Плачевная судьба памятников, или почему казахов пугали трайбализмом

Плачевная судьба памятников, или почему казахов пугали трайбализмом

Мы живем на цивилизационном переломе, на изломе эпох, наблюдая глобальное изменение привычных экономических, политических, информационных, военных и других систем, когда одни социальные и культурные ценности меняются на другие. Меняются понятия, меняются подходы, нравственные устои.

В этом контексте актуально объяснение президента Касым-Жомарта Токаева выбора в пользу Национального Курултая возрождением «традиции Великой степи, заложившей основы общенационального единства». Не последнюю роль в возрождении степных традиций играют изучение и знание истории и духовной культуры казахского народа.

                Родовая система – для сохранения родовых земель

В самом деле, пришло время обращаться к своим истокам, традициям, корням, в том числе в плане изучения национальной истории и культуры, которая долгое время была в чужих руках.

Об особенностях краеведения, исследованиях прошлого своего региона, о пресловутом трайбализме мы поговорили с исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым. Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими выкладками и параллелями.

Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.

В 1989 году стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участник съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 году в Казани. Участвовал в первом съезде казахов мира (Алматы, 1992).


Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк».

– Торегали Абдуллаулы, в советское время писали, да и теперь нередко пишут о «казахском» трайбализме. По какой причине живуч этот тренд?

– Атака на некий степной трайбализм идет уже более 150 лет, и авторами этого искусственного пугала были те, кто хотел лишить степной народ его исторической памяти…

Те факты, что есть в политической сфере, есть клановость, которая характерна практически для всех стран мира. Например, кланы Бушей, Трампов и т.д. – в США, питерских, днепропетровских и прочих – в России, есть свои кланы элиты в Китае и других государствах. Просто в каждой стране есть свои местные особенности, как у нас веками существовала жузовая и родоплеменная система хозяйствования.

Самое удивительное, западное определение «африканского» трайбализма перенесли на нашу Степь. Вот распространенное определение трайбализма: «Трайбализм (трибализм) (английское tribalism, от латинского tribus – племя), приверженность к культурно-бытовой, культовой и общественно-политической племенной обособленности. Проявляется в межплеменной вражде, главным образом в Африке».

– В чем особенность изучения и исследования региона Казахстана?

– А особенность в том, что у нас практическое краеведение есть именно история родов, ведь веками земля принадлежала родам и племенам, так было из-за мобильного скотоводческого хозяйства. И как о них-то не писать, если, к примеру, здесь по Илеку веками жили в основном роды табын и тама, а по другим рекам больше кете, торткара, жагалбайлы, тлеукабак и другие степные роды?!

Это же простая конкретность жизни. Вот если б жили тут марсиане, так и писали бы правду – «марсиане»!

Тем не менее знать имена своих предков до седьмого поколения назубок – заповедь аксакалов испокон веков. Это не только формула знания реального родства по крови, осознания причастности к единым корням, но прежде всего – важнейший этногенетический код, упорядочивающий мир, организующий жизнь казаха. Ведь дело не ограничивается простым перечислением имен предков, но и знанием, чем был известен тот или иной предок; это и есть интеллектуальная преемственность поколений, передача семейной и родовой информации.

                          Как родовая система помогла выживать

– Кроме знания истории своих предков еще для чего нужна была родовая система?

– Когда говорят, что казахи делятся на роды – это неправильная и провокационная формулировка, надо говорить: казахский народ состоит из родов, а не делится. Главная идея шежире обретает полноту в тесной связи имен предков и потомков, в преемственности поколении. Именно вкупе со своей историей, национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем.

В ипостаси нового казахского общества лицо родовой общины не должно быть завуалировано, ибо созидание будущего невозможно без учета опыта прошлого. Это историческая, культурная, антропологическая и социологическая данность. Ее надо хорошо и системно изучать, понимать и уметь с этим работать.

Это имманентное свойство казахов в течение столетий помогало выживать, это вросло в плоть и кровь любого укорененного в почву казаха. Это присутствует, даже если мы это не принимаем или пытаемся бороться.

