Что изменилось в Казахстане с приездом россиян?

Что изменилось в Казахстане с приездом россиян?

Пока ещё не появилось специальных исследований о влиянии на экономику Казахстана массового приезда россиян на фоне «спецоперации», санкций и «частичной мобилизации». О плюсах и минусах миграционного всплеска по косвенным признакам, которые в целом указывают на то, что кардинальных изменений не произошло и вряд ли вообще предвидятся, рассуждает автор Qmonitor.kz вместе с экспертами.

За текущий год Казахстан принял две волны российских беженцев: во время весенней въехало более 60 тысяч человек, в рамках осенней – около 200 тысяч. С учетом того, что многие из них успели уехать обратно либо перебраться в другие страны, на данный момент, по информации миграционной службы МВД РК, в стране остаётся около 110 тысяч россиян, что соответствует лишь менее 0,6 процента населения РК. Естественно, в таком количестве они не могут оказать сколько-нибудь серьёзное влияние на социальную инфраструктуру, финансово-экономическую систему и рынок труда. Тем более что ключевая цель их пребывания здесь – «переждать тревожное время», и пока мало кто задумывается о длительном трудоустройстве либо проживании. По официальным данным, на постоянное место жительство в Казахстан с начала года попросились всего 3,8 тысячи граждан РФ.

- Многие из приехавших не планируют менять ПМЖ с России на Казахстан, то есть они здесь находятся либо как в транзитной стране с последующим отъездом в Юго-Восточную Азию и европейские страны, либо как во «временном убежище», пока не начнётся переговорный процесс вокруг российско-украинского конфликта. Так что рассматривать их в качестве дополнительного трудового ресурса нельзя. Количество оставшихся россиян, которые потенциально могли бы устроиться на работу в Казахстане, от общего числа трудоспособных местных граждан (11,32 миллиона) составляет 0,2 процента. Абсорбировать такую прибавку экономика Казахстана сможет достаточно легко, поэтому серьёзных изменений от этого фактора ожидать не стоит, - считает аналитик компании Esperio Нурбек Искаков.

Напомним, что и надежды, и опасения в связи с притоком россиян в Казахстан в основном касались рынка труда. Если власти видели в их лице полезных специалистов для отечественной экономики, то граждане боялись конкуренции – мол, мигранты будут претендовать на лучшие рабочие места. Сложности создаёт незнание специфики местных рынков, а где-то и государственного языка. К тому же большая доля релокантов продолжает работать дистанционно либо ищет удалённую работу в российских компаниях.

И потом, следует учитывать, какие именно специалисты приехали к нам из России. Правда, провести такой анализ не представляется возможным – необходимых цифр нет даже у официальных госорганов РФ, поскольку немало людей в силу разных причин то пересекают границу, то возвращаются обратно. Некую тенденцию можно отследить лишь по резюме россиян, размещенных в этот период на рекрутинговых сайтах, что, собственно, и сделала компания HeadHunter по запросу ряда СМИ.

В итоге выяснилось, что в топ-3 наиболее популярных у россиян в Казахстане специальностей вошли «руководитель проектов», «продавец-консультант» и «водитель» - 4791, 4532 и 4329 поданных резюме соответственно (по состоянию на 20 октября). Наибольший прирост резюме, согласно данным платформы, произошёл в таких категориях, как «сельское хозяйство», «информационные технологии», «стратегия, инвестиции, консалтинг», «фитнес, салоны красоты».

И тем более не стоит ожидать массовой релокации российского бизнеса в Казахстан. Как объясняет Нурбек Искаков, среди тех же «уклонистов» от частичной мобилизации едва ли найдутся бизнесмены средней и уж тем более крупной руки - по понятным причинам их не станут призывать в войска. Если же кто-то этого и опасается, то вряд ли выберет именно РК для переезда. Как правило, обеспеченные граждане России уезжают в развитые страны Азии, Ближнего Востока и Европы.

- Так что не нужно тешить себя ложными иллюзиями. Максимум, на что мы можем рассчитывать, так это мелкий российский бизнес. Но и тут есть свои «подводные камни», поскольку малое предпринимательство, как правило, либо очень сильно привязано к конкретной локации (небольшие магазины, автомобильный сервис, общепит и прочее), либо вообще не связано с местом проживания (блогеры, консультанты, IT-услуги и прочее). Первые вряд ли станут продавать доходный бизнес и, скорее всего, просто будут вести его из-за границы, причём в течение непродолжительного времени, а вторые в зависимости от своей квалификации и уровня доходов могут отправиться транзитом через Казахстан в другие страны, - полагает спикер.

