Плачевная судьба памятников, или почему казахов пугали трайбализмом
2022 ж. 16 маусым
5335
1
Мы живем на цивилизационном переломе, на изломе эпох, наблюдая глобальное изменение привычных экономических, политических, информационных, военных и других систем, когда одни социальные и культурные ценности меняются на другие. Меняются понятия, меняются подходы, нравственные устои.
В этом контексте актуально объяснение президента Касым-Жомарта Токаева выбора в пользу Национального Курултая возрождением «традиции Великой степи, заложившей основы общенационального единства». Не последнюю роль в возрождении степных традиций играют изучение и знание истории и духовной культуры казахского народа.
Родовая система – для сохранения родовых земель
В самом деле, пришло время обращаться к своим истокам, традициям, корням, в том числе в плане изучения национальной истории и культуры, которая долгое время была в чужих руках.
Об особенностях краеведения, исследованиях прошлого своего региона, о пресловутом трайбализме мы поговорили с исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым. Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими выкладками и параллелями.
Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.
В 1989 году стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участник съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 году в Казани. Участвовал в первом съезде казахов мира (Алматы, 1992).
Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк».
– Торегали Абдуллаулы, в советское время писали, да и теперь нередко пишут о «казахском» трайбализме. По какой причине живуч этот тренд?
– Атака на некий степной трайбализм идет уже более 150 лет, и авторами этого искусственного пугала были те, кто хотел лишить степной народ его исторической памяти…
Те факты, что есть в политической сфере, есть клановость, которая характерна практически для всех стран мира. Например, кланы Бушей, Трампов и т.д. – в США, питерских, днепропетровских и прочих – в России, есть свои кланы элиты в Китае и других государствах. Просто в каждой стране есть свои местные особенности, как у нас веками существовала жузовая и родоплеменная система хозяйствования.
Самое удивительное, западное определение «африканского» трайбализма перенесли на нашу Степь. Вот распространенное определение трайбализма: «Трайбализм (трибализм) (английское tribalism, от латинского tribus – племя), приверженность к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической племенной обособленности. Проявляется в межплеменной вражде, главным образом в Африке».
– В чем особенность изучения и исследования региона Казахстана?
– А особенность в том, что у нас практическое краеведение есть именно история родов, ведь веками земля принадлежала родам и племенам, так было из-за мобильного скотоводческого хозяйства. И как о них-то не писать, если, к примеру, здесь по Илеку веками жили в основном роды табын и тама, а по другим рекам больше кете, торткара, жагалбайлы, тлеукабак и другие степные роды?!
Это же простая конкретность жизни. Вот если б жили тут марсиане, так и писали бы правду – «марсиане»!
Тем не менее знать имена своих предков до седьмого поколения назубок – заповедь аксакалов испокон веков. Это не только формула знания реального родства по крови, осознания причастности к единым корням, но прежде всего – важнейший этногенетический код, упорядочивающий мир, организующий жизнь казаха. Ведь дело не ограничивается простым перечислением имен предков, но и знанием, чем был известен тот или иной предок; это и есть интеллектуальная преемственность поколений, передача семейной и родовой информации.
Как родовая система помогла выживать
– Кроме знания истории своих предков еще для чего нужна была родовая система?
– Когда говорят, что казахи делятся на роды – это неправильная и провокационная формулировка, надо говорить: казахский народ состоит из родов, а не делится. Главная идея шежире обретает полноту в тесной связи имен предков и потомков, в преемственности поколении. Именно вкупе со своей историей, национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем.
В ипостаси нового казахского общества лицо родовой общины не должно быть завуалировано, ибо созидание будущего невозможно без учета опыта прошлого. Это историческая, культурная, антропологическая и социологическая данность. Ее надо хорошо и системно изучать, понимать и уметь с этим работать.
Это имманентное свойство казахов в течение столетий помогало выживать, это вросло в плоть и кровь любого укорененного в почву казаха. Это присутствует, даже если мы это не принимаем или пытаемся бороться.