В какие-то периоды истории родоплеменная структура была конкурентным преимуществом, помогала быть эффективными, создавала новые возможности, укрепляла солидарность и социальную мобильность казахов, в особенности по сравнению с европейскими этносами.

Родовая система была необходима для сохранения родовых земель: определенная земля была во владении определенных родов, все казахи знали, где чья земля. Это еще связано с экономикой.

– Вы сказали, что родоплеменная структура была конкурентным преимуществом. В чем оно выражалось?

– Например, родоплеменная структура не позволила российскому царизму ввести в Степи крепостничество, хотя во многих других территориях одной шестой планеты это ему удалось. Обещал царизм и казахской элите титулы князьев и графов, а степняки: «...Да вы что – у нас же все родня друг другу. У вас в деревне самый богатый – это помещик и все остальные ему рабы, которых он может продать или обменять на другое имущество, а в ауле все люди – родственники друг с другом и если богат, то обязан помочь попавшему в беду. Да и о каждом человеке на земле у нас говорят: «ол да адам баласы»!..

А в годы советской коллективизации вчерашним баям и зажиточным казахам выживать помогали бедняки-сородичи. Заметив такую родовую солидарность и помощь, советы взялись и за бедняков, отнимая у них последнего козленка. Чтобы исключить «прокормление», проводилось тотальное изъятие скота и продовольствия у сельского населения, среди которого распространилось трупопоедание и каннибализм, и было много больных и сумасшедших.

Филипп Исаевич Голощекин (Шая Ицкович), ученик Якова Свердлова, участник расстрела царской семьи, «философствовал»: «изъятие самого необходимого из одежды и домашней утвари, полное лишение продовольствия порождает сочувственное отношение к кулацким семьям середняков и даже бедняков, берущих их на прокормление». Здесь Голощекин столкнулся с развитой системой степного гражданского общества: члены рода, аула материально поддерживали друг друга, поэтому для ликвидации кулаков он сморил с голода «заодно» и остальных.

К тому же в советское (и в царское) время постарались разрушить родовое единство, насильно переселяя людей под разными предлогами из своих вековых мест обитания.

                         Почему раньше пугали жупелом трайбализма


– Почему казахов пугали трайбализмом?

– В царское и советское время историю нашего народа в основном писали в своих эгоистических интересах не имеющие никакого отношения к нашему народу люди, а местных исследователей тогдашние власти больше ста лет пугали жупелом трайбализма, чтобы историю родов совсем не писали! Цель их была – отбить память о землях, которые испокон веков принадлежали казахскому народу. И о своих предках.

– Когда и как конкретно объявили войну родоплеменной структуре?

– С 1868 года объявили войну родам.

21 октября 1868 года вышел «Указ о преобразовании управления казахами Оренбургского и Сибирского ведомств», и одновременно с указом было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», по которому в управление Оренбургского генерал-губернатора вошли Уральская и Тургайская области, а Акмолинская и Семипалатинская области – генерал-губернатору Западной Сибири.

То есть в 1868 году Россия поделила Степь на волости взамен деления на родовые земли и начала борьбу с родами.

Испокон веков кровнородственная связь казахов была естественной формой существования, альфой и омегой социальной и личной жизни народа. Кровнородственная связь тех времен определяла все. Каждый казах с детства знал, откуда он вышел, и нес это через всю жизнь.

Каждый казах должен был знать семь поколений своих предков, поскольку не было паспортов и свидетельств о рождении. К тому же у казахов была система экзогамии: жен брали либо из другого рода, либо по семи поколениям вычисляли кровнородственную связь, чтобы не было кровосмешения.

                            Краевед связывает разорванные цепи поколений

– Вы изучали историю своего края. Расскажите о ее особенностях, об особенностях краеведения и т.д.

– В качестве иллюстрации расскажу об исследованиях Калдыбая Бактыбайулы Куттымуратова. Окончил Калдыбай Уральский сельхозтехникум, служил в армии, работал бригадиром, завМТМ в Кобдинском районе. Окончил Саратовский политехнический институт, трудился на Уральском мехзаводе, в промпредприятиях города Актобе, вышел на пенсию.

