Кульгинов об LRT: «Назад ходу нет». Позади – Нур-Султан!

Кульгинов об LRT: «Назад ходу нет». Позади – Нур-Султан!

LRT (легкорельсовый транспорт) все-таки будут достраивать! Об этом в интервью на днях сообщил аким столицы Алтай Кульгинов. Демонтаж конструкций обошелся бы в 20 млрд тенге. Проект создания пешеходных зон не подходит нашему климату. При этом использовать опоры в качестве альтернативного вида транспорта и запустить, к примеру, электрические автобусы, по словам акима, партнеры отказались: «Если мы будем расторгать договор, то у нас есть риск международного арбитража».

                            Надо раскрыть «всю кухню» LRT

«Учитывая сколько потрачено средств, а это заемные средства, учитывая сколько мы тратим из бюджета, – это будет как вариант неэффективного использования средств (о демонтаже). Урбанистический проект получится очень дорогим. Тем более как общественное пространство полностью мы его использовать не можем, так как протяженность 22 км. Учитывая наши природно-климатические условия, мы будем использовать это общественное пространство только в теплое время года, проект непрактичный», – заявил Кульгинов.

Получается, LRT – проект практичный!? Ведь как сказал сам аким: «Расчеты показывают, что на субсидирование и содержание нам необходимо будет порядка 3 млрд тенге. Мы будем просить деньги из бюджета». Готовы ли астанчане и мы все платить за эту достопримечательность, не имея достаточных средств на соцпрограммы, строительство школ и больниц, школьные обеды, дороги, обеспечение аулов водой и интернетом и т.д.?

Между тем еще летом 2019 г. президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал инициаторов проекта столичного LRT. Он тогда пообещал наказать виновных в этом дорогущем проекте, назвав строительство линии легкорельсового транспорта нецелесообразным. Эксперты говорят, что такие аналогичные проекты стоят 3-4 раза дешевле. Глава государства сказал, что вместо удобного вида транспорта горожанам предложили дорогостоящую игрушку, которая не окупит вложений.

Несмотря на то, что LRT является убыточным и нерентабельным бизнес-проектом, он все же очень выгоден китайской стороне. LRT не будет приносить чистого дохода, поэтому на поддержание его работы правительство и акимат будут вынуждены выделять 3 млрд тенге из государственного бюджета...

Ведь возникают простые вопросы не только о целесообразности таких проектов, но и их практической реализации и необходимости, не говоря о финансах, когда страна переживает не лучшие времена в экономике, социальной сфере.

«Я попутно хотел бы обратиться к Агентству по борьбе с коррупцией с поручением активизировать расследование. Нужно идти не по верхам. Констатируют бегство за границу одних, не замечая других. Это было запланированное бегство, понятно же. В частности, руководители акимата когда-то же принимали решение, их подписи наверняка есть», – сообщил президент в 2019 г.

Касым-Жомарт Токаев раскритиковал дорогостоящий проект и ответственных за него. Позднее бывшего замакима столицы Каната Султанбекова и экс-председателя правления компании «Астана LRT» Талгата Ардана объявили в международный розыск.

По некоторым данным, за последние 6 лет на реализацию проекта LRT из бюджета выделили более 156 млрд тенге. Несмотря на всю критику и убыточность проекта, Алтай Кульгинов заявил об LRT: «Назад ходу нет. Полмиллиарда долларов потрачено».

И о коррупционной стороне проекта аким столицы мало что сказал. Раз была критика по этому поводу главы государства, надо было раскрыть «всю кухню» LRT. При этом не только руководителей акимата, но и китайских товарищей. Ведь изначально было известно, что цены на ряд материалов и услуг были сильно завышены. Раз появились такие «легендарные» столбы, «памятник коррупции», надо было вывести на чистую воду всех, провести всестороннюю проверку, ревизию проделанных работ.

По какой причине не раскрывается всем известная афера? Китайские деньги 257 млн. долларов, предназначенные для LRT, перевели в Банк Астаны, который по непонятным причинам потом обанкротился.

Еще один пример. В 2014 г. ТОО «Астана LRT» заключило договоры на разработку ПСД по завышенной стоимости. При установленной госэкспертизой стоимости в 2,6 млрд тенге, LRT заключил договор на 4,2 млрд тенге, из которых подрядчиками оплачено 3 млрд тенге. Разница составила 412 млн тенге. Указанные средства обналичены и похищены с помощью лжепредприятий LRT.

                                    LRT: стоит ли игра свеч?

А в январе 2022 г. Касым-Жомарт Токаев сказал: «Уже затрачены огромные средства, привлечены займы, приняты объемные контрактные обязательства перед иностранными партнерами. Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причем проект с сильным запахом коррупции. Теперь нужно принять оптимальное решение, потому что простой снос означает потерю времени и денег. У нас нет другого выбора, как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта».