В какие-то периоды истории родоплеменная структура была конкурентным преимуществом, помогала быть эффективными, создавала новые возможности, укрепляла солидарность и социальную мобильность казахов, в особенности по сравнению с европейскими этносами.
Родовая система была необходима для сохранения родовых земель: определенная земля была во владении определенных родов, все казахи знали, где чья земля. Это еще связано с экономикой.
– Вы сказали, что родоплеменная структура была конкурентным преимуществом. В чем оно выражалось?
– Например, родоплеменная структура не позволила российскому царизму ввести в Степи крепостничество, хотя во многих других территориях одной шестой планеты это ему удалось. Обещал царизм и казахской элите титулы князьев и графов, а степняки: «...Да вы что – у нас же все родня друг другу. У вас в деревне самый богатый – это помещик и все остальные ему рабы, которых он может продать или обменять на другое имущество, а в ауле все люди – родственники друг с другом и если богат, то обязан помочь попавшему в беду. Да и о каждом человеке на земле у нас говорят: «ол да адам баласы»!..
А в годы советской коллективизации вчерашним баям и зажиточным казахам выживать помогали бедняки-сородичи. Заметив такую родовую солидарность и помощь, советы взялись и за бедняков, отнимая у них последнего козленка. Чтобы исключить «прокормление», проводилось тотальное изъятие скота и продовольствия у сельского населения, среди которого распространилось трупопоедание и каннибализм, и было много больных и сумасшедших.
Филипп Исаевич Голощекин (Шая Ицкович), ученик Якова Свердлова, участник расстрела царской семьи, «философствовал»: «изъятие самого необходимого из одежды и домашней утвари, полное лишение продовольствия порождает сочувственное отношение к кулацким семьям середняков и даже бедняков, берущих их на прокормление». Здесь Голощекин столкнулся с развитой системой степного гражданского общества: члены рода, аула материально поддерживали друг друга, поэтому для ликвидации кулаков он сморил с голода «заодно» и остальных.
К тому же в советское (и в царское) время постарались разрушить родовое единство, насильно переселяя людей под разными предлогами из своих вековых мест обитания.
Почему раньше пугали жупелом трайбализма
– Почему казахов пугали трайбализмом?
– В царское и советское время историю нашего народа в основном писали в своих эгоистических интересах не имеющие никакого отношения к нашему народу люди, а местных исследователей тогдашние власти больше ста лет пугали жупелом трайбализма, чтобы историю родов совсем не писали! Цель их была – отбить память о землях, которые испокон веков принадлежали казахскому народу. И о своих предках.
– Когда и как конкретно объявили войну родоплеменной структуре?
– С 1868 года объявили войну родам.
21 октября 1868 года вышел «Указ о преобразовании управления казахами Оренбургского и Сибирского ведомств», и одновременно с указом было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», по которому в управление Оренбургского генерал-губернатора вошли Уральская и Тургайская области, а Акмолинская и Семипалатинская области – генерал-губернатору Западной Сибири.
То есть в 1868 году Россия поделила Степь на волости взамен деления на родовые земли и начала борьбу с родами.
Испокон веков кровнородственная связь казахов была естественной формой существования, альфой и омегой социальной и личной жизни народа. Кровнородственная связь тех времен определяла все. Каждый казах с детства знал, откуда он вышел, и нес это через всю жизнь.
Каждый казах должен был знать семь поколений своих предков, поскольку не было паспортов и свидетельств о рождении. К тому же у казахов была система экзогамии: жен брали либо из другого рода, либо по семи поколениям вычисляли кровнородственную связь, чтобы не было кровосмешения.
Краевед связывает разорванные цепи поколений
– Вы изучали историю своего края. Расскажите о ее особенностях, об особенностях краеведения и т.д.
– В качестве иллюстрации расскажу об исследованиях Калдыбая Бактыбайулы Куттымуратова. Окончил Калдыбай Уральский сельхозтехникум, служил в армии, работал бригадиром, завМТМ в Кобдинском районе. Окончил Саратовский политехнический институт, трудился на Уральском мехзаводе, в промпредприятиях города Актобе, вышел на пенсию.