Тем временем в России бьют тревогу: 30 процентов IT-специалистов покинули страну или планируют релокацию. Таковы результаты опроса, проведённого HR-холдингом Ventra, хотя, по другим источникам, треть из них уже вернулась обратно. Как бы то ни было, иммиграция айтишников в Казахстан, по мнению министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина, несёт нам сплошные плюсы. Отвечая на вопрос корреспондента Ulysmedia.kz, чиновник подчеркнул, что этот процесс положительно скажется, во-первых, на развитии отечественной IT-индустрии за счёт увеличения спроса на неё, а, во-вторых, на экономике, поскольку многие приезжие программисты, продолжая работать на те же, к примеру, американские компании и неплохо зарабатывая, тратят эти деньги здесь…

Действительно, как ранее отмечал главный научный сотрудники КИСИ Вячеслав Додонов, въезжающие иностранные граждане, в том числе бегущие от мобилизации россияне, оказывают на казахстанскую экономику однозначно позитивный эффект, поскольку выступают как потребители продукции и услуг отечественных предприятий и организаций, то есть формируют дополнительный спрос и платят свои деньги нашему бизнесу. Это придаёт импульс развитию ряда сфер, непосредственно связанных с обслуживанием населения, а также смежных отраслей. В свою очередь увеличение производства в таких видах деятельности ведёт к повышению занятости, наращиванию объёма собираемых налогов и т.д. Именно по этой причине многие страны мира, включая нашу, уделяют серьёзное внимание развитию въездного туризма.

С коллегой соглашается Нурбек Искаков, который основной позитив от притока россиян в Казахстан тоже связывает с возможностью здесь и сейчас продать и оказать для них как можно большее количество товаров и услуг, тем самым стимулируя развитие ряда отраслей. При этом эксперт не исключает, что это вызовет локальный дополнительный рост цен, однако «учитывая транзитность этой истории, сдвига инфляции из-за неё ожидать не стоит, поскольку она быстро вернется к домобилизационным значениям».

В то же время интенсивное увеличение трафика граждан России в Казахстан не могло не найти своего отражения в работе пунктов обмена валюты. Как отмечает аналитик Esperio, прибывшие россияне конвертировали рубли в тенге и другие валюты, вследствие чего в «обменниках» образовался их избыток. «Для того, чтобы снизить собственные курсовые риски, они начали продавать рубли даже ниже официального и рыночного курсов. В таких ситуациях, как правило, на крупных валютных площадках в действие вступают «арбитражеры», которые буквально в течение одного дня «схлопывают» образовавшуюся разницу. Но в обменных пунктах РК подобные арбитражные стратегии нерентабельны из-за высоких комиссий, поэтому ситуация неэффективности этого небольшого рынка продолжалась немного дольше. За неделю «обменники» смогли восстановить нейтральность своей валютной позиции к рублю», - резюмировал эксперт.

Гораздо более остро на приезжих отреагировал рынок арендного жилья, который, будучи нестабильным, стихийным и слаборегулируемым, в последние годы негативно отражал любые экономические и политические события в стране. Так, по данным Бюро национальной статистики, цены предложений на аренду благоустроенного жилья в сентябре в годовом выражении по сравнению с августом выросли на 47,2 процента. В основном удорожание произошло в городах, которые находятся ближе других к российской границе: в Костанае сразу на 42,6 процента, в Петропавловске - на 27 процентов. Тройку замыкает Караганда – на 21 процент. В Астане за месяц рост цен на арендное жильё составил 15, в Алматы — 14 процентов.

Что же касается социального напряжения, вероятный рост которого прогнозировали некоторые эксперты с самого начала «спецоперации», то оно практически не чувствуется. Более того, россияне на улицах наших городов уже стали привычным явлением, и казахстанцы стараются оказывать им посильную материальную, моральную поддержку, содействие в адаптации.

Разумеется, не обходится без неприятных инцидентов и пренебрежительного отношения, причём с обеих сторон. Но этого «добра» у нас и раньше хватало с учётом языковых проблем и непростой межэтнических ситуации в стране. Другое дело, что всегда найдутся желающие «похайповать» на этой чувствительной теме, раздуть локальные конфликты до угрозы национального масштаба, но об этом мы подробно поговорим в другой раз.

                                                             Сауле ИСАБАЕВА