Религиозные лидеры способны возродить «дух Хельсинки»

Религиозные лидеры способны возродить «дух Хельсинки»

   Религиозные лидеры способны возродить «дух Хельсинки»

Съезды лидеров мировых и традиционных религий за 19-летнюю историю существования реально становятся влиятельным мировым игроком, на основе которых со временем можно создать своеобразную «религиозную ООН», включив в ее состав глав религий.

                       Папа Римский о возрождении «духа Хельсинки»

14-15 сентября 2022 года в столице Казахстана состоялся VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Главная тема VII Съезда: «Роль лидеров мировых и традиционных религий в духовном и социальном развитии человечества в постпандемический период».

Это самый представительный Съезд за все время его существования. Впервые съезд собрал более 100 делегаций из 50 стран мира. Для сравнения – в 2003 году на первом Съезде было всего 17 делегаций из 23 стран.

К тому же мероприятие впервые посетил папа Римский Франциск. Также впервые в рамках VII Съезда провели масштабную религиозную мессу с участием папы Римского 14 сентября под открытым небом на территории ЭКСПО. Мессу смогли посетить представители любой религии и конфессии, а приняли участие несколько тысяч паломников из нашей республики и разных стран мира.

Конечно, Съезд глав религиозных организаций представляют как диалоговую и дискуссионную площадку, предоставляемую Казахстаном для лидеров мирового духовенства. Однако за последние годы геополитическая ситуация изменилась не в лучшую сторону. Война в Украине, обострение отношений Китая с Тайванем, Турции и Греции, Азербайджана и Армении, Израиля и Палестины и др.

В такой ситуации актуальны призывы к миру и остановке военных конфликтов. Возможно, усилия политиков, общественных деятелей, дипломатов по мирному урегулированию конфликтов должны быть поддержаны лидерами мировых религий, которые имеют влияние на верующих. И для этой цели площадка Съезда крайне востребована – здесь можно донести до миллионов людей идеи мира и антивоенные высказывания.

В первый день Съезда лидеров мировых и традиционных религий понтифик напомнил о «безумной и трагической войне» в Украине и призвал мир к поиску диалога. «Я нахожусь здесь во время безумной и трагической войны, которая началась с вторжения в Украину», – заявил он, указав, что существуют и другие угрозы миру. Франциск вновь напомнил мировому сообществу о необходимости «дипломатических усилий для содействия диалогу», а сам VII Съезд представил как «паломничество диалога и мира».

Также папа Римский Франциск заявил, что религия не должна использоваться для оправдания зла войны, а Бог не может быть «заложником человеческой жажды власти».

Человечество в условиях мирового кризиса находится в поисках новых путей развития, различных понятий справедливого порядка, и, возможно, приобретет уникальный шанс преобразиться, в том числе и с помощью религиозных лидеров.

Ведь в своей речи папа Римский призывал к миру и возрождению «духа Хельсинки» в мировом общежитии стран и народов. Участники также договорились молиться за то, чтобы в мире не разразилась ядерная война.

                        Казахстан – мост между Западом и Востоком

Старое представление о том, будто вне религии нет общения и религиозным лидерам не с кем, кроме своей паствы, разговаривать, ушло в прошлое, и ныне они готовы разговаривать со всеми – с раввинами, муллами, епископами, политиками, чиновниками, гражданским обществом и т.д.

Например, в столице Казахстана Франциск встретился с великим имамом египетской мечети Аль-Азхар (одного из мировых центров суннитского богословия) Ахмедом эль-Тайебом, которого считает одним из своих главных собеседников в исламском мире.

Характерный штрих – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не приехал на VII Съезд, и соответственно не встретился там «на полях» с папой Римским Франциском. Хотя Патриарх Кирилл раньше приезжал, в частности, принял участие в IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий.

На мероприятии прозвучали выступления наиболее авторитетных представителей религиозных общин, присутствовавших на Съезде, в частности: папы Римского Франциска, Верховного имама Университета «Аль-Азхар» Ахмада Ат-Тайеба, главного сефардского раввина Израиля Ицхака Йосефа, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония и др. Они поделились своей оценкой принятой на Съезде Декларации и обозначили главные итоги прошедшего форума.

Геополитическая, экономическая, политическая ситуация за последние годы значительно изменилась, что требует адекватного отношения к этим изменениям. Мир находится на распутье, переформатирования прежней системы международных отношений, и человечество должно сделать правильный выбор, ориентируясь на решения ООН.

И проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий в столице нашей республики приобретает новый смысл и содержание в контексте мировых изменений.

Для нас крайне актуально продвигать имидж Казахстана как миролюбивой, стабильной республики с инвестиционной привлекательностью, которая реально присутствует и которой дорожат в нашей стране.

И этому способствует проведение такого Съезда. Терроризм и экстремизм, как и межрелигиозные и межэтнические распри должны обойти нашу страну: слишком большие игроки в лице ООН, ОБСЕ и т.д. заинтересованы в этом. Соответственно, продвигать Казахстан как образец толерантности и межконфессионального согласия.