Калдыбай – борец по натуре, как физически, так и по духу. Еще со школы приохотился к борьбе, участвовал в соревнованиях, тренировал молодежь, кандидат в мастера спорта в классике, перворазрядник в вольной борьбе, имеет разряд и в самбо.

Пригодилось его трудовое и спортивное упорство и в краеведении. Ведь тут серьезный исследователь нередко вгрызается почти в абсолютную целину или давно закаменевшую залежь, которой давно никто не касался – из-за многих серьезных перепадов отечественной истории, когда страна наша находилась под иноземным управлением и до многих тем местные просто не допускались.

– Какими исследованиями занимается Куттымуратов?

– В 2009 году краевед К.Куттымуратов выпустил в свет свою первую книгу «Тарақты табын шежіресі», а в 2014 году – ее дополненный вариант объемом в 394 страницы. В 2017 году – «Тама руы шежіресі», 387 страниц!

А в 2020-2021 годах Калдыбай Бактыбайулы исполнил долг потомка перед своим дедом Бисекеном, не пришедшим с войны, а также перед земляками-фронтовиками родного района и издал свою «Книгу Памяти Алгинского (Ключевого) района» объемом в 382 страницы!

То есть это солидные содержательные книги, основанные на фактах и источниках. В результате большой кропотливой работы он нашел сведения о многих не вернувшихся с Великой Отечественной Войны 1941-45 годов, написал о подвигах многих и многих земляков. Теперь у алгинцев есть эта Книга, и они благодарны исследователю. И новые поколения алгинцев будут воспитываться на подвигах предков – результат труда этого подвижника-краеведа.

– В чем особенность исследований краеведа?

– И в регионах масса исторических источников. И вот тучи таких сведений от древности до сего дня краевед связывает между собой, время давних предков с сегодняшней реальной жизнью. В книгах его – множество шежире, представленные сегодняшними поколениями как жителей области, так и соседних территорий, а также других стран и республик.

Например, знаменитый герой ВОВ Александр Матросов – это Шакиржан Юнусович Мухаметжанов, из рода табын, принявший после детдома новую фамилию, башкир по национальности (по некоторым сведениям – татарин). Есть данные архивов как советского времени, так и времен царизма. Есть рассказы о выдающихся личностях, батырах, аулие, общественных деятелях, просветителях, священниках, акынах, композиторах, режиссерах, писателях, ученых, военных и других видных людях – о, сколько талантов и настоящих гениев рождает веками суровая и прекрасная казахская земля!.. Обо всех рассказать здесь места не хватит.

                Люди трудового результата: у казахов простых родов нет

– Какие книги еще можете отметить?

– Сейчас поступила в печать новая книга К.Куттымуратова – «Ақ кете шежіресі», тоже с богатым содержанием, около 400 страниц, верстка только началась, рукопись я читал, очень интересная... Ак кете – это одна из частей великого племени кете, представители которого живут в Актюбинской и других соседних областях.

У казахов простых племен и родов нет. Все крупные роды и племена имеют историю многих тысяч лет.

Это можно понять хотя бы прочитав в Интернете на сайте «Казахстан тарихы» статью доктора исторических наук Жамбыла Артыкбаева «Хеттская империя и наше племя кете».

Представьте еще, что матерью знаменитого царя Соломона (Сүлеймен) была кетеянка Вирсавия – три тысячелетия назад.

Или вспомните фильм «Томирис» – 2500 лет назад Томирис была царицей массагетов, т.е. союза племен масак-кете. Масак – предки племени маскар, которые и сегодня состоят из частей масак и куттыкадам, а также предки племени торткара (карамашак). И все три и сегодня имеют общую тамгу в виде креста казахского шанырака.

Если перечислять сведения, которые есть в источниках об этих трех – торткара, маскар и кете, то они не уместятся даже в нескольких томах – настолько много рассказывается событий о них, особенно в античное время – греками, римлянами, египтянами, семитами, Библией и т.д.!

