Как из Января зародилась Вторая республика

Как из Января зародилась Вторая республика

История состоит из деталей, сочетания парадоксов, случайностей, договоренностей, закономерностей. История свершается как бы сама по себе, и в ней случается много схожих событий, что невольно их сравниваешь и ищешь в них какую-то тайную связь, аналогию, скрытый смысл…

                                Зарождение Второй республики

Например, во Франции в мае 1958 г. случился алжирский кризис – военные подняли мятеж и была угроза гражданской войны. Для выхода из кризисной ситуации в правительство пригласили генерала Шарля де Голля. В итоге была выработана новая Конституция под патронатом министра юстиции Мишеля Дебре и председателя правительства Шарля де Голля.

Вопрос, заданный осенью 1958 г. на референдуме жителям Франции и ее заморских территорий, звучал так: «Одобряете ли вы Конституцию, которая предложена вам правительством республики?» Эта была Конституция, призванная положить конец нестабильности Четвертой республики (1946−1958). Доверие к генералу де Голлю и опасения гражданской войны заставили общественность принять проект. 8 сентября Пятая республика была юридически основана.

Конституция 1958 г. коренным образом изменила управление Францией, ее государственно-административную систему, изменилась государственная модель и устройство. В стране была установлена республика президентского типа правления, были расширены прерогативы исполнительной власти (президента и правительства) за счет законодательной (парламента).

В начале января 2022 г. в Казахстане начались забастовки, в Алматы и других городах начались «мятеж», заговор, штурм государственных учреждений, стрельба, разграбление магазинов, и была угроза гражданской войны. Благодаря своевременным и решительным действиям главы государства «мятеж» и заговор закончились неудачей.

Для выхода из политического, экономического, социального кризиса президент Касым-Жомарт Токаев постановил провести республиканский референдум 5 июня 2022 г.

Гражданам нужно было ответить на вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте Закона?» Референдум должен явиться отправной точкой для выхода из политического и конституционного кризиса и стать новой главой общественного договора между властью и обществом.

На официальном уровне в Казахстане заговорили о Второй республике (первая, получается, 1991-2021 гг.). Вторая республика – это обновление государственной модели. Т.е. на официальном уровне идет отмежевание от предыдущего периода, «Первой республики», и Новый Казахстан связан с принятием «новой» Конституции.

Как заявил накануне референдума государственный секретарь Ерлан Карин Forbes.kz: «Вторая республика – это новая модель функционирования государственно-политической системы, основанной на новых принципах, которые провозглашены в рамках нынешней конституционной реформы. В случае, если граждане примут эти поправки, то мы уже можем говорить, что Вторая республика де-юре состоялась, поскольку наша политическая система перейдет на новые принципы взаимодействия. А Жана Казахстан – это долгосрочный процесс, модернизация в первую очередь самого общества, а не только государства или власти».

Для дальнейшего развития страны необходимо было законодательно закрепить, зафиксировать нынешние и будущие изменения. И на референдуме граждане проголосовали за поправки в Конституцию, и Вторая республика де-юре состоялась – мы уже живем в новом Казахстане.

                     Принятие поправок сократило полномочия президента

Изменения и поправки коснулись 33 статей (56 поправок), это фактически треть Конституции. Моя цель, отметил глава государства, дать больше свободы народу, укрепить демократию и верховенство закона.

Референдум важен тем, что среди предложений главы государства – переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством, и подразумевает усиление высшей представительной ветви власти.

Принятие поправок сократило полномочия президента, а это, несомненно, отразится на укреплении роли парламента и правительства. Например, глава государства уже не сможет отменять либо приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

А еще президент теперь не сможет назначать акимов по своему усмотрению. Он должен будет предлагать не менее двух кандидатур, за которых будут голосовать депутаты маслихатов. Это пока еще не полноценные выборы, но уже значительный шаг на пути к ним. К тому же это усилит роль маслихатов – теперь с их мнением придется считаться.

Президент не сможет больше увольнять акимов районов, сел. В его полномочиях останется лишь судьба акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Это разумно, потому что глава государства не может знать, что твориться в каждом селе. На это есть акимы районов и областей.

Это серьезный и правильный шаг – местное самоуправление должно развиваться. Акимы получат большую свободу действий, и в то же время вырастет и уровень их ответственности. К примеру, поэтапно будет внедряться система выборности региональных акимов непосредственно населением области. С 2021 г. впервые провели прямые выборы сельских акимов, а к 2024 г. пройдет второй этап реформ – выборы районных акимов.

Не сможет президент и единолично назначать председателя Конституционного суда, главу Высшего судебного совета. На это потребуется согласие депутатов сената.

Кстати, раньше в Конституции значилось, что экс-президенты являются пожизненными членами Конституционного совета. В новую редакцию Основного закона, касающуюся Конституционного суда, это требование не перекочевало.

И, конечно, новый для РК подход – внесен законодательный запрет президенту быть членом какой-либо партии в период нахождения на посту. Это предполагает равные возможности для всех партий, участвующих в выборах, чтобы в политической системе была справедливость и конкурентность.

