Наука повышает качество высшего образования

Наука повышает качество высшего образования

В этом году в сфере образования и науки произошли два знаменательных события. В сфере образования: Министерство образования и науки Казахстана реорганизовано в Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. В сфере науки: Академии наук будет присвоен государственный статус, она будет финансироваться из бюджета.

                          Наука повышает качество высшего образования

11 июня вышел указ президента РК о реорганизации Министерства образования и науки путем разделения его на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.

Существовавшее МОН было чрезмерно громоздким, из-за чего было много бюрократических преград, многие проблемы не решались вовремя, невозможность уделять одновременно равноценное внимание всем сферам, особенно научной и т.д. По любому вопросу воспитатели, учителя, преподаватели, ученые должны были проходить через общего министра, который также имел в своем попечении множество детсадов, школ, колледжей, университетов и НИИ. Это большой массив управленческих задач, который лучше разделить.

Ведь средняя школа, детсады, ясли – это все-таки специальные вопросы, и пусть этим занимается Министерство просвещения, хотя тут тоже есть вопросы, связанные с высшим образованием, ведь у нас есть колледжи при университетах. Но эти вопросы можно решить в рамках двух ведомств.

Министерству просвещения были переданы функции и полномочия Минобра в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования, охраны прав детей, обеспечения качества в сфере дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, цифровизации дошкольного, среднего, технического и профессионального образования.

Министерству науки и высшего образования в свою очередь были переданы функции и полномочия в области высшего и послевузовского образования, языковой политики, науки, обеспечения качества в сфере высшего и послевузовского образования и науки, цифровизации высшего и послевузовского образования.

Такое решение позволит лучше сконцентрировать финансы и возможности по развитию двух систем образования.

Особое внимание необходимо уделить развитию исследовательских ВУЗов, которые готовят основную массу докторов философии – преподавателей и научных кадров в стране. Именно студенты являются основными пользователями научных знаний и разработок, способными внедрить их в практику. Для них это дает возможность быстро продвинуться по карьерной лестнице или создать успешный бизнес.

И будет большая польза, когда университеты и научные институты находятся в одном ведомстве. Наука требует притока новых кадров, поэтому она тесно связана с высшим образованием. Ведь повышение качества высшего и послевузовского образования возможно и путем повышения роли научных исследований и ведущих ученых в ВУЗах. И основная польза от научных исследований идет именно для качества высшего образования, от которого зависит эффективность, качество работы и уровень доходов выпускников, а также благосостояние страны.

Студентов нужно учить находить нужные научные знания и разработки, а также решать с их помощью различные задачи. Магистранты должны уметь сами организовывать несложные исследования, которые могут понадобиться в случае отсутствия ответов на нужные вопросы.

Для формирования исследовательской системы и развития прорывных технологий запланирована трансформация вузов в исследовательские. Например, КазНУ им. аль-Фараби присвоен статус исследовательского университета. На очереди – ЕНУ им. Л. Гумилева, ЮКУ им. М.Ауезова по трансформации в исследовательские университеты.

 «В западных странах при университетах функционируют технопарки, в рамках которых работают различные инновационные стартапы и технологические компании. Консолидация системы образования с отдельными научными центрами и технопарками в зависимости от их потенциала позволит сформировать сильные исследовательские университеты», – сказал президент К.Токаев в своем выступлении 1 июня 2022 г. в юбилейной сессии Национальной академии наук.

В этой связи глава государства поручил правительству и профильным министерствам запустить программу поддержки научно-технологических парков при вузах с выделением целевых грантов на развитие научных лабораторий и опытно-испытательной инфраструктуры.

                              «Академия должна стать центром научной мысли»

Следует отметить, что система образования и науки в Казахстане в первые годы независимости в большей степени держалась за счет советских кадров и требований, правил советского образования. Затем ситуация стала ухудшаться.

Достаточно сказать, что за время независимости Национальная академия наук РК стала обычной общественной организацией, в итоге у ученого была не только маленькая зарплата, но и заметное снижение социального статуса в обществе. Кроме единичных исключений, Академия наук нигде в мире не является общественной организацией! В 2003 году наша Академия в ее прежнем виде была практически ликвидирована, и ей было отведено одно из последних мест среди наших приоритетов.

И вот президент в своем выступлении в юбилейной сессии НАН сделал давно ожидаемое заявление: «Развитие науки, техники и инноваций является одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности страны. Мы определяем приоритеты отечественной науки в соответствии с международными требованиями и национальными интересами».