Франциск назвал Казахстан мостом между Западом и Востоком, отметив, что общественная жизнь здесь должна звучать как домбра. «В Казахстане примерно 150 этносов, более 80 языков, каждый со своей историей и традициями, особенностями. Они создают необыкновенную симфонию, это необыкновенный концертный зал, выполняющий функцию, которую и должна выполнять ваша страна, – быть страной встреч», – считает папа Римский.

Исторически казахам не был присущ религиозный радикализм, ортодоксальность, экстремизм и т.д. Ханафитский мазхаб – самая распространенная правовая школа за пределами Аравийского полуострова, потому что из-за своей гибкости он наиболее приспособлен к реалиям неарабского мира.

Абу Ханифа на базе исламского учения разработал систему, которая была доступна всем, и из-за своей гибкости приобрела огромный потенциал для проповедничества и распространения. Ханафитский мазхаб был очень гибким и либерально относился к местным традициям, перенимал доисламские особенности, то есть не был ортодоксальным.

Именно эти качества Ханафитского мазхаба являются основой толерантности и межконфессионального согласия в Казахстане.

В этом плане отрадно, что члены Совета религиозных лидеров и участники IV Съезда участвовали в закладке Аллеи духовного согласия «Рухани жарасым», присутствовали на открытии в Астане монумента «Ашаршылық құрбандарына ескерткіш», заложенного в память жертвам голодомора 1932-33 гг., посетили Музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР», где состоялся совместный молебен всех участников Съезда.

Съезды лидеров мировых и традиционных религий стали существенным вкладом РК в глобальный процесс межрелигиозного и межконфессионального диалога и заняли особое место в усилиях мирового сообщества по укреплению принципов согласия и толерантности, взаимопонимания и сотрудничества как внутри страны, так и на международной арене.

Ясное дело, Казахстан должен реально соответствовать этому имиджу, который необходимо пропагандировать в рамках Съезда. И долг государства проводить комплекс мер по искоренению религиозного радикализма и экстремизма.

                      Идеи и продвижение «глобальной этики»

Независимо от нашего желания и отношения в мире идет глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Теперь черед пришел за религиозной глобализацией.

Многие понимают глобализацию религий, как их «слияние», хотя на форумах Съезда говорили, что нахождение общей позиции между религиозными лидерами будет обсуждаться не в сфере религиозного учения, а в сфере нравственности.

«Главной задачей конференции в Ламбертском дворце было включение мировых религий в процесс интеграции мира и формирования «нового мирового порядка»... Они (духовные лидеры) должны обеспечить «духовное руководство» им, сформировать «моральный кодекс нового мирового порядка». Аналитики предполагают, что первым итогом Ламбертской конференции станет активный рост мировых межрелигиозных структур за счет мощного финансового стимула членства в них» (Московские новости. № 12, 1998).

А всевозможные межрелигиозные мировые форумы, конгрессы, съезды и являются этими структурами.

Кстати, в свое время в выступлениях на Съездах религиозных лидеров в Астане тоже говорили «об обоснованности различных понятий справедливого порядка», о том, что «нынешний кризис дает миру уникальный шанс преобразиться, реализовать извечную мечту человечества о справедливом миропорядке» и т.д.

А на Московском саммите (2006 г.) главный раввин Израиля Йона Мецгер призвал создать постоянно действующую религиозную организацию, наподобие ООН. В 2006 году во время встречи с президентом Казахстана Йона Мецгер предложил ему создать своеобразную «религиозную ООН», включив в ее состав глав религий. В ответ Н.Назарбаев предложил построить резиденцию для подобной организации в Астане. Кстати, Совет религиозных лидеров работает, у него большие полномочия.

Идею «религиозной ООН» на Западе озвучили давно, но более определенно стали оформлять после распада СССР. В частности, на Межконфессиональной конференции «Мировые религии и намечающаяся глобальная цивилизация» (Сан-Франциско, 1995 г.) были выдвинуты идеи т.н. «глобальной этики» и было положено начало процессу объединения религий. Недаром говорят, «тот, кто управляет религиями – повелевает народами».

…В 1254 году в глубине Азии, в столице Монгольского улуса Каракоруме состоялся, пожалуй, первый в истории «форум» представителей трех мировых религий: буддизма, ислама и христианства. Его описание оставил монах Гильом Рубрук. В эпоху крестовых походов соседство кумирен, мечетей, церквей, как и мирный теологический диспут в Орде Мунке-кагана для европейцев было открытием.

Замкнутый мир конфессий был враждебен другим и был бичом средневековья. А в это время в Монгольском улусе веротерпимость была законодательно утверждена Чингиз-каганом в «Ясаке»: чингизидам предписывалось покровительствовать всем верованиям, оставаясь при этом тенгрианцами. Кстати, одной из причин распада великой империи и было отступление от Ясака в плане религии и образа жизни: чингизиды стали принимать буддизм, несторианство, ислам и т.д. и переходить на постоянное жительство в города…

P.S. Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе журналистов, организованный Управлением по делам религии города Алматы.

                                                                    Дастан ЕЛДЕС