Например, знаменитые анты (венеды), которых многие народы причисляют к своим предкам, в т.ч. русские, это әнет из ақкете.

– Что известно в источниках о племени тама?

– Также широко известны в исторических источниках разных народов на протяжении тысяч лет представители племени тама: вспомните хотя бы о Тамани в Крыму или о древнем городе Таматархане, который в русских летописях назвали Тьмутараканью.

Зороастр, основатель зороастризма, из которого, по признанию ученых, вылупились, как из яйца, абрамические религии иудаизм, христианство и ислам, в своих сохранившихся проповедях часто восклицает, что он родом из племени спи тама.

А в Интернете есть работа английской ученой Мэри Бойс о том, что Зороастр тысячи лет назад родился и многие годы жил в степях восточнее реки Волга – таминцы и сегодня тут живут!

...Получается, что абрамические религии основаны на степном тенгрианстве, как и зороастризм (книга «Қазақ». Алматы. 1994)...

– Какие родовые следы остались в топографических названиях?


– Табыны, о которых пишет Калдыбай, по шежире состоят из трех частей: Тогым (Таракты), Бозым (Шөмішті), Ағым (Көсеулі). Их именами названы реки на летовках исторического Табына: река Ток, г. Тоцк и Тоцкий район в Оренбуржье, река Боз-ұлық, г. Бузулук и Бузулукский район там же, река Ақ (Белая) в Башкортостане и Татарстане. Там же озеро Табынколь (Асылы), аулы Югары Табын, Тюмян Табын и другие...

Местности с именем Табын, река Уш Табын, Кобда есть и в Монголии, а на мировых картах до ХVII века самая северная точка континентальной суши планеты Земля и самая восточная точки Евразии носили название Таbin (есть в Интернете), сейчас переименованы в мыс Челюскина на полуострове Таймыр и в мыс Дежнева на Чукотке.

И в римских источниках на рубеже эр в Германии отмечались горы Тавн и племя Тавн. Ну что скажешь, если Сарматия в пике развития контролировала территорию от реки Висла в Германии до Чукотки и Китая, а еще раньше было государство Туран, контролировавшее почти весь Старый Свет. Это как сегодня в Австралии, Канаде и США английский язык, который к тому же учит весь остальной мир, – так было с казахским (тюркским) при Сарматии и Туране.

Конечно, с тех пор за тысячелетия очень многое изменилось, но потомкам надо знать собственных предков. Книги Калдыбая Куттымуратова есть к этому очередной сыновний вклад. Пусть не самый большой, но собственный трудовой результат. Үлес. Нәтиже. Подступ к будущим светлым делам и познанию.

В книге З.Мейирманова «Мұхаммед пайғамбардың өмірі мен таңдамалы хадистері» дается 165-й хадис: «Әрбір адам құдай жолына арнап садақа беруі керек. Ал садақаның ең жақсысы – өзі білген білімін, ғылымынбасқаларға үйрету. Өйткені, қол қайыр кедей-кембағалды тойындырады, уақытша сүйіндіреді. Ал ғылым беру – өмір азығы» (Алматы. Изд. Жазушы.1994. с.19).

Жемісті болсын еңбектеріңіз, құрметті Қалдыбай Бақтыбайұлы!

             Благодаря таким людям раскрываются тайны Степи

– Что можно сказать об исследованиях Куттымуратова в контексте официальной науки?

– Благодаря таким людям, как Калдыбай, раскрываются многотысячелетние тайны Степи. Работы К.Б.Куттымуратова – один из примеров фактического подвига некоего мыслящего подвижнического отряда, состоящего как из официальных ученых, так и энтузиастов-пассионариев – они возвращают вот уже десятки лет по крупицам память родному народу – И.Есенберлин, О.Сулейменов, М.Магауин, С.Сматай, К.Салгараулы, А.Сейдимбек, А.Нарымбаева, Ж.Байжумин, М.Абди и другие.

В книге Калдыбая о тама академик Хайролла Габжалилов рассказывает, что ему лично послужило толчком для создания центра «Алаш» по сбору и публикации материалов о родах и племенах. Он при поездках за границу, в т.ч. в Англии, увидел, что многие страны планеты воспринимают казахов как молодой народ – неизвестно откуда появившийся!