Калдыбай – борец по натуре, как физически, так и по духу. Еще со школы приохотился к борьбе, участвовал в соревнованиях, тренировал молодежь, кандидат в мастера спорта в классике, перворазрядник в вольной борьбе, имеет разряд и в самбо.
Пригодилось его трудовое и спортивное упорство и в краеведении. Ведь тут серьезный исследователь нередко вгрызается почти в абсолютную целину или давно закаменевшую залежь, которой давно никто не касался – из-за многих серьезных перепадов отечественной истории, когда страна наша находилась под иноземным управлением и до многих тем местные просто не допускались.
– Какими исследованиями занимается Куттымуратов?
– В 2009 году краевед К.Куттымуратов выпустил в свет свою первую книгу «Тарақты табын шежіресі», а в 2014 году – ее дополненный вариант объемом в 394 страницы. В 2017 году – «Тама руы шежіресі», 387 страниц!
А в 2020-2021 годах Калдыбай Бактыбайулы исполнил долг потомка перед своим дедом Бисекеном, не пришедшим с войны, а также перед земляками-фронтовиками родного района и издал свою «Книгу Памяти Алгинского (Ключевого) района» объемом в 382 страницы!
То есть это солидные содержательные книги, основанные на фактах и источниках. В результате большой кропотливой работы он нашел сведения о многих не вернувшихся с Великой Отечественной Войны 1941-45 годов, написал о подвигах многих и многих земляков. Теперь у алгинцев есть эта Книга, и они благодарны исследователю. И новые поколения алгинцев будут воспитываться на подвигах предков – результат труда этого подвижника-краеведа.
– В чем особенность исследований краеведа?
– И в регионах масса исторических источников. И вот тучи таких сведений от древности до сего дня краевед связывает между собой, время давних предков с сегодняшней реальной жизнью. В книгах его – множество шежире, представленные сегодняшними поколениями как жителей области, так и соседних территорий, а также других стран и республик.
Например, знаменитый герой ВОВ Александр Матросов – это Шакиржан Юнусович Мухаметжанов, из рода табын, принявший после детдома новую фамилию, башкир по национальности (по некоторым сведениям – татарин). Есть данные архивов как советского времени, так и времен царизма. Есть рассказы о выдающихся личностях, батырах, аулие, общественных деятелях, просветителях, священниках, акынах, композиторах, режиссерах, писателях, ученых, военных и других видных людях – о, сколько талантов и настоящих гениев рождает веками суровая и прекрасная казахская земля!.. Обо всех рассказать здесь места не хватит.
Люди трудового результата: у казахов простых родов нет
– Какие книги еще можете отметить?
– Сейчас поступила в печать новая книга К.Куттымуратова – «Ақ кете шежіресі», тоже с богатым содержанием, около 400 страниц, верстка только началась, рукопись я читал, очень интересная... Ак кете – это одна из частей великого племени кете, представители которого живут в Актюбинской и других соседних областях.
У казахов простых племен и родов нет. Все крупные роды и племена имеют историю многих тысяч лет.
Это можно понять хотя бы прочитав в Интернете на сайте «Казахстан тарихы» статью доктора исторических наук Жамбыла Артыкбаева «Хеттская империя и наше племя кете».
Представьте еще, что матерью знаменитого царя Соломона (Сүлеймен) была кетеянка Вирсавия – три тысячелетия назад.
Или вспомните фильм «Томирис» – 2500 лет назад Томирис была царицей массагетов, т.е. союза племен масак-кете. Масак – предки племени маскар, которые и сегодня состоят из частей масак и куттыкадам, а также предки племени торткара (карамашак). И все три и сегодня имеют общую тамгу в виде креста казахского шанырака.
Если перечислять сведения, которые есть в источниках об этих трех – торткара, маскар и кете, то они не уместятся даже в нескольких томах – настолько много рассказывается событий о них, особенно в античное время – греками, римлянами, египтянами, семитами, Библией и т.д.!
