Сагымбай Козыбаев: «Журналистика — Это искусство, которым надо владеть
2022 ж. 28 маусым
5974
0
«МК» рассказал о знаковым представителе казахстанской журналистики, чье мышление, принципиальная позиция и разносторонние пристрастия соединились в одно бесценное монисто из интересных хобби, занятий и серьезных проектов. Это Сагымбай Козыбаев — гуру казахстанской журналистики, человек, открывший и открывающий многих талантливых журналистов и поддерживающий здоровый дух журналистики в Казахстане. «Если есть все же две формы жизни: гниение и горение, лучше, очевидно, выбрать горение», - пишет С. Козыбаев в одной из своих книг под названием «Моя душа перо».
«Единственное проявление роскоши – книжные полки»
Не только в журналистском сообществе известно это имя. Сагымбай Кабашевич Козыбаев — президент Академии журналистики РК, доктор исторических наук, профессор, лауреат премии Президента Казахстана, многократный лауреат премии Союза журналистов Казахстана, профессор факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби. Корифей отечественной журналистики, воспитавший яркое созвездие известных личностей Казахстана.
«На привокзальной площади областного центра первое, что бросилось в глаза, — огромный баннер с портретом моего ученика. Он телеведущий местной студии, лицо знаковое. А вот и он — встречает меня, своего учителя. «Ну ты даешь!» — еле успеваю сказать и оказываюсь в его объятиях.
... Вот так ученики непроизвольно дают знать о себе. Ведь встречаемся оказией. А тут как бы напоминают о себе: живы, успешны, занимаемся делом. Так и должно быть. Пусть и далее покоряются все жизненные Гималаи. Таков уж фантом (призрак) учителя — желать заочно самое высокое». Это из книги «Душа моя — перо».
Учеников у Сагымбая Кабашевича много, и почти каждый редактор узнаваемого СМИ — его благодарный воспитанник. И всех он помнит, поддерживая теплые отношения, интересуясь здоровьем, судьбой, публикациями, не забывая никого. Вот и сейчас искренне добавил, что с большим уважением относится и к нашим изданиям «НП» и «МК» в Казахстане», руководит которыми тоже его ученик Сергей Апарин.
Познакомилась я с профессором только в эти дни, предварительно перечитав что-то из его интервью, заметок, очерки в прессе. Позавидовала воспитанникам Сагымбая Кабашевича — бывшим и настоящим.
Испытывая волнение перед разговором по телефону, набираю заветный номер, и бодрый голос приветствует незнакомого ему человека, тут же повторяя услышанное имя и приглашая в гости, причем немедленно. И человек перезванивает, проявляя заботу, поясняет, как проще его найти. Сам ждет у открытого окна, дверь квартиры тоже открыта настежь. Встречает, предлагая тапочки. И как-то по родному сразу:
— Вот же вытащил в непогоду! Лель, проходи, не стесняйся. Сначала покажу свои хоромы, а потом будем пить горячий чай.
Такую вариацию произношения своего имени не любила прежде, но, улыбнувшись, приняла. Каким-то искренним теплом и заботой веяло от человека. Пожалуй, и не могло быть иначе...
А в доме крестного отца казахстанской журналистики множество книг и газет! Аккуратно расставленные, сложенные с соблюдением хронологии. Они расположились во всех комнатах и на кухне на весовых полках, и в закрытых шкафах. Среди них только десяток папок с газетными вырезками интервью с профессором, многочисленные томики 54 изданных им книг. Он и мои публикации бережно вырезал из «МК» и сложил для меня в отдельный файл, приправив добрым напутствием. Как здесь не разлиться теплу в душе.
Книги свои не раздает бескорыстно, одаривает ими исключительно с прицелом на попадание в сердце. Однако за сохранность и дальнейшую судьбу изданий переживает:
— Боюсь, что помру и выбросят все мои книги...
Здесь бы и правда уже сегодня создать музей-квартиру, чтобы студенты видели своего профессора в работе, могли оценить обстановку, в которой появляются на свет мудрые, важные, бесценные мысли и деяния. А коллеги и друзья Сагымбая Козыбаева, своего любимого Саги, путь в эту «кухню» давно протоптали.
