В ИСКУССТВЕ НАДО ИДТИ К ВЕРШИНЕ

В ИСКУССТВЕ НАДО ИДТИ К ВЕРШИНЕ

Общеизвестная проблема жителей мегаполиса – выбраться на природу от городской суеты, отдохнуть от работы, подышать чистым воздухом, набраться новых впечатлений. Впрочем, такое желание может быть и у гостей южной столицы, особенно у приезжих художников. Действительно, нередко хочется «освежить ландшафт», куда-то съездить, например, в горы: очень часто бывает – живя близи гор, можно не ведать их красоты и величия.

                            ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ…

Кто был в горах выше горнолыжного курорта Шымбулак, тот имеет представление о горной дороге, по которой можно подняться выше к метеостанции, где расположена селезащитная плотина, а еще выше – к гляциологической станции у подножия Ледника Молодежный.

Мало того, что здесь крутые склоны, горные подъемы, так почти вся дорога усыпана большими и малыми камнями, есть участки дороги вдоль крутого обрыва, по краю пропасти. По такой крутой и опасной дороге способны подниматься лишь военные грузовые машины, джипы (если, конечно, не жалко их побить о камни), вездеходы, багги. Есть любители горной красоты, которые поднимаются пешком.

Если вам хочется чего-то нового и неизведанного, релаксации души и тела: что было бы одновременно развлечением с долей экстрима, созерцанием невиданной красоты, восхождением на вершину горы, где можно взглядом и мыслью объять необъятное?


Работа Хамита Файзулина


Конечно, съездить на Медеу, по канатной дороге подняться на Шымбулак и дальше выше – это будет великолепный поход, где с каждым метром высоты воздух, вода, горные виды будут чище и прекрасней! Особенно впечатляющи виды с большой высоты на окружающие горы, на текущую в низине реку, на ущелья и обрывы. Не говоря о нераскрытых красотах Медеу и Шымбулак.

Горная дорога несется вдоль обрыва наверх по каменистому серпантину, а там далеко внизу между гор змейкой вьется горная река, местами поблескивая на солнце, но больше уходя со временем в тень. И чем выше мы поднимаемся в горы, тем насыщеннее и причудливее становится пространство, оставляемое нами позади. Виляющая горная дорога часто меняет картины: новые острия гор за поворотом, а пройденный, казалось бы, знакомый участок пути неожиданно преображается в незнакомые и потрясающие пейзажи...

Оказалось, такую возможность получили художники страны – на Шымбулаке прошел пленэр в рамках арт-симпозиума «Ұлы тауларының шыңдары». Художественное сообщество решило творчески подойти к празднованию Дня Республики проведением арт-симпозиума и внести свой вклад в пополнение коллекций государственных музеев, и организовали творческий лагерь для художников на Шымбулаке.

Район Шымбулака и Медеу не только живописен. В конце октября здесь можно найти и осенний пейзаж, и вполне летние картины, а если немного подняться повыше – снежные вершины. И, кажется, участники симпозиума использовали эту особенность сполна – как говорится, все сезоны года были отражены в их этюдах и картинах, в основном – горы.

Для участия в «рисовании на воздухе» (именно так переводится с французского слово «пленэр») организаторы отобрали 35 художников из разных регионов страны – представителей разных поколений, художественных школ и направлений.

Симпозиум и пленэр нужны художникам для работы, «встряски», роста и поддержки. Конечно, самое бесценное во время симпозиума – это общение со своими коллегами, обмен опытом в профессиональной среде, новые работы, мысли и впечатления. И задача организаторов – создать соответствующие условия художникам для обмена профессиональным опытом.

Ведь наряду с признанными мастерами возможность оценить величие гор и передать через свои работы всю красоту природы получили и весьма юные, но талантливые художники. Особое внимание было уделено обеспечению инклюзивности проекта.

                    ЗАПЕЧАТЛЕТЬ ТО, ЧТО УВИДЕЛ И ПОЧУВСТВОВАЛ!