Теперь понятие «партия власти» исчезнет в политической жизни страны, и всё будет зависеть от самих партий, от их активности и доверия народа. Сумеют ли они получить мандат доверия избирателей, победят. Не сумеют – сами виноваты.

Самое обсуждаемое – это положение о том, что теперь близкие родственники президента не могут быть на политических постах и занимать высокие должности на госслужбе и в национальных компаниях. Чтобы не было «семейного клана» во власти, глава государства законодательно убрал саму возможность непотизма. Это серьезный удар по непотизму. Тем более на фоне того, что было раньше, когда вся страна стала чуть ли не большим филиалом одной корпорации.

Это четкий сигнал чиновникам. Борьбу с коррупцией нужно начинать с себя. Надо всегда помнить: люди обычно равняются на руководителя, а высшие чиновники – на президента.

Также отменили норму, предусматривавшую согласование содержания законодательных инициатив с первым президентом, а в поправках исключили из Конституции пункт о его статусе и полномочиях.

            Гражданские контуры государственных законов

Одним из первых указов президента Токаева был указ о создании Национального совета общественного доверия. Этим НСОД глава государства открыл надежную площадку диалога между властью и гражданским обществом, что было большой новостью и неожиданностью в Казахстане.

Ведь если работа в рамках Национального совета будет организована правильно, то многие насущные общественные проблемы можно будет решить быстро и качественно, и взаимодействие общества с государственными органами ускорится и станет более эффективным. Что впоследствии и было сделано с помощью НСОД, и это оживило идейное и законодательное пространство, было реализовано много важных инициатив.

В работе НСОД в первую очередь поднимали вопрос повышения эффективности государственного управления, и преобразования здесь начались с очень важной сферы – реорганизации системы государственного планирования. С этой целью было создано Агентство стратегического планирования и реформ – этот вопрос ранее обсуждался на площадке Нацсовета. Как и предложение провести выборы акимов поселков, сел и сельских округов.

В итоге полностью реализован пакет политических реформ, объявленных в рамках НСОД, и принято 7 законов, в обновленный состав Мажилиса вошли 9 членов НСОД. Это показало эффективность НСОД и его значимую роль в общественно-политическом процессе страны.

                       Возрождение традиции Великой степи


                                                  Картина Казахбая Ажибекулы «Курултай»


Мы живем на цивилизационном переломе, на изломе эпох, наблюдая глобальное изменение привычных экономических, политических, информационных, военных и других систем, когда одни социальные и культурные ценности меняются на другие. Меняются понятия, меняются подходы, нравственные устои.

В этом контексте актуально объяснение президента Касым-Жомарта Токаева выбора в пользу Национального курултая возрождением «традиции Великой степи, заложившей основы общенационального единства».

В самом деле, власти должны не только услышать народ, который обнищал и пострадал за последние годы, но и допустить его для непосредственного участия в реформах страны. Поэтому был необходим своеобразный «Общественный договор»: примирение и единение народа и власти во имя будущего страны должны принять юридический характер.

Важна реальная, созидательная активность боеспособной команды реформаторов-профессионалов «из народа», на деле поддерживающей реформы президента Касым-Жомарта Токаева.

 «Необходимо более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ. Для этого, прежде всего, нужно обеспечить открытые обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов. В этом вопросе какая-либо имитация, создание видимости диалога недопустимы. Мы должны пробудить гражданскую активность в стране и запустить процесс осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом», – сказал глава государства, выступая с Посланием народу Казахстана.

В итоге вместо НСОД, полностью выполнившего свою миссию, приходит Национальный курултай – более широкая, массовая, народная площадка, которая может привлечь таланты с идеями со всей республики и усилить взаимодействие между властью и народом.

«Наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого является великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе. Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства. Поэтому вместо успешно выполнившего свои задачи Национального совета общественного доверия предлагаю создать «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай). Новый институт продолжит работу Нацсовета на общенациональном уровне. Курултай должен сформировать единую институциональную модель общественного диалога», – пояснил президент.

В состав Национального курултая войдут представители всех регионов. Кроме того, в него будут включены ряд депутатов парламента, члены Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса, общественных советов и организаций, авторитетные общественные деятели, представители бизнеса, промышленности и сельского хозяйства, а также другие граждане.

В историческом контексте Курултаи играли исключительную роль в Степи, особенно в опасные периоды. Например, «в 1710 году в Каракумах состоялся чрезвычайный курултай, где решалась судьба казахского народа и страны: Джунгарская империя захватила почти всю территорию Большого жуза и часть Среднего жуза. Элита во главе с ханом Тауке не знала, что делать в создавшейся сверхкритической ситуации. Переломил ситуацию на курултае би табынцев Бокенбай Карабатырулы. Он, подняв меч свой, призвал присутствовавших к организации отпора врагу и убедил собравшихся в возможности победы! Немедленно была создана всеказахская армия, которая под командованием Абылхайыра хана и Бокенбая сардара перешла к активным действиям, одержала победы во многих боях» (из статьи Торегали Казиева).

                                          Дастан ЕЛДЕС