Государство, бизнес и НПО: как решать проблемы общества

Государство, бизнес и НПО: как решать проблемы общества

В 2018 году в СМИ появилась новость о том, что Казахстан занял 31 место по Индексу человеческого капитала среди 157 стран мира. Если кратко, то человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производственный труд, качество жизни.

                      В РК человеческий капитал не востребован?

Трудно судить об объективности этого показателя, но, к примеру, в 2017 году Казахстан занял 35-е место в мире по индексу образования. Уровень грамотности казахстанцев сейчас составляет 99,8%. По этому показателю мы занимаем 18-ое место среди 184 стран мира и 1-ое место в Азии. В рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2019 году Казахстан занял 55 место среди 140 стран.

Следует отметить, что если в 2008 году Казахстан находился в группе стран со средним уровнем развития человеческого потенциала, то с 2009 года Казахстан перешел в группу с высоким уровнем развития человеческого потенциала, успешно поддерживая свои позиции и после 2014 года. Эксперты ПРООН отмечают, что Казахстан демонстрирует один из самых высоких показателей роста ИЧР в регионе – в среднем на 1,1 процента за последние 10 лет.

Национальная конкурентоспособность и накопление конкурентоспособных преимуществ – ключевой вопрос для развития любой страны. Они являются основополагающей объективной мерой уровня качества жизни и благосостояния нации, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на имидж бренда Казахстан. Человеческий капитал является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности нашей страны. Недаром казахстанцы нередко имеют успех за рубежом как специалисты.

Казалось бы, имея вышеуказанные данные, интеллектуальный потенциал, несметные богатства в виде различных полезных ископаемых, сравнительно небольшое население, огромную территорию, значительный рост ВВП на душу населения, Казахстан реально мог стать процветающей страной с состоятельными гражданами. Ведь конкурентоспособность человеческого капитала и конкурентоспособность национальной экономики должны находиться в прямо пропорциональной зависимости.

Однако этого не произошло – несостоятельность многих экономических позиций «весомо, грубо, зримо» проявилась в «свободном плавании» в ЕАЭС, в нынешний экономический кризис в условиях санкций и мировой «гибридной войны».

Государственных программ огромное количество, однако большая часть из этих планов громадье осталась лишь на бумаге. Некоторые из них превратились в чисто пропагандистские тренды, в которых «шершавым языком плаката» примеривался и сингапурский, и финский, и канадский и другой опыт. Не говоря о «центральноазиатском барсе», который вроде бы должен потеснить «азиатских тигров», но он остался лишь в программах.

Конечно, возникают вопросы: кто пишет «докладные записки», те же планы громадье, кто отслеживает их экономическую целесообразность, прагматизм, окупаемость, соответствие с законами и их практическую реализацию? Немало прорывных проектов после их воплощения в жизнь по разным причинам оказывались нежизнеспособными. Лишь в последнее время на официальном уровне стали говорить о необходимости выполнения принятых госпрограмм.

Казахстан должен полностью распрощаться с олигархической системой, будь то в экономике или в политике, заявил президент страны Касым-Жомарт Токаев. Здесь надо отметить, что президент Токаев «демонтирует» не только родственников и близких людей первого президента. Глава государства идет дальше этого. Чтобы не было «семейного клана» во власти и экономике, К.Токаев законодательно убрал саму возможность непотизма.

                       Освободить гражданскую активность людей

По словам президента К.Токаева, Казахстану нужны политические преобразования, необходимо было «освободить гражданскую активность людей», на что был «очень большой запрос со стороны общества».

  В самом деле, в обществе чуть ли не каждый день рождается множество самых разных идей, интересных проектов – вполне практических, проверенных временем и совершенно новаторских. И по тематике они различные: коммерческие, социальные, экологические, научные, образовательные, благотворительные и т.д.

И нередко для претворения таких проектов в последние годы стали прибегать к «народному финансированию». Иногда такое явление можно наблюдать даже в социальных сетях, например, когда подписчики скидываются какому-нибудь начинающему писателю написать первую книгу, переводчику – перевести всем необходимый материал или режиссеру снять документальный фильм о нашумевшей проблеме и т.д.

Некоторые общественные деятели, активисты, блогеры зарабатывают на донатах. Донат – это денежные пожертвования авторам, как благодарность за их старания, добровольный подарок или пожертвование (в виде денег, вещей, услуг или идей) для определенной цели.