«Как организаторы проекта мы дали полную свободу участникам, художники не были ограничены в выборе сюжетов. В свою очередь все расходы, связанные с их участием на пленэре, включая трансфер, проживание, питание и необходимые материалы и краски при финансовой поддержке Министерства культуры и спорта РК мы взяли на себя. Единственное условие, которое мы ставили, – картина должна быть создана за 5 дней именно на пленэре. Да, зачастую художники делают на открытом воздухе зарисовки и предварительные эскизы, а потом работают в мастерской. Но здесь требовалось работать «набело» сразу», – отметил Биржан Казтурганов, исполнительный директор Общественного фонда «Social Development Center».


Работа Аршына Кабылбека


Симпозиум для молодых художников стал хорошей площадкой для общения, обмена знаниями у более опытных коллег. Судя по работам и откликам участников пленэра, заявленные цели были достигнуты. Некоторые участники поделились впечатлениями, фото в социальных сетях и поблагодарили организаторов. Изумительные по своей красоте пейзажи, величественные горы, снежные вершины, закаты и рассветы, изображенные на холстах, просто поражают своей красотой, разнообразной палитрой и глубиной восприятия.

Например, Анара Абжанова на своей странице в социальной сети написала: «Настоящая любовь к искусству пейзажной живописи и гордость нашего любимого города Алматы – это горы. Тут я работаю, чтобы собрать как можно больше материала на будущую новую коллекцию произведений горной живописи, но я боюсь, что не успею запечатлеть всё, что меня вдохновляет. Везде шикарная красота. Благодарю организаторов общественного фонда «Social Develoment Center» и руководство Министерства культуры и спорта РК за финансовую поддержку, возможность рисовать на пленэре, питаться и проживать в отели Чимбулака. Идёт процесс работы в подготовке к выпуску выставочного арт каталога и открытии групповой выставки пленэрной живописи. Скоро анонс будет. Мысль о пленэрной живописи. Интересно, что есть возможность писать один и тот же пейзаж много раз, но каждая картина всегда будет получаться разной. Ведь на воздухе каждый раз по-другому будет светить солнце, падать тени, дуть ветер и далее. К сведению, пленэр во многом зависит от личных ощущений художника. Он должен успеть запечатлеть то, что увидел и почувствовал!»

Ясное дело, пленэрная живопись дарит не только массу возможностей и впечатлений, но и рождает немало идей, замыслов и предложений. Одно из них и озвучила Анара Абжанова: «Если Министерство культуры РК решит с финансовой поддержкой продолжать большой арт проект на долгосрочные планы, то нужно открыть художественное общество «Plein air Almaty Painters», членами которого должны быть только профессиональные живописцы-пейзажисты по стили импрессионизма, реализма и романтизма».

                 В ИСКУССТВЕ НАДО ИДТИ К ВЕРШИНЕ

Надо отметить, что среди участников арт-симпозиума немало художников, которые, несмотря на молодость, участвовали во многих выставках, в том числе и за рубежом. Например, в августе 2019 г. я посетил «экспрессивную» выставку Алмаса Нургожаева, которая проходила в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева.

Или та же Анара Абжанова – участница республиканских и международных выставок, лауреат и дипломант международных фестивалей и конкурсов. Известны имена таких художников, как Шамиль Гулиев, Аршын Кабылбек, Даурен Кастеев, Нурболат Аскар и др.


Работа Анары Абжановой


Результатом пленэрных работ является совместная выставка, которая обычно представляет не законченные произведения, а творческую лабораторию, поиски и эксперименты участников проекта.

Увидеть результаты проекта «Ұлы тауларының шыңдары», посвященной природе Алматы, можно на выставке, которая проходит с 27 октября по 10 ноября в Центральном Государственном музее РК.

К слову, тема «Великих гор» уже второй год подряд собирает художников со всего Казахстана. Первая художественная выставка «Ұлы таулар шыңдары», посвященная 30-летию Независимости Казахстана, была организована в 2021 г. в Центральном выставочном зале имени Абылхана Кастеева. Именно тогда, через творчество 45 современных художников со всех уголков страны, широкой публике были презентованы достижения отечественного изобразительного искусства за годы независимости.

Совместная работа в проекте должна дать импульс для дальнейшего развития творчества художников, принимавших в нем участие.

Конечно, было бы замечательно, если у нас будут много таких арт-симпозиумов – хороших и разных, после которых еще продавались бы работы наших художников. Недаром Пабло Пикассо говорил: «Художник – человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник – это человек, который продает то, что пишет».

                                                    Дастан ЕЛДЕС