О продолжении строительства LRT президент открыто не сказал.

А что сделал акимат столицы? По словам Кульгинова, из поступивших предложений по проекту LRT свыше 51% – за продолжение проекта, 42% – за реализацию его в альтернативном виде и 7% – за демонтаж.

Действительно, стоит ли игра свеч?! Стоимость проекта LRT ранее оценивалась в один млрд 887 млн долларов! Тогда глава государства выявил слабые стороны проекта: «Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения транспорта предложен дорогостоящий вид транспорта – ЛРТ. Мнение специалистов, архитектурного сообщества не было учтено. По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тысяч человек в сутки. Прогнозируемый поток. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет всего 2 тысяч человек. И как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз? Мне непонятно. Есть риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство в целом».

Оказалось, маршрут LRT не только пролегал по слабозаселенным районам столицы, но даже с учетом роста города не было необходимости в таком проекте. Для такой цели достаточно было пустить около 10-15 скоростных комфортабельных (удлиненных) автобусов по выделенной полосе. Надо понимать, что общественный транспорт не всегда бывает рентабельным, даже если он представлен обычными автобусами, а LRT в столице будет явно убыточным – оплаты пассажиров за проезд не хватит даже на его обслуживание, не говоря об окупаемости.

А что сейчас говорит аким столицы по поводу пассажиров? «Как только выделят средства, наши партнеры – китайский консорциум – обещают в течение двух лет завершить этот проект. Сейчас мы стоим, потому что нет финансирования. На первоначальном этапе в городе прогнозируется 25-30 тысяч пассажиров в сутки. Тогда как на общественном транспорте пассажиропоток доходит до 700 тысяч пассажиров». Аким утверждает, что цена за проезд может быть чуть дороже общественного транспорта.

Откуда возьмутся 25-30 тысяч пассажиров в сутки, Алтай Кульгинов не объяснил. Ведь, как он сказал, количество основных станций (оставляем 8) и подвижных составов сократится. «Было предусмотрено 19 подвижных составов, мы пока оставляем пять. Интервал будет составлять 15 минут между составами. По проекту предусмотрено 4 вагона. Каждый вагон вмещает 150 пассажиров, итого – 600», – рассказал аким.

Для сравнения. В метро в Алматы в первый год было 16-17 тысяч пассажиров в сутки (сейчас – около 40-45 тысяч), а это центр мегаполиса. Да, есть и дотация – около 1 млрд тенге, часть которой покрывается за счет перевозки пассажиров.

В данное время по проекту LRT сократилось не только количество станций, но и финансирование. На завершение проекта необходимо свыше миллиарда долларов, но после оптимизации, по словам акима столицы, нужно будет 577 млн долларов.

                      Пришло время экономической отдачи от столицы

Первоначально строительство LRT в Астане финансировалось за счет займов государственного банка развития Китая под гарантию правительства Казахстана. Проект тогда оценили в умопомрачительные 1,8 млрд долларов.

Затем китайцы финансирование прекратили, и достоверно неизвестно, что спугнуло китайского инвестора. Можно лишь догадываться. Возможно, убыточность проекта, его большая дороговизна, коррупция, нецелесообразность, скромный пассажиропоток и другие риски.

С прошлого года акимат стал работать с международными банками, в итоге результат отрицательный. Все банки, с которыми вели переговоры, отказались, даже при государственной гарантии. Теперь акимат просит финансирование из бюджета, главный вопрос теперь – источник финансирования.

Развитие страны во многом зависит от столицы, ее бюджета, экономики, производства, науки и т.д. В идеале это не только административный, но и культурный, научный, экономический, промышленный центр. У нас же столица лишь с 2016 г. перестала быть дотационным городом. До этого года город был самым «убыточным» регионом Казахстана – огромные средства ушли как на его строительство, так и на многочисленные мероприятия. Нур-Султан – исключительный для страны город, поэтому на его развитие денег не жалели.

Ныне пришло время экономической отдачи от столицы, возврата тех огромных средств, выделенных на ее развитие. Пришло время пересмотра стратегии развития столицы. Ведь Нур-Султан – не только молодой, но и чрезвычайно дорогой город. Конечно, определить, сколько денег ушло на строительство Астаны крайне сложно. Однако в общих чертах необходимо провести «ревизию» и подвести «сальдо» всевозможных расходов, подвести итоги, изменить стратегию и определить пути дальнейшего развития столицы.

Например, по какой причине выиграл проект столичного LRT, а не, допустим, проект строительства системы ливневой канализации? Проблема не в том, будет ли достроена Астана-LRT и снова «распилят» заемные средства, а в том, что даже при благополучном исходе эта дорога будет еще несколько десятилетий выкачивать из бюджета деньги для возврата вложенных средств и на ее содержание.

                                                              Дастан ЕЛДЕС