Как человек дела, Х.Габжалилов тут же привлек к работе плеяду ученых, организовал издание историко-этнологического научного журнала «Алаш» и объявил сбор материалов по оргструктуре нашего степного народа. И скоро 20 лет, как ведет эту работу и уже изданы десятки томов по истории наших родов и племен. А многие плачут, что нас обидели чужие историки и не пошевелят пальцем, чтобы менять дело к лучшему. Настоящий же борец знает, что для победы самому нужно шевелиться и работать упорно и беспрерывно для достижения светлой цели.

– Что говорится в казахских шежире?

– В Степи каждый камень или речушка могут рассказать о великой истории. Вот, река Жем на юге области. А на севере к Илеку со стороны реки Кобды подходят овраги (русла древних рек) – Майкысай, Мак-Бал-сай. Тут и Майкыбулак.

Согласно казахскому (тюркскому) обычаю Жем, Майкы и также Йима – это обережные имена Мака, ставшего каганом Турана, а Бал – имя его потомка, также ставшего каганом Турана. Отмечены эти личности в казахском (тюркском) наследии, а также в индийских, иранских и прочих источниках.

В шежире жетируйцев, к которым принадлежат описанные Калдыбаем табыны и тама, – это Аргы Мак, т.е. Древний Мак. У уйсынов в шежире – это Майкы. Бал тоже есть в каздревностях. И пишется в книге «Майкы би» (изд. 2014 г.), что Майкы построил город Орнык – остатки камней этого города тоже пока есть между Кобдой и Илеком. Весь ХХ-й век возили оттуда камни на стройки – сначала на строительство железной дороги Оренбург-Ташкент, потом на стройки элеваторов, баз, гаражей и т.д.

                             Плачевная судьба городов и курганов

– Какова судьба города Орнык?

– Сейчас камни заканчиваются – много лет хожу к властям, историкам, чтобы исследовали оставшиеся еще памятники, пусть даже это другой город, но он же – наш!.. Обращался как в обладминистрацию Оренбуржья (2006 г.), так и в облакимат Актобе (в 2009 г.), в обоих течет река Илек, но если первые поняли и даже включили в план, но опаздывали с выполнением, то у вторых не нашлось ни одного (!) специалиста даже для оценки моих предложений. Советник акима, очень хороший и талантливый человек, сказал мне: «Агай, то, что вы пишете, все равно откроют через 50 лет, не нажимайте на нас, никто в городе не знает, правы вы или нет»...

А ведь Илекские Степи тысячи лет были политическим и духовным центром мирового масштаба, где зарождались самые великие государства Древнего Мира: прочтите в Интернете работу завотделом сарматологии Института АН СССР К.Ф.Смирнова «Сарматы на Илеке» – он сам лично раскопал более 100 курганов по Илеку.

– Какова судьба других памятников края?

– Ранее сармат, именем которых историками названа целая тысячелетняя эпоха с VIII в. до н.э. по IV в. н.э. (скифо-сарматским временем!), были и другие цивилизации, в т.ч. Великий Туран (Идель, Жиделі Байсын). Илеко-Кобдинские степи покрыты были десятками тысяч бесценных памятников, большинство которых уже уничтожено. Но никого этот вопрос не волнует, за редкими примерами.

Об исчезновении в 1888 году сразу 400 курганов в одном месте между Илецком и Актобе писал, например, геолог В.Родионов, ставший после выхода на пенсию сотрудником Актюбинского облмузея.

В археологических ежегодниках АН СССР в 1970-е годы говорилось, что левый берег Илека от Соль-Илецка до Актобе совсем недавно имел самую высокую плотность курганов во всей Евразии! Долина царей тут была в несколько раз длиннее Долины царей в Египте.

– Возможно, вашими стараниями будет известна плачевная судьба памятников края руководству страны.

– Дай бог!

– Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью!

                                                                                                      Дастан ЕЛДЕС