Академия журналистики
Жизнелюбивый и любознательный, участливый и познающий, высокопрофессиональный и уважаемый, пожалуй, это он брал интервью у своей гостьи, расспрашивая и стараясь понять, кто перед ним. Но о самом главном в своей жизнедеятельности Сагымбай Кабашевич поведал:
— Исполняется 20 лет инициированной мною Академии журналистики Казахстана. В нее входят серьезные фигуры журналистики страны. Среди них Олжас Сулейменов, Мурат Ауэзов, Сергей Апарин, Александр Красин, Ерлан Бекхожин, Валерий Жандаулетов, Бахытжан Канапьянов, Улыкбек Есдаулет, Сейтказы Матаев, Дана Орманбаева, Кымбат Хангельдина, Дарига Назарбаева, Арманжан Байтасов... Ушли из жизни Камал Смаилов, Галина Кузембаева, Олег Квятковский, Михаил Дорофеев. Академия была создана как социальный институт, способный консолидировать журналистское сообщество страны в помощь демократическим устремлениям государства. Статус академика в ней — не научное звание, а признание реальных заслуг в журналистском цехе. Такой академии на постсоветском пространстве больше нет, не знаю и в мире. Мой друг и коллега Герольд Бельгер шутил, что в ней не хватает барановедения, медовухи и яблок, и я с ним полностью согласен. А если серьезно, то мы вручаем две национальные высшие журналистские премии «Алтын Жулдыз» и «Алтын Самрук» с единственной формулировкой «За выдающийся вклад в отечественную журналистику». Среди обладателей Марат Барманкулов, Герольд Бельгер, Иосиф Будневич. Не одну премию получила редакция «НП». А персональная премия «Ак-ку» была вручена пока только двум женщинам: Асель Карауловой — президенту Казахстанского пресс-клуба и Лейле Ахинжановой — продюсеру и сценаристу, в том числе известного сериала «Перекресток».
Сагымбай Кабашевич — основатель и бессменный президент Академии журналистики. Его рекомендации и советы для любого начинающего или преуспевшего в журналистике специалиста — высшее благословение и знак удачи.
Монисто журналиста
«Когда болит голова, обращаются к врачу, когда болит душа — к журналисту. Есть целая армия людей, которые в любое время, в любую погоду, при любом настроении идут на человеческий зов, радостный или горький. Только справедливое, неравнодушное, обнаженное для людского счастья и страдания сердце позволяет им делать это, дает им право носить гордое имя — журналист». (Из книги С. Козыбаева «Моя «Ленсмена».)
А в его очерке «Монисто» с включенными в него афоризмами о философии жизни и журналистики зацепил такой: «Никто еще не заменил компьютером созидающий, единственный в своем роде, неповторимый мозг человека, который развивается не только в процессе созерцания окружающего мира, и блуждающий в пространствах интернета, а прежде всего в процессе прочтения умной книги».
Сагымбай Кабашевич преподает в Казахском национальном университете 47 лет. Он не скрывает своих переживаний за судьбу отечественной журналистики:
— КазГУ, ныне КазНУ, был единственным в Казахстане и четвертым за Уралом на востоке СССР университетом, готовящим журналистов. А сейчас таких вузов около 30 по всем нашим городам. И все кому не лень учат журналистике, а в итоге нет ни книг, ни должного преподавательского состава, сами педагоги слово «молоко» пишут через букву «а», никогда не издавали ни одной газетной заметки. Студенты сегодня не тупые и понимают с полуслова, кто перед ними. Соответственно, из ста выпускаемых специалистов только двадцать от силы стараются ими быть, и то это больше пиарщики, блогеры, а у кого сотка хорошая, тот думает, что он и фотокорреспондент. А это искусство, которым надо владеть! Всегда говорю своим студентам: «Жизнь сама вам поставит оценку».
Размышляет профессор и об исчезновении уважения к статусу журналиста, о чем пишет нередко на страницах газет, о бесконечных поправках в Законе о СМИ, где больше не прав, а ответственности за каждое сказанное слово, озвученную мысль. Не дает ему покоя и сложившаяся ситуация с изданием, распространением, актуальным для газет.
Пресса под прессом
«Старшее поколение еще помнит длинные очереди к концу дня за единственной тогда вечерней газетой в Казахстане. Называлась она «Вечерняя Алма-Ата». Люди жили заботами общества, очередь была за духовной пищей...
Попробуйте сегодня в киосках купить необходимую газету даже с раннего утра... Духовный лидер нации Ахмет Байтурсынов называл периодическую печать сердцем, душой и оком народа. Пресса и сегодня необходимое звено общественного сознания. А страна без идеологии — как такое возможно?!
Количество торговых точек по распространению печатных СМИ в нашей стране сократилось в разы... Во Франции и Польше торговые точки периодической печати получают дотации от государства. В Германии и в той же Франции один газетный киоск приходится на 700 человек, что больше норматива в три раза. А в Чехии, вот достойный пример, на 150 человек один киоск.
Еще один немаловажный фактор. В высокотехнологичных странах Европы и Юго-Восточной Азии, где газетная культура явно лучше нашей, кризис бумажной печати сходит на нет — в периодическую печать возвращаются рекламодатели не в последнюю очередь потому, что интернет-реклама на поверку оказалась куда менее эффективной по сравнению с печатью».
Тревожные мысли профессора о судьбе казахстанской журналистики своевременны. Газетчики всегда были серьезнее, глубже в своей профессии, обладали аналитическим складом ума, скрупулезно изучая поднимаемые ими вопросы. Потому и доверие слову прописанному всегда большее. Так пусть все настоящее возвращается на круги своя, ибо что может быть бодрее и изысканнее утреннего кофе со свежей газетой в руках, взбадривающей и будоражащей настроения мозга живого и думающего.
Ольга ЗОРИНА