И для ученых прозвучала отличная новость – глава государства заявил: «Академия должна стать центром научной мысли и авторитетной структурой, осуществляющей экспертную деятельность. Нам крайне важно повысить ее роль. В связи с этим Академии будет присвоен государственный статус, она будет финансироваться из бюджета».

Ведь в советское время в Казахстане была сильная наука, появилось немалое количество вузов высокого уровня. В истории Национальной академии наук говорится, что к началу 1980-х в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Научные силы были сосредоточены в Академии наук – 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем направлениям экономики и науки.

Эти позиции были утеряны в годы независимости. Наука и разработки в РК по финансированию находились в числе откровенных аутсайдеров как среди государств постсоветского пространства, так и среди других стран, даже не относящихся к развитым. Затраты на науку 0,13-0,17% от ВВП – ниже, чем в некоторых африканских странах!

Немало программ и проектов не прошли сито научных организаций, по этой причине превратились в «воздушные замки», а выделенные деньги ушли в песок.

Без сильной науки не может быть развитой экономики, разнообразного производства. Недаром самое большое финансирование науки в США, Европе, Китае, Японии и др. Как было и в СССР.

И теперь можно продумать о структуре научной сферы, можно перенять успешные мировые модели, есть развитие науки при университетах за рубежом, использовать советский опыт и т.д.

                             Без науки нет развития экономики

Касым-Жомарт Токаев указал на то, что многие проблемы, которые ученые поднимали в течение многих лет, были решены благодаря внесению изменений в Закон «О науке». В частности, был введен новый вид финансирования научных институтов, осуществляющих фундаментальные исследования. Этот шаг позволил обеспечить бесперебойную деятельность целого ряда научных институтов. В базовое финансирование включена оплата труда ведущих ученых, средняя заработная плата научных сотрудников повысилась на 70 %. За последние 3 года финансирование науки возросло на 70 %.

Увеличены сроки финансирования исследований с 3 до 5 лет. Долгожданный запуск 5-летних проектов, в рамках которых у ученых будет больше времени на продвижение результатов своих исследований. 3-летнее время финансирования не позволяет достичь намеченных результатов, и нередко ученые переходят на другие проекты. А также мало остается времени на патентование, которое занимает в среднем 2 года.

Далее президент остановился на необходимости совершенствования системы поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

«Наряду с государственным бюджетом, средствами недропользователей и национальных компаний ключевым источником финансирования науки должны выступить крупный частный сектор – индустриальные корпорации и другие организации. При Фонде «Самрук-Казына» создан Центр научно-технологических инициатив. В его задачи входит системное сотрудничество с научным сообществом для внедрения научных разработок в производство. Проводится работа по обеспечению прозрачности отчислений и распределений средств недропользователей в размере 1 % от затрат на добычу полезных ископаемых, выделяемых на НИОКР. Считаю, что настало время для предоставления более широких налоговых и инвестиционных преференций для частных инвестиций в НИОКР и создание новых научных центров», – заявил Касым-Жомарт Токаев.

Некоторые важнейшие результаты ученых у нас игнорируются, и к ним проявляют интерес за рубежом. По многим государственным программам и проектам госорганы должны приглашать специалистов из НАН для научного анализа и обоснования с достойной оплатой. Возможно, в Академии необходим отдельный консультативный отдел для работы с госорганами.

В самом деле, пришло время продвижения перспективных результатов научных проектов и программ для их применения и внедрения в экономику. Для этого нужны налоговые и инвестиционные преференции для крупных предприятий. Также нужны со стороны государства всевозможные поощрения; должна появиться стимуляция, мотивация внедрения перспективных научных результатов, в том числе – открытие новых фабрик, заводов, производств. Необходимы также научно-образовательные центры мирового уровня с участием инновационных предприятий, выпускающих конечную продукцию.

Предложение главы государства о сотрудничестве с научным сообществом для внедрения научных разработок в экономику, производство должно осуществляться на системной основе.

Например, Назарбаев университет готовит специалистов по робототехнике – им негде работать за редким исключением, в частности в машиностроении, медицине и др. И многие выпускники НУ вынуждены идти работать в кружки по робототехнике или менять профессию.

Эти и другие предложения главы государства вселяют надежду и уверенность в возрождении Национальной академии наук, преодолении кризиса в системе среднего и высшего образования, в подъеме экономики и благосостояния наших граждан.

                                             Дастан ЕЛДЕС