истории личность Мао, он сказал, что деяния этого человека принесли стране 70% пользы и 30% вреда, и нужно об этом правдиво говорить. Т.е. достижения признавать, а ошибки исправлять. Только тогда возможно восходящее развитие, а не топтание на месте или исчезновение.

И в этом духе я очень уважительно отношусь к тем, кто прославился своими прогрессивными технологическими, экономическими и культурными достижениями, но считаю, что прогресс, не учитывающий интересов и ценностей конкретной страны и человечества – несет разрушение. Как стране, так и человечеству.

– Есть ли основа для написания новой истории казахов?

– Толчком для написания материала для будущей книги послужила статья Данияра Ашимбаева «О преемственности истории», опубликованная в июне 2022 года. Там автор описал метания казахстанской исторической науки за 30 лет независимости, сказав: «…если рассматривать историческую часть новой национальной идеологии, то получается весьма интересная картина»…

 В комментариях к той статье я писал, что отечественные учебники истории пока основываются во многом на старых учебниках, которые были до обретения независимости. «Исторической части», как и самой «новой национальной идеологии», пока почти нет. Есть «вынужденный прагматизм».

И даже у соседней России нет пока четко сформулированной «исторической части» «новой национальной идеологии». Имеются только потуги признания роли народных традиций, что, конечно, хорошо, но когда те же формулисты-идеологи «вдруг» признаются в печати в симпатиях к индийской кастовости, к «нордической идентичности» и в прочих эгоистических изысках, – видишь, что традициями у вырабатывающих идеологию там и не пахнет!..

– А какие традиции были в нашем регионе?

– Жители суровых просторов от Ледовитого океана до Афганистана никогда не имели даже понятия, что такое кастовость, рабство, крепостничество, выпячивание превосходства – до встречи с «прогрессистами» на севере и западе, с арабами на юге.

Л.Н.Гумилев писал, что тюрки до VIII века не знали понятия «раб» и слово «гул» (кул) имело другое значение, а русские вплоть до XVII звали себя отроками (сынами) божиими. При Екатерине II в конце XVIII века уже 90% русского народа находилось в крепостном рабстве и в самой Европе крепостничество отменили только во второй половине XIX века – они учили других как жить, хотя свои народы держали в прямом рабстве!

А нынешние 150 лет проходят под лозунгом «большая рыба поедает маленькую»…

                        Лев Гумилев об «оккупированном прошлом»

– Каковы причины создавшейся ситуации?

– Рассмотрим создавшуюся ситуацию шире… Глубже… С нужной высоты, стоя над схваткой текучей суеты… Время-то бурлящее и опасное для всего человечества и никто не знает пока, каков путь правильней. Все ищут. Дао. Путь спасения. Общего. Что-то не так пошло на родимой планете.

Вспомним опять заветы Льва Николаевича Гумилева, чье имя носит Евразийский национальный университет в Астане, – что «история есть описание собственных предков»... И то, что «они», т.е. европейские просвещенцы, написали историю за весь мир: «задались целью оккупировать прошлое!» (Л.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли).

– Как шла «оккупация прошлого»?

– …В ту эпоху XVII-XVIII веков европейские державы действительно были на взлёте и вовсю оккупировали настоящее во многих странах мира, создавая большущие колониальные империи… И, читая учебники истории, написанные чужими людьми, многие народы оказывались как бы в роли сирот-детдомовцев, заглатывающих чужую дезинформацию о своих собственных пра…прадедах и пра…прабабушках… B XIX и XX веках линия заучивания наизусть «просвещенцев» продолжалась и дошла до сегодняшнего дня.

– В России тоже шла «оккупация прошлого»?

– В великой России цари, например, решительнейший Петр I в XVIII веке, приглашали из Европы профессоров и те также решительно переписывали российскую историю, не взирая на местных мыслителей, пытавшихся препятствовать переиначиванию истории родного народа. Из препятствовавших известен Михаил Ломоносов – его сначала приговорили к смертной казни, затем казнь отменили, а через время он скоропостижно скончался, бумаги исчезли, труды его переправили и издали те же Миллер со Шлецером, против коих он боролся.

Те концепции Миллеров повторили Карамзин и другие в XIX веке, потом советские историки, а за ними они попали в учебники, по которым сегодня учатся наши дети и внуки…

 Что такое идеология – это программа действий, правила жизни. Напишут «варварам», что их соседи были нехорошие и всю историю мешали жить их предкам, и читающие станут врагами соседей. Напишут, что твои предки были дикарями и к ним принес прогресс и процветание чужой дядя, и читающие влюбляются в того дядьку и становятся ведомыми и бездумными куклами…

                                      Дастан ЕЛДЕС (продолжение следует)