Например, знаменитые анты (венеды), которых многие народы причисляют к своим предкам, в т.ч. русские, это әнет из ақкете.
– Что известно в источниках о племени тама?
– Также широко известны в исторических источниках разных народов на протяжении тысяч лет представители племени тама: вспомните хотя бы о Тамани в Крыму или о древнем городе Таматархане, который в русских летописях назвали Тьмутараканью.
Зороастр, основатель зороастризма, из которого, по признанию ученых, вылупились, как из яйца, абрамические религии иудаизм, христианство и ислам, в своих сохранившихся проповедях часто восклицает, что он родом из племени спи тама.
А в Интернете есть работа английской ученой Мэри Бойс о том, что Зороастр тысячи лет назад родился и многие годы жил в степях восточнее реки Волга – таминцы и сегодня тут живут!
...Получается, что абрамические религии основаны на степном тенгрианстве, как и зороастризм (книга «Қазақ». Алматы. 1994)...
– Какие родовые следы остались в топографических названиях?
– Табыны, о которых пишет Калдыбай, по шежире состоят из трех частей: Тогым (Таракты), Бозым (Шөмішті), Ағым (Көсеулі). Их именами названы реки на летовках исторического Табына: река Ток, г. Тоцк и Тоцкий район в Оренбуржье, река Боз-ұлық, г. Бузулук и Бузулукский район там же, река Ақ (Белая) в Башкортостане и Татарстане. Там же озеро Табынколь (Асылы), аулы Югары Табын, Тюмян Табын и другие...
Местности с именем Табын, река Уш Табын, Кобда есть и в Монголии, а на мировых картах до ХVII века самая северная точка континентальной суши планеты Земля и самая восточная точки Евразии носили название Таbin (есть в Интернете), сейчас переименованы в мыс Челюскина на полуострове Таймыр и в мыс Дежнева на Чукотке.
И в римских источниках на рубеже эр в Германии отмечались горы Тавн и племя Тавн. Ну что скажешь, если Сарматия в пике развития контролировала территорию от реки Висла в Германии до Чукотки и Китая, а еще раньше было государство Туран, контролировавшее почти весь Старый Свет. Это как сегодня в Австралии, Канаде и США английский язык, который к тому же учит весь остальной мир, – так было с казахским (тюркским) при Сарматии и Туране.
Конечно, с тех пор за тысячелетия очень многое изменилось, но потомкам надо знать собственных предков. Книги Калдыбая Куттымуратова есть к этому очередной сыновний вклад. Пусть не самый большой, но собственный трудовой результат. Үлес. Нәтиже. Подступ к будущим светлым делам и познанию.
В книге З.Мейирманова «Мұхаммед пайғамбардың өмірі мен таңдамалы хадистері» дается 165-й хадис: «Әрбір адам құдай жолына арнап садақа беруі керек. Ал садақаның ең жақсысы – өзі білген білімін, ғылымынбасқаларға үйрету. Өйткені, қол қайыр кедей-кембағалды тойындырады, уақытша сүйіндіреді. Ал ғылым беру – өмір азығы» (Алматы. Изд. Жазушы.1994. с.19).
Жемісті болсын еңбектеріңіз, құрметті Қалдыбай Бақтыбайұлы!
Благодаря таким людям раскрываются тайны Степи
– Что можно сказать об исследованиях Куттымуратова в контексте официальной науки?
– Благодаря таким людям, как Калдыбай, раскрываются многотысячелетние тайны Степи. Работы К.Б.Куттымуратова – один из примеров фактического подвига некоего мыслящего подвижнического отряда, состоящего как из официальных ученых, так и энтузиастов-пассионариев – они возвращают вот уже десятки лет по крупицам память родному народу – И.Есенберлин, О.Сулейменов, М.Магауин, С.Сматай, К.Салгараулы, А.Сейдимбек, А.Нарымбаева, Ж.Байжумин, М.Абди и другие.