В последние годы в Казахстане в ходу английское слово «краудфандинг». С английского термин «краудфандинг» переводится как «народное финансирование». Проекты, которые могут к нему прибегнуть, называют стартапами, их авторов – фаундерами, а людей, помогающих деньгами, – бэкерами или вкладчиками.

Краудфандинг – нередко привлечение денежных средств благотворительными организациями с целью финансирования определенной благотворительной программы. Краудфандинг – это процесс сбора денежных средств на различные проекты от неопределенного круга лиц через интернет.

Но чаще средства на свою идею фаундеры обычно собирают через специализированных интернет-ресурсов (краудфандинговых платформ), специальных инвестиционных платформ в интернете.

Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование. Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ, для открытия или поддержки сайта и т.д. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.

Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере.

Несмотря на новизну такого финансирования, неудачные проекты, юридические недоработки и т.д. краудфандинг как социальное явление постепенно становится распространенным у нас. И благодаря «народному финансированию» немало людей находят свою нишу, открывают спортивные секции, мастерскую, осуществляются социальные проекты или открываются приюты для животных.

Для начала в первую очередь к финансированию стартапа стоит привлекать своих друзей и родственников, знакомых, знакомых знакомых, френдов из соцсетей и уже потом всех остальных. И есть большая надежда: за карудфандингом – будущее.

Обратить внимание на потенциал народного финансирования призвал и президент Касым-Жомарт Токаев.

                            Краудфандинговая платформа ASARGA.KZ.

Непреложным условием и фундаментальным механизмом устойчивого развития любого современного государства является взаимодействие между властью, обществом и бизнесом.

Сегодня одним из ключевых факторов успешного функционирования гражданского общества является установление партнерских отношений между органами государственной власти, бизнес-структурами и НПО как основными акторами процесса принятия решений, которые при этом обладают разными, но взаимодополняющими возможностями и ресурсами.

Как отмечают эксперты, в идеале такого рода взаимодействие должно быть основано на учете и удовлетворении интересов всех трех сторон, поскольку доминирование интересов одного из них над интересами других неизбежно приведет к построению неэффективной модели общественного устройства. Не секрет, что баланс интересов возможен лишь при условии взаимной заинтересованности сторон в достижении конечного результата.

Стоит отметить, что в Казахстане усилия по налаживанию постоянного диалога и конструктивного взаимодействия между государством, обществом и бизнесом также являются частью процесса построения гражданского общества и правового, демократического и социального государства. Однако за годы независимости взаимодействие в основном выстраивалось по трекам «государство-бизнес» и «государство-НПО», а создание системы отношений между всеми субъектами триады началось сравнительно недавно.

Одной из мер, направленных на построение цельной и эффективной модели трехстороннего партнерства стала инициатива по проведению ежегодных форумов трехстороннего сотрудничества «Асар» начиная с 2017 года. Каждый год площадка проводилась в разных регионах и была посвящена актуальным темам взаимодействия, включая вопросы развития местных сообществ.

В ходе эволюции подходов и методов по развитию трехстороннего сотрудничества в текущем году была запущена краудфандинговая платформа ASARGA.KZ. Как отмечают создатели портала, в отличие от аналогичных краудфандинговых площадок, портал asarga.kz не предполагает возможности прямого сбора средств и пожертвования от физических лиц, а нацелен на прямое привлечение инвестиций и спонсорской помощи от бизнеса для реализации совместных социальных проектов.

К слову, за пару месяцев своего существования площадка ASARGA.KZ в той или иной мере поспособствовала привлечению финансирования порядка для 15 социальных проектов. Суммы профинансированных проектов разные и варьируются от 50 тысяч до 10 миллионов тенге. Как отмечают представители площадки, портал имеет значительный потенциал для развития, но, как правило, не обходится и без трудностей.

«В перспективе наша краудфандинговая площадка имеет все шансы стать эффективным инструментом в возведении моста между государством, бизнесом и неправительственными организациями. Asarga.kz мы видим как своего рода «супермаркет социальных проектов», где представители бизнес-сообщества легко смогут находить интересные проекты для совместной реализации», – говорит исполнительный директор общественного фонда «SocialDevelopmentCenter» Биржан Казтурганов.

Есть все основания полагать, что портал действительно поможет развитию необходимого для нашего общества модели трехстороннего партнерства, ведь, как сказал президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании: «Нам предстоит глубинная перестройка отношений в триаде «гражданин – бизнес – государство».

                                                                                                    Дастан ЕЛДЕС

                                                                                                   qazaquni.kz