Машиностроение РК в новых геополитических условиях

Машиностроение РК в новых геополитических условиях

Ныне мы наблюдаем формирование нового глобального формата мироустройства. Формируются новые геополитические центры со своими лидерами, кардинально меняются экономические отношения. В Казахстане в условиях российско-украинской войны необходима новая политика – взвешенная, прагматическая, гибкая, с учетом новой геополитики, национальных интересов, санкций Запада против России для выстраивания своей внутренней самостоятельной экономической политики.

                Кооперация РФ и РК: рост машиностроения

Россию накрывает волна западных санкций – самая мощная с советских времен. Каждый день все больше и больше международных компаний либо полностью уходят из страны, либо замораживают свою деятельность до лучших времен. На фоне этой турбулентности часть конкурентноспособных российских специалистов активно ищет страну для релокации (перемещения бизнеса, сотрудников в другое место, переезд внутри страны или за границу), в том числе рассматривают и нашу страну.

Летом президент Касым-Жомарт Токаев сказал о том, что каждая вторая из почти 1 400 крупных зарубежных компаний приостановила деятельность или полностью ушла с российского рынка. Правительству следует создать благоприятные условия для их релокации в Казахстан. Это даст нам хорошие возможности для наращивания производства товаров средних и верхних переделов.

Для нас основная проблема войны в Украине состоит в том, чтобы минимизировать ее последствия для нас и выстраивать новую жизнеспособную экономическую модель.

Ныне все усилия и программы правительства должны быть направлены для решения этой проблемы. Мы должны оценить наши шансы на то, выживем ли мы как государство, сохраним ли свой суверенитет и национальное единство, не превратимся ли в бедную и экономически отсталую «африканскую» страну.

Мы должны признаться самим себе и мировому сообществу, что мы тоже находимся в заложниках ситуации. Казахстан – союзник России по ЕАЭС и ОДКБ, мы связаны экономически, стратегически, в культурной, военной и др. сфере.

Иными словами, открытие новых производств, особенно в сельском хозяйстве, машиностроении и др., чрезвычайно важно в новых условиях. По этой причине Казахстан должен изменить экономическую модель. Смена экономической модели приведет к жизни и новую элиту, которая будет работать в национальных интересах, безо всяких гонений и притеснений.

Если будет переезд российских специалистов и бизнеса, а он начался, то Казахстан должен выработать такие условия, чтобы российский бизнес и производство заработали на экономику нашей страны, а не России.

Тем более основа есть: товарооборот между Россией и Казахстаном по итогам 2021 г. вырос на треть до 25 млрд долларов, российские инвесторы, работающие в у нас, участвуют в проектах объемом около 36 млрд долларов.

Ведь главный мотив интеграции объясняется возможностью для Казахстана поучиться у России, если не ноу-хау, то хотя бы производству и примитивным технологиям, научиться, в рамках союза, конкурировать и диверсифицировать экономику путем отхода от сырьевой зависимости и развития производственных отраслей.

Ныне экономическая ситуация развивается в сторону сотрудничества двух стран – этому придала импульс программа совместных действий в области казахстано-российской производственной кооперации.

Например, в ее рамках реализовано 13 крупных проектов на сумму порядка 450 млн долларов. Среди них, в частности, производство автомобилей с Hyundai Motor Manufacturing Rus, электровозов с компанией «Трансмашхолдинг», тракторов с Петербургским тракторным заводом. В стадии реализации находятся еще девять крупных совместных проектов на общую сумму 3 млрд долларов, они реализуются при партнерстве «Татнефти», «Еврохима», АвтоВАЗа и других ведущих российских производителей.

                         Увеличение грузооборота через территорию РК

Оказалось, что изменение геополитической ситуации вызовет в ближайшее время значительное увеличение грузооборота через территорию нашей страны – многие компании станут активнее использовать казахстанское направление, которое станет торгово-экономическим мостом между Россией и Западом.

Постоянный рост железнодорожного грузооборота вызывает также увеличение поставок продукции из Китая в страны ЕС. Согласно ежегодным отчетам АО «НК «Қазақстан темір жолы», рост грузооборота существенно увеличивает нагрузку на инфраструктуру АО «НК «Қазақстан темір жолы», а значит и на долю амортизационных расходов и интенсификации проектов по развитию сетей внутри страны. Это приведет к росту объемов внутренних закупок рельс, шпал, стрелочных переводов, рельсовых скреплений и т.д.

И для обеспечения возросших нужд отрасли на предприятиях железнодорожной промышленности планируется расширение производства ассортимента продукции. Это необходимо и для обновления путевой инфраструктуры на ряде участков. Конечно, закупки у местных компаний позволят снизить амортизационные затраты за счет более дешевых, в то же время качественных продуктов.

Например, в Экибастузе ведутся работы по созданию новых видов рельсовых скреплений и полимерных прокладок на базе ТОО «R.W.S. Binding». Они позволят увеличить скорость поездов и уменьшить затраты на обслуживание железных дорог.