В книге Калдыбая о тама академик Хайролла Габжалилов рассказывает, что ему лично послужило толчком для создания центра «Алаш» по сбору и публикации материалов о родах и племенах. Он при поездках за границу, в т.ч. в Англии, увидел, что многие страны планеты воспринимают казахов как молодой народ – неизвестно откуда появившийся!
Как человек дела, Х.Габжалилов тут же привлек к работе плеяду ученых, организовал издание историко-этнологического научного журнала «Алаш» и объявил сбор материалов по оргструктуре нашего степного народа. И скоро 20 лет, как ведет эту работу и уже изданы десятки томов по истории наших родов и племен. А многие плачут, что нас обидели чужие историки и не пошевелят пальцем, чтобы менять дело к лучшему. Настоящий же борец знает, что для победы самому нужно шевелиться и работать упорно и беспрерывно для достижения светлой цели.
– Что говорится в казахских шежире?
– В Степи каждый камень или речушка могут рассказать о великой истории. Вот, река Жем на юге области. А на севере к Илеку со стороны реки Кобды подходят овраги (русла древних рек) – Майкысай, Мак-Бал-сай. Тут и Майкыбулак.
Согласно казахскому (тюркскому) обычаю Жем, Майкы и также Йима – это обережные имена Мака, ставшего каганом Турана, а Бал – имя его потомка, также ставшего каганом Турана. Отмечены эти личности в казахском (тюркском) наследии, а также в индийских, иранских и прочих источниках.
В шежире жетируйцев, к которым принадлежат описанные Калдыбаем табыны и тама, – это Аргы Мак, т.е. Древний Мак. У уйсынов в шежире – это Майкы. Бал тоже есть в каздревностях. И пишется в книге «Майкы би» (изд. 2014 г.), что Майкы построил город Орнык – остатки камней этого города тоже пока есть между Кобдой и Илеком. Весь ХХ-й век возили оттуда камни на стройки – сначала на строительство железной дороги Оренбург-Ташкент, потом на стройки элеваторов, баз, гаражей и т.д.
Плачевная судьба городов и курганов
– Какова судьба города Орнык?
– Сейчас камни заканчиваются – много лет хожу к властям, историкам, чтобы исследовали оставшиеся еще памятники, пусть даже это другой город, но он же – наш!.. Обращался как в обладминистрацию Оренбуржья (2006 г.), так и в облакимат Актобе (в 2009 г.), в обоих течет река Илек, но если первые поняли и даже включили в план, но опаздывали с выполнением, то у вторых не нашлось ни одного (!) специалиста даже для оценки моих предложений. Советник акима, очень хороший и талантливый человек, сказал мне: «Агай, то, что вы пишете, все равно откроют через 50 лет, не нажимайте на нас, никто в городе не знает, правы вы или нет»...
А ведь Илекские Степи тысячи лет были политическим и духовным центром мирового масштаба, где зарождались самые великие государства Древнего Мира: прочтите в Интернете работу завотделом сарматологии Института АН СССР К.Ф.Смирнова «Сарматы на Илеке» – он сам лично раскопал более 100 курганов по Илеку.
– Какова судьба других памятников края?
– Ранее сармат, именем которых историками названа целая тысячелетняя эпоха с VIII в. до н.э. по IV в. н.э. (скифо-сарматским временем!), были и другие цивилизации, в т.ч. Великий Туран (Идель, Жиделі Байсын). Илеко-Кобдинские степи покрыты были десятками тысяч бесценных памятников, большинство которых уже уничтожено. Но никого этот вопрос не волнует, за редкими примерами.
Об исчезновении в 1888 году сразу 400 курганов в одном месте между Илецком и Актобе писал, например, геолог В.Родионов, ставший после выхода на пенсию сотрудником Актюбинского облмузея.
В археологических ежегодниках АН СССР в 1970-е годы говорилось, что левый берег Илека от Соль-Илецка до Актобе совсем недавно имел самую высокую плотность курганов во всей Евразии! Долина царей тут была в несколько раз длиннее Долины царей в Египте.
– Возможно, вашими стараниями будет известна плачевная судьба памятников края руководству страны.
– Дай бог!
– Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью!
Дастан ЕЛДЕС