А производство железнодорожных колес выросло до 300 тысяч, и есть возможность увеличения их выпуска, так как такое предприятие – ТОО «Проммашкомплект» – ориентировано на внутренний и на внешний рынок.

Тем более с 2022 г. некоторые европейские страны, а также Индия и Бангладеш стали заказывать колеса для железных дорог. Учитывая, что экспортные заказы отличаются технологическими стандартами, размерами, наши производственники «на ходу» вносят технологические инновации для их производства.

Плановое переоснащение и внедрение технологий цифровой трансформации в ближайшие 10 лет сделает железнодорожную отрасль более конкурентоспособной на рынках стран таможенного союза и восточной Европы.

                  Актуальные предложения по поддержке отрасли

В конце апреля проблемы сектора машиностроения в РК и вопросы дальнейшего развития отрасли обсудили на совещании под руководством премьер-министра Алихана Смаилова.

Выступая с докладом, министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев сообщил, что по итогам шести месяцев 2022 г. производство в машиностроении выросло на 37% (в денежном выражении) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы инвестиций в отрасль увеличились на 23%.

В ходе совещания председатель правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев озвучил предложения представителей отрасли по ряду направлений поддержки отечественного производства. Было отмечено, что в рамках работы по поддержке предприятий обрабатывающего сектора продлено действие механизма уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета при импорте сырья, материалов и комплектующих до 2024 г.

При этом в перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается данным методом, предлагается включить дополнительно ряд наименований металлопродукции и оборудования, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Также предлагается расширить охват предприятий обрабатывающего сектора, получающих ускоренный возврат НДС при экспорте продукции. Премьер-министр поддержал указанные предложения, поручив соответствующим госорганам внести проекты необходимых решений.

Актуальная задача – создание собственной материальной базы машиностроения. Очень важно при дальнейшем улучшении потенциала и роста в целом обрабатывающего сектора промышленности обеспечить качественным сырьем. Сегодня отечественные машиностроители вынуждены закупать сырье в основном из-за рубежа.

Который год председатель правления СМК РК Мейрам Пшембаев предлагает предусмотреть в ближайших планах строительство сталелитейного завода в стране: «Сегодня мы ежегодно импортируем до 700 тысяч тонн заготовок из легированных сортов стали и чугунного литья. Деньги уходят за рубеж».

По его словам, строительство сталелитейного завода решит сразу несколько задач, в том числе снизит цену материалов, увеличит казахстанское содержание и повысит конкурентоспособность отечественных предприятий на внутреннем и экспортном рынке. Вопрос строительства сталелитейного завода особенно актуален в последние годы, когда наблюдается значительный рост цен на импортные материалы.

К тому же в ближайшие годы модельный ряд автомобилей, собираемых в стране, будут расширять. Также планируется наладить производство автокомпонентов (бампера, сиденья, автомобильные стекла, пластиковые детали, шины). Проблемным на сегодня является отсутствие аккредитованных лабораторий в сферах ж/д и электротехнического машиностроения, требуется разработка национального стандарта по кабельно-проводниковой продукции.

В качестве дополнительных мер развития машиностроения планируется провести работу по созданию базовых производств (снижение импорта стали) и обеспечению действующих предприятий сырьем.

Также в планах расширить финансирование Фонда развития промышленности Казахстана, который заработал осенью 2020 г. По словам премьер-министра, работа Фонда будет сосредоточена на лизинговом финансировании покупок оборудования и техники, а также кредитовании промышленно-инновационных проектов по льготной ставке.

На днях пришла обнадеживающая новость в сфере автомобилестроения: «Астана Моторс» подписала меморандумы с автомобильными концернами Chery Automobile Company, Changan International Corporation и Great Wall Motor, подтверждающие право компании производить автомобили китайских брендов в Казахстане.

В 2023 г. «Астана Моторс» планирует приступить к строительству в Индустриальной зоне Алматы мультибрендового завода полного цикла по производству автомобилей Chery, Changan, Haval и ввести его в эксплуатацию в 2025 г. Предприятие будет в 100% собственности компании «Астана Моторс» с производством автомобилей по лицензионным соглашениям.

Отметим принципиальное отличие нового индустриального объекта для Казахстана – предприятие будет производить весь объем автомобилей исключительно мелкоузловым методом со сваркой и окраской кузова. Производственные мощности мультибрендового завода позволят выпускать до 90 тысяч автомобилей в год, в том числе 60% – на экспорт в страны СНГ.

«Мы видим высокий потенциал для развития бизнеса и инвестируем порядка 200 миллионов долларов в организацию производства высокотехнологичных автомобилей ведущих брендов Китая в Казахстане», – заявил Нурлан Смагулов, президент Astana Group. Он также добавил, что с реализацией нового проекта в Алматы создадут порядка 2200 высококвалифицированных рабочих мест, каждое из которых поспособствует созданию до десяти рабочих мест в других отраслях.

В целом машиностроение РК в новых геополитических условиях показывает не только рост, но постепенно расширяет экспортный потенциал.

                                                            Дастан ЕЛДЕС